NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа Курса по русскому языку «Хочу всё знать» для работы с одаренными детьми


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №9 г. Сальска

Программа

Курса по русскому языку

«Хочу всё знать»

для работы с одаренными детьми

5 класса .                                                      

                                                                             

                                                              учитель: Петровская Е. А.

Аннотация

        Программа  кружка  составлена в связи с потребностью детей узнать как можно больше о своём родном языке, а также с целью дальнейшей подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам. Данная программа развивает

- познавательные способности детей

- поддерживает хорошую мотивацию к учебному процессу и изучению русского языка

- способствует профессиональной ориентации в области изучения гуманитарных предметов

Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать серьёзные вопросы языкознания, также решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.

Пояснительная записка

   Цели программы:

- помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз гуманитарного профиля.

Подготовка призёров городской олимпиады по русскому языку

Привить учащимся интерес к предмету русского языка

    Программа разработана в соответствии с учебником  Львова С. И.. Русский язык в 3-х частях– М.: Мнемозина, 2008

На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

  • Современный русский язык

  • Культура речи

  • Диалектология

  • Введение в языкознание

  • Стилистика

Актуальность программы заключается в следующем:   данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

На занятиях школьники смогут самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, сочинять лингвистические сказки, а также совершенствовать навыки  диалогического речи, учиться определять и аргументировать собственную позиции по какому- либо вопросу .

  В работе с детьми можно использовать  проектную деятельность, работу в группах и другие технологии Они должны быть направлены на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами. Данная практика поможет ему осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

   Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю.

Принципы программы:

Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.

Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.

Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов литературоведения и русского языка) к общим (качество идеальной речи).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к русскому языку и литературе как наукам гуманитарного направления, во-вторых, успешная сдача экзаменов и успешное выступление на олимпиадах по литературе и русскому языку.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по русскому языку и литературе; ключевые понятия литературы и русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;

  • расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся; успешному выступлению на олимпиадах различного уровня; успешной сдаче экзаменов.

Основные виды деятельности учащихся:

  • работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;

  • выделение фактов, доказательств проблемы;

  • работа с текстом и его анализ;

  • творческие работы;

исследовательская и проектная деятельность.

Календарно- тематическое планирование.



Дата

  1. Проверочная занимательная олимпиада и её анализ

2




  1. Интеллектуальная игра « Словесная баталия» Подготовка к олимпиаде. ИКТ

2




  1. Интеллектуальная игра. « Хочу всё знать» Подготовка к олимпиаде. ИКТ

1




  1. Языки мира. Родственные связи языков. Кто такие Кирилл и Мефодий?

2




  1.   Когда возникло первое письмо?.  История букв, которых нет в современном алфавите.

  2. Игра

1

1




  1. Откуда берутся слова? ИКТ

1




  1.  « Иностранцы» в нашем языке.

1




  1. Какие бывают словари. Работа со словарными статьями. Синонимы, синонимические ряды, градация.

1




  1. Паронимы и как их различать?  

1




  1. Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. Выступление с докладами и презентациями.

1




  1. Крылатые слова и выражения и история их происхождения.

1




  1. Все на «О»: омонимы. омофоны, омографы, омоформы.

1




  1. «Своя игра». ИКТ

2




  1. Кто они, лингвисты? Выступления учащихся.

2




  1. Интеллектуальный марафон «Знатоки грамматики». ИКТ

1




  1. Культура речи. Правильно ли мы произносим слова? Орфоэпические нормы русского литературного языка.

1




  1. Трудные случаи акцентуации.

1




  1.  Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка.

1




                  19. Тестовая работа по культуре речи.        

1




           20. Творческая работа «Я работаю корректором».

2




                  21. Творческая работа « Хочу всё знать»

1




                 22. Антитеза как лексическое и синтаксическое средство. Стилистические приемы антитезы. Тестовые задания с выявлением изобразительно- выразительных средств языка.

2




               23. Работа с художественными текстами по группам. . Определение тропов.

1




      23. Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка.        

1




              24. Творческая работа. Создание сочинения по определенной теме с использованием заданных тропов.

1




              25. Сочинение-размышление « Что мне дали занятия в кружке» или выполнение тестового задания по пройденным темам.

1




                                                           Итого

34


УМК учащихся:

Основной учебник:

 Львова С. И.. Русский язык в 3-х частях– М.: Мнемозина, 2008

УМК учителя:

  1. Современный русский язык. Учебник для студентов пед. Институтов. / Н. М. Шанский и др. М.: Просвещение, 1987.

  2. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1989.

  3. Современный русский язык в программированных упражнениях. Учебное пособие для студентов и абитуриентов. М.: издательство МГЛУ, 2001.

  4. Зайцева О. Н. Уроки истории языка в школе: Предпрофильное обучение: Методическое пособие для учителя. М.: Вербум-М, 2005

страница 1


скачать

Другие похожие работы: