NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования общего образования

Приложение 7


А. К. Колеченко ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

3.3. Взаимоконтроль

Цели:

- Проверка знаний учащихся.

— Предоставление возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам.

- Снятие неуверенности у слабых учеников перед сильными.

— Развитие речи учащихся.

- Интенсификация опроса.

- Воспитание Я-концепции.

Взаимоконтроль может проводиться со школьниками различных возрастов. Перед применением данного вида опроса проводится подготовительная работа с учащимися по развитию у них умений давать оценки ответам. При этом желательно, чтобы на первом этапе учащиеся обращали внимание только на успех, на то, что у отвечающих получается хорошо. Замечания на первом этапе желательно не делать. Критериями оценки являются: полнота ответа, правильность, точность высказывания мысли, отсутствие слов-паразитов и т. п. После того, как данный вид контроля будет успешно принят учащимися, педагог обучает их, как обращать внимание отвечающих на пути устранения недостатков. Сами недостатки желательно учащимся не фиксировать в своих оценках, так как это приводит я напряжению в классе.

1. Педагог сообщает учащимся, что сейчас будет проводиться взаимопроверка по определенной теме, по определенным вопросам. Класс разбивается на учителей и учеников. Это можно сделать простым делением по колонкам. Сидящие за одним столом будут выступать в разных ролях: один ученик, другой учитель.

2. Ученики отвечают своим учителям. При этом можно разрешать пользоваться опорными сигналами. Особое внимание отвечающих стоит обратить на то, что говорить необходимо шепотом, не мешая сидящим впереди. Некоторым ученикам очень не нравится шум в классе, и это способствует снижению их работоспособности.

Педагог в момент работы класса может подходить к отдельным учащимся и помогать, уточнять их ответ. При этом вмешательство не должно затрагивать права учеников-учителей.

После ответов учеников дается оценка. Может выставляться отметка. Для этой цели могут быть заведены карточки индивидуального учета, в которых она фиксируется.

Фамилия, имя Класс

Дата

Тема, вопрос

Вид контроля

Отметка

Кто опрашивал

Подпись

Примечание















Учащимся нравится ставить отметки и получать хорошие. Однако если учащиеся не обучены бесконфликтному проведению оценивания, то это может приводить к напряжению в классе.

3. Учащиеся могут поменяться ролями. Те, кто выступал в роли учеников, становятся учителями. При этом возможна пересадка учеников на другие места, состав пар может быть изменен. Это делается в том случае, если в какой-то паре возникло напряжение.

Состав пар на каждом уроке желательно менять. Это приводит к расширению круга общения, к профилактике необъективных оценок.

Взаимоконтроль выполняет функции коррекции в ситуациях, когда ученика сильного опрашивает ученик более слабый. Побывав в роли учителя, ученики преображаются. Для них это является сильным воздействием, особенно тогда, когда ученики-учителя уже имеют право Задавать вопросы, уточнять ответ опрашиваемого.

В роли учителей должны выступать все ученики, даже самые слабые. Выступая в этой роли, они обучаются по данному вопросу, предоставляют возможность другому учащемуся сообщить о своих успехах в подготовке домашнего задания.

Степень разработанности данной технологии средняя. Технологии ее внедрения не требуют особых разработок. Технология занимает мало времени при подготовке со стороны учителя. Результативность технологии по отношению ко времени ее проведения высокая. Особой подготовки педагогов не требуется. Взаимоконтроль часто применяется педагогами-новаторами, однако в массовой практике он не получил широкого применения. Данный вид опроса может применяться очень часто, практически на каждом уроке, и если педагог постоянно вводит элементы новизны, то это не скоро наскучит ученикам.

Взаимоконтроль можно использовать как при проверке теоретического материала, так и при решении задач, при контроле выполнения различных упражнений.

На уроке наряду со взаимоконтролем должны применяться и другие виды опроса: устный ответ у доски, воспроизведение опорных сигналов, самооценка и т. п.

Противопоказанием к применению взаимоконтроля являются неумение педагога управлять классом, дисциплиной. Это может привести к тому, что ученики на занятии могут заниматься посторонними делами. Однако может быть и другой эффект. Если правильно запущена технология, то порядок будет обеспечен.

3.4. Взаимный диктант

(Метод М. Г. Булановской)

Цели:

- Обучение учащихся умениям грамотно писать на разных предметах: родной язык, литература, математика и т. п.

- Формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений.

- Развитие интереса к предмету.

- Освобождение учителя от рутинной работы по проверке тетрадей. Инсценировка «взаимный диктант» может использоваться как в начальных классах в послебуквенный период, так и с некоторыми изменениями ее можно применять и в старших классах.

1. Подготовительный период. Готовятся разные тексты Диктантов. Это могут быть вырезки из старых книг, журналов, газет в 4-12 строк, желательно с картинками. Содержание текстов должно быть интересным для учащихся. Сложность текстов зависит от подготовленности класса. В начальных классах диктант краткий. В старших классах объем диктанта увеличивается. Подготовленные тексты желательно наклеить на картон. Эту работу может выполнять как педагог, так и ученики. 2. Работа учащихся на уроке.

2.1. Каждый ученик получает по одной карточке с текстом и читает про себя свой текст. Желательно, чтобы в классе была тишина.

1-Й читает 2-Й читает 3-Й читает

|_ о-> [текст l| о-> [текст 2| о-> [текст 3| и т. д.

2.2. После того, как все прочитали тексты (и в момент чтения), педагог отвечает на вопросы учащихся, если им что-то непонятно в тексте.

2.3. Все учащиеся разбиваются на пары. В каждой паре один из учащихся читает первое предложение текста своей карточки вслух. (Так, как диктует преподаватель).

1-Й читает 2-Й слушает о-> [текст l| <-o

Второй учащийся выслушивает предложение до конца.

2.4. Затем учащийся, который слушал (второй учащийся), пишет под диктовку это предложение в своей тетради. Пишущему подсматривать в текст нельзя.

Таким же образом зачитывается второе, третье и т. д. предложения до конца текста.

2.5. На следующем этапе происходит смена ролей в парах. Тот, кто писал, диктует свой текст, а другой пишет его под диктовку.

2.6. После окончания диктанта учащиеся обмениваются своими тетрадями и без карточек (карточки лежат текстом вниз) проверяют написанное. Ошибки исправляют зеленой пастой.

2.7. На следующем этапе учащиеся самостоятельно проверяют по карточкам диктанты своих товарищей. Исправления делают красной пастой.

2.8. Совместная проверка вначале одного диктанта, затем второго. Допустивший ошибки учащийся под контролем другого делает устный разбор, второй учащийся ему помогает.

2.9. Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок

2.10. Ученики берут тетради друг друга, еще раз просматривают и ставят в тетради свою подпись (разборчиво): «Проверил Николаев».

Учащимся можно в некоторых ситуациях предлагать ставить отметки. Однако этот процесс имеет свои плюсы и минусы: с одной стороны, когда учащиеся ставят еще и отметки, появляется большая ответственность, но с другой стороны, при низких отметках может возникнуть негативное отношение к своему товарищу и к процессу общения по этой методике.

2.11. На этом работа в паре заканчивается. Ее участники обмениваются текстами и расходятся. Каждый из учащихся находит себе новых товарищей по работе. Иногда педагог сам составляет новые пары. Однако такой подход желательно использовать по необходимости.

2.12. На следующем этапе опять идет работа в парах. У первого учащегося своя тетрадь и текст второго учащегося, который он перед этим писал под диктовку. У третьего учащегося своя тетрадь и карточка с текстом, который он до этого писал под диктовку.

Новому товарищу диктуется текст, который учащийся писал перед этим, и т. д.

В результате использования данной инсценировки получается, что учащиеся над каждым текстом (кроме первого, который они получили от педагога) работали дважды. Один раз они писали его под диктовку, другой — диктовали.

Педагог проходит между рядами, наблюдает за работой пар, дает советы, как нужно диктовать,

прорабатывать ошибки, уделяя особое внимание отстающим.

Выбор партнера — очень интересный психологически! момент. В этот момент определяются взаимоотношения выявляются статусы и т. п.

Когда происходит обмен диктантами и учащиеся начинают обучать другого, то они перенимают приемы, зна ния от тех, кто с ними работал над текстом.

При правильном применении данной инсценировки заметно улучшается грамотность учащихся.

Подобные диктанты можно проводить по математике, физике (технический диктант, начертить схему) и другим предметам.

Данную инсценировку можно проводить по принципу «цепочки», когда одна колонка учащихся сидит на месте, а вторая по команде каждый раз пересаживается на одного человека.

Такая пересадка имеет свои плюсы, но и некоторые издержки. При пересадке цепочка тем учащимся, которые работают быстро, приходится ждать те пары, которые работают медленно. Поэтому если учащиеся добросовестные, дисциплинированные и нет изолированных ребят в классе, то лучше применять свободную пересадку. Если же класс не соответствует этим требованиям, то лучше начинать данную инсценировку с «цепочки».

В. К. Дьяченко отмечает, что текст для диктантов или изложений должен быть кратким: в 3-м классе не более 20-30 слов, в 4-м не более 35 слов.

В старших классах проводятся диктанты с последующей взаимопроверкой и проработкой ошибок, систематическая словарная работа.

Разновидностью письменного взаимодиктанта может быть устная его форма. Вопрос формулируется в устной форме: «Как пишется слово "бассейн", "обаяние"?» и т. д. Собеседник в ответ четко произносит слово и поясняет, почему оно так пишется, Эта форма позволяет за короткое время проверить большие объемы материала. У учащихся развивается слуховая память. Однако существенным минусом является отсутствие зрительного и моторного запоминания изучаемого материала. По этой причине устный взаимодиктант не может заменить письменный. Он может применяться, но в оптимальных рамках.

Технология взаимодиктанта достаточно хорошо разработана. Подготовка проведения технологии требует времени. Результативность проведения технологии оправдывает временные затраты на уроке. Требуется подготовка педагога для внедрения данной технологии.

Взаимодиктант применяется часто передовыми педагогами, но широкого внедрения пока не получил.

Инсценировка "взаимный диктант" может применяться часто. Она может применяться несколько уроков подряд до полной отработки необходимых умений и пока не пропадет интерес учащихся к данной форме работы.

Противопоказаний данная технология не имеет.

3.6. Диспут

Цели: — Развитие логического мышления

- Формирование умений задавать вопросы.

- Формирование умений отвечать в эмоционально-напряженной обстановке.

- Обучение уважительному отношению к оппоненту при разных точках зрения.

Диспут, или научная полемика — это форма сотрудничества, которая используется для изучения двух различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины (правильной точки зрения). В различных исследованиях установлено, что мышление в споре интенсивно развивается (Д. Болдуин, Э. Риньяно, Ж. Пиаже и др.). Поэтому данная технология должна иметь свое место в педагогическом процессе. 1. Устно или письменно делается объявление о диспуте как минимум за неделю. В объявлении указываются название, тема диспута, выносимые для полемики вопросы, дата, время, место проведения и состав участников.

2. Ведущий (им может быть педагог или учащийся) открывает диспут. Он сообщает тему, цель и комментирует их, пробуждает интерес.

3. Ведущий назначает секретаря и знакомит с членами жюри, специалистами, хорошо знакомыми с данной проблемой. Ими могут быть как педагоги, так и ученики.

4. Ведущий знакомит участников, занимающих различные позиции.

5. Сообщается организационный регламент и правила сотрудничества. Вывешивается плакат с критериями оценок и устно комментируется (см. приложение).

6. Разыгрываются порядковые номера выступлений.

7. Защитники первой точки зрения в своем выступлении излагают свое мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.

8. Сторонники второй точки зрения задают уточняющие вопросы.

9. Защитники второй точки зрения в своем выступлении излагают мнение сторонников первой точки зрения по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его, стараясь показать свое понимание первой точки зрения.

10. Ведущий спрашивает у сторонников первой точки зрения, правильна ли она понята их противниками. Если нужно, руководитель первой группы дает краткое уточнение.

11. Защитники второй точки зрения в своем выступлении излагают свое мнение по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его.

12. Защитники первой точки зрения в своем выступлении излагают мнение сторонников второй точки зрения по данной проблеме, исчерпывающе объясняя и обосновывая его, старясь показать понимание точки зрения противника.

13. Ведущий спрашивает у сторонников второй точки зрения, правильна ли она понята их противниками. Если нужно, руководитель второй группы дает краткое уточнение.

14. Сторонники первой точки зрения задают вопросы.

15. Сторонники второй точки зрения отвечают на вопрос. Если ответили правильно, то вопрос задают они, а если неправильно, то опять вопрос задают представители первой точки зрения. Дается время на обдумывание вопросов и ответов. По истечении времени или количества вопросов диспут прекращается.

16. После вопросов и ответов и та и другая сторона стараются доказать неверность противоположной точки зрения.

17. Жюри принимает решение и объявляет, какая точка зрения правильная. Может случиться, что ни одна точка зрения не будет правильной. Жюри исходит из фактов и научнообоснованных аргументов, а не из произвольных мнений сторон, предположений или оценок.

18. Ведущий называет победителя диспута по количеству набранных очков (это необязательно сторонник правильной точки зрения).

19. Подводятся итоги и делаются обобщения.

Данная технология разработана хорошо. Требуется время для подготовки проведения технологии как со стороны педагогов, так и учащихся. Результативность оправдывает затраченное время, если диспут подготовлен хорошо. Требуется особая подготовка педагога. Применяется в настоящее время, но меньше, чем раньше. Может применяться как на уроках гуманитарного цикла, так и во внеучебное время. Противопоказания к применению не известны.

3.8. Заучивание материала наизусть в классе

Цели:

- Заучивание наизусть учебного материала в классе (стихотворения, правила, определения и т. п. ).

- Развитие памяти учащихся.

- Обмен опытом общеучебных умений.

- Воспитание сотрудничества.

Данная технология может применяться на любых уроках для заучивания наизусть учебного материала. Учащиеся не всегда могут заучивать материал, поэтому данная технология способствует формированию учебных навыков заучивания наизусть материала.

1. Педагог сообщает учащимся, что сегодня урок будет посвящен заучиванию учебного материала наизусть. Сообщается задание, например: выучить такое-то стихотворение. Все учащиеся разбиваются на пары.

2. Первый ученик читает вслух первые строки стихотворения, старается понять написанное. Количество строк определяется возрастом учащихся. Второй ученик смотрит в текст, слушает говорящего, старается понять написанное.

3. Разбираются непонятные слова. Можно воспользоваться словарями, справочной литературой для понимания слов. Можно попросить учителя пояснить непонятное слово. Можно в классе ввести экспертов по пониманию текста. Вопросы учащихся могут направляться экспертам.

4. Первый ученик читает строки стихотворения второй раз, старается запомнить. Второй ученик смотрит в текст, слушает, старается запомнить.

5. Первый ученик убирает книгу, второй ученик по памяти старается воспроизвести строки стихотворения. Если что-то забыл, то первый ученик подсказывает забытое. Такое заучивание идет до того момента, пока первый ученик не выучил заучиваемые строки.

6. Второй ученик берет книгу, а первый по памяти старается воспроизвести эти же строки. Заучивание идет до того момента, пока оба ученика не выучат строки стихотворения. После этого пара распадается.

7. Ученик ищет новую пару. В классе есть всегда пара, которая к этому моменту тоже закончила работу над первыми строками. Количество строк для заучивания в паре у всех одинаковое.

8. В новой паре первый ученик рассказывает то, что выучил в первой паре. Третий ученик проверяет по своей памяти либо по книге. Затем третий рассказывает то, что выучил в первой пере. Первый ученик проверяет по своей памяти либо по книге.

9. Затем кто-то из учащихся (первый или третий) читает следующие строки стихотворения, стараясь их понять. Другой ученик смотрит, слушает, старается понять.

10. Ученики определяют непонятные слова.

11. Тот ученик, который читал, опять читает строки стихотворения, стараясь хорошо прочитать и в какой-то степени запомнить. Другой ученик смотрит в книгу, слушает, старается запомнить.

12. Ученик, который слушал, пытается воспроизвести по памяти стихотворение. Другой ученик следит по книге. Этот процесс идет до того момента, пока ученик не запомнил изучаемые строки. В процессе работы могут быть советы друг другу, как лучше запоминать материал.

13. Ученики меняются ролями. Тот ученик, который выучил, проверяет того, кто до этого читал. Пары распадаются.

14. Составляются новые пары. Работа в новых парах идет по тому же алгоритму. Вначале рассказывают друг другу заученные строки. Рассказ всегда начинается с начала стихотворения. Затем изучают новые строки стихотворения.

После того как ученик выучил стихотворение, он рассказывает его перед малой группой в три-четыре человека. Этот речевой тренинг способствует лучшему запоминанию и готовит к выступлению перед всем классом.

Работа в классе над заучиванием стихотворения протекает в зависимости от времени. Это может быть фрагмент урока или весь урок. Объем заучиваемого материала может быть самым разным.

Можно заучивать различные произведения, иностранные тексты и другой учебный материал.

Данная технология хорошо разработана (В. К. Дьяченко). Технологии внедрения технологии не обнаружены. Особой подготовки проведение технологии не требуется. Особой подготовки педагога не требуется. Возможен вариант изучения технологии по книге. Временные затраты на проведение оправдываются обучающими, развивающими и воспитывающими эффектами.

3.9. Ищу ошибки

Цели: Обучающие:

- Формирования грамотности (нормативности) языка через сравнение слов в тексте с эталоном.

- Актуализация правил грамотного письма. При формулировании обучающих целей желательно указать,

усвоение каких конкретно правил (умений) происходит на уроке. Развивающие:

- Развитие мотивации запоминать правильность написания слов, правил.

- Развитие внимательности при поиске ошибок. Воспитывающие.

- Развитие сотрудничества при работе в малых группах. Данная технология применяется как в начальной, так и в средней школе. Она вызывает интерес у учащихся, особенно на первых занятиях. В процессе длительного применения данной технологии ее необходимо дополнять новыми элементами.

1. Подготовительный этап.

1. 1. На подготовительном этапе педагог составляет текст. В этом тексте он специально делает ошибки. Количество ошибок должно быть известно педагогу, но неизвестно ученикам. В третьем классе в тексте объемом в одну страницу может быть 20-50 ошибок. Ошибки планируются по пройденным правилам.

1.2. На подготовительном этапе тексты размножаются по количеству учащихся.

2. Работа в классе.

2. 1. Все ученики разбиваются на малые группы от 3 до 7 человек. Состав группы по уровню обученности по этому предмету должен быть разный: в группе должны быть высоко обученные и менее обученные ученики. Дети сидят за двумя сдвинутыми столами.

2.2. Педагог сообщает инструкцию устно. Инструкция записана также на доске.

Инструкция

а) Читаете текст, находите ошибки и исправляете синей пастой. Можно пользоваться словарями, пособиями. Друг с другом не общаться!

б) После окончания проверки всеми учениками в группе проводите коллективный поиск ошибок и исправление их зеленой пастой.

в) На каждую найденную ошибку вспоминаете правило. 2. 3. Каждый ученик ищет ошибки и отмечает синей пастой.

2. 4. Коллективный поиск ошибок. В группе идет коллективный поиск ошибок. Варианты поиска могут быть самые разные. Например, один учащийся по буквам читает, все проверяют свои тексты. Если у кого-то написано по-другому, то он сообщает об этом группе. Все высказывают свою точку зрения. Если есть расхождения во мнениях, то сверяются со словарем либо консультируются у учителя. Каждый отмечает ошибку в своем тексте зеленой пастой.

2. 5. Нумерация ошибок и вспоминание правил. В тексте над ошибкой ставят цифру и на обороте листа пишут правило, например, чи - ши; словарное слово и т. д.

2. 6. Представители групп сообщают о количество найденных ошибок.

3. Проверка работ.

Педагог может проверить после урока работы. Если в работе преобладает синий цвет, то это говорит о большой грамотности ребенка. Если в работе преобладает зеленый Цвет, то это говорит о том, что ребенок не совсем хорошо УСВОИЛ пройденные правила. Цвета первой и второй проверки могут педагогом устанавливаться по собственному Желанию.

Может быть усложнение инсценировки. После проверки ошибок в группе группы задают друг другу вопросы. Очередность может устанавливаться посредством жребия.

Одна из групп задает вопрос другой группе с просьбой объяснить написание какого-либо слова.

Другая группа думает несколько секунд и отвечает на вопрос. В ответе должно прозвучать правильное написание слова и правило, почему оно так пишется.

После этого другие группы могут дополнить, возразить. Можно ввести балльную систему оценки с фиксацией на доске.

Затем та группа, которая отвечала, задает вопрос другой группе. Этот процесс протекает до того момента, пока все не зададут вопрос и не ответят. Технология разработана на среднем уровне. Она трудоемка в подготовке, но результаты проведения технологии оправдывают затраты. Требуется подготовка педагога. Может применяться часто в начальной школе. Противопоказанием является недостаточная подготовка педагогов.

страница 1 ... страница 15страница 16страница 17страница 18страница 19страница 20


скачать

Другие похожие работы: