NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «эврика» Работы с одаренными детьми По учебной дисциплине математика Срок реализации 1 год



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ № 8

СТ. ВОЗДВИЖЕНСКАЯ

ПРОГРАММА «ЭВРИКА»

Работы с одаренными детьми

По учебной дисциплине – математика

Срок реализации – 1 год

Вид программы – модифицированная

Возраст учащихся – 12-14 лет

Составитель Булгакова

Раиса Ивановна

учитель математики

ст. Воздвиженская

2010

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Настоящая программа составлена на основе Большого справочника «Математика» авторов Д.И.Аверьянова и П.И.Алтынова и предусматривает работу с одаренными детьми детей среднего возраста в области математики.

Развитие детской одаренности является главным направлением

образовательной модели МОУ СОШ 8. При разработке данной программы использованы материалы Московского форума «Одаренные дети» в поддержку Федеральной Программы «Дети России».

Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с одаренными детьми. Программа охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы

непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми. А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально -личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развевающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска ;

- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;

- зрелость педагогического самосознания.

Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:

- единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся,

преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;

- изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально- ориентированных учебных систем (Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, УДЕ).

Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ.
Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени. Единое для всех временя на овладение программой, единая для всех длительность урока , единые темы ведения урока, обусловленные

индивидуальностью учителя, но не учащихся, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников,

Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.
3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С

ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, а также переоценка основных положений программы школы « Одаренные дети» (2009-2010 г.г.) мотивировали методическую службу школы к модернизации системы работы школы с одаренными детьми.

Это привело к написанию программы «Эврика», которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Наша школа- школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.
4.ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ.
Стратегическая цель программы - переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления.

Воспитательная цель- воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель- расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель- развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
5. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

- внедрять в образовательное пространство школы вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;

- стимулировать творческую деятельность педагогического коллектива и создать условия для удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыживании;

- совершенствовать здоровье сберегающие и здоровье развивающие компоненты образовательного пространства школы.

Программа рассчитана на 1 учебный год, 34 учебных недели, 18 часов, 2 занятия в месяц продолжительностью 1 ч. В группу приняты те учащиеся, которые в 2009-2010 учебном году прошли первый диагностико - прогностический этап.

Занятия строятся в виде беседы, парной работы, соревнований и нетрадиционных занятий. Большое внимание на занятиях уделяется практической работе. В программу включены здоровьесберегающие упражнения.

Без конкретных математических знаний затруднено понимание, устройство и использование современной техники, восприятие научных знаний и различной информации. Без знаний математики невозможно дальнейшее образование. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики.

Математике принадлежит ведущая роль в формировании логического и творческого мышления, в умении делать выводы и обобщения, в воспитании трудолюбивого и ответственного человека.

Изучение математики способствует развитию воображения, пространственные представления, пониманию красоты окружающего мира.

В программе уделяется внимание межпредметной связи.
6. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
- внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;

- обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого – медико - педагогическую поддержку одаренных детей;

- совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;

- организовать социальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
7. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВИДАМ ОДАРЁННОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА « ЭВРИКА».
Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия «одаренность» были выделены следующие виды одаренности:

- общая интеллектуальная одаренность:

Вакуленко Ира, 6 класс,

Ляшенко Оксана, 6 класс,

Рыкова Татьяна, 6 класс,

Шевцов Георгий, 6 класс,

Элисбаров Вениамин, 6 класс,

Колисниченко Роман, 7 класс,

Поздеева Людмила, 7 класс,

Савина Светлана, 7 класс,

Шелюгов Виктор, 7 класс,

Замараев Артем, 8 класс,

Пефти Татьяна, 8 класс,

Скосырев Сергей, 8 класс.

Для развития каждого вида одаренности разрабатывается система мероприятий. В нее включены возрастные особенности, что позволит детям ориентироваться в образовательном процессе.
8. ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ.
- Опора на методы психодиагностики;

- Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого - педагогического статуса одаренного ребенка;

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления « потенциальной» одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.

Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития».

Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
9. НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.

В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.

Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно - воспитательного процесса. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов.

Наиболее популярной современной концепцией одаренности является теория известного американского специалиста в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя группами качеств:

- общие или специальные способности выше среднего;

- высокий уровень включенности в задачу;

- высокий уровень креативности.

Джозеф Рензулли предлагает считать одаренными не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.

Использование трактовки одаренности Джозефа Рензулли при составлении учебных программ для одаренных детей позволяет обучающимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес.
Задача учителя- помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.
10. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОГРАММЕ « ЭВРИКА».
Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:
1. Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися.

2. Насыщенность учебного материала заданиями открытого типа.

3. Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи.

4. Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы.

5. Поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей.

6. Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.
Реализация программы « Эврика» предполагает несколько организационных форм ускорения:
1. Ускорение в обычном классе.

2. Профильные классы.

3. Радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе).
Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления. Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
11. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.
При выборе форм и методов обучения мы опирались на основные положения:
- технологии развития индивидуальности личности (РИЛ) – обучение В.В.Полякова.

- технологии саморазвития личности Г.К.Селевко;

- технологии развития критического мышления через чтение, письмо и др.

Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.
12. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АДАПТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
1. Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.

2. Разнообразные виды поддержки учащихся:

- Психолого – педагогические: комфортность, сотрудничество, совместимость;

- правовые;

- социальные (равные стартовые возможности в обучении);

- валеологические: обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем домашних заданий.

3. Право свободного выбора:

- профиля;

- уровня;

- вида творческого труда.
13. КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.
14. ЭТАПЫ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ « ЭВРИКА».
2009-2010 уч. год – диагностико - прогностический этап.

2010-2011 уч. год – организационный этап.

2011-2012 уч. год – практический этап.

2012-2013 уч. год – практический этап.

2013-2014 уч. год – обобщающий этап.
15.ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ « ЭВРИКА».
1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в математике.

3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

К концу учебного года учащиеся должны:

- знать и уметь применять теоретический материал при решении упражнений;

  • знать формулы определения и теоремы;

  • правильно употреблять термины;

  • последовательно, логически правильно излагать математический материал;

  • выполнять тождественные преобразования;

  • применять приемы быстрого счета;

  • уметь планировать свою работу;

  • находить рациональные пути решения задач;

  • уметь решать текстовые задачи;

  • уметь правильно и точно строить графики, уметь работать по графикам;

- иметь наглядные представления о свойствах функций;

- решать уравнения и неравенства с модулем;

- решать уравнения и неравенства с параметром;

- умение работать самостоятельно.
16. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.




п/п

Наименование разделов

Всего часов

Форма работы

Сроки проведения

1

Вводное занятие.

1

Беседа.

Сентябрь

2

Число как количественная характеристика величины.

1

Беседа.

Решение задач.

Сентябрь

3

Задачи с целыми числами.

1

Решение задач.

Октябрь

4

Игра «КВН».

1

Соревнование.

Октябрь

5

Решение ребусов.

1

Решение задач.

Ноябрь

6

Решение задач на проценты.

1

Решение задач.

Ноябрь

7

Занимательные задачи.

1

Решение задач.

Декабрь

8

Математическая викторина.

1

Соревнование.

Декабрь

9

Уравнения и неравенства с модулем.

1

Решение задач.

Январь

10

Решение логических задач.

1

Решение задач.

Январь

11

Решение задач на делимость повышенной трудности.

1

Решение задач.

Февраль

12

Решение задач на смеси и сплавы.

1

Решение задач.

Февраль

13

Задачи на соображение.

1

Решение задач.

Март

14

Игра «Счастливый случай».

1

Соревнование.

Март

15

Функции и их графики.

1

Решение задач.

Апрель

16

Решение задач на движение.

1

Решение задач.

Апрель

17

Решение олимпиадных задач.

1

Решение задач.

Май

18

Математические состязания.

1

Соревнование.

Май

ПРОГРАММА

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ – 1 Ч.

Организация работы объединения. Роль метаматематики в жизни современного человека.

ЧИСЛО КАК КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕЛИЧИНЫ – 1 Ч

Выстроить основное математическое понятие числа как отношения величины к мерке. Действия с числами (натуральными, обыкновенными и десятичными дробями, отрицательными числами) с опорой на ранее изученные законы.
Основные понятия.

Формулы сокращенного умножения.

Сложение, вычитание, умножение и деление дробей.

Сокращение дробей.

Практическая часть.

Преобразование выражений с числами.

Упрощение выражений.

ЗАДАЧИ С ЦЕЛЫМИ ЧИСЛАМИ – 1 Ч

Четыре арифметических действия, правила устных и пись­менных вычислений. Закреплять действия с числами с опорой на ранее изученные законы. Понятие степени. Свойства степеней. Преобразование степеней.
Основные понятия.

Свойства действий с числами.

Понятие степени.

Свойства степеней.

Практическая часть.

Преобразование выражений с числами.

Упрощение выражений.

Преобразование степеней.

ИГРА «КВН» – 1 Ч

Развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики. Прививать навыки самостоятельного решения задач. Воспитывать культуру математического мышления. Прививать интерес к математике. Совершенствовать законы сложения и умножения.

РЕШЕНИЕ РЕБУСОВ – 1 Ч

Совершенствовать законы сложения и умножения. Закреплять действия с числами с опорой на ранее изученные законы.
Основные понятия.

Свойства действий с числами.

Законы сложения.

Законы умножения.

Практическая часть.

Преобразование выражений с числами.

ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ - 4 Ч.

Повторить определение процента. Уметь находить число по егс процентам, находить процентное отношение двух чисел. Совершенствовать умения учащихся составлять уравнения по условию задач на проценты.

Основные понятия

Определение процента. Определение пропорции. Основное свойство пропорции.

Практическая часть, доставлять уравнения по условию задачи. 1о смыслу задачи производить отбор корней.

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ – 1 Ч

Развивать познавательную активность учащихся. Ознакомление с окружающим миром. Прививать навыки самостоятельного решения задач. Совершенствовать умения учащихся составлять уравнения по условию задач, решать задачи, используя решение уравнения. Уметь производить проверку уравнения для того, чтобы убедиться в правильности вычислений. Уметь по смыслу задачи производить отбор корней.
Основные понятия.

Решение уравнений.

Отбор корней.

Практическая часть.

Составлять уравнения по условию задачи.

По смыслу задачи производить отбор корней.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА – 1 Ч

Создать условия для обзорного повторения учащимися программного материала и уяснения перспективы дальнейшей работы по предмету. Содействовать развитию у учащихся: творческого подхода к решению задач; навыков работы в команде. Способствовать: дальнейшему формированию у учащихся интереса к математике; активизации учебной деятельности учащихся.

УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С МОДУЛЕМ – 1 Ч

Знать определение уравнения и неравенства с модулем. Закреплять решение уравнений и неравенств с модулем и делать проверку.
Основные понятия.

Модуль числа.

Свойства уравнений.

Свойства неравенств.

Практическая часть.

Решение уравнений с модулем.

Решение неравенств с модулем.

Отбор корней уравнения.

Отбор решений неравенства.

РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ – 1 Ч

Совершенствовать умения учащихся в решении логических задач. Повторить действия над числами. Уметь решать уравнение. Уметь делать проверку.
Основные понятия.

Знакомство с красивыми задачами.

Свойства уравнений.

Решение уравнений.

Практическая часть.

Составлять уравнение по условию задачи.

По смыслу задачи производить отбор корней.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДЕЛИМОСТЬ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ – 1 Ч

Совершенствовать умения учащихся в решении задач на применение признаков делимости. Повторить действия над числами. Уметь решать уравнение. Уметь делать проверку.
Основные понятия.

Знакомство с красивыми задачами.

Свойства уравнений.

Решение уравнений.

Практическая часть.

Составлять уравнение по условию задачи.

По смыслу задачи производить отбор корней.
ЗАДАЧИ НА СМЕСИ И СПЛАВЫ – 1 Ч

Научить учащихся решать задачи на смеси и сплавы. Повторить понятие о пропорции, основное свойство пропорции. Научить выполнять действия с десятичными дробями.
Основные понятия.

Определение процента.

Определение пропорции.

Основное свойство пропорции.

Практическая часть.

Составлять уравнение по условию задачи.

По смыслу задачи производить отбор корней.

ЗАДАЧИ НА СООБРАЖЕНИЕ. – 1 Ч

Совершенствовать решение занимательных задач. Повторить понятие простого и составного чисел. Четные и нечетные числа.
Основные понятия.

Знакомство с красивыми задачами.

Определение простого числа.

Определение составного числа.

Практическая часть.

Составлять уравнение по условию задачи.

По смыслу задачи производить отбор корней.

ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» – 1 Ч

Развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики. Прививать навыки самостоятельного решения задач. Воспитывать культуру математического мышления. Прививать интерес к математике. Совершенствовать законы сложения и умножения. Установление дружеской атмосферы, сплоченности коллектива, повышение эрудиции учащихся, выявление скрытых способностей и умений ребят. Заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в самостоятельную работу; способствовать расширению кругозора учащихся. Развитие познавательной и творческой активности учащихся, привитие интереса к предмету.

ФУНКЦИИ ИХ ГРАФИКИ – 1 Ч

Совершенствовать понятие о том, что же такое функция и что такое график функции? Повторить свойства функций. Уметь строить графики функций.
Основные понятия.

Определение функции.

График функции.

Свойства функций.

Виды функций.

Практическая часть.

Построение графиков функций.

Описание свойств функций.

ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ – 1 Ч

Совершенствовать умения учащихся составлять уравнения по условию задач, решать задачи, используя свойства уравнений. Уметь производить проверку уравнения для того, чтобы убедиться в правильности вычислений. Уметь по смыслу задачи производить отбор корней.
Основные понятия.

Решение уравнений.

Отбор корней.

Практическая часть.

Составлять уравнения по условию задачи.

По смыслу задачи производить отбор корней.

РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ – 1 Ч

Расширять математический кругозор учащихся. Размышлять над понравившейся задачей. Знать, что работа математика – это не только поиски доказательств готовых утверждений, но и отсеивание неверных гипотез. Олимпиадные задачи не стандартные. Для поиска ответа и доказательства нужны не только школьные знания, сколько здравый смысл, изобретательность, умение логично рассуждать, перенести необычное условие на подходящий математический язык. Нужное соображение возникает иногда совершенно неожиданно, интуитивно, как некое « озарение». Эти моменты «открытия» и составляют радость математического творчества. Таким образом, олимпиадные задачи позволяют приоткрыть завесу над серьезной математикой – классической и современной. Отчасти они даже отражают последние математические моды, – они, как и мода на одежду, меняются с годами.

Основные понятия.

Ключевые задачи – своеобразные опоры для решения других задач. Знакомство с красивыми задачами.

Уравнение и его корни.

Равносильные уравнения. Область определения.

Свойства уравнений.

Практическая часть.

Составлять уравнения по условию задачи.

По смыслу задачи производить отбор корней.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СОСТЯЗАНИЯ – 1 Ч

Формировать у учащихся качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для продуктивной жизни в обществе.

Развивать у учащихся интерес к математике. Развивать творческие способности учащихся. Способствовать расширению математического кругозора школьников.

Добиваться выработки умений у учащихся решать нестандартные, логические задачи. Сформировать у учащихся приемы и навыки решения прикладных задач.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

  1. Перельман Я.М. Живая математика – М. : Наука. 1978. Ивлев

  2. Петров К. Квадратичная функция и ее применение – М. : Просвещение, 1995.

  3. Каганов Э.Д. Самоучитель. Арифметика. Алгебра. Тригонометрия – М. : Юнвес, 1998.

  4. Ивлев Б.М. и др. Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа – М.: Просвещение, 1990.

  5. Дыбов П.Т. и др. Сборник задач по математике – М.: Высшая школа, 1989.

  6. Вавилов В.В. и др. Задачи по математике. Уравнения и неравенства – М.: Наука, 1987.

  7. Васильев Н.Б. и др. Задачи всесоюзных математических олимпиад – М.: Наука, 1988.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

  1. Березин В.Н. и др. Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике – М. : Просвещение, 1985.

  2. Далингер В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике – М.: Просвещение, 1991.

  3. Рыбников К.Н. Возникновение и развитие математической науки – М.: Просвещение, 1987.

  4. Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием

в преподавании математике – М.: Просвещение, 1990.

  1. Гельфанд И.М. Функции и их графики – М.: Наука, 1973.

  2. Гусев В.А. Как помочь школьнику полюбить математику – М.: Авангард, 1994.

  3. Дорофеев Г.В. Гуманитарно-ориентированный курс – осно­ва учебного предмета «Математика» в общеобразовательной школе. Математика в школе, 1997, № 4.

  4. Иванова ТА. Гуманитаризация математического образо­вания – Н.Новгород. НГПУ, 1995.

  5. Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие –М.: Народное образование, 1998.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: