NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа формирования универсальных учебных действий введение


2.1. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
1. Введение.

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. «Универсальные учебные действия» -   это   умение учиться,  то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В.Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования).

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (см. пособие: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под редакцией А.Г.Асмолова. М., Просвещение, 2010.) содержит:

1. описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

2. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

3. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;

4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

5. описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.

2. Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования. Ведущая цель образования в информационную эпоху – мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование «компетентности к обновлению компетенций». Ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования, это:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности на основе

  • формирования чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма

  • принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;

  • ориентации в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

  • формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;

  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

  • формирование нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.


3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» и др. Каждый учебный предмет решает как задачи достижения собственно предметных, так и задачи достижения личностных и метапредметных результатов.

Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках, прежде всего, являются: – предметное содержание; – образовательные технологии компетентностно-ориентированного типа; – продуктивные задания.

Схема 1

Система работы по обеспечению личностных
и метапредметных результатов (универсальных учебных действий)



Функциональная грамотность



Метапредметные результаты

Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные

Личностные результаты



Предметные линии развития:

Русский язык, литературное чтение ,математика, окружающий мир, технология и искусство. Информатика




  • технология проблемного диалога;

  • технология оценивания

  • технология продуктивного чтения

  • форма групповой работы




Внеучебная деятельность

(воспитательная)







Проектная технология и жизненные задачи



Образовательная среда школы




3.1. Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (табл. 1).

Таблица 1

Приоритеты предметного содержания в формировании УУД

Смысловые акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное само-определение

нравственно-этическая ориентация

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание , планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (математика, русский язык, окружающий мир, технология , физическая культура и др.)

познавательные общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.


Важнейшим критерием усвоения универсальных учебных действий на содержании любого предмета является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней материальной/материализованной формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у каждого обучающегося в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутренний личностный план. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).
Для развития регулирующей речи в начальной школе должны быть:

  • организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход из речи коммуникативной в речь регулирующую);

  • в речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи, он может проговорить шаги решения задачи, сформулировать полученный результат;

  • речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся);

  • речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

Образовательные технологии компетентностно-ориентированного вида, применяемые для формирования личностных и метапредметных результатов:

1. Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

2. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

3. Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

В рамках работы на основе компетентностно-ориентированной модели обучения на занятиях по многим предметам предлагается работа в малых группах, парах и другие формы коллективной работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого. В начальной школе используется УМК «Школа России», научный руководитель программы А.А.Плешакова.


Предметы в

соответствии с учебным планом

Программы с указанием уровня –

общеобразовательный

Учебники

Русский язык:

Обучение грамоте и развитие речи

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть II. М., «Просвещение», 2011 год.


1.В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская. «Азбука. 1 класс» (с приложением на электронном носителе) в 2ч.: М., «Просвещение», 2011.

2. В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова.

Прописи №1,2,3,4 к «Азбуке».

М., «Просвещение», 2011.

3.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. «Русский язык. 1 класс» (с приложением на электронном носителе) М., «Просвещение», 2011.

Русский язык

1. Сборник рабочих программ «Школа России» ФГОС. 1-4 классы.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

М., «Просвещение», 2011 год.

2. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. «Русский язык». «Концепция и программы для начальных классов «Школа России». Часть I.

Москва «Просвещение», 2007 г.

Программа рекомендована Министерством образования и науки РФ.

Л.М.Зеленина. «Русский язык 2 класс». Части 1,2.

Москва «Просвещение», 2007г.

Л.М.Зеленина. «Русский язык 3 класс». Части 1,2. Москва «Просвещение», 2007г.

Л.М.Зеленина «Русский язык 4 класс». Части 1,2.

Москва «Просвещение», 2007г.

Литературное

чтение

«Школа России»

1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть II

М., «Просвещение», 2011 год.

Литературное чтение. 1 – 4 класс.

2.Сборник «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» в 2 частях. Часть

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

М., «Просвещение», 2007 год.

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская. «Литературное чтение». 1 класс» (с приложением на электронном носителе) М., «Просвещение», 2011.

В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.Ф.Климанова. «Родная речь. 2 класс». Часть I, II. М., «Просвещение», 2008.


В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.Ф.Климанова. «Литературное чтение». 3 класс». Часть I, II. М., «Просвещение», 2009.

В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.Ф.Климанова. «Родная речь. 4 класс». Часть I, II. М., «Просвещение», 2009.

Математика

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть I. ФГОС

М., «Просвещение», 2010 год

2. Концепция и программы для начальной школы. Часть I. Школа России» М., Просвещение 2007 г.



М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. «Математика. 1 класс». ФГОС. Часть I, II. (с приложением на электронном носителе) М., «Просвещение», 2010.

М.И.Моро и др. «Математика. 2 класс». Часть I, II. М., «Просвещение», 2011.

М.И.Моро и др. «Математика. 3 класс». Часть I, II. М., «Просвещение», 2006г.

М.И.Моро и др. «Математика. 4 класс». Часть I, II. М., «Просвещение», 2006.

Окружающий мир

1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть I

М., «Просвещение», 2010 год

2. А.А.Плешаков. «Окружающий мир» («Мир вокруг нас»). Программа и тематическое планирование для начальной школы».

Рекомендована ФЭС Министерством образования РФ. М., «Просвещение», 2007.

А.А.Плешаков. «Окружающий мир». 1 класс». Часть I, II. М., «Просвещение», 2011.

А.А.Плешаков.

«Мир вокруг нас. 2 класс». Часть I, II. Часть I, II. М., «Просвещение», 2006.

А.А.Плешаков.

«Окружающий мир». 3 класс». Часть I, II. М., «Просвещение», 2009.

А.А.Плешаков.

«Мир вокруг нас. 4 класс». Часть I, II. Часть I, II. М., «Просвещение», 2006.

Иностранный язык

1. М.З.Биболетова. Н.Н.Трубанёва. Английский язык.

«Программа курса английского языка «Enjoy English» для 2 – 11 классов общеобразовательных учреждений».

Рекомендована Министерством образования РФ.

Обнинск. «Титул», 2010г.


М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанева.

«Английский язык с удовольствием. 2 класс». Обнинск «Титул», 2006 г

М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанева.

«Английский язык с удовольствием. 3 класс». Обнинск «Титул», 2006 г

М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанева.

«Английский язык с удовольствием. 4 класс». Обнинск «Титул», 2006 г

Изобразительное искусство и

художественный труд

«Школа России».

Б.М.Неменский и др. Изобразительное искусство и художественный труд.

Сборник «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» в 2 частях. Часть 2.

Программа рекомендована Министерством образования РФ.

М., «Просвещение», 2007 год.

Е.И.Коротеева

«Искусство и ты. 2 класс».

М., «Просвещение», 2007.

Н.А.Горяева и др.

«Искусство вокруг нас. 3 класс».

М., «Просвещение», 2008.

Неменская Л.А.

«Каждый народ – художник. 4 класс».

М., «Просвещение», 2007.

Изобразительное искусство

«Школа России».

Б.М.Неменский и др. Изобразительное искусство и художественный труд.

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть II

М., «Просвещение», 2011 год.

Неменская Л.А.

«Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс».

М., «Просвещение», 2007.

Технология

1 класс

1.Н.И.Роговцева, С.В.Анашенкова. Технология. Рабочие программы «Школа России». ФГОС. 1 класс. Серия «Перспектива» ФГОС, 2011г

М., «Просвещение», 2011.

Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг. «Технология». 1класс. (с приложением на электронном носителе) М., «Просвещение», 2011.


Физическая

культура

В.И.Лях, Рабочие программы 1-4 класс. М., «Просвещение», 2011.

В.И.Лях и др. «Мой друг – физкультура.

1 – 4 классы». М., «Просвещение», 2011.

Информатика

А.Л.Семенов.

Информатика. «Программа по информатике и ИКТ в начальной школе».

Москва «Просвещение», 2005г.

А.Л.Семенов, Т.А.Рудченков. «Информатика 3 класс». Части 1,2.

Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2005г

А.Л.Семенов, Т.А.Рудченков. «Информатика 3 класс». Части 1,2.

Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2005г

музыка

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть II. М., «Просвещение», 2011 год.

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина «Музыка 1 класс». М., «Просвещение», 2011 г.



страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: