NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа элективного курса по обществознанию



М
униципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»

Программа элективного курса

по обществознанию.


«Правовые проблемы: исследование, решение, действие».
9 класс
Составитель программы: Фомина В.Л,

учитель обществознания

г. Торжок

2005г.




Право – искусство справедливости и добра.

Древнеримское изречение.

Право существует для пользы человечества.

Латинское изречение.


  1. Пояснительная записка.


Формирование правосознания и правовой культуры подростков имеет первостепенное значение во всей системе воспитания. Станет ли молодой человек активным работником, надежным, ответственным за свои поступки гражданином – это во многом зависит от воспитания в нем глубокого чувства уважения к законам РФ, умения и стремления активно использовать свои права и выполнять обязанности гражданина, бороться со всеми нарушениями закона, антиобщественными противоправными поступками.

Подросткам, с присущей им энергией, свойственны стремления к немедленному достижению результата. Вместе с тем ими острее переживаются трудности, препятствия на пути к достижению цели. Отсутствие жизненного опыта, неустойчивость характера, недостаток терпения в будничной, рутинной работе часто порождает непродуманные безответственные поступки. При этом встречается, что их сверстники, товарищи принимают такие поступки за «подлинный героизм».

Приобретение правовых знаний и навыков, формирование прочных правовых убеждений способствует укреплению нравственных качеств в сознании, характере подростков, укреплению их организованности в делах, стремления и привычки соблюдать интересы общества, коллектива, активно бороться за них.

Возрастные рамки курса..

Данная программа ориентирована на учащихся 9 классов, т.к.:

- в этом возрасте у детей еще не сложились устойчивые жизненные стереотипы, они только вырабатывают свою жизненную позицию;

- данная программа является продолжением учебного курса «Право и политика» и имеет практическую направленность.

Данный курс ставит следующие цели:

Познавательные: помочь учащимся основной школы пополнить свои знания и умения пользоваться источниками права, применять полученные на уроках знания при решении ситуационных познавательных задач.

Развивающие: содействовать формированию правосознания, системы собственных представлений и установок, основных правовых ценностей, способностей к самостоятельному принятию решений, личностному самоопределению и самореализации.

Воспитательные: воспитание гражданской ответственности и достоинства, толерантности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.

Задачи:

- расширить знания учащихся о законодательных актах РФ;

- создать условия для систематической самостоятельной работы учащихся с документами;

- обеспечить активизацию интеллектуальной деятельности учащихся, изжить догматизм и механическое заучивание материала, сделать знания оперативными;

- выработать навыки оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения;

- создать такие условия, в которых дети смогли бы самостоятельно прийти к мысли, что закон – не цель, а средство для нормального функционирования общества;

- сформировать мотивы к изучению правовой системы России.

Содержание курса.

Данный курс предполагает формирование умений и навыков, а главное – способов деятельности на основе правовой компетенции. Это означает умение действовать самостоятельно, познавательную активность, умение использовать проектную и иные способности, направленные на формирование самостоятельного подхода к познанию. Важное значение приобретает умение находить источник права, понимать его, делать умозаключения и обосновывать свои выводы по правовым проблемам, имеющим практическую значимость для обучающихся. Выпускник основной общеобразовательной школы должен иметь практический навык использования полученных на уроке правовых знаний и готовность в будущем их развивать.

Весь курс рассчитан на 11 часов обучения с учетом возрастной психологии подростка. Периодичность занятий – 1 ч. в неделю.

Программа состоит из восьми тем, базирующих на основных отраслях права.

Первая тема «Человек и право» позволяет познакомить девятиклассников с задачами курса в игровой форме. На этом занятии ребята должны попытаться разобраться во всем многообразии отношений, урегулированных нормами права.

Вторая тема «Конституционное право» и последующие темы посвящены решению познавательных задач непосредственно связанных с данными отраслями права.

Последнее занятие подводит итог работы: подсчитываются баллы, поощряются лучшие знатоки права, заполняются портфолио выпускника основной школы, высказываются взаимные пожелания.

Методические основы курса.

Методика курса рассчитана не на механическое запоминание «неоспоримых истин», четкое разделение мира на «черное» и «белое»; ее задача – показать необходимость всестороннего изучения явлений, отсутствие готовых единственно верных решений в отношении между людьми. Поэтому на занятии предлагаются ребятам тексты, тесты, познавательные задания, поощряются оригинальные суждения.

Для реализации целей курса выбраны такие методы работы, которые отвечают следующим требованиям:

- позволяют детям пережить ситуации с которыми они могут встретиться не зная законов;

- заставляют детей задуматься над отношениями между людьми и, а также между гражданином и государством;

- позволяют ребятам сформулировать свое собственное мнение и свободно его высказать; учат девятиклассников общаться друг с другом, решать конфликты, возникающие вследствие противоречий между правами и интересами отдельных людей в обществе;

- создают среди ребят атмосферу равноправия и уважения, без которых говорить о праве просто бессмысленно.

Это – активные формы обучения, под которыми подразумеваются не только игры, но и все виды деятельности, требующие творческого подхода к материалу и создающие оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся: ролевые, деловые игры, психотехнические упражнения; работа в малых группах; дискуссии; рисунки; работа с правовыми источниками, литературными и публицистическими текстами; творческие работы.
II.Программа курса «Правовые проблемы: исследование, решение, действие».
«Человек и право» - 1ч.

«Конституционное право» - 1ч.

«Избирательное право» - 1ч.

«Гражданское право и гражданский процесс» - 1ч.

«Административное право» - 1ч.

«Уголовное право и уголовный процесс» - 1ч.

«Трудовое право» - 2ч.

«Семейное право» - 2ч.

«Человек и право» - 1ч.

Итого: 11часов.

III. Ожидаемые результаты.

По окончанию курса подростки должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-полноценного выполнения типичных для подростков социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

-сознательного неприятия антиобщественного поведения.
IV. Тематическое планирование курса


Количество

часов

Наименование темы

Форма занятия

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

1ч.

Человек и право

Учебная игра «Имею право»


Знать: основные положения теории естественных прав; содержание статей Всеобщей декларации прав человека и Конституции РФ; источники права.

Уметь: называть основные признаки права; объяснять его отличие от других социальных норм; комментировать некоторые определения права; характеризовать теории права; аргументировать свои ответы.


1ч.

Конституционное право.

Работа в малых группах.



Знать: об основных шагах на пути к конституции и конституционному строю в России; значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества.

Уметь: характеризовать смысл основных понятий; анализировать тексты; объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы.


1ч.

Избирательное право

Деловая игра

Знать: как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Уметь: высказывать собственные суждения; делать выводы; применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач.



1ч.

Гражданское право и гражданский процесс.

Практикум.

Знать: что аспектом частной жизни является внутренний духовный мир человека, его межличностное общение и т.д.; особенности гражданских прав.

Уметь: объяснять смысл основных понятий; выявлять существенные признаки понятия «частное право» и давать его определение.



1ч.

Административное право.

Работа в малых группах.

Знать: об административной ответственности и ее отличиях от других видов юридической ответственности;

Уметь: высказывать свою точку зрения; анализировать высказывания других.


1ч.

Уголовное право и уголовный процесс.

Работа в малых группах.

Знать: что такое преступление; что такое наказание, его виды и цель;

особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Уметь: объяснять, какие обстоятельства исключают преступность деяния; анализировать свое поведение с точки зрения юридической ответственности.

2ч.

Трудовое право.

Практикум.

Знать: цели и задачи трудового законодательства; принципы правового регулирования трудовых отношений.

Уметь: высказывать свою точку зрения; анализировать тексты и высказывания; применять полученные знания при решении ситуативных задач.


2ч.

Семейное право.

Открытый микрофон.

Знать, что семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.

Уметь: объяснять назначение семьи; раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений; аргументировать свои ответы при решении проблемных заданий; высказывать свою точку зрения.


1ч.

Человек и право.

Командная игра «Турнир знатоков права».

Знать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью демократического общества и правового государства.

Уметь: объяснять текст; высказывать свою точку зрения; делать выводы.



V. Контроль уровня обученности.
На каждом занятии обучающиеся набирают определенное количество баллов за работу, по результатам которых делается запись в портфолио выпускника основной школы. Учащимся, показавшим особые успехи на занятии, может быть выставлена положительная отметка по обществознанию в классный журнал.

VI. Литература.


  1. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях. М. , Школа-Пресс. , 1998г.

  2. Никитин А.Ф.Право и политика: Тесты. М., Дрофа., 2001г.

  3. Кишенкова О.В. и др. Сборник тестовых заданий для тематического контроля. Обществознание. Основная школа. М., «Интеллект-Центр», 2005г.

  4. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию.8-9 класс, М., «Торгово–издательский дом «Русское слово-РС», 2002г.

  5. Никитин А.Ф. Основы обществознания. Дидактические материалы, М., Дрофа, 2000г.

  6. Боголюбов Л.Н. и др., Введение в обществознание. Дидактические материалы. М., Просвещение, 2002г.

  7. Боголюбов Л.Н. и др., Задания и тесты по обществознанию. 8класс, М., Школьная пресса, 2001г.

  8. Материалы городских, областных, всероссийских олимпиад, ЕГЭ.


страница 1


скачать

Другие похожие работы: