NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа курса по выбору Составитель Гилёва Валентина Геннадьевна учитель математики. Рыбное 2009 год


МКОУ «Рыбинская средняя общеобразовательная школа


Программа курса по выбору



Составитель

Гилёва Валентина Геннадьевна

учитель математики.

Рыбное

2009 год.


«Умение решать уравнения – такое же практическое искусство, как умение плавать или бегать на лыжах. Ему можно научиться только путём подражания или упражнения»

Дъёрдъ Пойа.
1.Пояснительная записка.

Одним из важных разделов математики является раздел «Уравнения». Умение применять математические знания для решения уравнений, систем уравнений и задач с помощью уравнений не может появиться само собой. Этим умениям необходимо обучать целенаправленно.

Считаю, что на этапе предпрофильной подготовки необходимо создать такую систему курсов по решению уравнений, которая позволит основной массе учащихся ознакомиться с наиболее известными приёмами и методами решения уравнений.
2.Актуальность.

В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим обучение на современном уровне ряда других дисциплин. Математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в вузы по широкому спектру специальностей. ЕГЭ по математике в выпускных классах является обязательным экзаменом для всех учащихся. В этом учебном году планируется проведение государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ для учащихся 9 классов.

Исходя из всех этих предпосылок, для удовлетворения запросов и потребностей учащихся, учитывая их возрастные особенности, возникла необходимость в разработке и ведении данного курса.
3.Цели курса.

  • Закрепление теоретических знаний и навыков, их применение в практической деятельности, полученных на уроках математики в ходе изучения раздела «Уравнения».

  • Связать все имеющиеся знания в систему, помочь учащимся выйти на более серьёзный уровень понимания.

  • Формировать умения аккуратного оформления решений уравнений, систем уравнений и задач с помощью уравнений.


4. Задачи курса.

  • Развивать устойчивый интерес к математике, любознательность, смекалку.

  • Развивать математическое мышление.

  • Развивать у учащихся уверенность в себе и в своих способностях решать проблемы и создавать здоровую обстановку в своём окружении.

  • Расширять кругозор учащихся.

  • Развивать способности к самостоятельному сбору информации, к умению самостоятельно мыслить.



5.Содержание курса.

Курс по выбору «Математика в решении уравнений» рассчитан для учащихся 9 класса. Курс состоит из двух частей.

Первая часть направлена на усвоение основных алгоритмов и правил, на понимание смысла важнейших понятий и их свойств, содержания применяемых приёмов, на умение применять знания в простейших практических ситуациях.

При выполнении заданий первой части, учащиеся должны продемонстрировать определённую системность знаний, распознавать стандартные задачи в разнообразных формулировках.

Вторая часть курса направлена на овладение знаниями повышенного уровня сложности. Задания во второй части требуют от учащихся свободного владения материалом и высокого уровня математического развития. Задания этой части позволяют выяснить владение исследовательскими навыками, а также умение найти и применить нестандартные приёмы рассуждений. При выполнении заданий из второй части курса, учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
6.Описание программы.

Все предлагаемые задания подбираем, во-первых, с учётом их направленности на осуществление дифференциации, во-вторых, исходя из удобства коллективной работы в классе. В-третьих, в работе реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Задания данного курса направлены на формирование умений:

  • Решать целые и дробно-рациональные уравнения; применять при решении уравнений алгебраические преобразования, а также такие приёмы, как разложение на множители, замена переменной.

  • Решать системы линейных уравнений и системы, содержащие не линейные уравнения способами подстановки и сложения; применять некоторые специальные приёмы решения систем уравнений.

  • Отвечать на вопросы, связанные с исследованием уравнений и систем, содержащих буквенные коэффициенты, используя при необходимости графические представления.

  • Решать текстовые задачи, используя алгебраический метод (составление уравнений, систем уравнений).


7.Методический комментарий.
При организации занятий по данному курсу, важно использовать накопленный субъективный опыт учеников. Однако использовать его нужно не формально, необходимо по иному строить каждое занятие.

На наших уроках ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним, обсуждают его замечания и предложения одноклассников. Учитель постоянно «теребит» класс: что вы знаете об этом уравнении, какой вид имеет уравнение, какие свойства могли бы выделить, каков алгоритм решения уравнений (назвать, перечислить и т.п.).

В ходе беседы исключаются слова «правильный» или «неправильный» ответ. Мы выслушиваем не ответы, а разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, учитель затем начинает отрабатывать их уже «со своей колокольни». Он не принуждает, а убеждает учеников принять верное знание. Такая работа может проводиться на занятии, где заданы жестко контекст и содержание беседы, но передача знаний организуется как встреча различных «пониманий». Ученик при этом есть творец научного знания.

Взаимодействуя с учениками в ходе занятия, учитель привлекает к работе всех учеников(а не только хорошо успевающих); обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее близкие (пусть не всегда полностью точные) научному содержанию знания. Ведь любое научное знание (понятие) возникает как коллективное мнение учёных – профессионалов.

Для оценки эффективности занятий курса по выбору, используем следующие показатели:

  • Уровень помощи учителя при выполнении заданий, чем меньше помощи, тем больше самостоятельность учеников и следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • Особенности поведения учащихся на занятиях, уровень их активности, заинтересованности;

  • Результаты выполнения контрольных заданий, в качестве которых используются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, которые выявляют степень усвоения данного типа заданий.

8.Учебно–тематический план.




Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

Форма занятия

Форма контроля




Раздел № 1.

(базовый уровень)

11










1.

Решение линейных уравнений

1




практикум

индивидуальная

2.

Решение неполных квадратных уравнений

1




лекция-практикум

рефлексия

3.

Решение квадратных уравнений

2




лекция-практикум

рефлексия



4.


Решение дробно-рациональных уравнений



1




лекция-практикум



рефлексия

5.

Решение систем линейных уравнений

1




практикум

индивидуальная


6.


Решение систем, содержащих нелинейные уравнения


1





практикум



индивидуальная


7.

Решение задач с помощью уравнений и систем уравнений


3





практикум



индивидуальная


8.

К. работа №1

(задания обязательного уровня)


1





зачетная


индивидуальная




Раздел №2

(повышенный уровень сложности)


23










9.

Решение целых уравнений

4




лекция-практикум

индивидуальная


10.

Решение дробно-рациональных уравнений


4





практикум


индивидуальная

11.

Решение систем уравнений

5




практикум

индивидуальная


12.

Решение задач с помощью уравнений и систем уравнений


6





практикум


индивидуальная

13.

К. работа № 2.

(повышенный уровень)

1




зачетная

индивидуальная

14.

Итоговый зачет

по разделу «Уравнения»

2




зачетная

индивидуальная



15.

Анализ и обсуждение ошибок, допущенных при сдаче зачета


1





практикум


рефлексия




Итого:

34 часа










9.Список литературы.

  1. Л.В.Кузнецова «Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы» (Дрофа, Москва-2006 год).

  2. Л.В.Кузнецова «Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе» (Просвещение, Москва-2006 год).

  3. Г.А.Ястребинецкий «Задачи с параметрами» (Просвещение, Москва-1986 год).

страница 1


скачать

Другие похожие работы: