Программа локального педагогического эксперимента по теме «Качество экологического образования (обучающихся) в учреждениях дополнительного образования детей»
Программа локального педагогического эксперимента по теме
«Качество экологического образования (обучающихся)
в учреждениях дополнительного образования детей»
Пронина Н. А., заместитель директора
по научно-методической работе,
Эршон В.Г., методист
Устюгова Е. Н., директор краевой заочной школы естественно-математических наук
Образовательная ситуация и обоснование актуальности темы:
Чтобы определить позиции качества экологического образования в УДОД, необходимо кратко рассмотреть образовательную ситуацию в экологическом образовании в целом.
В 90-х годах минувшего века отечественными идеологами экологического образования (И.Д. Зверевым, И.Т. Суравегиной, А.Н. Захлебным) было предложено 3 модели экологического образования учащихся: однопредметная, многопредметная и смешанная.
Многие школы Пермской области предпочтение отдали смешанной модели, сочетающей актуализацию экологического компонента в предметах базового образования с преподаванием факультативного курса «Экология» (9-10 кл.), а также включением детей в разнообразную кружковую деятельность экологической направленности на базе школ или УДОД. Таким образом, системность предполагала соединение отдельных блоков, взаимодополняющих друг друга.
Однако, курс «Экология» не вошёл в число предметов базового федерального компонента образования, а также регионального компонента, являясь факультативным курсом (школьный компонент). По сути, он имеет статус дополнительного образования, реализуется в отдельных образовательных учреждениях, определивших в Программах развития приоритеты экологического образования.
Вместе с тем экологическое образование становится неотъемлемой частью в работе УДОД эколого-биологической направленности, а также во многих многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей. В этой связи дополнительное образование во многом играет компенсаторную роль, встраивая недостающие элементы в систему экологического образования, определяя позиции и уровни экологического образования учащихся сегодня.
Вот почему содержание и качество экологического образования в системе дополнительного образования детей требует пристального внимания.
К качеству дополнительного образования в современном обществе предъявляются особые требования. Государство, в лице учредителя и министерства образования требует качественного дополнительного образования, что подтверждалось бы:
результативностью (успешностью) обучающихся на региональном и Всероссийском уровнях (конкурсы, олимпиады);
результатами, подтверждёнными научно-обоснованными методиками оценки (диагностические методики, тесты и т.п.).
Заказчик, в лице учащегося и родителей, требует такого качества дополнительного образования, которое позволяло бы:
удовлетворить потребность ребёнка в интересном и продуктивном (полезном) времяпрепровождении;
удовлетворить заказ родителей на безопасное и полезное (для жизни, здоровья, психического, морального и социального становления ребёнка) дополнительное образование;
удовлетворить потребность личности в самореализации и самоутверждении (ситуация успеха) – победы в конкурсах, участие в выставках, концертах, походах и т.п., дипломы и призы;
расширить возможности учащегося в социуме: на рынке труда, при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения;
повысить социальную значимость (статус) обучающегося: признание талантов, успехов, достижений сверстниками, педагогами, обществом;
расширить образовательную среду ребёнка через материальные возможности УДО, возможные поездки (гастроли, соревнования, участие в профильных лагерях, слётах, сборах и т.п.).
В системе дополнительного образования эколого-биологической направленности на сегодняшний день существуют специфические проблемы, требующие решения. Данные проблемы, как и любые кризисные состояния, являются предпосылками для дальнейшего развития, в данном случае для развития системы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности.
Проблема 1: Количество и общий уровень исследовательских работ учащихся в эколого-биологическом направлении снижается. В 2007 году снизилось количество призовых мест во всероссийских конкурсах и олимпиаде по экологии. Члены жюри региональных этапов также отмечают низкий уровень работ учащихся.
Одна из причин: Предмет «Экология» исключен из числа обязательных предметов базисного школьного плана.
Предпосылка для развития системы ДО: Дополнительное образование эколого-биологической направленности – единственная возможность экологического образования, «Экология» должна «утвердиться» в системе ДО.
Проблема 2: Социальный заказ потребителя услуг дополнительного образования «перетянут» на сторону художественно-эстетического и спортивно-оздоровительного направлений.
Одна из причин: Занятия в объединениях данных направлений развивают ребёнка физически, укрепляют его здоровье, имеют «красивый» результат – концерты, выставки, красивая фигура, тренированное тело.
Предпосылки: Объектом изучения в эколого-биологической направленности является живая природа. Можно использовать потребность человека (ребёнка) общаться с живой природой, черпать силы и вдохновение в ней. Необходимо: гармонизировать заказ потребителя услуг с одной стороны, с другой - «раскрасить» результат экологического образования: походы, выступления экологической агитбригады, театра, участие в сборах, слётах, лагерях и т.п.
Проблема 3: Содержание программ дополнительного образования эколого-биологической направленности зачастую грешит либо излишней глобализацией, «неинтересностью», сухостью для большинства учащихся, либо полным отсутствием «экологии».
Одна из причин: Экология как наука достаточно сложный, с большим количеством терминов и разноуровневых понятий предмет. Педагогу бывает сложно определить, какие понятия и насколько глубоко нужно и можно изучать.
Предпосылки: Многие экологические понятия, закономерности можно проследить, понять и усвоить в результате практической деятельности в условиях живой природы своей местности. Особенно благоприятны для реализации программ ДО эколого-биологической направленности летние месяцы (условия лагеря, площадки, похода).
Проблема 4. В реальной образовательной ситуации отсутствует комплексный подход и целенаправленная работа по формированию экологической культуры учащихся, что нередко приводит к половинчатым результатам.
Одна из причин: Составляющие экологической культуры личности (персональной экологической культуры) размыты, недостаточно структурированы.
Предпосылки: Назрела необходимость конкретизировать составляющие экологической культуры личности, рассмотреть деятельностные пути их формирования.
Для дополнительного экологического образования мало сегодня ограничиваться лишь освоением исследовательского подхода к изучению природы и содействием развитию интереса к определённым областям естественно-научного знания. Движение к устойчивому будущему вызревает в ходе освоения личностью экологической культуры.
Разработка регионального экологического базисного компонента для системы дополнительного экологического образования, а также соответствующих диагностик становится необходимой системного подхода к экологическому образованию и его качеству.
Считаем необходимым сохранить и укрепить основные преимущества дополнительного образования эколого-биологической направленности:
оптимальные возможности познавательного выбора ребёнка в изучении мира природы;
практико-ориентированный, мотивированный характер работы с детьми по конкретным областям знаний.
Вместе с тем, необходимо дополнить работу с учащимися независимо от конкретной познавательной и исследовательской деятельности (тематики кружка) образовательным комплексом персональной экологической культуры личности. В нашей экспериментальной деятельности он включает следующие содержательные линии:
основы экологических знаний;
экологически – ориентированное взаимодействие с природой;
преодоление экологических рисков в быту;
рациональное природопользование в повседневной жизни;
организация экологической среды в ближайшем окружении.
Таким образом, определяем основные противоречия:
Отсутствие комплексного подхода в экологическом образовании в системе дополнительного образования с одной стороны и необходимость создания образовательных программ, направленных на формирование персональной экологической культуры личности.
Необходимость мониторинга качества образования обучающегося (степень усвоения программы, степень сформированности персональной экологической культуры, личная результативность) с одной стороны и неразработанность диагностических комплексов.
Объект исследования: образовательный процесс в УДОД эколого-биологической направленности, ориентированный на формирование персональной экологической культуры и оценка его качества.
Предмет исследования: содержание образования программ дополнительного образования детей и критерии оценки качества образования детей в УДО эколого-биологической направленности.
Цель исследования: разработать и внедрить региональный экологический базисный компонент «Персональная экологическая культура» для системы дополнительного экологического образования и методический диагностический комплекс, позволяющий оценить качество экологического образования.
Гипотеза исследования: методический диагностический комплекс оценки качества экологического образования сможет адекватно оценить эффективность образовательного процесса в УДО, если он будет отвечать следующим требованиям:
соответствовать разработанному и принятому на региональном уровне экологическому базисному компоненту дополнительного образования;
охватывать все стороны образовательного процесса, ответственные за качество образования;
будет прост в использовании, понятен методистам, педагогам, представителям администрации;
будет определён необходимый для научности минимум наиболее значимых критериев;
станет частью методической работы учреждения, будет воспринят администрацией УДО (анализ должен стать основой для принятия управленческих решений, разработки стратегических планов и т.п.)
разработанный диагностический комплекс станет инструментом для учредителя, органов государственного контроля, родителей и т.п.
Задачи:
изучить литературу по теме исследования;
изучить, проанализировать и обобщить педагогический, методический и научный опыт по теме исследования;
разработать региональный экологический базисный компонент «Персональная экологическая культура» для системы дополнительного экологического образования и отработать в режиме эксперимента в образовательных учреждениях Пермского края;
разработать критерии, которые оценивали бы:
уровень персональной экологической культуры личности;
качество образовательных программ (в том числе образовательной программы ДО, учебного плана УДО)
качество образовательной среды;
качество результатов учащихся;
качество результативности педагогов (квалификация);
разработать методики оценки качества и отработать в режиме эксперимента в УДО эколого-биологической направленности, многопрофильном УДО, средних общеобразовательных учреждениях.
Методы исследования:
Исследование опирается на либеральную доктрину вариативного образования, понимаемое как процесс расширения возможностей личности в саморазвитии; на психологию экологического сознания (В.А. Ясвин).
Будут использованы такие методы как: анализ и структурирование содержательных линий комплекса персональной экологической культуры, анкетирование и тестирование педагогов и учащихся, самоанализ деятельности участников эксперимента (учащиеся) – дневник «Моя экологическая культура», экспертная оценка, педагогическая ситуация, ранжирование посредством конкурса
Этапы исследования:
1 этап: теоретический анализ проблемы, разработка понятийного аппарата, выбор объекта исследований, оформление проекта (март – май 2007)
2 этап: разработка концепции, определение площадок для апробации продуктов, полученных в ходе эксперимента, согласование, разработка методов исследования, составление плана работ по эксперименту, корректировка планов работы учреждений, принимающих участие в эксперименте (июнь – август)
3 этап: проведение исследований: разработка содержательных линий регионального экологического базисного компонента, проведение педагогических конференций в учреждениях – участниках эксперимента, внедрение содержания базисного экологического компонента в образовательные программы ОУ, разработка диагностического комплекса, входящая, промежуточная и исходящая диагностика учащихся (сентябрь – апрель)
4 этап: обобщение результатов исследования (апрель – июнь 2008 г.)
Участники эксперимента:
Созданные в процессе эксперимента интеллектуальные продукты будут апробированы в образовательных учреждениях следующих видов и типов:
монопрофильное УДОД (Чусовская станция юных натуралистов);
многопрофильное УДОД (не согласовано);
сельская СОШ (МОУ «Госконзаводская СОШ» Куединского р-на);
городская СОШ (МОУ «Яйвинская СОШ № 33» Александровского р-на;
СОШ г. Перми (МОУ «СОШ № 16»).
План проведения исследования:
август – ноябрь 2007 г. – разработка содержания регионального экологического базисного компонента для ОУ
ноябрь 2007 г. – январь 2008 г. – проведение педагогических конференций на базе ОУ – участников эксперимента, определение аспектов экспериментальной деятельности
февраль – март 2008 г. - разработка диагностического методического комплекса ( в соответствии с содержанием)
март – апрель 2008 г. – проведение диагностики в учреждениях – участников эксперимента (в соответствии с выбранным аспектом экспериментальной деятельности)
апрель – июнь 2008 г. - подведение предварительных итогов, оформление материалов исследования на электронном и бумажном носителе.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: