NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа кружковой работы по развитию творческих способностей «Веселая ниточка» (техника изонити)


Программа
кружковой работы по

развитию творческих способностей
«Веселая ниточка»

(техника изонити)

с.Першино

2013-2014 учебный год

Руководитель кружка

Городилова Н.Ю.


  1. Пояснительная записка


Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке их к обучению в школе.

Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:

- мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

- сенсорного восприятия;

- глазомера;

- логического мышления;

- воображения;

- волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.);

- художественных способностей и эстетического вкуса.

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

Содержание и цели Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
Цели занятий изонитью


Образовательные области

Задачи

ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

Развитие у детей математических представлений: «Геометрическая форма»
«Количество и счет»

«Ориентировка на плоскости»

Сенсорное развитие (цветовое восприятие)

Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон;

дать понятие об окружности, хорде разной длинны и ее направлении.

Упражнять детей в количественном и порядковом счете; дать детям понять, что количество не зависит от расстояния; закрепить понятие, что результат количественного счета не зависит от начала отсчета и направления счета; дать понятие о точке отсчета.

Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа;
Дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону; научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.дать понятие о середине, центре, вершине, крае.

Развитие конструктивной деятельности

Развивать абстрактное мышление; обучать плоскостному моделированию – умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций; закрепить понятие «зеркальное изображение».


СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Научить владеть иголкой, ниткой, шилом; научить работе с трафаретом; научить технике работы с изонитью.

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.


ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Развивать мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения; развивать координацию движений рук под контролем глаз.

ХУДОЖЕСТВЕННО-

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности; развивать эстетический вкус; развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга; привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развивать активный и пассивный словарь детей; развивать объяснительную и доказательную речь; способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Новизна данной программы в том, что она направлена на расширение содержания базового компонента образования, овладение детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. Ее особенностью является интеграция различных видов деятельности. Данный вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки. К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики.

В план работы кружковой работы включены семинары-практикумы и мастер-классы для воспитателей и родителей воспитанников.

Принципы содержания программы:


    1. Принцип наглядности - широкое использование зрительных образов, постоянную опору на свидетельства органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

    2. Принцип доступности изучаемого – все задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

    3. Принцип интеграции – создание у ребенка целостной картины мира средствами природы, литературы, музыки, искусства, продуктивной деятельности.

    4. Принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

    5. Принцип комфортности – атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха.

    6. Погружение каждого ребенка в творческий процесс – реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

    7. Деятельностный принцип – реализуется в принятии идеи главенствующей роли деятельности в развитии ребенка.


Условия реализации программы

Программа рассчитана на один год обучения с детьми подготовительной группы (6-7 лет).

Занятия проводятся с подгруппой детей (6-8 человек) 1 раз в неделю (среда), длительность занятий 30 минут
Методы и приемы: беседа, объяснение с показом приемов изготовления, демонстрация наглядного материала, использование художественного слова, музыкальных произведений, создание игровых и проблемных ситуаций, использование схем, трафаретов, обсуждение результатов.
Инструменты и материалы для работы в технике изонити

  1. Необходимый материал для выполнения поделок:

- иголка с широким ушком;

- цветные катушечные нитки № 20-40;

- ножницы;

- шило (короткое);

- кусок пенопласта для подкладки во время прокалывания шилом, чтобы не испортить поверхность стола;

- цветной картон или бархатная бумага, наклеенная на тонкий картон для большей плотности размером 10-15 см;

- линейка, трафареты углов и окружностей.

  1. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, поговорки).

  2. Подбор классических музыкальных произведений для сопровождения творческой деятельности детей.

  3. Составление картотеки физкультминуток, пальчиковых игр.

  4. Картотека трафаретов, которые помогут ребенку при создании творческих работ.

  5. Рекомендации для родителей по созданию условий для ручного труда детей в семье.

  6. Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития у детей навыков художественного труда на занятиях и в повседневной жизни.


Ожидаемые результаты:

К концу года дети знают:

  • правила использования и правила техники безопасности при работе с ножницами и другими опасными предметами;

  • технику и основные приемы изонити;

  • определения: «изонить», «трафарет», «угол», «окружность»;

  • о свойствах материалов, с которыми они работают (картон, бархатная бумага, игла);

  • правила композиционного построения изображений;


Дети умеют:

  • работать с картоном и нитками, создавая различные композиции;

  • правильно и аккуратно пользоваться ножницами и иглой, различными материалами;

  • использовать в работе приемы техники «изонить» (изображение углов, окружностей, дуг, овалов, завитков);

  • использовать трафареты при изготовлении поделок;

  • подбирать нужный материал (по форме, величине, структуре, цвету);

  • выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;

  • творчески подходить к выполнению задания;

  • видеть прекрасное вокруг себя, отражая это в своих работах.


Формы подведения итогов реализации и отслеживание результативности дополнительной образовательной программы 1. Выставки детских работ для родителей, детей ДОУ. 2. Оформление холлов ДОУ работами детей, которые занимаются в кружке. 3. Презентация – самостоятельное представление ребенком своих изделий взрослым и сверстникам. 4. Анкетирование родителей, беседы с детьми с целью выявления мнений пожеланий о работе кружка.

2. Учебно-тематический план

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование по разделам, что способствует лучшему усвоению программы детьми, дает возможность вызвать интерес ребенка к материалам, развивать творческие способности детей, используя в художественной деятельности различные приемы работы, изобразительные средства.

Цикл занятий состоит из двух блоков:

  1. Овладение техникой изонити; изображение углов; моделирование с их использованием образов.

  2. Изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити; моделирование с их использованием образов.

Система занятий изонитью включает 34 темы.


Блок

Тема занятия

Задачи

1. Углы

1.«Грибок»

1. Познакомить с техникой изонити.

2. Научить детей отличать лицевую и изнаночную стороны изделия, выполнять узор острого угла (показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки).

3. Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая стороны угла.

4. Упражнять детей вдевать нить в иголку и завязывать узелок.

5. Научить дорисовывать изображение после вышивки угла.

2.«Домик»

1. Продолжить обучение детей технике изонити, научить выполнять тупой угол (крыша дома).

2. Продолжить закрепление знаний правил работы с изонитью.

3. Научить подбирать цвета нитей.

3.«Рыбка»

1. Продолжить обучение детей технике изонити (прямой угол), дополняя изображение рыбки хвостом.

2. Закрепить знание последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ниток).

3. Познакомить детей с линейкой (прямоугольным треугольником). Дать понятия: прямой угол, острый угол, тупой угол.

4.«Морковка»

1. Упражнять в выполнении изонитью острого угла (на примере изображения морковки).

2. Научиться закреплять нить после ее окончания.

3. Вспомнить названия овощей и их внешний вид.

4. Повторить правила работы.

5.«Закладка»

1. Закрепить навык выполнения углов на узкой полосе картона (расстояние между отверстиями 0,7 см).

2. научиться укреплять нить с обратной стороны закладки.

6.«Узор на закладке»

1. Выполнить узор, состоящий из трех углов, на узкой стороне картона.

2. Определить направление углов.

3. Дать понятие о сантиметре и миллиметре на обычной линейке.

4. Научить детей пользоваться линейкой, измерять линию, определять количество отверстий на стороне угла.

5. Закрепить у детей умение самостоятельно подбирать цвет ниток.

7.«Узор на полосе»

1. Закрепить умение выполнять два угла изонитью на полоске цветного картона.

2. Повторить правила вышивки изонитью.

8.«Закладка с двумя тупыми углами»

1. Закрепить понятие об острых и тупых углах.

2. Продолжить обучение умению анализировать образцы.

3. Выполнить изонитью тупые углы.

4. Тренироваться в закреплении узлов на изнанке.

9.«Закладка с двумя углами»

1. Продолжить обучение детей умению анализировать рисунок на изнаночной стороне заготовки (сравнивать длину сторон угла, количество отверстий на сторонах и т.д.)

2. Упражнять детей в выполнении острых углов, направленных в противоположные стороны.

10.«Прямые углы»

1. Продолжать учить детей анализировать узор на изнаночной стороне заготовки.

2. Учить определять углы по прямоугольнику.

3. Учить сравнивать стороны.

4. Повторить правила выполнения углов.

11.«Шапочка-колпак»

1. Научить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку, сделанному каждым ребенком накануне.

2. Научить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете.

3. Закреплять знания правил работы с изонитью.

12.«Зонтик»

1. Научить детей подбирать по трафарету тупой угол для зонтика.

2. Продолжать учить прокалывать дырочки и выполнять угол.

3. Учить дорисовывать образ.

13.«Ваза»

1. Закрепить навыки рисования ножки для вазы.

2. Учить выполнять изонитью чашу, похожую на треугольник.

3. Учить дорисовывать образ.

14.«Парус»

1. Выполнение рисунка лодки.

2.Учить подбирать по трафарету прямой угол, прокалывать отверстия и работать изонитью.

15.«Хвост птички»

1. Учить к рисунку птички, выполненному накануне, выполнять хвост, используя трафарет.

16.«Птичка в полете»

1. Учить к рисунку птички, выполненному накануне, выполнять хвост, используя трафарет.

17.«Телевизионная башня»

1. Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников. Предложить детям сравнить треугольники.

2. Продолжить тренировки по прокалыванию отверстий при использовании линейки.

3. Научить детей определять на линейке расстояние в сантиметрах.

18.«Фонарик»

1. Продолжить учить детей пользоваться линейкой, измерять расстояния в 1 и 0,5 см.

2. Упражнять детей в работе с шилом.

3. Закрепить знание пространственного расположение углов.

19.«Загадка»

1. Закрепить умение анализировать образец как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

2. Упражнять детей в координации движений рук при прокалывании отверстий на расстоянии 0,5 см. Проверить остроту зрения.

3. Повторить правила работы с изонитью.

4. Учить придумывать названия полученному на лицевой стороне узору.

20.«Кленовый лист»

1. Продолжить обучение детей изображению предметов (в данном случае лист клена, изображение состоит из пяти углов).

2. Продолжать учить анализировать образцы.

3. Упражнять детей в прокалывании шилом отверстий и самостоятельном выборе цвета.

21.«Снежинка»

1. Учить детей составлять снежинку из шести треугольников.

2. Продолжать учить анализировать образцы.

3. Закреплять умение определять направление углов.

22.«Елочка»

1. Учить, используя трафаретные треугольники, подкладывать один треугольник под другой (елочкой).

2. Упражняться в прокалывании отверстий по трафарету.

3. Совершенствовать умение работать изонитью.

23.«Домик»

1. Учить создавать образ домика в технике изонити путем наложения углов друг на друга.

2. Продолжать учить анализировать образцы.

3. Научить детей создавать рисунок по опорным точкам на изнаночной стороне картонки и прокалывать отверстия по линейке.

2. Окружность

24.«Мячик»

1. Учить детей выполнять окружности в технике изонити, пользуясь трафаретами.

2. Познакомить с правилами и последовательностью работы над окружностями.

25.«Снеговик»

1. Учить создавать образ снеговика из разных по величине окружностей.

2. Упражнять детей в работе по выполнению кругов в технике изонити.

26.«Птица»

1. Учить детей плоскостному моделированию (создание из углов и окружностей образа птички при использовании трафаретов).

2. Закреплять навыки выполнения окружностей в технике изонити.

27.«Девочка в сарафане»

1. Соединяя окружность и разные углы, учить создавать образ человека в длинной одежде.

2. Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей.

3. Развивать умение подбирать цвет нитей.

28.«Узор из углов и окружности»

1. Продолжать учить создавать узор из углов и окружности путем накладывания их друг на друга.

2. Совершенствовать навыки выполнения в технике изонити углов и окружностей.

3. Развивать умение подбирать цвет нитей.

29.«Узор в круге»

1. Учить детей выполнять окружность с двумя-тремя хордами разной длины.

2. Закреплять приобретенные навыки работы изонитью по трафаретам.

30.«Одуванчики на лугу»

1. Учить детей создавать сюжетные композиции, используя разные по величине окружности и углы (тема включает несколько занятий – 3-4).

2. Продолжать учить анализировать образцы, определять размер трафаретов на глаз.

3. Совершенствовать навыки выполнения окружностей с разными хордами.

31.«Перо жар-птицы»

1. Совершенствовать навыки работы изонитью.

1. Учить детей выполнять завиток в технике изонити.

3. Развивать глазомер.

32.«Волна»

1. Совершенствовать навыки работы изонитью.

1. Учить детей выполнять завиток в технике изонити.

3. Развивать глазомер.

33.«Парашют»

1. Учить детей вводить в изображение дополнительные нити в виде длинных штрихов.

2. Учить детей самостоятельно определять отверстия для штрихов.

3. Продолжать учить анализировать образцы.

4. Учить детей самостоятельно дополнять или изменять рисунок.

34.«Улитка»

1. Учить выполнять улитку в виде крутого завитка.

2. Познакомить с приемом накладывания длинных хорд на короткие, светлых нитей на темные.


Методическое обеспечение:
Н.Н.Гусарова «Техника изонити для дошкольников» С-П изд. «Детство-Пресс», 2000

страница 1


скачать

Другие похожие работы: