Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (начальное общее образование)
В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№ 26 – 27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№ 13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№ 26, 29 «Основы православной культуры») и др.
В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1 0 4 классы) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.
Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1 – 4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.
Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.
Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.
3.3. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся на начальной ступени обучения направлена на:
- повышение эффективности образовательного процесса;
- снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления;
- создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Данный вид деятельности школы отражен в следующих положениях.
В школе соблюдены гигиенические нормы и требования к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (по учебному плану школы: учебная нагрузка составляет 24 часа в неделю, внеурочная деятельность – 10 часов в неделю).
Для обучающихся работают группы продленного дня, объединения по интересам, факультативы по предметам; во внеурочное время реализуются дополнительные образовательные программы физкультурно-оздоровительной направленности, ведутся занятия ЛФК.
В образовательном процессе используются методы и методики обучения адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся начальной ступени образования. Новые педагогические технологии обучения проходят тщательное изучение с позиций здоровьесбережения детей (игровые, развивающие, технологии дифференцированного и личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии). Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способ действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.
Организована постоянная работа Службы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса по вопросам учета индивидуальных особенностей развития детей, темпа их развития и темпа деятельности.
Профилактическая работа с учащимися организована по следующим направлениям:
- профилактика дорожного травматизма;
- профилактика употребления ПАВ;
- поведение в чрезвычайных ситуациях;
- профилактика правонарушений.
Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках используют 100,0% педагогов школы.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обеспечивает достижение обучающимися воспитательных результатов, то есть духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в урочной и внеурочной деятельности, а также воспитательных эффектов, то есть развитие личности ребенка, формирование его социальной компетентности.
Педагогический коллектив МОУ СОШ № 43 г. Челябинска учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. в используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.
В программе определены основные виды и формы работы с обучающимися, обеспечивающие достижение познавательных и личностных планируемых результатов выпускников на ступени начального общего образования и представленные в таблицах 1 и 2.
Планируемые познавательные результаты в зависимости
от видов и форм учебной деятельности
Таблица 1.
№ п/п | Учебная деятельность (виды и формы работы) | Планируемые результаты (познавательные) | |
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться | ||
1 | Профилактические рейды; практическая работа по теме: «Режим дня» | Содержать в порядке свое рабочее место | Правильно составлять свой режим дня |
2 | Конкурс плакатов «Щи да каша – пища наша!» | Ценить свое здоровье и здоровье других людей | Правильно питаться, отличать вредные продукты от полезных |
3 | Эрудит-аукцион «Береги свое здоровье» | Оценивать негативное влияние вредных привычек на организм человека | Выбрать альтернативу вредным привычкам |
4 | Экскурсии, сообщение, кроссворды, тематические игры на тему: «Природа родного края» | Беречь и сохранять природу; отличать вредные растения от полезных | Охранять и восстанавливать природу |
5 | Конференция на тему: «Вирусы в нашей жизни»; практическая работа по теме: «Личная гигиена» | Правилам личной гигиены | Правильно распределять учебную и внеучебную нагрузку |
6 | Игра «01», практические занятия, викторины, кроссворды | Элементарным навыкам оказания первой медицинской помощи | Правильно действовать при сигналах ГО ЧС |
Планируемые личностные результаты в зависимости
от видов и форм внеучебной деятельности
Таблица 2.
№ п/п | Внеучебная деятельность (виды и формы работы) | Планируемые результаты (личностные) | |
У обучающихся будут сформированы | Обучающиеся получат возможность для формирования | ||
1 | Тематические беседы, классные часы | Понятие о правильном режиме дня и отдыха | Представления об основных компонентах культуры здоровья |
2 | Встречи с сотрудниками МЧС, ГИБДД, медицинскими работниками, выпуск газет, листков здоровья | Понятие о ценности своего здоровья и здоровья своей семьи | Представления о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье |
3 | Экскурсии, походы, игра «01», конкурс «Безопасное колесо», учебная эвакуация, беседы со специалистами Службы психолого-педагогического сопровождения | Понятие о полезности занятий физической культурой и спортом, здоровое соперничество на соревнованиях | Представление о негативных факторах риска здоровью (психоактивные вещества, инфекционные заболевания) |
4 | Школьная спартакиада, экскурсии, поездки | Понятие о гиподинамии и об ее преодолении, о влиянии компьютера на здоровье человека | Анализировать свою занятость во внеурочное время и корректировать нагрузку при помощи взрослых и родителей |
5 | Учебная эвакуация, беседы, школьный летний оздоровительный лагерь, дежурство по классу, работа на пришкольном участке | Навыки действий при пожаре и в чрезвычайной ситуации, навыки позитивного коммуникативного общения | Анализировать возникшую чрезвычайную ситуацию и корректировать свои действия в соответствии с этим |
3.4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Физкультурно-оздоровительная работа в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и повышение адаптивных возможностей обучающихся на ступени начального общего образования. Программа предусматривает виды и формы работы с обучающимися, обеспечивающие достижение ими личностных планируемых результатов с 1-го по 4-й классы, представленные в таблицах 3 – 6.
Планируемые личностные результаты в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности в 1-ом классе
Таблица 3.
№ п/п | Физкультурно-оздоровительная деятельность (виды и формы работы) | Планируемые результаты (личностные) |
У обучающихся будут сформированы | ||
1 | Урок-беседа, групповая работа. Дополнительные образовательные программы | Начальные представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье человека |
2 | Комплексы, обучение составлению режима дня, беседы о гигиене, праздники в классе, День Здоровья | Потребность в выполнении режима дня и правил гигиены |
3 | Беседы медицинских работников, презентации на учебных занятиях, беседы по ППД, конкурс «Безопасное колесо» | Элементарные представления о вредных привычках и факторах, влияющих на здоровье |
4 | Учебная эвакуация, беседы, работа с родителями, консультации психолога | Потребность ребенка безбоязненно обращаться к учителю по вопросам состояния здоровья |
Планируемые личностные результаты в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности в 2-ом классе
Таблица 4.
№ п/п | Физкультурно-оздоровительная деятельность (виды и формы работы) | Планируемые результаты (личностные) |
У обучающихся будут сформированы | ||
1 | Составление режима дня, беседы и памятки в дневник, День Здоровья, радиопередачи | Представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха |
2 | Беседы узких специалистов, презентации на уроках и классных часах, акция «Здоровый образ жизни», стенгазета, конкурс плакатов «На пути к здоровому образу жизни!» | Понятие о здоровом питании и негативных факторах, влияющих на здоровье человека: курение, алкоголь, наркотики |
3 | Памятки о правилах поведения, рейды, беседы. Спортивные соревнования по легкой атлетике, футболу, «Веселые старты» | Представление и позитивное отношение к правилам поведения в школе, в общественных местах, на спортивных и культурных мероприятиях |
4 | Спартакиада по различным видам спорта, праздник Здоровья, туристические походы и слеты, экскурсии. Дополнительные образовательные программы: «Футбол», «ОФП», «Плавание» | Первоначальные навыки позитивного коммуникативного общения со сверстниками, учителями, взрослыми и учениками |
5 | Беседы работников РОВД, ГИБДД, ОППН. Инструктажи, учебная эвакуация. Конкурс «Безопасное колесо», классные часы | Навыки выполнения правил дорожного движения и пожарной безопасности, поведения на водоемах в зимнее и летнее время |
6 | Беседы, работа с родителями, консультации педагога-психолога | Потребность безбоязненно обращаться к медицинским работникам по вопросам состояния здоровья |
Планируемые личностные результаты в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности в 3-ем классе
Таблица 5.
№ п/п | Физкультурно-оздоровительная деятельность (виды и формы работы) | Планируемые результаты (личностные) |
У обучающихся будут сформированы | ||
1 | Мини-лекции, индивидуальные беседы, личные примеры, памятка в дневник | Навык составления режима дня и выполнения этих правил |
2 | Рейды, памятки в классе, дежурство в классе, стенгазета, конкурс плакатов, День Здоровья | Устойчивая положительная мотивация к выполнению правил поведения в школе и на общественных мероприятиях |
3 | Экскурсии, походы, классные и школьные праздники, «Золотая осень», конкурс «Юные натуралисты», | Устойчивый навык уважительного общения с учителями, взрослыми, родителями, толерантность |
4 | Акции «Здоровый я – здоровая страна», «Здоровый образ жизни», спортивные соревнования по легкой атлетике, футболу, «Веселые старты», конкурс рисунков и плакатов, дополнительные образовательные программы | Установка на здоровый образ жизни |
5 | Беседы сотрудников РОВД, ГИБДД, ПДН. Конкурсы рисунков, плакатов и поделок | Устойчивый навык выполнения правил безопасной жизнедеятельности |
6 | Консультации педагога-психолога, беседы с медицинскими работниками, индивидуальная работа с учащимися, диспансеризация | Потребность безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам здоровья |
Планируемые личностные результаты в ходе физкультурно-оздоровительной деятельности в 4-ом классе
Таблица 6.
№ п/п | Физкультурно-оздоровительная деятельность (виды и формы работы) | Планируемые результаты (личностные) |
У обучающихся будут сформированы | ||
1 | Дневник самоконтроля, День здоровья, классные праздники, презентации к урокам, рефераты | Понимание ценности здоровья, умение объяснить это сверстникам в неформальном общении |
2 | Классные конкурсы, викторины, акция «Здоровый образ жизни», реализация программы «В здоровом теле – здоровый дух», экскурсии, походы | Устойчивый навык выполнения режима дня и правил личной гигиены и способность пропагандировать эти правила среди своих сверстников |
3 | Учебная эвакуация, инструктажи, радиопередачи, игры, конкурс «Безопасное колесо, школьный летний оздоровительный лагерь, спортивные соревнования | Толерантность, милосердие, потребность помочь, и умение действовать в чрезвычайной ситуации на свеем уровне |
4 | Беседы с презентациями, консультации педагога-психолога, рефераты, конкурсы плакатов, рисунков | Первоначальный навык противостояния вредным привычкам и способность объяснить это сверстникам |
5 | Занятия у педагога-психолога, дополнительные образовательные программы «ОФП», «Футбол», «Плавание» | Овладение элементарными навыками эмоциональной релаксации |
6 | Консультации педагога-психолога, беседы медицинских работников, индивидуальная работа с учащимися, диспансеризация. Листы и карточки здоровья, работа с родителями | Потребность безбоязненно обращаться к врачам и учителям по вопросам состояния здоровья, возникшим в результате трудной жизненной ситуации |
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: