NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования


Раздел 4.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся

на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий:

- направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода в учебном процессе;

- способствует реализации развивающего потенциала обучения;

- обеспечивает формирование и развитие системы универсальных учебных действий;

- является основой образовательного процесса и обеспечивает школьникам умение учи-ться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Всё это достигается путём как освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

1. Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий

Универсальные учебные действия - это система действий учащегося, обеспечивающая : культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

В широком значении понятие «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Достижение умения учиться предполагает освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций.

Универсальные учебные действия выполняют в учебной деятельности следующие функции:

1. Регуляция учебной деятельности:

- принятие и постановка учебных целей и задач,

- поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,

- контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

2. Создание условий для саморазвития и самореализации личности

- готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться,

- формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,

- развитие высокой социальной и профессиональной мобильности

3. Обеспечение успешности обучения

- успешности усвоения знаний, умений и навыков;

- формирование целостной картины мира;

- формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Виды универсальных учебных действий, формируемых в начальной школе: личностные, регулятивные , познавательные, коммуникативные.

Состав и характеристики универсальных учебных действий.



Виды УУД

Характеристика

1. Личностные

1.1.

Смыслообразование


Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»

1.2.

Нравственно-этическое оценивание

Выделение морально-этического содержания событий и действий.

Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.

Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

1.3.

Самопознание и самоопределение


Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку.

Формирование идентичности личности.

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

2. Регулятивные

2.1.

Целеполагание


- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2.2.

Планирование

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

2.3.

Прогнозирование


- предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

2.4.

Контроль


Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

2.4.1.

Волевая

саморегуляция


- способност :

- к мобилизации сил и энергии;

- к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов;

- к преодолению препятствий;

-эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;

эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями




Коррекция


– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;




Оценка


- выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3. Познавательные

3.1.

Общеучебные


Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

Информационный поиск

Знаково-символические действия

Структурирование знаний

Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)

Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий

3.1.1.

Знаково-символические действия

Знаково-символические действия выполняют функции:

- отображения учебного материала;

- выделения существенного;

- отрыва от конкретных ситуативных значений;

- формирования обобщенных знаний.

Виды знаково-символических действий:

- замещение;

- кодирование/декодирование;

- моделирование

3.2.

Логические


Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов.

Подведение под понятия, выведение следствий.

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждения.

Выдвижение гипотез, их обоснование.

Доказательство.

3.3.

Постановка и решение проблем

Формулирование проблемы.

Самостоятельное создание способов решения проблем. творческого и поискового характера.

4. Коммуникативные

4.1.

Планирование

учебного

сотрудничества

Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

4.2.

Постановка

вопросов




4.3.

Построение

речевых

высказываний


- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

4.4

Лидерство и

согласование

действий с

партнером


- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;



  1. Система работы школы по формированию и развитию универсальных учебных действий

Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

На ступени начального общего образования имеет особое значение обеспечение при организации учебного процесса сбалансированного развития у обучающихся логического, наглядно-образного и знаково-символического мышления. Существенную роль в этом играют такие учебные предметы, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Виды формируемых универсальных учебных действий

в процессе изучения основных предметов начальной школы


Учебные предметы

Виды формируемых универсальных учебных действий

Русский язык


Работа с текстом: формирование логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей при работе с текстом.

Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка.

Усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв.

Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

«Литературное чтение»,

- смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

- освоение основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

- приобретение эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

- нравственно-этическое оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

- эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

-умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

- умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

«Иностранный язык»

- общее речевое развитие учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

-развитие произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

- развитию письменной речи;

- формирование ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

«Математика»

- планирование последовательности шагов при решении задач;

- различение способа и результата действия;

- выбор способа достижения поставленной цели;

- использование знаково-символических средств для моделирования математической ситуации, представления информации;

- сравнение и классификация (например, предметов, чисел, геометрических фигур) по существенному основанию.
Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

«Окружающий мир».

- умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

- формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

- формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

- развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

«Музыка».

- эстетические и ценностно смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении;

- приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе;

- на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения;

- замещение и моделирование.

«Изобразительное искусство».

- моделирование, способствующее формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.

- регулятивные действия - целеполагание как формирование замысла, планирование и организация действий в соответствии с целью, умение контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

- личностные действия - приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов ( обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся).

«Технология»

- действия моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу;

- специальная организация процесса планомерной поэтапной отработки предметно преобразовательной деятельности — умений осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

- формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

- развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- развитие планирующей и регулирующей функции речи;

- развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

- развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;

- формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;

«Физическая

культура»

- личностных универсальные действия:

- основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни. умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

- взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперацию (в командных видах спорта — формированию умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).


Уровень обучаемости детей, темпы переработки и усвоения информации и в конечном итоге качество знаний учащихся находится в зависимости от уровня сформированности универсальных учебных действий. Процесс овладения знаниями неразрывно связан с процессом овладения интеллектуальными умениями, такими, как анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, систематизация, обобщение, и умениями практического характера (вычисления, измерения, чтение графиков, диаграмм; работа на компьютере).

Данные материалы являются основой для создания в школе системы работы по формированию и развития у учащихся УУД. Система работы по формированию и развитию УУД включает в себя следующий комплекс дидактических задач для определения:

- состава и системы основных УУД по каждому предмету;

- требований к уровню сформированности определённого УУД к моменту окончания начальной школы;

- этапов формирования УУД;

- вклада учебных предметов в формирование каждого УУД;

- методики обучения, обеспечивающую успешное формирование и развитие УУД у детей до заданного уровня на каждом году обучения;

- преемственности в их развитии;

- критериев сформированности УУД.

Решение перечисленных дидактических задач позволит перейти на системно-деятельност-ный подход в обучении. Основу деятельностного подхода составляет ориентировочная основа деятельности (ООД) третьего типа, на важное значение которой в обучении указывали в своих работах П.Я.Гальперин и Н.Ф. Талызина. «Третий тип ООД, - отмечают они, - требуют изменения построения самих предметных знаний, выделения в них основных единиц материала и законов их сочетания. Ориентировка на такого рода знания делает действия независимыми от частных особенностей материала, позволяет учащемуся свободно переносить их на другие области знания, относящиеся к данному материалу»

Для перехода на обучение по третьему типу ООД необходимо вооружить учащихся соответствующими мыслительными операциями. На необходимость этого указывал А.Н.Леонтьев, писавший, что « овладение понятиями, обобщениями, знаниями требует, чтобы у ребенка формировались адекватные умственные операции, а для этого они должны быть у него активно построены».

Прежде всего, у учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу системно-деятельностного подхода в обучении. Они определяют и компетентности учащихся. Под компетентностями понимается способность учащихся решать проблемы повседневной жизни на основе использования приобретенных знаний, умений и способов деятельности. Эти ситуации, как правило, новые для учащихся, связаны с их личной жизнью, с работой и отдыхом, с жизнью общества. Проблемы, поставленные в рамках этих ситуаций, требуют от обучающегося, опираясь на уже имеющиеся умения и знания, полученные при изучении различных учебных предметов, применить свои способности в новом контексте, разработать подходы к решению проблем, проявить гибкость мышления.

Системно-деятельностный подход в обучении основан на формировании у учащихся умений выделять в изучаемом материале существенные свойства и отношения, которые могли бы служить ориентирами, опорными толчками для любого частного задания данной области. Предстоит вооружить обучаемого пониманием общего принципа построения изучаемого материала (или структурой осваиваемого действия) и такими приёмами анализа, которые позволили бы обнаружить эти принципы.

Для успешного формирования умения выполнять то или иное действие необходимо прежде всего самому учителю провести анализ структуры действия, чётко представить из каких элементов (операций) складывается его выполнение.

Вычленив определённые элементы (шаги) в структуре действия, необходимо определить наиболее целесообразную последовательность их исполнения и наметить систему упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое выполнение учащимися простых действий, а затем организовать их выполнение.

На основе этой работы можно формировать умения выполнять более сложные действия, что осуществляется специально подобранными для этой цели задачами.

Выполнение сложных действий выполняется по этапам. В процессе формирования УУД и способов деятельности выделяют следующие этапы:

  1. Осознание учащимися значения овладения умением выполнять данное действие (мотивационная основа действия);

  2. Определение цели действия;

  3. Уяснение научных основ действия;

  4. Определение основных структурных компонентов действия, общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (такие структурные компоненты выполняют роль опорных пунктов действия);

  5. Определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых складывается действие, т.е. построение модели (алгоритма) действия (путём коллективных или самостоятельных поисков);

  6. Организация небольшого количества упражнений, в которых действия подлежат контролю со стороны учителя;

  7. Обучение учащихся методам самоконтроля;

  8. Организация упражнений, требующих от учащихся умений самостоятельного выполнять данное действие, если условия меняются;

  9. Использование определённого умения при выполнении действия для овладения новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности.

Рассмотренный способ формирования УУД составляет дидактическую основу деятельностного подхода в обучении. Он обеспечивает активное участие учащихся в выявлении структуры и рациональной последовательности выполнения отдельных операций, из которых он слагается; структура действия (его модель) научно обосновывается.

Развитие УУД, освоенных учащимися в учебной деятельности, продожается во внеурочной деятельности через систему дополнительного образования: кружки и секции.

Внеурочная деятельность помогает расширить индивидуальную образовательную траекторию каждого учащегося. Предоставляемый спектр услуг дополнительного образования направлен на удовлетворение потребностей в приобретении знаний, умений, навыков, не предусмотренных базовым компонентом учебного плана, на развитие мотивации к учебно-познавательной деятельности. Система дополнительного образования дает возможность для практической деятельности ребенка, помогает сохранить и укрепить здоровье, вести здоровый образ жизни, создает условия для развития и реализации творческих и интеллектуальных запросов личности. Воспитательная система школы направлена на обеспечение сферы внешней и внутренней деятельности учащихся, связанной с социумом - обеспечение взаимодействия, партнёрского сотрудничества с семьёй и всем социумом.
3. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы школы: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования и далее основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из предшкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Причинами возникновения данной проблемы являются следующие:

- недостаточно плавное изменение методов обучения;

- обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности обучающихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

Обучение мы рассматриваем как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем функциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность к школе – сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6-7 лет, которая предполагает:

- сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; - возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем переход к её самостоятельному осуществлению;

- усвоение системы научных понятий;

- освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.

Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.

Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную готовность.

Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.

Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с доминированием учебно-познавательных мотивов. Коммуникативная готовность выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создаёт возможности для продуктивного сотрудничества ребёнка с учителем и трансляции культурного опыта в процессе обучения. Сформированность Я-концепции и самооценки характеризуется осознанием ребёнком своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему взрослых, способностью оценки своих достижений и личностных качеств, самокритичностью.

Эмоциональная готовность выражается в освоении ребёнком социальных норм выражения чувств и в способности регулировать своё поведение на основе эмоционального предвосхищения и прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является сформированность высших чувств – нравственных переживаний, интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного).

Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника, подразумевающей готовность ребёнка принять новую социальную позицию и роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.

Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения. Интеллектуальная готовность к школе включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений, развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в умственном плане, определённый набор знаний, представлений и умений. Речевая готовность предполагает сформированность фонематической, лексической, грамматической, синтаксической, семантической сторон речи. Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.

Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способностях прилагать волевое усилие для её достижения. Произвольность выступает как умение строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования осуществляется в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на ступень основного общего образования. Трудности такого перехода – ухуд-шение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения — обусловлены следующими причинами:

- необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);

- совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);

- недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка);

Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий и задаются в форме требований к планируемым результатам обучения. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы является ориентация на формирование умения учиться, которое обеспечивается формированием системы универсальных учебных действий.


4. Обобщенные показатели сформированности универсальных учебных действий

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

У выпускника будут сформированы:

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


- внутренней позиции обучающегося на уров-не положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познава-тельной мотивации учения;


- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;


- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;


- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Регулятивные универсальные учебные действия

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приёмов решения задач.

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: