NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа локального педагогического эксперимента по теме «Качество экологического образования (обучающихся) в учреждениях дополнительного образования детей»


Программа локального педагогического эксперимента по теме
«Качество экологического образования (обучающихся)
в учреждениях дополнительного образования детей»


Пронина Н. А., заместитель директора
по научно-методической работе,
Эршон В.Г., методист
Устюгова Е. Н., директор краевой заочной школы естественно-математических наук


Образовательная ситуация и обоснование актуальности темы:

Чтобы определить позиции качества экологического образования в УДОД, необходимо кратко рассмотреть образовательную ситуацию в экологическом образовании в целом.

В 90-х годах минувшего века отечественными идеологами экологического образования (И.Д. Зверевым, И.Т. Суравегиной, А.Н. Захлебным) было предложено 3 модели экологического образования учащихся: однопредметная, многопредметная и смешанная.

Многие школы Пермской области предпочтение отдали смешанной модели, сочетающей актуализацию экологического компонента в предметах базового образования с преподаванием факультативного курса «Экология» (9-10 кл.), а также включением детей в разнообразную кружковую деятельность экологической направленности на базе школ или УДОД. Таким образом, системность предполагала соединение отдельных блоков, взаимодополняющих друг друга.

Однако, курс «Экология» не вошёл в число предметов базового федерального компонента образования, а также регионального компонента, являясь факультативным курсом (школьный компонент). По сути, он имеет статус дополнительного образования, реализуется в отдельных образовательных учреждениях, определивших в Программах развития приоритеты экологического образования.

Вместе с тем экологическое образование становится неотъемлемой частью в работе УДОД эколого-биологической направленности, а также во многих многопрофильных учреждениях дополнительного образования детей. В этой связи дополнительное образование во многом играет компенсаторную роль, встраивая недостающие элементы в систему экологического образования, определяя позиции и уровни экологического образования учащихся сегодня.

Вот почему содержание и качество экологического образования в системе дополнительного образования детей требует пристального внимания.

К качеству дополнительного образования в современном обществе предъявляются особые требования. Государство, в лице учредителя и министерства образования требует качественного дополнительного образования, что подтверждалось бы:

  • результативностью (успешностью) обучающихся на региональном и Всероссийском уровнях (конкурсы, олимпиады);

  • результатами, подтверждёнными научно-обоснованными методиками оценки (диагностические методики, тесты и т.п.).

Заказчик, в лице учащегося и родителей, требует такого качества дополнительного образования, которое позволяло бы:

  • удовлетворить потребность ребёнка в интересном и продуктивном (полезном) времяпрепровождении;

  • удовлетворить заказ родителей на безопасное и полезное (для жизни, здоровья, психического, морального и социального становления ребёнка) дополнительное образование;

  • удовлетворить потребность личности в самореализации и самоутверждении (ситуация успеха) – победы в конкурсах, участие в выставках, концертах, походах и т.п., дипломы и призы;

  • расширить возможности учащегося в социуме: на рынке труда, при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения;

  • повысить социальную значимость (статус) обучающегося: признание талантов, успехов, достижений сверстниками, педагогами, обществом;

  • расширить образовательную среду ребёнка через материальные возможности УДО, возможные поездки (гастроли, соревнования, участие в профильных лагерях, слётах, сборах и т.п.).

В системе дополнительного образования эколого-биологической направленности на сегодняшний день существуют специфические проблемы, требующие решения. Данные проблемы, как и любые кризисные состояния, являются предпосылками для дальнейшего развития, в данном случае для развития системы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности.

Проблема 1: Количество и общий уровень исследовательских работ учащихся в эколого-биологическом направлении снижается. В 2007 году снизилось количество призовых мест во всероссийских конкурсах и олимпиаде по экологии. Члены жюри региональных этапов также отмечают низкий уровень работ учащихся.

Одна из причин: Предмет «Экология» исключен из числа обязательных предметов базисного школьного плана.

Предпосылка для развития системы ДО: Дополнительное образование эколого-биологической направленности – единственная возможность экологического образования, «Экология» должна «утвердиться» в системе ДО.

Проблема 2: Социальный заказ потребителя услуг дополнительного образования «перетянут» на сторону художественно-эстетического и спортивно-оздоровительного направлений.

Одна из причин: Занятия в объединениях данных направлений развивают ребёнка физически, укрепляют его здоровье, имеют «красивый» результат – концерты, выставки, красивая фигура, тренированное тело.

Предпосылки: Объектом изучения в эколого-биологической направленности является живая природа. Можно использовать потребность человека (ребёнка) общаться с живой природой, черпать силы и вдохновение в ней. Необходимо: гармонизировать заказ потребителя услуг с одной стороны, с другой - «раскрасить» результат экологического образования: походы, выступления экологической агитбригады, театра, участие в сборах, слётах, лагерях и т.п.

Проблема 3: Содержание программ дополнительного образования эколого-биологической направленности зачастую грешит либо излишней глобализацией, «неинтересностью», сухостью для большинства учащихся, либо полным отсутствием «экологии».

Одна из причин: Экология как наука достаточно сложный, с большим количеством терминов и разноуровневых понятий предмет. Педагогу бывает сложно определить, какие понятия и насколько глубоко нужно и можно изучать.

Предпосылки: Многие экологические понятия, закономерности можно проследить, понять и усвоить в результате практической деятельности в условиях живой природы своей местности. Особенно благоприятны для реализации программ ДО эколого-биологической направленности летние месяцы (условия лагеря, площадки, похода).

Проблема 4. В реальной образовательной ситуации отсутствует комплексный подход и целенаправленная работа по формированию экологической культуры учащихся, что нередко приводит к половинчатым результатам.

Одна из причин: Составляющие экологической культуры личности (персональной экологической культуры) размыты, недостаточно структурированы.

Предпосылки: Назрела необходимость конкретизировать составляющие экологической культуры личности, рассмотреть деятельностные пути их формирования.

Для дополнительного экологического образования мало сегодня ограничиваться лишь освоением исследовательского подхода к изучению природы и содействием развитию интереса к определённым областям естественно-научного знания. Движение к устойчивому будущему вызревает в ходе освоения личностью экологической культуры.

Разработка регионального экологического базисного компонента для системы дополнительного экологического образования, а также соответствующих диагностик становится необходимой системного подхода к экологическому образованию и его качеству.

Считаем необходимым сохранить и укрепить основные преимущества дополнительного образования эколого-биологической направленности:

  • оптимальные возможности познавательного выбора ребёнка в изучении мира природы;

  • практико-ориентированный, мотивированный характер работы с детьми по конкретным областям знаний.

Вместе с тем, необходимо дополнить работу с учащимися независимо от конкретной познавательной и исследовательской деятельности (тематики кружка) образовательным комплексом персональной экологической культуры личности. В нашей экспериментальной деятельности он включает следующие содержательные линии:

  • основы экологических знаний;

  • экологически – ориентированное взаимодействие с природой;

  • преодоление экологических рисков в быту;

  • рациональное природопользование в повседневной жизни;

  • организация экологической среды в ближайшем окружении.

Таким образом, определяем основные противоречия:

  • Отсутствие комплексного подхода в экологическом образовании в системе дополнительного образования с одной стороны и необходимость создания образовательных программ, направленных на формирование персональной экологической культуры личности.

  • Необходимость мониторинга качества образования обучающегося (степень усвоения программы, степень сформированности персональной экологической культуры, личная результативность) с одной стороны и неразработанность диагностических комплексов.

Объект исследования: образовательный процесс в УДОД эколого-биологической направленности, ориентированный на формирование персональной экологической культуры и оценка его качества.

Предмет исследования: содержание образования программ дополнительного образования детей и критерии оценки качества образования детей в УДО эколого-биологической направленности.


Цель исследования: разработать и внедрить региональный экологический базисный компонент «Персональная экологическая культура» для системы дополнительного экологического образования и методический диагностический комплекс, позволяющий оценить качество экологического образования.

Гипотеза исследования: методический диагностический комплекс оценки качества экологического образования сможет адекватно оценить эффективность образовательного процесса в УДО, если он будет отвечать следующим требованиям:

  • соответствовать разработанному и принятому на региональном уровне экологическому базисному компоненту дополнительного образования;

  • охватывать все стороны образовательного процесса, ответственные за качество образования;

  • будет прост в использовании, понятен методистам, педагогам, представителям администрации;

  • будет определён необходимый для научности минимум наиболее значимых критериев;

  • станет частью методической работы учреждения, будет воспринят администрацией УДО (анализ должен стать основой для принятия управленческих решений, разработки стратегических планов и т.п.)

  • разработанный диагностический комплекс станет инструментом для учредителя, органов государственного контроля, родителей и т.п.

Задачи:

  • изучить литературу по теме исследования;

  • изучить, проанализировать и обобщить педагогический, методический и научный опыт по теме исследования;

  • разработать региональный экологический базисный компонент «Персональная экологическая культура» для системы дополнительного экологического образования и отработать в режиме эксперимента в образовательных учреждениях Пермского края;

  • разработать критерии, которые оценивали бы:

  • уровень персональной экологической культуры личности;

  • качество образовательных программ (в том числе образовательной программы ДО, учебного плана УДО)

  • качество образовательной среды;

  • качество результатов учащихся;

  • качество результативности педагогов (квалификация);

  • разработать методики оценки качества и отработать в режиме эксперимента в УДО эколого-биологической направленности, многопрофильном УДО, средних общеобразовательных учреждениях.

Методы исследования:


Исследование опирается на либеральную доктрину вариативного образования, понимаемое как процесс расширения возможностей личности в саморазвитии; на психологию экологического сознания (В.А. Ясвин).

Будут использованы такие методы как: анализ и структурирование содержательных линий комплекса персональной экологической культуры, анкетирование и тестирование педагогов и учащихся, самоанализ деятельности участников эксперимента (учащиеся) – дневник «Моя экологическая культура», экспертная оценка, педагогическая ситуация, ранжирование посредством конкурса

Этапы исследования:


1 этап: теоретический анализ проблемы, разработка понятийного аппарата, выбор объекта исследований, оформление проекта (март – май 2007)

2 этап: разработка концепции, определение площадок для апробации продуктов, полученных в ходе эксперимента, согласование, разработка методов исследования, составление плана работ по эксперименту, корректировка планов работы учреждений, принимающих участие в эксперименте (июнь – август)

3 этап: проведение исследований: разработка содержательных линий регионального экологического базисного компонента, проведение педагогических конференций в учреждениях – участниках эксперимента, внедрение содержания базисного экологического компонента в образовательные программы ОУ, разработка диагностического комплекса, входящая, промежуточная и исходящая диагностика учащихся (сентябрь – апрель)

4 этап: обобщение результатов исследования (апрель – июнь 2008 г.)

Участники эксперимента:

Созданные в процессе эксперимента интеллектуальные продукты будут апробированы в образовательных учреждениях следующих видов и типов:

  • монопрофильное УДОД (Чусовская станция юных натуралистов);

  • многопрофильное УДОД (не согласовано);

  • сельская СОШ (МОУ «Госконзаводская СОШ» Куединского р-на);

  • городская СОШ (МОУ «Яйвинская СОШ № 33» Александровского р-на;

  • СОШ г. Перми (МОУ «СОШ № 16»).
План проведения исследования:

август – ноябрь 2007 г. – разработка содержания регионального экологического базисного компонента для ОУ

ноябрь 2007 г. – январь 2008 г. – проведение педагогических конференций на базе ОУ – участников эксперимента, определение аспектов экспериментальной деятельности

февраль – март 2008 г. - разработка диагностического методического комплекса ( в соответствии с содержанием)

март – апрель 2008 г. – проведение диагностики в учреждениях – участников эксперимента (в соответствии с выбранным аспектом экспериментальной деятельности)

апрель – июнь 2008 г. - подведение предварительных итогов, оформление материалов исследования на электронном и бумажном носителе.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: