Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (начальное общее образование)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 43
МОУ СОШ № 43 г. Челябинска
Утверждаю ________________________
Директор МОУ СОШ № 43 Г.В. Валова
Приказ № _______ от _______________
ПРОГРАММА
формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
(начальное общее образование)
Принято Советом школы
Протокол № ____ от ________
Челябинск – 2011
I. Пояснительная записка
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны на сегодняшний день. Современная школа должна обеспечить ученику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Определяя основные цели деятельности по здоровьесбережению в МОУ СОШ № 43, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями, общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на начальной ступени обучения (далее – Программа) – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой данной Программы являются следующие документы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПин, 2.4.21178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002), раздел 2.9.;
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ №220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения;
Концепция УМУ «Школа России»;
Устав Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 г. Челябинска (МОУ СОШ № 43).
В разработанной Программе учтены следующие факторы, оказывающие существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие в образовательном учреждении, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения;
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
чувствительность детей к воздействиям различного рода;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
Кроме того, Программа обеспечивает формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни через урочную и внеурочную деятельность, а также систему внеклассной работы с обучающимися, а именно:
приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях, способах укрепления здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простых элементов спортивной подготовки;
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, соблюдения санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
получение навыков личной гигиены, рационального использования природных факторов, экологически грамотного питания;
получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья личности;
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
понимание значения занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта для укрепления своего здоровья.
Исходя и всего выше сказанного, целью деятельности МОУ СОШ № 43 по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся на ступени начального общего образования является формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и безопасности обучающихся.
Реализация данной цели предусматривает выполнение следующих задач, которые можно разбить на три группы:
в области формирования личностной культуры:
сформировать умения противостоять в пределах возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;
сформировать представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
в области формирования социальной культуры:
научить обучающихся начальной ступени образования делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от психоактивных веществ;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе при использовании компьютера, просмотра телепередач, рекламы и участия в азартных играх;
сформировать навык позитивного коммуникативного общения;
в области формирования семейной культуры:
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья.
Данная Программа разработана на основе принципов научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Вместе с тем, учитывая, что одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями обучающихся, в Программе предусмотрено проведение мероприятий по привлечению родителей к совместной работе по формированию у детей устойчивого навыка здорового и безопасного образа жизни.
Кроме того, в Программе определены планируемые результаты деятельности участников образовательного процесса по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, разработанные по каждому году обучения в соответствии с моделью организации работы школы по данному направлению. При этом необходимо отметить, что определяемые планируемые результаты соотнесены с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа обеспечивает достижение обучающимися воспитательных результатов, то есть тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся в следствии участия в учебной и внеурочной деятельности (некоторые знания о себе и окружающем мире, опыт самостоятельного действия в различных ситуациях), а также воспитательных эффектов, то есть развитие личности ребенка, формирование его социальной компетентности.
Исходя из этого, Программой определены следующие воспитательные результаты:
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социального здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья;
первоначальный опыт здоровьесберегающей деятельности;
первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание о негативном влиянии компьютерных игр, рекламы, телевидиния на здоровье человека.
Планируемые результаты образовательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, направлены на выполнение МИССИИ школы в достижении понимания, сохранения и принятия одной из главных человеческих и национальных ценностей – ЗДОРОВЬЯ.
II. Модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
Модель организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования разработана на основе анализа имеющейся образовательной среды и учитывает сложившиеся традиции школы в воспитании у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и высоких нравственных устоев.
При выборе типа модели была учтена выстроенная в МОУ СОШ № 43 г. Челябинска структура здоровьесберегающей среды, обеспечивающая эффективную работу педагогического коллектива, Службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, родительского комитета и взаимодействие с социумом.
Структурно-функциональная модель организации работы школы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни состоит из четырех взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов:
целеполагающего;
организационно-содержательного;
диагностико-результативного;
функционального.
Целеполагающий компонент разработанной модели представлен:
требованиями государства, общества и родителей к организации работы образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на начальной ступени образования;
целью работы школы в направлении здоровьесбережения;
задачами, стоящими перед школой в условиях реализации нового образовательного стандарта.
Организационно-содержательный компонент представлен этапами и направлениями деятельности участников образовательного процесса по формированию здорового и безопасного образа жизни, а также отражает типовые виды и формы работы по данной проблеме. Содержательный компонент модели представляет собой алгоритм действий педагогического коллектива по решению поставленных задач на основе системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Диагностико-результативный компонент рассматривается через критерии оценки сформированности компетенций обучающихся начальной ступени образования.
Функциональный компонент определяет функции отдельных специалистов школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной ступени образования.
Структурно-функциональная модель организации работы школы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена на рисунке 1.
ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЙ
Требования ФГОС, общества, родителей и обучающихся
ЦЕЛЬ: формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья и безопасности обучающихся
ЗАДАЧИ:
Сформировать у обучающихся:
личностную культуру;
социальную культуру;
семейную культуру
ДИАГНОСТИКО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ
Распределение по группам здоровья
Охват горячим питанием
Пропуски уроков по болезням
Занятость во внеурочное время
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
Заместитель руководителя ОУ по УВР
Учителя начальных классов
Педагоги дополнительного образования
Педагог-психолог
Педагог-логопед; педагог-дефектолог
Воспитатели ГПД
Рисунок 1. Модель организации работы МОУ СОШ № 43 г. Челябинска по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся начальной ступени образования
III. Структура деятельности МОУ СОШ № 43 г. Челябинска по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Структура системной работы МОУ СОШ № 43 г. Челябинска представлена на рисунке 2 в виде пяти блоков, содержательное наполнение которых представлено ниже.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО
И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровьесберегающая инфраструктура
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся
Эффектиная организация физкультурно-оздоровительной работы
Реализация дополнительных образовательных программ
Просветительская работа с родителями (законными представителями)
Рисунок 2. Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
3.1. Здоровьесберегающая инфраструктура МОУ СОШ № 43 г. Челябинска включает в себя следующее:
Расписание, соответствующее нормам санитарно-гигиенических требований, составлено с учетом того, что уроки в образовательном учреждении начинаются с 8.00 и заканчиваются в 17.55 (в школе организовано обучение во вторую смену, которая начинается в 12.55). При этом во второй половине дня предусмотрена работа групп продленного дня с 12.00 до 16.30 и внеурочная деятельность в форме факультативов, творческих объединений и секций с 15.00 до 18.00.
Состояние и содержание здания и помещений школы соответствует санитарным и гигиеническим нормам, а именно: здание и помещения школы оборудованы пожарной сигнализацией, имеются запасные выходы, тревожная кнопка, ежегодно проводится инструктаж с работниками школы по действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Школьная столовая, рассчитанная на 100 мест, включает пищеблок, один обеденный зал, а также помещения для хранения продуктов питания. Для обучающихся начальной ступени образования организовано горячее питание (завтрак, обед), дополнительное питание: молоко, сок, в том числе горячие завтраки для учащихся, обеды для учащихся 1-х классов и групп продленного дня. Организована продажа буфетной продукции, а также питьевого режима учащихся.
Учебные кабинеты (21 кабинет) школы оснащены необходимым оборудованием, из них 8 кабинетов начальной школы, а также 1 кабинет группы продленного дня. Учебные кабинеты начальной школы оснащены: АРМ учителя (2 шт.), телевизором (1 шт.) и видеомагнитофонами (2 шт.), дидактическим материалом, специальной мебелью, в наличии имеются тренажеры для глаз, медиатека фикультминуток и физкультпауз. Во всех кабинетах соблюдается режим освещенности.
Уроки физической культуры по ШУПу – 2 часа в неделю, в том числе плавание, лыжи, в зависимости от рабочих программ педагогов.
Спортивные залы школы (1 спортивный зал и 1 тренажерный зал) оснащены гимнастическим оборудованием, игровые площадки (волейбол, баскетбол, гандбол) - спортивным инвентарем (сетки, мячи, стойки), школьный стадион имеет беговую дорожку, игровое футбольное поле.
Анализ учащихся по распределению по группам здоровья показывает, что к основной группе относятся 70,0% обучающихся начальной ступени обучении а к подготовительной – 30,0%. Основные проблемы связаны с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, органов зрения, опорно-двигательного аппарата, а также частыми простудными заболеваниями.
Медицинский и процедурный кабинеты школы оснащены необходимым медицинским оборудованием, имеют лицензию, в них работают квалифицированные специалисты. В образовательном учреждении организованы занятия с педагогом-логопедом и педагогом-дефектологом, можно получить консультации квалифицированного психолога, работают социальный педагог, педагог-организатор, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физической культуры высшей квалификационной категории.
3.2. Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМУ «Школа России».
Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.
В курсе «Окружающий мир» - это разделы «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».
При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.
Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.
В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике для 1-го класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.
В курсе «Английский язык» в учебниках содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (3 класс), подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других (2 класс). Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (Кого бы Вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 класс). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние (2 класс).
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: