NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования общего образования


3.10. Коноп

(контрольный опрос учащихся с включением игровых элементов).

Цели:

- Данная технология предназначена для проверки знаний, умений на этапе итогового контроля в средней школе. С некоторыми упрощениями она может применяться и в начальной школе.

- Развивает у учащихся менеджерские умения.

- Может применяться для развития интереса к предмету.

- Эта технология активного контроля знаний позволяет за 1-2 часа провести устный опрос 25-30 учащихся, способствует развитию логического мышления, быстрой и правильной формулировке ответов на поставленные вопросы, улучшает подготовку к обязательной контрольной работе, защите курсовой работы, сдаче экзаменов.

Введение игровых элементов повышает заинтересованность учащихся при опросе, а элементы соревнования стимулируют хорошую подготовку по пройденному материалу.

1. Организация и порядок проведения. Продолжительность игрового контрольного опроса 1-2 часа в зависимости от сложности темы. При выборе темы, по которой будет проводиться контрольный опрос, необходимо учесть возможности учащихся группы, их способности, уровень и глубину знаний, трудолюбие, активность.

Тема должна быть актуальна и проблемна. Учащихся необходимо подготовить к такому игровому контролю заранее, активизировать их самостоятельность, которая является определенным стимулом при проведении игры.

Для этого группа в 25-30 человек разбивается на 5-6 команд. При формировании команд учитываются взаимоотношения учащихся, их совместимость, уровень знаний, организаторские способности возможных капитанов команд. Возможны варианты, когда сама команда выбирает себе капитана. Этот вариант более предпочтителен в старших классах.

Ведущий (преподаватель) назначает для каждой команды консультантов из числа лучших учащихся, которым заранее выдаются все вопросы по теме. Накануне игры они должны устно ответить преподавателю на эти вопросы, причем их ответы должны быть абсолютно правильными и точными.

Назначаются научные и технические эксперты. Научные эксперты выполняют роль информационного центра.

В этом центре можно приобрести информацию для ответа на вопрос. Технический эксперт контролирует соблюдение регламента, организационных моментов игры.

Игра начинается одновременно во всех командах. Команды выбирают капитанов. Капитаны получают от ведущего учетный бланк (см. стр. 243), кости, фишки, два набора карточек с вопросами (один с простыми, другой с экзаменационными) и игровое поле.

Каждому игроку должна быть выдана фишка определенного цвета. Игровое поле имеет форму круга, разбитого на пронумерованные секторы. Количество и номера секторов должны совпадать с количеством карточек и номерами на них.

Например: по теме, предназначенной для контрольного опроса, составлено 10 простых и 5 экзаменационных вопросов. Карточки с простыми вопросами имеют номера 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 14, 15, карточки с экзаменационными вопросами — 3, 6, 10, 11, 13.

Секторы игрового поля, номера которых соответствуют номерам карточек с экзаменационными вопросами, нужно выделить красным или каким-либо другим цветом.

Капитаны команд, участвуя в игре, одновременно ведут учет полученных баллов каждым игроком и командой в целом (см. приложение А).

Консультант участия в игре не принимает. Он, зная правильные ответы на все вопросы, следит за ходом игры команды, оценивает ответы игроков, при необходимости направляет за «платной» информацией, штрафует команды за некорректное поведение игроков.

2. Оценка ответов. Правильный ответ на простой вопрос — 15 баллов, не совсем точный и уверенный — Ю баллов, со значительными погрешностями — 5 баллов.

Соответственно ответы на экзаменационные вопросы оцениваются 20, 15, 10 баллами.

Чтобы получить в журнал оценку «отлично», нужно набрать не менее 45 баллов, «хорошо» — не менее 30 баллов, «удовлетворительно» — не менее 15 баллов (это в случае, когда в команде 5 человек, а вопросов 15 (10 простых и 5 экзаменационных)).

3. Ход игры. Игра начинается по сигналу преподавателя. Члены команды поочередно бросают кости, передвигают фишки и в соответствии с выпавшим номером берут из набора карточку с вопросом и отвечают на него.

Если член команды бросил кость и выпала цифра 5, то он берет из набора карточек с простыми вопросами одну под номером «5» и отвечает на вопрос. Свою фишку игрок ставит на сектор игрового поля под номером 5.

Если игрок не смог ответить на вопрос, он штрафуется, т. е. получает (-5) баллов, за незнание ответа на экзаменационный вопрос (-10).

Если ответ игрока был неточен, нужно его дополнить. Дополнить может любой игрок команды, получив за это определенное число баллов.

Может случиться так, что никто из игроков команды не знает правильного ответа на выпавший вопрос, тогда капитан (посоветовавшись с членами команды) должен «купить» информацию у любой соседней команды либо в информационном центре. За ответ на простой вопрос нужно «заплатить» 15 баллов, за экзаменационный — 20 баллов.

Если соседние команды не захотят или не смогут «продать» информацию, необходимо обратиться с этой же просьбой в информационный центр.

Внимание! Это является необходимым условием игры, так как все играющие обязательно должны услышать правильный ответ.

Ответить может любой другой игрок команды (вне очереди) и получить за это определенное количество баллов.

Если никто из членов команды не знает правильного ответа — команда тоже штрафуется, а необходимую информацию «покупают».

После того как игра обошла по кругу всех членов команды, очередь снова подошла к первому. Он бросает кости, и, предположим, выпадает цифра «2». Так как в первый раз у него выпала «5», номер его вопроса будет 7 (5+2=7). Игрок передвигает фишку на сектор игрового поля под номером «7» и отвечает на вопрос № 7 и т. д. Игра заканчивается, когда будут даны ответы на все вопросы.

4. Подведение итогов игры. Капитан команды подсчитывает количество баллов каждого игрока и общий балл команды. Консультанты делают анализ работы каждого игрока и команды, дают оценку капитана как организатора.

Премиальные баллы командам: за четкую и хорошую организацию игры команды — 30 баллов; за самый высокий средний балл — 20 баллов; за скорость ответов — 10 баллов.

Руководитель игры заполняет итоговую таблицу (см. приложение Б) и награждает победителей.

В основу данной методики положен игровой контроль знаний «Приказ», разработанный в Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете.

Исследования данной технологии показали, что слабым ее моментом является субъективизм консультантов. Более строгие консультанты оценивают ответы более низко. Менее строгие — оценивают ответы более высоко. Таким образом, успех команды может зависеть не только от уровня подготовки ее членов, но и от требовательности консультанта. Поэтому желательно назначать либо двух консультантов на группу, либо трех консультантов на две группы. Могут быть и другие подходы для устранения ошибок оценивания консультантов.

Приложение А

КОМАНДА

Фамилия, имя

№ карточки (полученные баллы)

Всего баллов

1. Иванов И. 2. 3.

и т. д.

№ 3-1



«Покупка» информации Премия Штраф Итого набрано баллов Капитан команды №





Приложение Б

№ команды

Получено баллов

Штраф

Покупка информации

Премия

Всего баллов

1. 2.

и т. д.











Технология разработана подробно. Технологии ее внедрения разработаны хорошо. Требуются значительные временные затраты на подготовку. Результаты оправдывают временные затраты, но проигрывают другим инсценировкам опроса.

Требуется особая подготовка педагогов. Применяться в учебном процессе может редко. Противопоказанием является слабая подготовка педагогов.

3.18. Магнитофонный опрос

Цели:

- Проверка знаний, умений учащихся. Активизация обучающей функции контроля.

- Развитие речевых умений (грамотности, точности понятности, краткости выражения мысли).

- Стимулирование учащихся совершенствовать речевые умения.

Магнитофонный опрос является сильным фактором развития речи учащихся. При его введении учащиеся начинают дома записывать и прослушивать себя на магнитофоне. Эти занятия в заметной степени способствуют развитию умений учащихся точно, кратко, понятно и правильно излагать свои мысли.

Магнитофонный опрос широко практиковался В. Ф. Шаталовым для решения одной из важнейших проблем школы — увеличения времени говорения учащихся на уроке при проверке предметного материала.

Магнитофонный опрос имеет и стрессовые стороны. Учащиеся, не подготовленные к его введению, испытывают дискомфорт. Поэтому использование этой формы должно быть тщательно продумано. Начинать его нужно с сильных, уверенных учащихся. Первое время учащиеся отвечают на магнитофон по желанию.

1. Подготовительный период. Необходимо подготовить простой и надежный магнитофон или диктофон. Педагог должен уметь его использовать в режиме записи и воспроизведения. Удобны магнитофоны со встроенным микрофоном. На подготовительном периоде педагог тренируется в записи и воспроизведении своей речи.

2. На предшествующем опросу занятии, в перерыве, учитель договаривается со смелым и успевающим учащимся о том, что в следующий раз он будет записывать свой ответ на магнитофон. Если ответ, по мнению отвечающего, будет удачным, то за него может быть поставлена отметка в журнал. Обычно в личной беседе удается решить проблему первого выступающего.

3. Магнитофонный опрос применяется тогда, когда учащиеся выполняют какую-то работу: воспроизводят опорные конспекты, пишут самостоятельную работу и т. п. Запись ответа учащегося в тот момент, когда класс не занимается своим заданием, бессмысленна либо имеет не очень большой эффект.

Учитель приглашает ученика к магнитофону, который стоит в стороне от стола. Ученик садится за магнитофон, включает его и начинает свой ответ. По окончании ответа выключает магнитофон и садится на место. Можно пригласить следующего ученика. Однако на первом занятии этого можно не делать. Некоторые учителя в момент ответа ученика на магнитофон проводят тихий опрос у доски. Таким образом, ученикам предоставляется возможность практиковаться в устной речи значительно больше времени, чем при обычных подходах к опросу.

4. Проверка записи ответа производится после урока с учащимся, а при постоянном применении этой формы опроса без него. Первое время запись прослушивает учитель, оценивает ее и выставляет отметки в журнал. Однако это может существенно увеличить время работы педагога, что приведет к нежеланию применять магнитофонный опрос. Поэтому впоследствии прослушивание проводят сами ученики этого или другого класса. Прослушивание и оценивание записей ответов стимулируется учителем различными средствами: отметкой, оценкой и т. п.

Технология разработана на среднем уровне. Технологии внедрения технологии не обнаружено. Временных дополнительных затрат на уроке не требуется. Применение технологии оправдывает затраченное время. Противопоказанием применения является неподготовленность отвечающего и отсутствие четкого порядка в классе.

3.20. Мнемотурнир

Цели:

- Восстановление в памяти, повторение и закрепление ранее воспринятой информации, формирование связей между отдельными частями информации.

- Развитие памяти слушателей.

- Активизация обучающей функции контроля знаний.

- Активизация стимулирующей функции опроса.

- Формирование законопослушания. Применяется несколько вариантов мнемотурнира, в зависимости от времени, которым располагает преподаватель, и целей опроса. Мнемотурнир позволяет сделать опрос более интересным как для преподавателей, так и для учащихся, избавить преподавателей от рутинности проверочной работы, сделать оценки более объективными и эффективными, устранить конфликтную ситуацию, которая может возникнуть между преподавателем и учащимся, развить речь учащихся. Этот вид бесконфликтного опроса все чаще используется в педагогической практике.

1. Сообщается тема, цель и пробуждается интерес.

2. Назначаются эксперты и секретарь.

3. Сообщается организационный регламент и правила сотрудничества: а) сколько будет предъявлено вопросов; б) сколько времени дается на индивидуальное обдумывание ответа; в) сколько времени дается на консультацию в группе или с советом.

4. Формируются подгруппы. Этого этапа может не быть.

5. Преподаватель либо эксперты задают письменно или устно первый вопрос. Желательно вопросы предъявлять письменно: на доске, через кодоскоп, на карточках и т. п. Устное предъявление может привести к ошибкам в восприятии вопроса, в его понимании.

6. Каждый учащийся обдумывает вопрос и отвечает на него. Заносит ответ в карточку в колонку «я». Эксперты и преподаватель следят за тем, чтобы на этом этапе не было общения. За нарушение можно наказать отрицательными баллами. По истечении времени учащиеся должны поставить после последнего слова скобки и в них вписать цифру, которая определяет

Я

Группа

Эталон

Балл

1. Ответ (2)







его степень уверенности: 0 — не уверен; 1 — сомневаюсь; 2 — уверен. Это делается по нескольким причинам: для измерения степени уверенности учащегося, его Я-концепции, а также для того, чтобы не было потом возможности вписать что-то новое, когда будет предъявлен эталон ответа. Если ответа нет, то необходимо поставить прочерк напротив цифры вопроса. Эксперты и преподаватель должны проследить, чтобы это сделали все учащиеся. За нарушение правила можно наказывать отрицательными баллами.

7. На следующем этапе после самостоятельного выполнения можно проконсультироваться в группе, если было разделение на подгруппы, или у соседа. Скорректированный ответ вносится в листок самоконтроля в колонку «группа». Ставится балл степени уверенности.

Я

Группа

Эталон

Балл

1. Ответ (2)

1. Ответ (2)

1. Запись этал

от 0 до 1

8. Отвечает устно подгруппа или отдельный учащийся. Этот этап предполагает развитие умений устной речи.

9. Преподаватель или эксперты сообщают правильный ответ (эталон ответа). Этот ответ вносят в карточку в третью колонку. Если времени недостаточно, то запись правильных ответов учащимися может и не производиться. Однако преподаватель должен помнить, что такая запись особенно полезна тем, кто дал неправильный ответ на данный вопрос.

10. Каждый учащийся выставляет себе балл по данному вопросу. Если ответ учащегося полностью совпал с

эталоном ответа, то при 5 вопросах выставляется 1 балл, если ответ верен наполовину, то балл уменьшается в два раза. При стандартных ответах эта процедура довольно проста. Однако если ответы творческого характера, то установить степень совпадения своего ответа с эталоном более сложно. Так последовательно предъявляют все вопросы мнемотурнира.

11. После предъявления всех вопросов каждый учащийся выставляет себе итоговый балл по данному мнемотурниру. Для этого достаточно суммировать все баллы по каждому вопросу.

12. Преподаватель просит поднять руки тех, кто поучил от 4,5 до 5 баллов. На доске записывает количество. Далее предлагает поднять руки тем, кто получил от 3,5 до 4,4 балла. Результаты также заносятся на доску. Потом поднимают руки те учащиеся, кто получил от 2,5 до 3,4. На этом процедура заканчивается. После этого преподаватель говорит примерно следующее: «Сегодня результаты мнемотурнира распределились следующим образом. Пять баллов у нас получили 10 человек (округляем баллы от 4,5 до 5 баллов. При сомнениях, балл трактуется в пользу ученика). Четыре балла получили 9 учеников (округляем баллы от 3,5 до 4,4), Три балла у нас получили три человека, два балла получили четыре человека». Это делается для того, чтобы каждый увидел свои результаты в сравнении с другими.

13. Листки контроля сдаются экспертам. Они проверяют правильность баллов по каждому вопросу и итоговый балл. В это время группа работает над другим учебным заданием, преподаватель может объяснить типичные ошибки и т. п. Иногда можно провести взаимопроверку. Учащийся отдает свой листок для проверки и получает листок, который он в свою очередь должен проверить. После проверки внизу учащийся пишет: «Проверил» и ставит свою подпись.

14. Эксперты подсчитывают среднее арифметическое правильных ответов в группе, распределение мест между отдельными подгруппами (или отдельными учащимися) и сообщают результаты.

15. Преподаватель эмоционально, коротко подводит итоги и обобщает результаты: какова успешность усвоения материала, на что обратить внимание и т. п. Здесь применен полный алгоритм мнемотурнира. Если времени для опросов мало, то могут применяться и сокращенные варианты. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 5, — сокращенный вариант. 1, 3, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 15 —сокращенный вариант.

Технология разработана хорошо. Технология внедрения мнемотурнира не обнаружена. Временные затраты оправдываются учебными "результатами учащихся. Противопоказаний применения технологии не обнаружено. Для ее применения требуется подготовка учителей.

3.24. Отгадай, о ком говорим

1. Цель. Развитие уверенности в себе. Научиться уверенному поведению в разных ситуациях.

2. Возраст, время. С 5 до 17 лет. От 7 до 20 мин.

3. Подготовка. Преподаватель должен иметь опыт групповой работы.

4. Материалы. Нет.

Процедура. Руководитель предлагает учащимся поиграть в игру «Отгадай, о ком говорим». Для этого он предлагает одному из учащихся выйти из класса. Оставшимся предлагается определить, о ком класс будет говорить. Таким образом, выбирается один из учеников. Всем дается инструкция: «Говорить можно только о хороших качествах. Ничего отрицательного называть нельзя». После этого предлагается вышедшему учащемуся вернуться в аудиторию.

Руководитель занятия предлагает начать описывать качества отгадываемого ученика. Ученики отмечают в своем высказывании только одно качество. Обычно в начальной школе процесс описания начинается с таких выражений: «Он всегда делает уроки»; «Он помогает маме»; «Он заботится о других». Отгадывающий после высказывания учеников называет имя предполагаемого, по его мнению, ученика, о котором говорят. Процесс отгадывания (атака положительными эмоциями) заканчивается правильным называнием имени отгадываемого.

Это упражнение может проводиться со всем классом на классных часах. Оно способствует улучшению психологического климата в классе, имеет коррекционные, терапевтические эффекты. Данная технология не имеет аналогов по силе группового воздействия на эмоциональную сферу ученика, на формирование психологического климата в классе.

Данная технология опробована на педсоветах с педагогами. При правильном проведении она позволяет создать в педагогическом коллективе высокий уровень позитивного эмоционального накала.

Трудоемкость подготовки проведения минимальная. Требуется подготовка педагогов. Может применяться довольно часто с различными вариациями до того момента, пока не наскучит ученикам.

3.28. Пластилин

Цели:

- Помочь ребенку понять изучаемый материал посредством демонстрации его значения в пластилине.

- Обучение учащихся проникновению в глубину значений слов.

- Развитие креативности, творческости детей при материализации своих мыслей.

- Развитие уверенности детей в творческом выражении своих мыслей.

Как уже отмечалось выше, понимание слов вызывает у детей большие затруднения. Через какое-то время дети адаптируются к учебному процессу и стараются не очень вникать в смысл слов. Они пытаются защитить себя таким образом от избыточной информации; если они будут пытаться понять все, что задают учителя по всем предметам, то у них не хватит суток. Однако проблема понимания слов остается. Очень часто именно простые слова остаются не понятными детям. Для более глубокого понимания слов иногда необходимо остановиться и направить учеников на глубокое понимание слов. Для этого можно использовать « пластилин ».

Посредством пластилина можно продемонстрировать любую мысль. Во время изображения из пластилина мысли происходит ее глубокое понимание.

1. Ученику дается слово или он сам его придумывает. Это слово может обозначать объект или явление. Он должен ярко представить значение этого слова во всех подробностях. Например, ребенку предлагается слово «часы».

2. Ученик берет пластилин и лепит из него элементы, из которых состоит этот объект или явление. Художественное мастерство здесь не имеет значения, и оно не оценивается. Элементы должны быть больших размеров. Чем больше размеры, тем глубже понимание. Например, ребенок лепит часы. Он обозначает цифры так, как ему нравится.

3. После того как он вылепил первый элемент, он делает к нему ярлык: вырезает полоску бумаги и пишет слово «цифры».

4. Лепит второй элемент, например часовую стрелку, и делает к нему ярлык. Пишет на полоске бумаги слова «часовая стрелка». И так далее. Если ребенок изображает какое-то явление, то переход от одного элемента к другому обозначается стрелками. Без стрелок невозможно будет понять смысл изображаемого в пластилине.

5. После того как учащийся закончил лепить все элементы, он делает общий ярлык, который обозначает изображенный объект или явление. Например, пишет на полоске бумаги «часы».

6. После того как ученик закончил лепить, он убирает общий ярлык. Учитель или сосед по столу пытается отгадать, что изобразил учащийся. Если это легко удается сделать, то считается, что работа выполнена удачно. Ребенок не должен давать устных объяснений, все должны сказать элементы, пластилин. Чем больше элементов изображает ребенок, тем больше объем понимания ребенком изучаемого объекта или явления.

Эту работу можно организовать в парах. У каждого ученика свой текст.

1. Первый ученик читает текст, первый абзац. Второй ученик слушает. После этого второй ученик просит изобразить из пластилина любое слово этого текста, и называет это конкретное слово.

2. Второй ученик читает абзац своего текста. Первый ученик просит второго изобразить какой-то объект или явление из этого абзаца и называет его.

3. Ученики самостоятельно лепят элементы и обозначают их ярлыками.

4. Представители соседней пары или учитель пытается отгадать, что же изобразили дети. Если отгадали слово, то пара продолжает работать дальше над текстом, читая второй абзац.

3.33. Ривин-методика

Методика А. Г. Ривина, или методика поабзацного изучения текста, позволяет эффективно организовать работу на уроке по изучению письменных источников информации. При помощи методики Ривина можно добиться более глубокого понимания изучаемого материала.

Цели:

- У учащихся формируются умения извлекать из абзаца основную мысль и озаглавливать абзац.

- Данная технология формирует у учащихся хорошее запоминание стержневых (основных) мыслей текста.

— У учащихся формируются умения передавать содержание абзацев своими словами.

Кроме обучающих, развивающих целей, данная методика позволяет решать задачи воспитания. У учащихся формируется очень важное свойство личности — желание и умение сотрудничать со своими одноклассниками во время выполнения учебной задачи. Это умение может стать устойчивым свойством личности и проявляться в разных жизненных ситуациях.

Подготовительный этап. На этом этапе желательно подготовить учебные тексты (это могут быть параграфы из учебников, статьи из газет, журналов, отпечатанный на машинке текст и т. п.).

Тексты должны быть пригодными для поабзацной проработки, поэтому в каждом абзаце должна отражаться одна (не две, не три) стержневая мысль изучаемой темы. Стержневые мысли должны быть логически связаны друг с другом.

К сожалению, не все учебные тексты соответствуют этим требованиям. Встречаются тексты, в которых один абзац занимает страницу, в других текстах непонятна мысль абзаца, в третьих — стержневые мысли логически не связаны, повторяются. Такие тексты при поабзацной проработке формирует отвращение к ним у учащихся.

Количество текстов может быть самое разное. У Ривина каждый учащийся имел свой текст. В настоящее время учителя упрощают методику и уменьшают их количество до четырех, пяти. Были попытки изучать даже один текст. Лучше работать в школе с двумя текстами.

На подготовительном этапе желательно, чтобы учащиеся дома бегло прочитали текст целиком. Это необходимо для понимания основной идеи текста.

Объем текста может быть от страницы до нескольких страниц. Это зависит от целей и времени, которым располагает педагог.

Работа в классе.

1. На первом этапе (если эта работа не была проделана дома) каждый ученик бегло просматривает текст.

1т^- о 1т4- о 1т^- о 1т^- о 1т4- о 1т^- о 2т<- о 2т<- о 2т4- о 2т<- о 2т<- о 2т4- о

2. На втором этапе учащийся находит себе напарника и садится с ним рядом за одним столом (но не напротив друг друга). Итак, все ищут себе пару.

1т о 1т о 1т о 1т о 1т о 2т о 2т о 2т о 2т о 2т о

3. На третьем этапе в каждой паре один из учащихся (допустим, под номером 1) читает вслух свой фрагмент (квант) текста. Этот фрагмент должен быть законченным по смыслу. Часто это абзац, иногда — несколько абзацев, а может быть и часть абзаца. Учащиеся сами решают, какую часть текста они возьмут. Если текст написан хорошо, то лучше, чтобы это был абзац. Второй учащийся следит глазами по тексту, слушает. Таким образом, работают все пары.

4. На следующем этапе первый учащийся пытается озаглавить абзац (именно озаглавливает, но не конспектирует). Он, размышляя вслух, подыскивает наиболее подходящее название. Например: «В этом абзаце говорится о том, как... Поэтому его можно озаглавить...»

Второй учащийся слушает рассуждения первого учащегося и задает вопросы, если что-то неясно, возражает, если с чем-то не согласен.

5. После того как оба учащихся пришли к соглашению по названию абзаца (кванта информации), в тетради первого (то есть в тетради соседа) учащегося второй учащийся делает запись. Ставится цифра 1 и записывается название абзаца. Второй учащийся ставит свою фамилию.

Например: 1. Характеристики электролитов. Сидоров В.

6. На следующем этапе идет работа с текстом второго учащегося в такой же последовательности. Второй учащийся читает абзац своего текста, озаглавливает его, и уже первый учащийся записывает название абзаца в тетрадь второго ученика.

7. После этого учащиеся благодарят друг друга, и пара распадается. Учащиеся ищут себе новых партнеров. Здесь можно использовать сигнал «Поднятая рука». После того как найден новый собеседник, пара садится за стол и начинается работа.

8. Кто-то из учащихся в новой паре пересказывает содержание первого абзаца (не читает, а пересказывает содержание своими словами) Второй слушает.

9. Далее первый учащийся читает второй абзац, а третий учащийся смотрит по тексту и слушает.

10. Первый учащийся пытается озаглавить абзац. Третий учащийся слушает, задает вопросы, возражает.

11. После того как пришли к единому мнению, в тетради первого учащегося делается запись третьим учащимся. Ставится цифра 2, название абзаца и подпись.

Например: 2. Виды электролитов. Петров.

12. Третий учащийся пересказывает свой первый абзац, читает второй, озаглавливает. Ему в тетради делается запись первым учащимся. Ставится цифра 2, название абзаца и фамилия первого учащегося.

13. Учащиеся благодарят друг друга, и пара распадается.

14. Идет поиск нового собеседника и работа с ним по указанному алгоритму. Каждый раз работа начинается с первого абзаца, пересказываются все абзацы, которые учащийся изучил. Только тогда можно перейти к новому абзацу.

15. По мере окончания работы над текстом учащимся может быть сделано сообщение перед малой группой (3-9 человек). Те учащиеся, которые закончили работу, слушают выступление одного из своих товарищей. Выступления обычно характеризуются четкостью, краткостью, понятностью и полнотой. Затем может выступить учащийся с другим текстом.

Учитель может собрать работы и выставить отметки. Критерии оценки могут быть следующие (желательно их согласовать до начала работы): количество проработанных абзацев, глубина понимания и т. п.

16. После выступлений перед малой группой (если их не было, то по окончании работы над последним абзацем) учащиеся обмениваются текстами и каждый начинает работать над новым текстом поабзацно. (Алгоритм описан выше.) Работа идет быстрее, так как ее алгоритм уже освоен.

Достоинства методики Ривина: после проработки текста у учащегося имеется его подробный план, по которому он легко пересказывает текст. Поскольку каждый пункт

плана озвучивался несколько раз, то наблюдается хорошее понимание и запоминание текста. Выступление перед малой группой получается компактным и ясным.

Каждый последующий текст изучается быстрее и быстрее, так как с ним учащиеся встречаются на предыдущих этапах при поабзацной проработке и во время слушания в малой группе.

При использовании методики Ривина (как и в любой другой) возникают и проблемы. Где взять тексты? Где взять время для такой работы на уроке? У учащихся после длительной работы по данной методике начинает снижаться интерес, они устают. Некоторые учащиеся отмечают, что, если текстов много, они не могут быстро переключаться на другие тексты, чтобы помочь своему товарищу. Однако эти проблемы возникают только при длительном применении этой методики, и они разрешимы. Учителя находят разные пути их решения.

Желательно отпечатать и раздать учащимся инструкции для работы по методике Ривина.

Примерное содержание инструкций может быть следующим:

Инструкция ученику (вариант 1) Поабзацное изучение текста в парах сменного состава

1. Выберите тему для изучения.

2. Найдите первого партнера для работы в паре.

3. Выделите первый абзац — небольшую (4-12 строчек), по смыслу вполне законченную часть текста.

4. Прочитайте абзац партнеру вслух.

5. Партнер задает вам вопросы для того, чтобы вы, отвечая на них, уточнили значение терминов, словосочетаний, уяснили смысл абзаца.

6. Обсудите, как абзац озаглавить. Заглавие должно выражать смысл абзаца.

7. Попросите партнера записать в вашу тетрадь заглавие первого абзаца.

8. Приступайте к работе над темой партнера в той же последовательности.

9. После окончания работы с абзацем партнера найдите второго партнера.

10. Второму партнеру воспроизведите содержание первого абзаца по плану в тетради.

11. Над вторым абзацем работайте так же, как над первым, и т. д.

12. После окончания работы над темой необходимо подготовиться по плану к выступлению на малой группе.

13. После выступления на малой группе работа закончена.

Инструкция ученику (вариант 2)

Работа над абзацем при изучении темы

1. Написать дату, название темы и раздела, указать источник.

2. Прочесть абзац.

3. Понять содержание, ответить на вопросы: Какие новые слова встретились в абзаце и что они означают? О чем абзац? О каких явлениях, событиях повествует? Какова главная мысль абзаца? Чем аргументируется, откуда выводится, какие следствия имеет? Как связана с главной мыслью предыдущего абзаца? О чем предположительно пойдет речь в следующем абзаце?

4. Дать название абзацу и записать в тетрадь (запись делает напарник).

5. Указать фамилию напарника.

6. Пересказать абзац (в следующей паре).

Подготовка доклада

1. Составить план темы, проработанной по методике Ривина. Выделить новые понятия, которые встречаются в докладе и требуют определения. Продумать примеры.

2. Дать план на проверку руководителю доклада.

3. Выступить с докладом, продиктовать для записи основные положения и определения (перед началом выступления написать на доске название темы, план, новые термины).

4. Ответить на вопросы. Инструкции несколько отличаются друг от друга, преподаватель может использовать в своей работе одну из них или придумать на их основе собственную.

Методика А. Г. Ривина может применяться с первого по десятый класс с различными изменениями и дополнениями. Это одна из немногих технологий, которая учит структурировать и выделять стержневую мысль.

Данная технология хорошо разработана. Имеются технологии по ее внедрению.

Методика Ривина требует много времени на подготовку и проведение. При проведении технологии учащиеся начинают глубоко понимать текст, но скорость изучения текста резко падает.

Эта технология требует больших энергетических затрат со стороны учащихся, поэтому длительное время они работать не могут.

Данная инсценировка должна обязательно применяться для отработки умений структурировать текст и выделять стержневые мысли.

3.47. Цепочка (отработка умений)

Цели:

- Отработка умений решать задачи.

- Обучение грамотному письму.

- Формирование умений сотрудничать.

- Формирование сплоченности класса.

1. Подготовительный этап. На этом этапе педагог готовит карточки. Их должно быть столько, сколько учащихся в классе. По математике это могут быть задачи, упражнения. По русскому языку — текст для диктантов. По физике, химии — различные упражнения.

Можно ограничиться двумя вариантами карточек.

2. Все учащиеся получают карточки. На первом этапе они выполняют задания самостоятельно. Эта работа может проходить как в классе, так и дома. Если занятие проходит в классе, то учитель выступает в роли консультанта. Если кто-то из учащихся успешно выполнил задания, то учитель привлекает его к консультированию других учащихся. Этот этап работы длится до момента полного усвоения материала заданий.

3. После выполнения индивидуальных заданий учащиеся начинают работать в парах. Кто-то из учащихся в паре объясняет решение первой задачи. Второй учащийся слушает.

4. Затем второй учащийся в каждой паре объясняет решение первой задачи своей карточки.

5. После этого учащиеся обмениваются карточками, и каждый из них вторую задачу карточки решает самостоятельно. Если нужна помощь, то ученик может ее получить от соседа, так как тот знает эту карточку.

6. Ученики проверяют вторые задачи друг друга и, если требуется, объясняют друг другу до полного усвоения. Так как пары могут выполнять задания в разном темпе, для заполнения паузы в карточке может быть третье (или четвертое) задание.

7. По команде учителя учащиеся одной из колонок пересаживаются на одно место вперед. Сидящий за первым столом пересаживается за последний стол. Ученики обменялись до этого карточками, взяли с собой карточку, которую решали в паре под контролем другого ученика.

8. Занятия в парах строятся по прежнему алгоритму. Один из учащихся в паре объясняет второму решение первой задачи. Другой учащийся объясняет решение первой задачи из своей карточки. Необходимо отметить, что когда ученики объясняют решение, то они глубже его понимают, учатся грамотно строить речь. В свое время К. Д. Ушинский писал: «Но даже если предположить, что ученик поймет мысль, объясненную учителем, то в таком случае мысль его никогда не уляжется в голове его так прочно и сознательно, никогда не сделается такой полной собственностью ученика, как тогда, когда он сам ее выражает» (Ушинский К. Д. Собр. соч. — М., 1950. — С. 429).

Затем ученики решают вторые задачи самостоятельно, проверяют друг друга. По команде обмениваются карточками и пересаживаются на одно место вперед.

Пересадок может быть столько, сколько карточек заготовил учитель. Если каждый ученик вначале занятий имел свою карточку, то занятие может продолжаться до тех пор, пока каждый ученик не выполнит задания всех карточек.

При втором подходе к своему месту (8 позиция) учащиеся опять встречаются со своей карточкой в позиции обучаемого, то есть им объясняют карточку, которую они самостоятельно решали и запускали в начале занятия. В этой ситуации учащийся выступает уже не в роли обучаемого, а в роли контролера по запущенной карточке. Он проверяет искажения, выискивает вкравшиеся ошибки. На данном этапе происходит защита от тиражирования ошибок. Кроме этого учащийся знакомится с новым объяснением заданий, которое сформулировали другие в процессе работы с его карточкой.

Получив карточки, учащиеся пересаживаются за столы в соседней колонке. Пятый ученик садится за первый стол с пятой карточкой, но в другую колонку. Таким образом, карточка запускается в новой колонке. И так происходит со всеми карточками.

Первая посадка После первой пересадки

номера карточек 1357 номера карточек 4682

номера учащихся 1357 номера учащихся 3571

номера учащихся 24 6 8 номера учащихся 2468

номера карточек 2468 номера карточек 1 3 5 7 и т. д.

3.48. Цепочка (опрос)

Цели:

- Бесконфликтная проверка знаний, умений учащихся.

- Развитие умений формулировать вопросы.

Данная технология может применяться как при проверке знаний урока, так и разделов учебного предмета. Она хорошо себя зарекомендовала как бесконфликтный вид опроса на экзаменах и итоговых зачетах.

1. Педагог предлагает учащимся придумать вопросы по пройденной теме или разделу. Вопрос должен предполагать короткий ответ не более 1 минуты. Количество вопросов зависит от объема проверяемого материала и времени, выделенного для этой цели. Если эта проверка темы одного урока, то каждый учащийся придумывает по одному вопросу. Если же это раздел изучаемого предмета, то учащиеся придумывают по три — пять вопросов. Подготовка вопросов может быть как в классе, так и дома.

2. Ученики работают с конспектом, литературой, формулируют и записывают вопросы в своих тетрадях. Общение на этой стадии учащихся не предполагается.

3. Начинается опрос. Учитель называет имя ученика, который формулирует вопрос. В списке учащихся напротив фамилии ученика, задающего вопрос, учитель ставит букву «в»: Иванов А. — в.

Это делается для того, чтобы в дальнейшем оценить учащихся. Учитель выдерживает небольшую паузу. Пауза нужна для того, чтобы учащиеся подумали над ответом. Думает весь класс, так как пока неизвестно, кто же будет отвечать.

4. Называется имя отвечающего. Названный ученик сообщает, принимает ли он вопрос или он его не принимает. Если вопрос принимается, то далее ученик сообщает, отвечает ли он сразу или ему еще нужно подумать. Если вопрос не принимается учеником, то в роли арбитра может выступить учитель либо назначенный заранее научный эксперт. Иногда вопросы формулируются учениками непонятно или очень общо. В такой ситуации учитель соглашается с непринятием вопроса. В этой ситуации могут быть разные действия учителя. Можно не фиксировать внимание на неуспехе ученика и перейти к следующему вопросу. Эта реакция наиболее предпочтительна при первоначальном введении этой технологии. Такая реакция не вызывает конфликтной ситуации в классе. Со временем для обострения ситуации в классе можно напротив фамилии ставить зачеркнутую букву «в». Это означает, что у ученика была неудачная попытка задать вопрос. Если в классе будет каждому ученику в общей сложности предоставлено пять попыток задавать и отвечать на вопросы, то это означает, что данный ученик упустил возможность заработать балл. Таким образом, у него пять баллов уже на этом этапе урока не будет. Это можно делать только тогда, когда у учащихся уже сформированы умения задавать вопросы, и они это делают уверенно. В противном случае данная реакция учителя будет формировать неуверенность ученика в данном виде учебной деятельности.

Если же вопрос сформулирован правильно, то учитель предлагает ученику ответить и ставит напротив его фамилии «о», то есть отвечающий: Никулин П. — о.

Если ученик попросил паузу для подготовки ответа, то учитель в такой ситуации рядом с буквой «о» ставит карандашом минус, который означает, что необходимо вернуться к этому ученику: Никулин П. о-. После этого можно перейти к следующей паре, называя имя автора следующего вопроса, затем имя отвечающего. После этого возвращаются к предыдущему отвечающему.

5. Ответ ученика.

6. Отметка. Автор вопроса оценивает ответ и сообщает, принимает ли он ответ или не принимает. Если ответ не принимается и педагог согласен с отрицательной оценкой, то напротив фамилии отвечающего ученика зачеркивается буква «о».

Бывают ситуации, когда не прозвучал правильный ответ на вопрос, а автор вопроса ставит положительную отметку. В такой ситуации педагог зачеркивает и букву «в» напротив фамилии автора, и букву «о» напротив фамилии отвечающего.

7. На следующем этапе называется имя следующего ученика, задающего вопрос. Следует пауза. Называется имя отвечающего. Отвечающий высказывает мнение о согласии или несогласии с формулировкой вопроса, отвечает сразу или просит паузу и т. д. Если ученик просит время на обдумывание, то к его ответу возвращаются после того, как прозвучал следующий вопрос или следующий ответ на вопрос.

После опроса всех учеников в списке учащихся напротив каждого учащихся должна стоять буква «в» или «о». По второму кругу роли меняются. Тот, кто отвечает, — формулирует вопрос, а тот, кто задавал вопрос, — отвечает.

Наиболее объективный и простой подход — это дать возможность каждому ученику задать вопросы или ответить на них в общей сложности пять раз. Пять удачных попыток — пять, четыре удачные попытки — четыре и т. д. Каждый вопрос и каждый ответ оценивается в один балл.

Положительный момент данной формы опроса состоит в его объективности, независимости его от субъективности учителя. Учитель выводит себя из процесса оценивания, передавая эту функцию ученикам. Управлять процессом может технический эксперт. Секретарь может фиксировать результаты как в тетради, так и на доске. В этой ситуации требуется предварительная подготовка секретаря.

Другим положительным моментом является то, что весь класс участвует в этом процессе. Нужно придумать вопрос по теме, что предполагает более глубокое понимание материала. В момент формулирования вопроса перед всем классом нужно быть внимательным, так как либо придется отвечать, либо, выслушав вопрос, быстро изменять свои вопросы, так как повторять вопрос нельзя.

Третьим важным моментом является развитие у учеников умений формулировать вопросы. Однако в данной технологии отсутствуют полные развернутые ответы по теме, и поэтому она не может заменить устные ответы у доски, тихие ответы у доски и другие технологии. Ограниченность применения в полной степени этой технологии обуславливается временными затратами, поэтому она может применяться в сокращенной форме: не все учащиеся действуют, уменьшается количество вопросов. В целом данная технология способствует реализации измерительной, стимулирующей, развивающей, воспитывающей, коррекционной функциям контроля.

3. 49. Шефы.

Цели:

- Обучающие: а) глубокое изучение подшефными пройденного материала; б) повышение понимания и запоминания шефами пройденного в предыдущих классах материала.

- Развивающие: а) развитие умений говорить; б) развитие умений общаться в позиции руководитель-подчиненный.

- Воспитывающие: а) воспитание ответственности у шефов; б) воспитание сотрудничества.

Данная инсценировка является одной из эффективных в достижении обучающих, развивающих, воспитывающих целей. Известно, что когда человек начинает учить других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.

Известно также, что когда на человека возлагается ответственность за кого-то, то и он начинает проявляться в деятельности. Кроме этого, человеку свойственно передавать свой опыт другим. В человеке заложена потребность учить других. Это проявляется в разной степени у разных людей, но у всех присутствует в коллективном бессознательном.

В данной инсценировке используется все названные выше психологические механизмы.

Данная инсценировка проводится сразу с двумя классами.

1. Педагог сообщает в старшем классе (допустим, в 8а), что на следующей неделе урок будет проходить совместно с другим классом (допустим, 7а). Классу дается задание. Например, принять зачет по такой-то теме, которую младший класс уже изучил. В процессе зачета, если ученики чего-то не понимают, то им нужно объяснить этот материал.

В младших классах учитель сообщает, что на следующий урок придут старшеклассники для обучения и принятия зачета.

2. Подготовка к занятию. Опыт показывает, что старшеклассники повторяют, а некоторые изучают учебный материал так, как они этого не делали в младшем классе. Они стараются понять и запомнить материал так, чтобы выглядеть достойно в глазах младшего класса. На этом этапе могут проводиться консультации для старшеклассников.

Ученики младшего класса также серьезнее готовятся к уроку, чем обычно.

3. Работа в классе. Старшеклассники приходят в класс к своим подопечным. Если размеры аудиторий не позволяют это сделать, то половина класса идет в младший, а половина подопечного класса идет к старшеклассникам.

Работа идет в парах. Желательно за каждым старшеклассником закрепить одного подопечного. Хорошо за неуспевающим учеником закрепить старшеклассников, которые могут хорошо объяснить материал. Можно за хорошо успевающим учеником младшего класса закрепить старшеклассника, которого нужно стимулировать работать. Можно формировать пары по желанию. Ученики зашли в класс и в случайном порядке рассаживаются по местам.

Желательно новую встречу провести так, чтобы было всем интересно.

Учитель оказывает ученикам необходимую помощь, следит за уровнем шума в классе. Учеников нужно приучать говорить тихо, чтобы не мешать соседней паре.

Если в каком-то классе оказываются лишние ученики, то можно составлять триады.

Работа в парах строится следующим образом: а) Знакомство, Ученики знакомятся друг с другом, немного рассказывают о себе, что любят, чем интересуются и т. д. Знакомство осуществляется на первой встрече. Затем у каждого ученика будет свой подшефный, б) Старшеклассники уточняют у подшефного, есть ли у него вопросы по изучаемой теме, все ли ему понятно. Если что-то непонятно, то старшеклассник объясняет, в) Ответ подопечного. Ученик младшего класса рассказывает учебный материал. Старшеклассник не перебивает, слушает внимательно, в затруднительных местах подсказывает, г) Оценка. После ответа старшеклассник оценивает ученика. Он сообщает о достижениях ученика, пытаясь найти все хорошее, что было в ответе. Желательно на первых встречах не высказывать никаких отрицательных замечаний подопечным. В дальнейшем можно показывать ученику пути совершенствования своей работы над материалом. Итоги оценки могут фиксироваться зачетом в карточке индивидуального учета, либо в другом документе, д) После опроса можно организовать различные формы сотрудничества, если есть время.

Оплата может осуществляться двоим преподавателям, так как работа идет с двумя классами одновременно.

3.51. Я — звезда

Цели:

- Обучающие: обучение пению, говорению. При формулировании обучающих целей желательно указать, усвоение конкретно каких правил (умений) происходит на уроке.

- Развивающие: а) развитие мотивации к занятиям; б) развитие поведенческих умений при взаимодействии с аудиторией.

- Воспитывающие: а) воспитания позитивной Я-концепции; б) воспитание уверенности перед аудиторией.

Инсценировка применяется как в начальной школе, так и в средней на уроках гуманитарного цикла. Она получила широкое распространение в Японии. В человеке заложено желание показать другим людям свои возможности. Кроме этого каждому хочется проявить творческие стороны своей личности, которые можно выразить в пении, в говорении.

Моделирование процесса выступления любимой звезды вселяет в ребенка уверенность в своих возможностях, удовлетворяет чувство значимости, развивает позитивное отношение к людям.

1. На первом этапе детям предлагается выбрать для себя любимую певицу или певца, диктора, комментатора и т. п. Певец должен быть одного пола с ребенком. Можно предложить найти кассету с интересующей песней, рассказом.

2. Ребенок может потренироваться дома выступать под фонограмму.

3. Выступление перед группой начинается с объявления ведущего. Ведущий представляет звезду, вызывает аплодисменты присутствующих. Аплодисменты должны быть бурными.

Выступление перед группой может проходить в различных формах в зависимости от желания ученика. Ученик может подпевать звезде, а может не делать этого, моделируя его движения. По ходу выступления должны быть бурные аплодисменты.

4. После выступления желательно также вызвать бурные аплодисменты присутствующих.

Проведение таких занятий желательно как можно чаще. Учащийся раз в месяц должен побывать в роли какого-то известного человека. На уроках литературы, истории они играют известных героев, произнося монологи, диалоги, разыгрывая ситуации.

Данная технология мало известна в педагогической практике. Технологий ее внедрения не обнаружено. Временные затраты оправдываются развивающими, воспитывающими эффектами. Противопоказаний применения технологии не обнаружено.

страница 1 ... страница 16страница 17страница 18страница 19страница 20


скачать

Другие похожие работы: