NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 01 «Онтология и теория познания» Составитель


Федеральное агентство по образованию

Академия гуманитарных наук и образования (Омское отделение)

НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия»

ПРОГРАММА

кандидатского экзамена

по специальности 09.00.01

«Онтология и теория познания»
Составитель:

Д-р ф.н., профессор Денисова Л.В.

Утверждена Учебно-методическим Рекомендована решением кафедры

советом НОУ ВПО «ОмГА» социально-гуманитарных дисциплин

Протокол №_____от ____________ Протокол № ___от _____________

Зав.кафедрой__________________


Омск, 200_

Раздел 1. Онтология.



Предмет онтологии. Предмет философии. Многообразие определений философии. Система философского знания. Онтология в структуре философского знания. Единство онтологии и теории познания в философском осмыслении мира и человека.

Проблема начала философствования. Разнообразие исходных пунктов. Материализм и идеализм: основной вопрос онтологии. Философские направления, течения, школы. Проблема научности философии. Наука и идеология. Характерные аргументы против научности философии. Взаимосвязь философских и естественнонаучных идей в онтологии.
Онтология как метафизика. Метафизика в истории философии. Аристотель, Декарт, Гегель.

Метафизика как область философской рефлексии. Метафизика и предельные смыслы бытия. Догматизм как основание и признак метафизики. Сущность и функции догматизма в становлении философских концепций.

Природа как предмет метафизики. Первоначальный смысл понятия природы. Понимание природы Аристотелем. Рост на собственной основе как атрибут природного. «Фисис» и «технэ». Энтелехия природных процессов. Идея подражания природе в античной философии. Природа и космос. Изменение смысла в средневековой философии. Природа творящая и природа сотворенная. «Средневековое» содержание в современном понимании природы.

Природа как объект изучения, освоения и взятия. Преодоление этого отношения объективно-идеалистической философией. Природа в философии Ф.В.Шеллинга. Смысл гегелевского тезиса: природа - свое иное человека. Гегелевские идеи в современной экологии.

Понятие разумной и неразумной природы. Развитие практического отношения человека к природе. Целенаправленное изменение природной среды как атрибутивная характеристика человека. Значение неолитической революции и промышленной революции.

Понятие ноосферы. Концепция В.И.Вернадского. Биосфера и ноосфера. Характеристики ноосферы. Научная мысль как ключевой фактор, определяющий «сферичность». Идеи Л. Фейербаха о науке как сознании рода в концепции В.И.Вернадского. Учение о ноосфере Т. де Шардена. Рефлексия как ключевой фактор ноосферы. Теория ноосферы и учение о божественной среде. Сходство и различия концепций В.И.Вернадского и Т.де Шардена. Ноосфера и техносфера. Ценностное содержание учения о ноосфере. Варианты завершения учения о ноосфере. В.И.Вернадский и Т.де Шарден о волевом компоненте ноосферы.

Типы метафизических учений. Философский материализм. Смысл тезиса о первичности материального и вторичности духовного. Исторические формы материализма. Философский материализм, обыденное мировоззрение и стихийное мировоззрение естествоиспытателей. Ценностные аспекты материалистической философии.

Субъективный идеализм. Недоказуемость существования вещей вне сознания. Моральный аспект субъективно-идеалистической философии (И.Г.Фихте). Смысл тезисов: без субъекта нет объекта; Я полагает не-Я. Элементы субъективно-идеалистического мировоззрения в массовом сознании.

Объективный идеализм. Как возможно объективное существование духовного? И.Кант о метафорах в языке науки. Закон без законодателя, план без планирующего субъекта. Общее понятие, закон природы, тенденция исторического развития как модификации объективно-духовного. От отдельных идей к абсолюту. Принципиальное различие объективно-идеалистического и религиозного мировоззрения. Объективный идеализм и наука. Трудность различения объективно-идеалистической и материалистической интерпретаций научного знания. Трагичность объективно-идеалистического мировоззрения.

Проблема выбора направления в повседневной работе современного философа-исследователя.

Диалектика как онтологическая концепция. Историческое изменение представлений о диалектике. Относительность противопоставления метафизики и диалектики. Диалектика и диалог. Объективная и субъективная диалектика. Многообразие мира и теория диалектики. Движение, изменение и развитие. Вариативное и инвариантное в развитии.

Диалектика как система. Принципы диалектики. Категории диалектики как результат и исходный пункт познания. Законы диалектики.

Развитие как разрешение противоречий. Структура и механизм возникновения диалектического противоречия. Понятие тождества и различия. Конкретное тождество. Диалектические и формально-логические противоречия. Противоречие как взаимодействие противоположностей. Виды диалектических противоречий. Особенности взаимодействия противоположностей в различных областях действительности. Специфика социального противоречия. Противоречие и гармония социальных интересов. Проблемы гармоничного взаимодействия общества и природы.

Развитие как переход количественных изменений в качественные различия. Категории качества и количества. Качество и свойство. Мера как единство качественной и количественной определенностей вещи. Мера как предел возможных количественных изменений. Скачок как разрыв постепенности в развитии. Виды скачков.

Категория диалектического отрицания. Обновление и преемственность в развитии. Диалектическое и формально-логическое отрицание. Критика метафизического понимания отрицания. Повторяемость и необратимость в развитии. Проблема направленности развития. Прогресс и регресс. Критерии прогресса. Понятие одноплоскостного развития. Многоплановый характер развития сложных систем. Развитие как круговорот.

Причина и следствие как категории детерминизма. Диалектика причинно-следственной связи. Критика индетерминизма и телеологии.

Необходимость и случайность. Случайность и вероятность. Несостоятельность метафизических воззрений на необходимость и случайность.

Возможность и действительность. Виды возможностей. Развитие как переход из возможности в действительность.
Бытие. Философский смысл проблемы бытия. Категория бытия, ее специфика. Бытие и ничто. Бытие и становление. Мир как совокупная реальность, единство природы и человека, материального мира и человеческого духа. Основные формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Бытие человека в мире природы. Специфика человеческого бытия. Бытие духовного (идеального) и его формы (индивидуализированное и внеиндивидуализированное духовное). Бытие сознания и бессознательного. Бытие социального как единство индивидуального и общественного бытия. Статика и динамика бытия. Дихотомия бытия как способ перехода к предельно общим, но содержательным категориям.

Специфика диалектического осмысления бытия. Становление. Принципы диалектики в философии Гераклита. Научные основания гегелевской диалектики. Развитие как качественное изменение. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Диалектика бытия и диалектика мышления. Диалектика и логика. Оптимизм и трагичность диалектического мировоззрения.

Взаимное дополнение диалектики и метафизики. Метафизический и диалектический подходы в методологии науки.

Проблема бытия в современной онтологии. Основания и сущность антионтологизма. Трансрационалистическое направление в онтологии ХХ в. Направленность экзистенциальной онтологии.

Проблема существования в современной онтологии, основные подходы к ее решению. Критерии существования. Существование и реальность.

Проблема типологии реальности в истории философской мысли. Виды реальности. Современная онтология о виртуальной реальности.

Идеи системности и самоорганизации в философии и современной науке. Диалектика как концепция универсальных связей бытия. Понятия “отношение”, “связь” и “взаимодействие”.

Единичное, общее и особенное. Идеалистические и метафизические представления о соотношении единичного и общего. Дискуссии о природе универсалий в свете современных диалектических представлений.

Явление и сущность. Диалектика взаимосвязи явления и сущности.

Форма и содержание. Диалектическое единство формы и содержания. Взаимодействие формы и содержания в развитии.

Целое и часть. Антиномии целостности. Меризм и холизм. Принцип целостности и синергетика.

Система, элемент, структура. Полиструктурность сложных систем. Принцип системности. Типы систем. Сложность и самоорганизация. Линейное и нелинейное мышление. Порядок и хаос.

Мировоззренческое и методологическое значение теории диалектики.
Материя. Категория материи: проблема дефиниции. Особенности субстратного подхода. Субстанциальные концепции материи. Атрибуты и модусы. Материя и движение. Материя как объективная реальность. Место категории “материя” в системе философского материализма, его методологическое значение.

Современная наука о материи. Основные структурные уровни неживой и живой природы. Связь различных уровней организации материи, их качественная специфика и несводимость друг к другу. Проблема единства мира.

Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Движение и развитие.

Пространства и время. Субстанциональные, субъективистские и реляционные концепции пространства и времени, их мировоззренческие и методологические основы. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространстве и времени. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе и социальных процессах. Ускорение мирового развития и “плотность” исторических событий. Цикличность социальных процессов и социальные ритмы.
Душа, сознание, дух. Первые представления о душе. Развитие представлений о душе в философской традиции.

Сознание в его противопоставлении материи. Концепция сознания как отражения материи. Характерные признаки сознания в учении Л.Фейербаха и его последующих интерпретациях: со-знание, самосознание, сознание рода. Сознание и наука. Ценностные характеристики человеческого сознания. «Животные» компоненты человеческого сознания.

Идеальность сознания. Платоновская идея и демокритовский эйдос. Значения эйдоса. Дискуссия об идеальном в советской философии 70-х – 80-х гг., ее социальный контекст. Концепции А.Ф.Лосева и М.А.Лившица: идеальное как объективное совершенство. Э.В.Ильенков и Э.Г.Классен об идеальном в схемах практики. Д.И.Дубровский об идеальном как результате экстраполяции, осуществляемой человеческим мозгом. Синтетическая концепция идеального Д.В.Пивоварова.

Сознание и бессознательное. З.Фрейд и К.Г.Юнг о бессознательных мотивах поведения. Реализация бессознательного начала в поступках взаимодействиях людей, в превращенных формах мотивации. Проблема косвенной интерпретации бессознательного. Сознание и бессознательное как характеристики души.

Душа и дух. Индивидуальность души и абсолютность духа. Различные интерпретации духа. Духовность. Смысл выражений: дух народа, дух времени. Духовность как «прекраснодушие» и как соответствие мотивации действий человека всеобщей тенденции.

Человек как единство материального и духовного. Понятийное мышление человека и речь. Язык как материальная форма мыслительной деятельности. Язык и знаковые системы. Индивидуальное и общественное сознание. Место сознания в системе психической деятельности человека. Сознание и самосознание. Самосознание человечества и глобальные проблемы современности.
Проблема человека как онтологическая проблема. Бытие человека и бытие мира. Человек как универсальное существо. Существование человека и его сущность. Бытие между жизнью и смертью. Пограничная ситуация и современное человечество.

Проблема индивидуального бытия человека. Индивидуальное и коллективное в антропореальности. Проблематичность человеческого существования. Статус экзистенциальных параметров человеческого бытия.

Экзистенциалы как значимые человеческие состояния. Одиночество и страх. Вера и надежда. Жизнь и смерть. Витальные и танатальные тенденции в человеческой реальности. Судьба как проявление необходимости. Возможность и действительность как категории человеческого существования. Идея бессмертия и ее философская интерпретация. Христианская концепция любви и спасения. Любовь как форма преодоления животных начал в человеке. Экзистенциальные смыслы добра и зла.

Религиозные и атеистические идеи в философии XX века. “Классики” религиозной философии и причины их влияния на духовную культуру человечества. Модернизм и традиционализм в религиозной философии.

Свобода в социальном и метафизическом контексте. Свобода как экзистенциальное основание человеческого бытия. Свобода воли и свобода выбора. Формы осуществления свободы. Понятие и смыслы ответственности. Ответственность как категория философии и права. Формы осуществления ответственности. Проблема смысла жизни.
Социальная онтология. Понятие общества. Системность социальной реальности. Цельность и системность социума. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка.

Социальное пространство и время как формы социального бытия. Понятие социального пространства и его структуры. Развитие социального пространства как условие и результат развития цивилизации. Географический детерминизм (Ш. Монтескье, Л. И. Мечников). Техносфера и техногенез. Понятие ноосферы.

Представление о необратимости социального времени. Понятие социального времени и его мерность. Идеи «золотого века» и счастливого будущего. Понятие «осевого времени» (по К. Ясперсу). «Всеобщий труд» (по К.Марксу) и возможность «преодоления» времени.

Проблема элемента в социальной системе (субъект, личность, общность, объединение и др.). Индивид, личность, индивидуальность. Идея персональности и традиция персонализма. Свобода и ответственность личности в обществе. Проблема деятельной сущности человека.

Понятие социальных отношений и их типология. Фундаментальные социальные отношения: власть, собственность, равенство, иерархия и др. Отношения социальной дифференциации и интеграции.

Социальная деятельность. Понятия освоения и отчуждения. Диалектика целей, средств и результатов в процессе деятельности. Деятельность и труд.

Понятие социальной общности. Социальные общности и социальные объединения. Представление о социальном институте. Структура и функции социального института. Личность, общество, государство. Типы, формы, функции государства. Авторитаризм, тоталитаризм и демократия. Роль личности и государства в развитии общества.

Раздел 2. Философская теория познания.
Предмет теории познания. Теория познания, гносеология. эпистемология: соотношение и смысл терминов. Теория познания в структуре философского знания, круг ее проблем. Связь онтологии и теории познания. Гносеологический аспект основного вопроса философии. Историческое формирование теории познания. Классическая и неклассическая теория познания. Попытки «деконструкции» теории познания и их оценка.
Основные философские направления о познании. Познание, его субъект и объект. Субъектно-объектное отношение. Объект и предмет познания. Границы субъект-объектной парадигмы в исследовании познания.

Материалистическая версия познания. Учение об отражении как атрибуте материи. Эволюция форм отражения. Материалистическая трактовка сознания как высшей формы отражения. Материя как объект познания. Познание как копирование оригинала. Материалистическая версия творчества.

Субъективно-идеалистическая версия познания. Проблема критерия достоверности знания, ее возможные решения.

Объективно-идеалистическая версия тождества субъекта и объекта как существенное условие принципиальной познаваемости мира. Проявление абсолюта в разуме субъекта познания как условие познаваемости человеком мира. Идея как объект познания. Природа и человек как объекты познания.

Трактовка познания как деятельности в различных философских направлениях. Познание как конструирование реальности. Структура гносеологического образа.
Проблема познаваемости мира. Практическое значение и философский смысл проблемы. Проблема принципиальной познаваемости мира. Смысл положительного и отрицательного ответов.

Материализм, субъективный идеализм и объективный идеализм о принципиальной познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм. Основные способы их аргументации.

Формирование античного скептицизма. Тезис Пиррона «Все есть это не более, чем то» и его значение.

Скептицизм Д.Юма. Д.Юм и Дж.Беркли. Понятие опыта. Д.Юм о неправомерности суждений, содержание которых выходит за пределы опыта. Границы достоверного знания с позиции скептицизма. Недостоверность философии и теологии. Возможности критики юмовского скептицизма: «практические» аргументы.

Агностицизм И.Канта: общая характеристика. Понятие априорного. Вещь для нас и вещь сама по себе. Элементы материализма, субъективного идеализма и объективного идеализма в философии И.Канта.

Агностицизм Т.Гексли. Условия его становления: необходимость защиты дарвинизма. Смысл тезиса: насколько нам известно, мир материален. Доведение мировоззрения естествоиспытателей до логического завершения.

Агностицизм в современной философии и науке. «Конец науки» Дж. Хоргана.
Виды познания. Обыденное познание. Сила и ограниченность «жизненного опыта». Обыденный опыт и рецептурное знание. Предметно-практическое познание.

Понятие вненаучного концептуального познания. Религиозное, мифологическое, художественное познание как способы понимания мира. Специфика их содержания и логической организации. Понятия мифологического, религиозного, художественного мышления. Возможность распространения типа мышления за пределы традиционного объекта.

Творческое познание. Сущность и виды творчества. Искусство как квинтэссенция творческого познания. Философия как искусство. Художественный образ и научное понятие. Богатство мира явлений в художественном образе. Диалектика содержания и формы в художественном образе. Творческое познание в философской традиции. Формула И.Г.Фихте «Я полагает не-Я» и ее вариации. Творчество как способ самопознания абсолюта. Творческое познание и реализация человеком «плана природы».

Природа и человек в философском познании. Возможности философского синтеза научных знаний. Философия как методология науки. Особенности философского стиля мышления. Рациональность, дискурс, рефлексия. Уровни рациональности. Онтологическое и гносеологическое понимание категорий. Категории и язык.
Научное познание. Наука как вид познания. Проблема определения науки. Демаркация науки и вненаучного знания. Дж.Бернал о специфике научного познания. М.Хайдеггер о претензии науки на «говорение от имени бытия». Научное познание как постижение сущности. Реализация платоновской философии в науке: оперирование чистыми сущностями. Идеальный объект научного познания. Этапы становления науки Нового времени: Галилей – Декарт – Ньютон.

Проблема критериев научности в истории и современной философии, основные подходы к ее решению.

Образ науки в массовом сознании. Наука и искусство. Наука как предмет веры. Философия как наука.

Естественнонаучное познание и его объект. Априорное в естественных науках. Критерии научности. Многообразие естественнонаучного знания. Эстетика естественнонаучного познания, его ценностные установки. Влияние естествознания на науку в целом.

Гуманитарное познание и его объект. Априорное в гуманитарном познании. Многообразие гуманитарного знания. Критерии научности. Гуманитарное знание в поисках собственного метода. Осознание ограниченности причинно-следственного принципа в исторической науке. Герменевтика как методология гуманитарного познания. Расширение области применения герменевтики.

Техническое познание и его объект. Установка познания на эффективность, а не на истину. Проектная направленность технического познания. Связь истинности и эффективности. Феномен технической науки. Опосредованность техническим знанием связи фундаментального научного знания и практики. И. Кант о схеме понятия. Схематизация научных понятий в ходе технического познания и проектирования. Медицина и педагогика как технические науки.

Околонаучное познание. Паранаука как «свое иное» науки. Паранаука и магия. Причины современной популярности паранауки.
Основания процесса познания. Понятие чувственного опыта в философской традиции. Внешний и внутренний опыт. Пределы опыта. Философский сенсуализм, его материалистические и идеалистические разновидности. Эвристические возможности чувственного опыта. Соотношение чувственного и эмпирического познания. Наблюдение и эксперимент в научном познании. Роль разума в познании с точки зрения сенсуализма. Проблема организации опыта и переход к разумным основаниям познавательного процесса. Формы чувственного познания.

Философский рационализм. Аксиоматическая модель познавательного процесса и построения науки. Платон об основаниях познания. Р.Декарт об интуиции и врожденных идеях. Развитие рационалистической теории познания. Роль чувств в познании с точки зрения рационализма. Проблема достоверности интуитивного знания. Формы рационального познания. Соотношение рационального и теоретического познания.

Понятие априорного в гносеологии И.Канта. Возможность «расширительного» употребления этого понятия. Предпосылочное знание. Современная трактовка сущности и статуса предпосылочного знания. Предпосылочное знание как неявное знание. «Личностное знание» в науке.

Иррациональные факторы познавательного процесса. Понятие мистики. Мистический опыт как факт культуры. Возможности его вербализации и рационализации. Версии процесса познания С.В.Соловьева и Н.А.Бердяева: попытка синтеза сенсуализма, рационализма и мистицизма.
Средства и процедуры познания. Методология в составе философской теории познания и в познавательной деятельности. Историческое становление методологии. Особенности современной методологии. Уровни методологической детерминации знания.

Диалектика как методология, современные дискуссии о ее познавательной ценности. Системный подход как общенаучная методология.

Характеристика основных методов познания. Общелогические методы: индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, абстрагирование. Общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, физическое и логическое моделирование, формализация, идеализация. Методы построения гипотезы.

Рациональность как характеристика познания. Историческое изменение рациональности. Категория рациональности в современной гносеологии. Закрытая и открытая рациональность.

Объяснение и понимание в структуре познания. Герменевтика как гносеологическая дисциплина. Исторические этапы развития герменевтики. Направления современной герменевтики. Категории интерпретации и герменевтического круга.

Проблема языка в классической и современной гносеологии. Роль языка в познании. Язык как средство выражения мысли и как «резервуар неявного знания». Языковая детерминация познания. Гипотеза Сепира – Уорфа и ее современная оценка. У. Куайн и Р. Рорти о языке. «Диктатура языка» в современном обществе.

Компоненты знания. Факт в обыденном сознании и в науке. Ценность факта. Факт как событие и как суждение. Проблема элементарного факта. А.Пуанкаре о попытках выделения элементарных научных фактов. Факт в естественнонаучном и гуманитарном познании. Неопозитивизм о роли научного факта. Эмпирический факт и эмпирическая закономерность как формы систематизации научного знания на эмпирическом уровне.

Понятие в обыденном мышлении, науке и философии. Понятие и идеальный объект науки. Понятие и образ. «Вербальное» и визуальное мышление. Визуальное мышление в естественных науках. И.Кант о схематизации понятий. Отражение схем научных понятий в их определениях. Исходные понятия в науке. Б.Рассел о минимальном научном словаре. Техника как способ практической схематизации научных понятий.

Формы систематизации научного знания на теоретическом уровне: проблема, гипотеза, закон, теория. Значение правильной постановки и условия состоятельности проблемы. Требования к гипотезе. Структура научной теории. Многообразие теорий. Проблема практической применимости научной теории. Смысл выражения: нет ничего практичнее хорошей теории. Возможности предсказания на основе научной теории. Элементы теоретического знания в структуре обыденного мировоззрения.
Проблема истины. Истина как свойство знания. Аристотелевское определение истины, возможность его разнообразных толкований. Объективность истины. Диалектика относительной и абсолютной истины в работах Ф.Энгельса и В.И.Ленина. Конкретность истины. Смысл хайдеггеровских терминов: «истинствование», «про-из-ведение». Практичность и самоценность истины.

Каким образом знание может соответствовать объекту? Теоретическая форма знания и объект в его чувственной данности. Гегель об отрыве мысли от действительности и необходимости возврата к ней. Цикл истинствования: естественный объект – научное познание – техническое познание – искусственный объект. Гуманитарный вариант этого цикла.

Проблема критерия истины. Практика. Возможности критерия практики. Логические критерии истины. Теория когерентности. Конвенционализм и прагматизм. Эстетические критерии истины.

Единичность истины и множественность моделей объекта.

Истина и заблуждение. Неизбежность заблуждений в процессе познания. Проблема критерия различения заблуждения и относительной истины.

Литература

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы: