NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 43

г. Челябинска

Утверждаю ________________________

Директор МОУ № 43 Г.В. Валова

Приказ № _______ от _______________
ПРОГРАММА

формирования универсальных учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего образования

Принято Советом школы

Протокол № ____ от ________


Челябинск – 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени началь­ного общего образования (далее – Программа формирования УУД) конкретизирует требо­вания Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной обра­зовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содер­жание образовательно-воспитательных программ и служит основой рабочих учебных про­грамм.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельно­стного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсаль­ных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного про­цесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и са­мосовершенствованию. Все это достигается путем как освоения обучающимися конкрет­ных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных дейст­вий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными дей­ствиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и ха­рактером видов универсальных действий.

Цель Программы формирования УУД – обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, то есть способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачи Программы формирования УУД:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

  • выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования УУД содержит:

  1. Описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования.

  2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа России».

  4. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России».

  5. Описание преемственности Программы формирования УУД по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Школа России».

  6. Планируемые результаты сформированности УУД.

Программа формирования УУД является основой для разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.


  1. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

  1. Формирование основ гражданской идентичности и личности, включая:

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целого при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества:

- доброжелательность, доверие и внимание к людям;

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования:

Ценность мира:

- как общего дома для всех жителей Земли;

- как мирового сообщества, представленного разными национальностями;

- как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы – осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, ее совершенства.

Ценность семьи – как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра – как проявление высших человеческих способностей – любви, сострадания, милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты – как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасет мир».

Ценность труда и творчества – как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.

Ценность любви к Родине, народу – как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.

В концепции УМК «Школа России» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы. Это человек:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться;

  • любящий родной край и свою страну;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;

  • умеющий высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.



  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ, РЕГУЛЯТИВНЫХ,

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ, КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
В ФГОС начального общего образования содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий:

1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности выделяется три вида личностных действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование, то есть установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: «какое значение и какой смысл имеет для меня учение?» - и уметь на него отвечать;

  • нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимися организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня освоения знаний, его временных характеристик;

  • контроль – в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

  • оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

  • саморегуляция – как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

  1. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

  • Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

  • Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющие развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме»), их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Так:

- из общения и сорегуляции развивается способность ребенка регулировать свою деятельность;

- из оценок окружающих и, в первую очередь, оценок близкого и взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, то есть самооценка и Я-концепция как результат самоопределения;

- из ситуативно-познавательного и внеситуативно-познавательного общения формируются познавательные действия ребенка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание в программе формирования универсальных учебных действий уделяется становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

По мере становления личностных действий ребенка (смыслообразование и самоопределение, нравственно-этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) претерпевает значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определенные достижения и результаты ребенка, что вторично приводит к изменению характера общения и Я-концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося. Высокий уровень универсальных учебных действий эффективно влияет на формирование базовых компетенций, поэтому производится классификация УУД по базовым компетенциям, ядром которых являются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные действия (таблица 1).

Содержание универсальных учебных действий

Таблица 1.

Ключевые компетенции

Умения

Инструмент

Форма оценки

1. Компетентность решения проблем

- умение видеть сильные и слабые стороны результата своей деятельности;

- умение получать дополнительные данные, выбирать метод решения;

- умение уточнить формулировку задачи;

- переносить взаимосвязи и закономерности на задачи с аналогичным условием;

- умение выдвигать и проверять гипотезы;

- умение выявить и использовать аналогии;

- оценить продукт деятельности на основе критериев;

- сформулировать вывод о соответствии полученного продукта замыслу;

- сравнивать характеристики запланированного и полученного продукта;

- выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;

- умение планировать решения задачи, определять ресурсы.

- учебные и проектные (межпредметные, разновозрастные) задачи.

- коллективное решение в малой группе;

- публичное представление результатов работы;

- экспертная оценка действий каждого члена группы с помощью эксперта, на основе специально разработанной экспертной карты.

2. Учебная (образовательная) компетентность

- умение подбирать необходимые задания для ликвидации проблем в обучении;

- умение осуществлять свободный выбор продукта предъявляемого «на оценку» учителю, классу;

- умение назначать самостоятельно критерии для оценивания;

- умение оценивать свою работу по заданным критериям;

- умение находить образцы для проверки работы, сопоставлять свою работу с образцом;

- умение определять для себя сложность задания (осуществлять адекватный выбор);

- умение видеть (определять) ошибкоопасные места (возможные ошибки) при решении практической задачи;

- умение определять объем заданий, необходимых для решения проблемных зон в обучении;

- умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности;

- сознательный выбор заданий разного уровня трудности, материала для тренировки и подготовки творческих работ;

- определение причин своих и чужих ошибок и подбор из предложенных заданий тех, с помощью которых можно ликвидировать выявленные ошибки;

- высказывание предположений о неизвестном, предложение способа проверки своих гипотез, инициирование поиска и пробы известных (неизвестных) способов действий;

- оценивание задачи (ситуации) как подходящей под данный способ действия или выходящий за границы способа;

- доопределение и переопределение задачи в конкретных условиях;

- умение определять границы собственного знания / незнания.

- организация и выполнение домашней самостоятельной работы.

- итоги рефлексии учащихся выполненной самостоятельной работы;

- анализ самостоятельной работы учителем;

- сопоставление оценки школьника с оценкой учителя.

3. Информационная компетентность

- правильное выполнение действий в соответствии с заданной инструкцией;

- нахождение в справочниках, словарях и поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос;

- чтение простейших графиков. Диаграмм и таблиц, содержащих информацию об объектах и процессах;

- представление результатов данных в виде простейших диаграмм и таблиц;

- использование сравнения для установления общих и специфических свойств объектов, высказывание суждений по результатам сравнения;

- умение классифицировать объекты на основе заданного (или назначенного) параметра;

- устное описание объекта наблюдения;

- умение рассказывать несложный текст по плану;

- составление простейшего плана несложного текста для пересказа;

- определение главной мысли текста, нахождение в тексте незнакомых слов, определение их значения разными способами;

- правильное осознанное чтение (про себя) простого научно-популярного текста (независимо от скорости);

- умение формулировать прямые выводы, заключения на основе фактов, имеющихся в сообщении (тексте);

- умение интерпретировать и обобщать информацию сообщений;

- различение точек зрения, выраженных в тексте;

- вычитывание информации из текста, различая описания фактов и явлений и их объяснение;

- умение отсеять лишние «зашумляющие» данные и умение видеть дефицит данных;

- умение выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;

- умение находить в сообщении информацию, заданную в явном или неявном виде;

- умение выбирать способы получения информации;

- умение планировать поиск информации, формулировать поисковые задачи.

- проектные задачи;

- трехуровневые задачи.

- решение задач и их балльная оценка

4. Коммуникативная компетентность

- умение понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления;

- умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);

- умение презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);

- владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении учебно-практических задач;

- умение вести и участвовать в дискуссии;

- умение проводить интервью;

- умение выступать с мульти-медиа сопровождением;

- создание текста-рассуждения, обосновывающего свою гипотезу или вывод из опыта;

- создание текста-описания проведенных наблюдений и опытов;

- формулирование собственного мнения в понятной для собеседника и аудитории форме;

- умение создавать объекты со ссылками и иллюстрациями, графические схемы, планы, видео и аудиозаписи;

- умение создавать сообщения различной природы (устные, письменные тексты).

- организация группового взаимодействия, устных и письменных дискуссий;

- написание творческих работ, сочинений;

- создание презентаций.

- публичное предъявление результатов;

- экспертная оценка взрослых и школьников.

5. Компетентность взаимодействия

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе в ситуации конфликта и столкновения интересов;

- умение инициировать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

- умение инициировать и осуществлять сотрудничество со взрослым (учителем);

- учет и координация различных мнений в общении и сотрудничестве;

- проявление интереса к различным точкам зрения;

- учет или использование другого мнения отличного от своего.

- организация группового и межгруппового взаимодействия в учебном процессе и социальной практике.

- экспертные суждения и оценки


страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: