NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа коррекционной работы маоу сош №43 г. Челябинска


Программа

коррекционной работы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска
Пояснительная записка
Обеспечение права детей на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики как в области образования, так и в области социально-экономического развития РФ.

Практика показывает, что в современном обществе проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей актуализируются, при этом наблюдаются качественные и количественные изменения категорий детей, нуждающихся в специальной психолого-педагогической помощи. В связи с этим повышается значимость психолого-педагогического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ в общеобразовательном учреждении.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учётом опыта работы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска по данной проблематике.

Основная цель коррекционной работы в школе – способствовать полноценно­му психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптималь­ных психолого-педагогических условий для развития твор­ческого потенциала личности каждого ребенка.

Программа коррекционной работы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска направлена на:

  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

  • психолого - медико - педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

  • развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

  • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В программе учтены факторы, оказывающие существенное влияние на состояние развития учащихся:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • чувствительность детей к воздействиям различного рода.

Механизм реализации программы: включает в себя взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение учащихся, а также социальное партнерство.

Основными направлениями реализации

программы коррекционной работы являются
Направление 1. Диагностическая работа включает в себя:

  • своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

  • раннюю диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации, а именно изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей учащихся, изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка, изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

  • системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

  • анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Направление 2. Коррекционно-развивающая работа направлена на:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка коррекционных программ / методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

  • организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

  • коррекцию и развитие высших психических функций;

  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Направление 3. Информационно-просветительская работа предполагает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с обучением одаренных учащихся, а также учащихся с ОВЗ;

  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий учащихся.

Направление 4. Консультативная работа включает:

  • определение совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися, единых для всех участников образовательного процесса;

  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с одаренными учащимися и учащимися с ОВЗ;

  • консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения одаренных учащихся и учащихся с ОВЗ.


Содержание программы коррекционной

работы МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска

Реализация программы предполагает создание необходимых условий, способствующих полноценно­му психическому и личностному развитию ребенка:

  • в содержании и построении уроков;

  • в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;

  • в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

  • в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

  • в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла.

Программа коррекционной работы МОУ № 43 направлена на:

  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

  • психолого - медико - педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

  • развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

  • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

1. Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности

Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России». Методический аппарат системы учебников «Школа России» представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.

В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности.

В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.

Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.

В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.

В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1—4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.

В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

В курсе «Русский язык», в 1 классе, сопоставляя рисунки с изображением детей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно и прочитать и понять написанное. Или, решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и т.п.

В курсе «Информатика» действие планирования в наиболее развернутом виде формируется в проектной деятельности.

2. Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

На уроках с использованием УМК «Школа России» педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).

Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.

Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.

Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

3. Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении

С целью обеспечения в образовательном учреждении дигностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создания условий для их обучения и воспитания в МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска функционирует психолого-медико-педагогический консилиум (далее ПМПк).

ПМПк строит свою деятельность в соответствии с уставом образовательного учреждения, договором с родителями, договором с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), куда в случае необходимости можно направлять ребенка для уточнения диагноза и решения вопроса о типе образовательного учреждения, форме и программе его дальнейшего обучения и воспитания.

Основными задачами деятельности ПМПк являются:

  • своевременное выявление и всестороннее комплексное обследование детей, имеющих те или иные отклонения в психофизическом развитии;

  • установление характера и причин выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т.п.);

  • определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной специальной (коррекционной) помощи в условиях данного образовательного учреждения либо направление его в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о месте дальнейшего обучения и воспитания (определение типа учреждения, формы обучения, оптимальной для ребенка, учебно-воспитательной программы);

  • разработка комплексных целевых программ индивидуального развития детей «группы риска»;

  • прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические «срезы» в начале и в конце учебного года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);

  • профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;

  • консультативная работа с родителями.


Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума осуществляется через взаимодействие учителей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, медицинского работника, социальных педагогов, родителей, администрации школы, которое направлено на решение вопросов своевременного выявления, отслеживания результатов обучения, социальной адаптации в общество сверстников.
Организация деятельности ПМПк

Изучение ребенка специалистами ПМПк начинается с запроса педагогов или родителей. За ребенком ведется целенаправленное наблюдение на занятиях и в свободное время (игры, прогулка). Проводится и индивидуальное обследование с учетом возрастных и психофизических особенностей ребенка. На основе данных, полученных специалистами, на заседаниях ПМПк обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями ребенка, а также о медицинской помощи, если таковая требуется. В тех случаях, когда образовательное учреждение, в котором находится ребенок, не может обеспечить необходимые условия или ребенок нуждается в дополнительной диагностике, его направляют (с согласия родителей) в психолого-медико-педагогическую комиссию.

При выведении ребенка в другой вид образовательных услуг (коррекционные классы (группы), надомное обучение и др.) оформляется его педагогическая характеристика, выписки из индивидуальной карты развития, из заключений специалистов ПМПк, итоговое заключение и рекомендации консилиума. При направлении ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию копия коллегиального заключения консилиума выдается родителям на руки, копии заключений отдельных специалистов направляются по почте или с представителем ПМПк. В другие учреждения и организации копии заключения ПМПк направляются только по официальному запросу.

Сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается следующими специалистами: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, медицинским работником.

4. Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках УМК «Школа России».

Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познаватель-ных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».

В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

  • продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;

  • провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;

  • провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады.

Расширение круга познавательных интересов учащихся начальных классов, подготовка к интеллектуальным конкурсам и участие в них играют существенную роль в приобретении знаний, способствуют развитию и совершенствованию творческой активности, инициативности, самореализации школьников. Выполнение заданий помогает учащимся в их самостоятельной работе по приобретению знаний и закреплению программного материала. Участие в олимпиадах и конкурсах способствует привитию интереса к предметам школьного курса, которые являются не только предметами мировоззренческими, но и предметами прикладными, тесно связанными с практикой, окружающей действительностью.

В учебно-воспитательном процессе МАОУ СОШ № 43 г. Челябинска сформирована система работы с учащимися по привлечению их к участию в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, предметных олимпиадах.

Традиционным является участие учащихся начальных классов в следующих мероприятиях:

  • «Русский медвежонок- языкознание для всех»;

  • Эрудит-марафон учащихся;

  • Международная математическая игра «Кенгуру»;

  • Научное общество учащихся «Мой первый доклад»;

  • Конкурс «Специалистов» УГПУ для учащихся начальных классов;

  • Муниципальная олимпиада младших школьников по русскому языку, математике, окружающему миру;

  • Соревнования по Лего-конструированию;

  • Конкурс социальных проектов «Я – гражданин России»;

  • Интеллектуальная олимпиада для младших школьников «Шаг в будущее»;

  • Конкурс художественного чтения «Шаг к Парнасу»;

  • Конкурс «Зимняя фантазия»;

  • Конкурсы «Тропинка», «Цветоводы», «Знатоки природы»;

  • Заочный конкурс историко-краеведческих работ «От старины до современности»;

  • Фестиваль-конкурс «Хрустальная капель»;

  • Конкурс вокальных ансамблей и хоровых коллективов «Звонкие голоса»;

  • Конкурс детского прикладного творчества «Город мастеров»;

  • Конкурс выставка детской и юношеской фотографии «Палитра мгновений».


5. Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями

В образовательном учреждении на протяжении ряда лет функционируют классы коррекционной направленности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по программе VII вида.

Контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в школе, позволяет своевременно прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, наиболее развитых, а также для дальнейшего развития учащихся, обнаруживающих особые способности.

С целью организации учебного процесса данной категории учащихся были созданы следующие условия:

  • Создана нормативно-правовая база.

  • Оборудованы рабочие кабинеты коррекции: логопедический, дефектологический, психологический, медицинский; в учебных кабинетах имеется перспективный план развития кабинета; кабинета оснащены учебно-методическим и дидактическим материалом.

  • Сопровождение учащихся с ОВЗ обеспечивается специалистами: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом.

  • Функционирует школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

В последнее время одним из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ стало развитие интегрированного обучения.

Для обучения детей в интеграции созданы следующие условия:

  • Сформирована нормативно-правовая база;

  • Сформирован банк данных учащихся в интеграции;

  • Разработаны технологии интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы;

  • Индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты, индивидуальные учебно-коррекционные режимы, графики работы специалистов ПМПк с детьми в интеграции, планы работы учителей-предметников, алгоритм составления календарно-тематического планирования.

Обучение и коррекция развития данной категории учащихся осуществляется по рабочим программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей. Вместе с тем, коррекционная программа предполагает проведение групповой и индивидуальной коррекционной работы. Таким образом, система работы в классах интегрированного обучения направлена на развитие потенциальных возможностей учащихся с ОВЗ вместе со сверстниками и способствует социально-психологической реабилитации и интеграции.

Для учащихся, обучающихся индивидуально по рекомендации врача, создаются индивидуальные учебные планы, составляется индивидуальное расписание, согласованное с родителями (законными представителями). Обучение детей данной категории сопровождается деятельностью педагога-психолога, учителя-дефектолога. Для каждого учащего составляется индивидуальный образовательный коррекционный маршрут, на основе которого, при необходимости, проводятся дополнительно коррекционные занятия логопеда, дефектолога, психолога.
Условия реализации программы коррекционной работы

Условия реализации программы коррекционной работы включают в себя следующие направления:

  1. Создание условий для психолого-педагогического сопровождения, а именно:

Направления

работы

Формы

реализации

Обеспечение дифференцированных условий

Обеспечение оптимального режима учебных нагрузок учащихся

Обеспечение соответствия учебной нагрузки рекомендациям ПМПК

Обеспечение вариативных форм получения образования и специализированной помощи.


Обеспечение психолого-педагогических условий

Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса

Разработка и реализация коррекционно-развивающих курсов в зависимости от контингента учащихся.

Внесение изменений и дополнений в рабочие программы по предметам.

Организация и проведение воспитательных мероприятий с учетом возможности учащихся детей с ОВЗ.

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка

Своевременное выявление учащихся, нуждающихся в специализированной помощи и проведение ранней диагностики отклонений в развитии.

Организация регулярной работы ПМПК.

Соблюдение комфортного психоэмоционального режима

Мониторинг психоэмоционального режима школьников.

Обучение педагогов технологиям, обеспечивающим комфортный психоэмоциональный режим.

Использование педагогами современных педагогических технологий.

Обеспечение специализированных условий

Введение специальных развивающих программ

Введение коррекционно-развивающих блоков в рабочие программы.

Использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей

Использование педагогами специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей при подготовке к учебным занятиям.

Дифференцированное и индивидуализированное обучение

Разработка индивидуальных карт развития учащихся.

Комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях

Организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.




  1. Программно-методическое сопровождение включает в себя (приложение):

    • специальные (коррекционные) образовательные программы;

    • коррекционно-развивающие программы;

    • индивидуальные образовательные маршруты;

    • диагностический инструментарий.

  2. кадровое обеспечение:

    • педагоги, осуществляющие образовательный процесс в начальных классах имеют специализированное образование, а также сертификаты о повышении курсов повышения квалификации;

    • в образовательном учреждении сопровождают учебный процесс в начальной школе педагог – психолог, учитель – логопед и учитель-дефектолог, а также медицинский работник.

  3. материально-техническое обеспечение:

    • в образовательном учреждении оборудованы специализированные пространства для осуществления коррекционной работы: оборудованы рабочие кабинеты – логопедический, дефектологический, психологический и медицинский. Кабинеты оснащены учебно-методическим и дидактическим материалом.



Совместная деятельность школы, семьи и общественности

по коррекции образовательного процесса
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях создания условий, способствующих полноценно­му психическому и личностному развитию ребенка, в следующих направлениях:

  • Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских собраний, конференций, семинаров, консультаций и т.д.;

  • Расширение партнёрских взаимоотношений с родителями, социальными партнёрами.

Основные формы взаимодействия школы и семьи:

  • Родительские собрания: «Возрастные особенности младших школьников», «Психология младшего школьника, испытывающего трудности в обучении», «В семье одарённый ребёнок», «Особенности взаимодействия родителей и ребёнка в условиях его недостаточного физического и психического развития».

  • Родительская конференция «Опыт работы семьи, воспитывающей особенного ребёнка».

  • Круглогодичный родительский семинар. Ежеквартальные встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, завучем, учителями, социальным педагогом, психологом, логопедом, дефектологом, медицинскими работниками, представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития. В ходе семинара обсуждаются различные вопросы, заявленные родителями (законными представителями) учащихся.

  • Индивидуальные консультации психолога, дефектолога, медицинского работника, социального педагога, учителя, администрации школы в соответствии с графиком консультаций.

  • Работа тематической выставки детских работ;

  • Классный родительский уголок на темы: «Чему учимся», «Не боюсь я ошибок таких: …», «Мы готовимся к празднику …», «Как научить ребёнка быть внимательным (усидчивым, вежливым) …», «Как подготовить ребёнка к олимпиаде по …» и другие.

Школа активно взаимодействует с социальными партнерами: Челябинское концертное объединение, Библиотека № 16 Советского района, Детский дом № 6 Советского района, Дом дружбы народов, Челябинский государственный институт культуры, Областной краеведческий музей, Учреждение ДОП «Черный пояс», Клуб «Умелец».
Ожидаемые результаты внедрения Программы коррекционной работы

В итоге реализации программы коррекционной работы обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться следующими результатами:

  • уменьшение доли учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

  • формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;

  • увеличение доли учащихся, принимающих участие в различных творческих конкурсах, олимпиадах;

  • участие учащихся с ОВЗ в учебно-воспитательных мероприятиях различного уровня.


Приложение

Программа индивидуальной траектории преодоления трудности

по русскому языку ученика______________ , 2 класс

1. Общая характеристика трудности

Неумение выбрать необходимый способ проверки в зависимости от места и типа орфограммы.

Причины трудности: непонимание учащимся факта, что способ проверки орфограммы зависит от того, в какой части слова (приставке, корне, суффиксе или окончании) находится орфограмма; расширение действия орфограммы «Безударные гласные в корне слова» и способа ее проверки, ошибочный перенос способа проверки безударных гласных в

корне слова на другие части слова; неумение разбирать слово по составу.

2. План мероприятий.

2.1. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Развернутое проговаривание учителем совместно с учащимся алгоритма проверки орфограммы. Выполнение дополнительных упражнений из учебника ______________________, рабочей или коррекционной тетради_________________ на отработку действия по осознанному разбору слова по составу. Из рабочей и коррекционной тетрадей предлагаются задания ____________ на дифференциацию различных орфограмм, на выбор способа проверки слова, на сравнение способа проверки пары слов с орфограммами в разных частях слова.

2.2. Организация учебного взаимодействия с одноклассниками: (работа в паре с одноклассником ___________, успешно усваивающим данный предметный материал, при выполнении упражнений, направленных на ликвидацию данной трудности); во время дифференцированной работы участие в группе учащихся с аналогичной проблемой _________________________________.

2.3. Индивидуальные консультации для родителей с объяснениями сути проблемы, ее причин и путей преодоления. Объяснение принципа помощи при выполнении домашних заданий. _________________


Программа индивидуальной траектории преодоления трудности

по математике ученика______________ , 3 класс

1. Общая характеристика трудности ученика 3 класса. Проблемы в понимании математических отношений («больше/меньше на…», «выше/ниже», «дороже/дешевле»; «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»).

Причины трудности: неумение проиллюстрировать с помощью сюжетной ситуации математическое отношение; неспособность представить отношение с помощью модели; подмена математических отношений (вместо «уменьшить в…» использует «уменьшить на…»); неразличение разностного сравнения «на сколько…» и кратного сравнения «во сколько раз…»); неумение формулировать математическое утверждение, содержащее

отношение («больше/меньше на…», «выше/ниже», «дороже/дешевле»; «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше» и др.).

2. План мероприятий.

2.1. Специальная работа с текстами заданий, задач, содержащих отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше». Составление предметной модели заданного отношения (с помощью рисунка, набора фишек, палочек и др.), составление схемы. Установление соответствия между отношением и его представлением на математической модели. Сравнение отношений, представленных в текстах, сравнение моделей. Формулирование математического отношения по модели.

2.2. Составление (под руководством учителя и самостоятельно) сюжетной ситуации, текста, содержащего математическое отношение больше/меньше, выше/ниже, больше/меньше на…, больше/меньше в...

2.3. Совместное с учителем составление и использование алгоритма решения простой текстовой задачи, содержащей отношение («больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»): чтение задачи, выделение математического отношения и представление его на модели, выбор арифметического действия, иллюстрирующего предложенное отношение (в том числе в ситуации косвенной формулировки условия задачи).

2.4. Составление алгоритма решения составной задачи _____________________, содержащей отношение («больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше»).

2.5. Включение ученика _________________________ в парную работу с одноклассником, не испытывающим трудностей в установлении и реализации изученных математических отношений, участие в оценке результатов установления отношения другими учениками класса (в ходе парной, групповой, фронтальной работы).

2.6. Коррекционно-развивающие упражнения в рамках урока математики (на этапе устного счета, самостоятельной работы учащихся, на этапе повторения).

2.7. Занятия со специалистами ________________________

2.8. Индивидуальная работа в ГПД. Комментирование хода выполнения домашнего задания по математике с акцентом на задания, содержащие отношения «больше/меньше на…», «больше/меньше в …», «на сколько (во сколько раз) больше/меньше».

Программа индивидуальной траектории преодоления

общеучебных трудностей ученика______________ , _____класс

1. Общая характеристика трудности : частичное (неполное) выполнение задания, частичное использование правила, алгоритма.

Причины трудности: несформированность действий контроля и самоконтроля

2. План мероприятий.

2.1. Специально организованная игровая деятельность во внеучебное время (на перемене, в ГПД, во время внеурочных занятий). Игры с правилами. Обсуждение правил игры, условий выигрыша. Анализ и самоанализ хода и результатов участия в игре. Предупреждение и устранение в конкретной игровой ситуации проблем, связанных с несоблюдением правил игры. Обсуждение результатов игры ученика (выигрыш, причина выигрыша; проигрыш, причина проигрыша).

2.2. Проговаривание учеником хода подготовки к уроку.

2.3. Работа на уроке в «зоне ближайшего развития». Совместное (учитель-ученик) обсуждение задания (упражнения) и хода его выполнения. Контроль (совместно с учителем), а затем самоконтроль всех этапов выполнения задания. Фиксирование ответа.

2.4. Работа в паре с «сильным» («слабым») учеником, работа в группе детей со сходными (аналогичными) трудностями. При распределении поручений ученику предлагать контролировать действия по планированию хода решения, его выполнения, сравнение цели и полученного результата, формулирование выводов по результатам работы.

2.5. Коррекционно-развивающие занятия по ____________(указать предмет) _____ в неделю (в случае, если одной из причин является проблемы в усвоении предметных алгоритмов (например, алгоритмов арифметических действий, алгоритма синтаксического разбора предложения). Занятия со специалистами ________________________(логопед, психолог и др.).

2.6. Индивидуальная работа в ГПД: игры с правилами, выполнение роли ведущего в игре.

2.7. Индивидуальные консультации для родителей: режим дня, планирование выполнения домашних дел и поручений.

16 На эффективность устранения трудности существенное влияние оказывает учет причины ее возникновения.
Программа индивидуальной помощи ученику______________ ,

_____класс с трудностями межличностного взаимодействия

1. Общая характеристика трудности

Неумение включаться в совместную деятельность, строить совместную деятельность

Причины трудности: ограниченность общения в семье и со сверстниками в дошкольный период развития.

2. План мероприятий.

Создание на уроках атмосферы взаимного уважения: класс – сообщество, где каждый несет ответственность. Поддержка положительного климата в классе, основанного на доверии, уважении и поддержке. Приоритет положительных эмоций, связанных с достижением успеха, что способствует повышению эффективности любой деятельности.

Работа в паре с _________________, позволяющая учиться друг у друга, обратиться к соседу за советом, помощью, обменяться информацией, проявить понимание, терпение: «Повтори задание по частям своему соседу», «Поправь друга», «Внимательно слушай другого», «Будьте уважительны со всеми», «Попробуйте решить пример ещё раз» и др. Составление учителем совместно с учащимися инструкции для работы в паре (группе); контроль и самоконтроль каждого шага инструкции. Инструкция: «Как мы будем

выполнять работу». Организация совместной деятельности в ходе ____________________

(работа над групповым проектом, подготовка с тенгазеты, пособий) для создания опыта сотрудничества, уважительного отношения друг к другу, к мнению участников учебного диалога. Накопление опыта успешной совместной деятельности: обсуждение проблем, в ходе которого каждый может высказать свое мнение; совместное исправление ошибок, придумывание заданий и текстов; составление совместного плана решения учебной задачи. Система тренинговых игровых занятий, формирующих умение сотрудничать. Организация игр, позволяющих учиться учебному диалогу(«Карусель», «Пересадки», «Суета», «Иду в гости» и др.). На эффективность устранения трудности существенное влияние оказывает учет причины ее возникновения.


Программа педагогической поддержки хорошо успевающего

ученика______________ , _____класс

1. Характеристика индивидуальных особенностей

Высокий темп учебной работы, гибкое мышление, хорошая кратковременная и долговременная память, интерес к окружающему миру и математике

________________________________________________

2. План мероприятий.

2.1. Обеспечение условий для успешного обучения на уровне трудности, соответствующем индивидуальным особенностям:_________________ (задания адекватного уровня сложности, работа в «зоне ближайшего развития», включение в работу с дополнительными источниками знания (информации),

2.2. Индивидуальная работа по учебнику (рубрики «Этот удивительный мир», «Трудное задание», «Путешествие в прошлое», «Сообрази», «Расширяем свои знания», «Из истории языка»).

2.3. Включение в учебное сотрудничество, предоставление ведущей роли в парной и групповой работе, ________________ (оказание помощи одноклассникам, формулирование общего мнения, поиск дополнительных доказательств (к доказательствам одноклассников)).

2.4. Участие во внеурочной работе по направлению ____________ (общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное) по ____________ (указать курс).

2.5. Индивидуальная работа в ГПД _________________ (коллективные игры, парная работа, разработка группового проекта, математической газеты, учебного пособия, индивидуальная работа с помощью (без помощи) воспитателя).

2.6. Индивидуальные консультации для родителей____________________ .

страница 1


скачать

Другие похожие работы: