Программа Курса по русскому языку «Хочу всё знать» для работы с одаренными детьми
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №9 г. Сальска
Программа
Курса по русскому языку
«Хочу всё знать»
для работы с одаренными детьми
5 класса .
учитель: Петровская Е. А.
Аннотация
Программа кружка составлена в связи с потребностью детей узнать как можно больше о своём родном языке, а также с целью дальнейшей подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам. Данная программа развивает
- познавательные способности детей
- поддерживает хорошую мотивацию к учебному процессу и изучению русского языка
- способствует профессиональной ориентации в области изучения гуманитарных предметов
Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать серьёзные вопросы языкознания, также решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
Пояснительная записка
Цели программы:
- помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз гуманитарного профиля.
Подготовка призёров городской олимпиады по русскому языку
Привить учащимся интерес к предмету русского языка
Программа разработана в соответствии с учебником Львова С. И.. Русский язык в 3-х частях– М.: Мнемозина, 2008
На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:
Современный русский язык
Культура речи
Диалектология
Введение в языкознание
Стилистика
Актуальность программы заключается в следующем: данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
На занятиях школьники смогут самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, сочинять лингвистические сказки, а также совершенствовать навыки диалогического речи, учиться определять и аргументировать собственную позиции по какому- либо вопросу .
В работе с детьми можно использовать проектную деятельность, работу в группах и другие технологии Они должны быть направлены на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами. Данная практика поможет ему осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю.
Принципы программы:
Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.
Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов литературоведения и русского языка) к общим (качество идеальной речи).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к русскому языку и литературе как наукам гуманитарного направления, во-вторых, успешная сдача экзаменов и успешное выступление на олимпиадах по литературе и русскому языку.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по русскому языку и литературе; ключевые понятия литературы и русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся; успешному выступлению на олимпиадах различного уровня; успешной сдаче экзаменов.
Основные виды деятельности учащихся:
работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;
выделение фактов, доказательств проблемы;
работа с текстом и его анализ;
творческие работы;
исследовательская и проектная деятельность.
Календарно- тематическое планирование.
Дата |
| 2 |
|
| 2 |
|
| 1 |
|
| 2 |
|
| 1 1 |
|
| 1 |
|
| 1 |
|
| 1 |
|
| 1 |
|
| 1 |
|
| 1 |
|
| 1 |
|
| 2 |
|
| 2 |
|
| 1 |
|
| 1 |
|
| 1 |
|
| 1 |
| 19. Тестовая работа по культуре речи. | 1 |
| 20. Творческая работа «Я работаю корректором». | 2 |
| 21. Творческая работа « Хочу всё знать» | 1 |
| 22. Антитеза как лексическое и синтаксическое средство. Стилистические приемы антитезы. Тестовые задания с выявлением изобразительно- выразительных средств языка. | 2 |
| 23. Работа с художественными текстами по группам. . Определение тропов. | 1 |
| 23. Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка. | 1 |
| 24. Творческая работа. Создание сочинения по определенной теме с использованием заданных тропов. | 1 |
| 25. Сочинение-размышление « Что мне дали занятия в кружке» или выполнение тестового задания по пройденным темам. | 1 |
| Итого | 34 |
УМК учащихся:
Основной учебник:
Львова С. И.. Русский язык в 3-х частях– М.: Мнемозина, 2008
УМК учителя:
Современный русский язык. Учебник для студентов пед. Институтов. / Н. М. Шанский и др. М.: Просвещение, 1987.
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1989.
Современный русский язык в программированных упражнениях. Учебное пособие для студентов и абитуриентов. М.: издательство МГЛУ, 2001.
Зайцева О. Н. Уроки истории языка в школе: Предпрофильное обучение: Методическое пособие для учителя. М.: Вербум-М, 2005
страница 1
скачать
Другие похожие работы: