NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа курса для 6 7 классов общеобразовательных учреждений, м. «Русское слово». 2012 Рабочая программа составлена для учащихся 6 класса, рассчитана на 34 часов в год, 1 часа в неделю




Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на, основании Федерального компонента Государственного образовательного стандарта.

В основу планирования курса взята рабочая программа: составитель – С.И.Козленко, И.В.Козленко,»Обществознание. Программа курса для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений, м. «Русское слово». 2012

Рабочая программа составлена для учащихся 6 класса, рассчитана на 34 часов в год, 1 часа в неделю.


Цель курса
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений.

Приобщение учащихся к различным сферам общественной жизни

Задачи изучения курса:

Образовательные

Дать представления об обществе и основных закономерностях общественных отношений

  • Сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

  • Владеть различными видами публичных выступлений ( высказывания, монолог, дискуссия).

  • Выполнять познавательные и практические задания на уроках, в ходе проектной деятельности и в доступной социальной практике на:

  • Использование элементов причинно- следственного анализа.

  • Исследование несложных реальных связей и зависимостей.

  • Поиск нужной информации по заданной теме.

  • Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Развивающие:

Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции.

Воспитательные:

Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется втечении одного года. Авторская программа рассчитана на 35 часов. Расписание уроков и годовой учебный график предполагает 34 часа. Итоговое повторение будет организовано на уроке № 34.

Содержание программы
Глава I ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Тема 1. Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество».

Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная.

Тема 2. Происхождение и развитие человека

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек — биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.

Тема 3. Исторические ступени развития общества

Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как пере¬ходная форма хозяйствования от добывания готовых природ¬ных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Об¬щество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Основные понятия темы: аграрное общество; индустриальное общество; информационное (постиндустриальное) общество; социальный процесс.

Тема 4. Современное общество

Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информа¬ционная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Тема 5. Человечество как сумма поколений

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные истори¬ческие эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная куль¬тура. Культурное наследие.

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Тема 6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и при¬роды в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Основные понятия темы: биосфера; экология; экологиче¬ский кризис; охрана природы.

Глава II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 7. Что такое экономика?

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономи¬ки. Экономика как главное условие и основной источник обес¬печения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ре¬сурсы. Экономика как способ рациональной организации хо¬зяйственной деятельности. Организация производства. Затра¬ты производства. Производитель. Потребитель.

Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потребитель.

Тема 8. Рынок

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества производственных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.

Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?

Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.

Тема 10. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государственная социальная помощь.

Тема 11. Экономическая деятельность подростков

Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере.

Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка. \Основные понятия темы: молодежная экономика; карман¬ные деньги.

Тема 12. Труд с точки зрения закона

Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безрабо¬тицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Основные понятия темы: право на труд; безработица; работодатель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработ¬ая плата; пенсия.

Тема 14. Семья

Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи.

Основные понятия темы: семья; брак.

Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе

Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; традиции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Глава IV ПОЛИТИКА И ПРАВО

Тема 16. Государство и граждане

Государство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные символы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.
Основные понятия темы: государство; демократические государства; недемократические государства; монархия; республика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

Тема 17. Право на службе человека

Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Основные понятия темы: право; юридический закон; юридическая ответственность; преступления.

Тема 18. Конституция — Основной закон страны

Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации — высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.
Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

Тема 19. Право и правопорядок

Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Основные понятия темы: законность; правопорядок.

Тема 20. Как защититься от несправедливости

Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.

Основное понятие темы: правосудие.

Глава V ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (3 часа)

Тема 21. Наука и образование

Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: наука; общественные науки; образование; самообразование; знание.

Тема 22. Мораль

Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.

Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; аморальный поступок.

Тема 23. Идеал и ценности

Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.

Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

Глава VI РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ

Тема 24. Ребенок в семье

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Основное понятие темы: детство.

Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания — решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно.

Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

Основные понятия темы: дети; родители.

Тема 26. Ребенок в школе История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность получения образования; обязательность получения образования.

Тема 27. Друзья и ровесники

Дружба. Отношения дружбы. Верность. Основные понятия темы: дружба; верность

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:

  • Социальные свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми.

  • Сущность общества как формы совместной деятельности людей.

  • Характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.

  • Содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Учащиеся должны уметь:

  • Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, человека как социально- деятельное существо, основные социальные роли.

  • Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия.

  • Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов.

  • Приводить примеры социальных объектов определенного типа , социальных отношений, ситуаций.

  • Решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

Осуществлять поиск информации по заданной теме в различных источниках

Календарно-тематическое планирование





тема

К.р.

План

Дата.

6-б- 6-а

1.

Общество и человек.

    1. Что такое общество?

    2. Происхождение и развитие человека.

    3. Историческое развитие общества.

    4. Современное общество.

    5. Человечество как сумма поколений.

6, Человек , общество, природа.

7 Повторительно – обобщающий урок. Контроль знаний.


1

7


3.09, -6.09

    1. -13.09

17 - 20.09

24 - 27.09

1 – 5.10

8 - 12.10

2.

Экономическая сфера общества.

1.Что такое экономика?

2.Рынок.

3.Предпринимательсво и бизнес.

4.Домашнее хозяйство.

5. Экономическая деятельность подростка.

6.Труд сточки зрения закона.

7. Повторительно – обобщающий урок. Контроль знаний.


1

7


15- 19.10

22 - 26.10

29 - 16.11

12 – 23.11

19 - 30.11

26 – 7.12

3 – 14.12

3

Социальная сфера общества.

      1. Социальная структура общества.

      2. Семья.

3,Правила и нормы в обществе.




3

10 - 21.12

17- 28.12

24 -18.01

4.

Политика и право.

1.Государство и граждане.

2.Право на службе человека.

3.Конституция – основной закон страны.

4.Право и правопорядок.

5,6.Как защититься от несправедливости. Контроль знаний.


1

6

17 – 25.01

24 - 1.02

31 - 8.02

7 - 15.02

14 - 22.02

21 – 1.03

5.

Духовная сфера общества.

        1. Наука и образование.

        2. Мораль.

        3. Идеал и ценности.




3

28 – 8.03

7 - 15.03

14 – 22.03

6.

Ребенок в обществе.

1.Ребенок в семье.

2.Взаимоотношения детей и родителей.

4. Ребенок в школе.

5.Друзья и ровесники.




5

21- 29.03

28 - 5.04

4 – 12.04

11 - 19.04

18 - 26.04




Повторение и обобщение

1

2

25 -3.05

2 – 10.05




резерв




3





Учебно-методический комплект

1. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений/

А. И. Кравченко, Е.А. Певцова.- М.:ООО «ТИД «Русское слово» 2009

2.А.И.Кравченко. «Обществознание».- Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово» 2007
Список литературы для ученика:

1. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 6 кл. М: «Русское слово» 2012.

Использование ЭОР: презентации к урокам.
Интернет ресурсы:

http:// mikhatoval. edum. ru/

  1. http://yroki. net

  2. http:// rusedi.ru/




страница 1


скачать

Другие похожие работы: