NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «Мир семейного очага» Методические разработки г. Санкт- петербург 2012 г. Система реализации культурно-образовательной программы «Мир семейного очага»



Академия постдипломного педагогического образования

Кафедра культурологического образования

Государственный музей-заповедник «Петергоф»

ГОУ школа № 430 г. Ломоносова

КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«Мир семейного очага»

Методические разработки

г. Санкт- Петербург

2012 г.


Система реализации культурно-образовательной программы

«Мир семейного очага»



Систе-мо-образующие

темы

Содержа-тельные блоки

Занятие в музее

Вводное занятие

Рефлексия







Тема занятия

Тема занятия

Темы занятий и проектов

1 класс

П
Е
Т
Е
Р
Б
У
Р
Г
С
К
А
Я


С

Е
М


Ь
Я


Блок 1

В первом классе предполагается посещение временных выставок, создаваемых в школьном музее

Моя семья - фотоальбом

Семейный проект «Мое семейное древо»

Блок 2




Имя и Отчество

Семейный проект

«Буква моего имени»

Блок 3




Моя Фамилия

Семейный проект «Мы ими гордимся»

Блок 4




Папа, мама, я – творческая семья

Открытое мероприятие «Фестиваль творческих семей»


Финал

Семейный праздник «Разрешите представить...»



2 класс

С

Е

М

Е

Й

Н

Ы

Е

Р

Е

Л

И

К

В

И

И

Блок 1.

«Дом для большой семьи» (Александрия Коттедж)



1.«Мир семьи в прошлом и настоящем…»

2.«Здравствуй, музей!»

  1. Обсуждение проекта года (игра, альбом, выставка и пр.).

  2. Проект «Гостиная для большой семьи»

  3. Занятие «О чём рассказали старые фотографии»



Блок 2.

«Тайны и загадки музейных реликвий» (Музей Марли)

  1. «Семейная реликвия – что это такое?»

  2. «Тайны и загадки семейных реликвий»

  3. «Где живут реликвии?» (Мир дома и мир музея)

1. Создание кадра общей презентации

- «Семейная реликвия»

- «Загадочные вещи»

2. Занятие «И никогда не оборвётся веков связующая нить…»

Блок 3.

«Вещь и её хозяин» (Александрия. Коттедж)

  1. «Память места»

  2. «Что вещь может рассказать о своем хозяине?»

1. Проекты:

- «Портрет моей семьи»

- «Герб моей семьи»

2. Творческий проект «Натюрморт из моего кармана»

Блок 4.

«Как вещи попадают в музей?»

(Ораниенбаум, дворец Петра III)


1.«Как вещи попадают в музей?» (История одного музейного предмета: хранители реликвий – хранители памяти)

2. «Музейные вещи»

  1. Проект «Выставка одной вещи»




Финал

Семейный вечер: «Если бы реликвии заговорили…»





3 класс


С

Е

М

Е

Й

Н

Ы

Е

Т

Р

А

Д

И

Ц

И

И


Блок 1.

«Жизнь и быт императорской семьи» (Павловск. Дворец)


1.«Что такое традиции?»

2. «Семейные традиции прошлого и настоящего».

3. «Традиции в императорской семье»

1.Занятие «Семейные традиции прошлого и настоящего»

2. Проект «Моя семейная традиция»


Блок 2.

«Среда обитания – среда воспитания» (Дворец Марли)

  1. «Дом в жизни человека»

  2. «Как воспитывает дом?»

1. Занятие «Традиции: что мы потеряли и что приобрели»

2. Проект «Семейные вещи – хранители традиций»

Блок 3.

«Приём в Большом дворце» (Петергоф)

  1. «Мы идем во дворец» (Что должен знать и уметь подросток при выходе в свет)

  1. Занятие «Мы идем в гости»

  2. Проекты:

- правила хорошего тона

- «вредные советы»


Блок 4.

«Рождественский бал»

  1. Собираемся на бал: костюмы и аксессуары

  2. Собираемся на бал: танцы

  1. Мастер-классы «Мой имидж»

Блок 5.

«Стол на 38 кувертов» (Екатерининский корпус. Петергоф)

  1. «Волшебная салфетка»

  2. «Стол на 14 кувертов» (Эрмитаж)

1. Занятие «За чашкой чая»


Блок 6

Сказка о царевиче Хлое или Что читали императорским детям? (Занятие в библиотеке)

  1. «Семейное чтение»

  2. «Семейное музицирование»

Проекты:

  1. Создание электронной библиотеки любимых книг

2. Создание фонотеки любимых записей




Блок 7.

«Почти забытая традиция…» Телеграф (семейная переписка)

  1. «Я Вам пишу…»

Проект «Виртуальный музей писем»




Финал

Образовательная игра-путешествие по Ораниенбауму



4 класс
С

Е

М

Е

Й

Н

Ы

Е
З

А

Б

А

В

Ы
И
П

Р

А

З

Д

Н

И

К

И

Блок 1.

«Мечты сбываются» (Царицын и Ольгин павильон)

1. «Игрушки для принцессы»


Проекты:

- «Игрушки прошлого и настоящего»

- Выставка семейных игрушек

Блок 2.

«Игра взрослых людей» (Петерштадт)

  1. «Игры наших бабушек» (занятие проводится с участием родителей учащихся)

Проекты:

- «Любимые семейные игры»

- Энциклопедия игр

Блок 3.

Детские именины. День тезоименинства.

(Церковь Петра и Павла Петергофского дворца)

  1. Что такое «именины»?




Проект «История моего имени»

Блок 4

Подарок к празднику

(Петергоф. Особая кладовая.)

  1. Подарки к праздникам: Когда? Кому? Что?

Создание открытки

(флэш-открытки)

Блок 5

Зимние праздники. Шуваловка

Традиции русских праздников.

Участие в одном из праздников – Святки, Масленица, Пасха

Финал

Семейный праздник в Музее Бенуа


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
2 класс. Тема «Семейные реликвии»
Блок 1. «Дом для большой семьи»

Цель: введение в программу – семья и ее значение в жизни человека, приобретение первых умений работы с различными информационными источниками (фотографии, документы, личные вещи), знакомство с музейным пространством и осмысление его как возможности для рефлексии собственного опыта.
Вводное занятие «Мир семьи в прошлом и настоящем»

Цель: создать условия для осознания учащимися роли и места семьи в жизни человека.

Задачи:

  • показать учащимся модели существования семьи в разные исторические эпохи;

  • дать представление о семье как исторически сложившемся социальном институте;

  • помочь осознать ценность семьи в жизни каждого человека;

  • вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению прошлого своей семьи.

Оборудование:

  • Иллюстрации с изображением семей в разные исторические эпохи

  • DVD

Ход занятия.

  1. Введение в тему.

  • Разгадайте ребус и вы узнаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие.

7Я – СЕМЬ Я

  • Как вы понимаете слово «семья»?

  • А как вы думаете, давно ли появилось это слово? Послушайте, как рассказывает об этом поэт (чтение стихотворения учеником.)

Когда появилось слово «семья»?

Когда – то о нём не слыхала земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихонько ответила: «Я».

«Кто их воспитает, Богиня моя?»

И Ева покорно ответила: «Я».

«Кто пищу сготовит, о, радость моя?»

И Ева всё также ответила: «Я».

«Кто платье сошьёт, постирает бельё,

Меня приласкает, украсит жильё?»

«Я, я, я,» - тихо молвила Ева.

Сказала она знаменитых семь «Я»…

Вот так на Земле появилась семья!

  1. Вступительная беседа.

Таким образом, первая женщина Ева определила главный круг обязанностей женщины в семье.

  • Как вы считаете, в этом вопросе произошли какие-то изменения?

  • Как распределяются обязанности в ваших семьях?

  • Какова главная ценность в семье?

(Чтение стихотворения учеником)

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

  1. Работа с презентацией «Мир семьи в прошлом и настоящем»

В процессе просмотра учащимся предлагается сравнить состав семей, распределение обязанностей, особенности взаимоотношений, проявление исторической эпохи. Делается вывод о том, что во все времена и эпохи люди строили семью для того, чтобы иметь детей, заботиться и помогать друг другу; вместе вести дела в своём доме и строить этот дом – дом для своей семьи).

  1. Работа по составлению классного «Семейного альбома».

  1. Предварительная беседа:

  • Что позволило нам увидеть семьи, жившие в далёком прошлом?

  • Где обычно хранятся фотографии?

  • У вас дома есть семейные альбомы?

  • Чьи фотографии там находятся?

  • О чём они могут рассказать?

  • Можно ли что – то узнать по фотографиям о незнакомых людях?

  1. Работа в группах.

Каждой группе выдаётся набор фотографий, учитель предлагает выполнить задание: рассмотрите внимательно фотографии, которые вы получили и подготовьте ответы на вопросы, записанные на карточках.

1 группа. «Человек и Время»

Вопросы:

По тому, как одеты люди, постарайтесь выяснить, к какому времени в истории нашей страны относятся эти фотографии?

Попробуйте узнать, в каком месте сфотографированы люди?

Определите, кем они друг другу приходятся? Аргументируйте свой ответ.

2



группа.
«Дети и Время»

Вопросы:

Чем дети на фотографиях отличаются от современных?

О каких детских организациях может рассказать их школьная форма?

Х

отелось бы вам быть в такой организации и носить определённую форму?
3 группа. «Вещь и Время»

Вопросы:

Изображение какой вещи повторяется на всех фотографиях?

Что мы можем рассказать об изменении этой вещи во времени?

К


акую пользу принесли человеку эти изменения?


  1. Выступление групп. Подведение итогов.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут нам семейные фотографии, каждая из них – драгоценный неповторимый момент жизни, поэтому люди берегут и тщательно хранят эти драгоценности в своих семейных альбомах.

  1. Домашнее задание.

Просмотреть семейные альбомы, выбрать самую любимую фотографию, подготовить рассказ о людях, изображённых на ней.
Рефлексия «О чем рассказали старые фотографии»

Цель: актуализировать интерес ребенка к истории собственной семьи, наладить отношения сотрудничества с семьями учащихся.
Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «семейная реликвия».

  • Вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению прошлого своей семьи.

  • Создать условия для формирования коммуникативных умений

  • Создать условия для позитивного отношения к реликвиям своей семьи и доброжелательного отношения к семейным реликвиям своих одноклассников.


Ход занятия:

  1. Работа с Лентой времени. Элементы исследовательской деятельности

Сегодня на занятие вы принесли фотографии. Я предлагаю вам в группах распределить некоторые из них по ленте времени, где обозначены прошлое, далекое прошлое, современность (каждой группе дается по 3 фотографии, которые предварительно были принесены учащимися).

После того, как учащиеся справятся с заданием, проводится обсуждение с использованием следующего алгоритма вопросов:

  • Поясните, что позволило вам определить фотографии, как созданные в далеком прошлом? (вид бумаги, одежда, поза, прически, черно-белая).

  • Кто узнал своих предков этого периода на фотографиях на доске?

  • Как вы отличили современное фото от фотографии недавнего прошлого?

  1. Исследовательская работа.

Учащимся предлагается рассмотреть одну из фотографий и составить рассказ о ней по следующему алгоритму:

- Как вы думаете, когда была сделана эта фотография?

- Кто изображен на ней?

- Где происходит действие?

- Что за событие запечатлено на фотографии?

- Как относятся к происходящему люди, изображенные на фотографии?

- Кто бы мог хранить эту фотографию и с какой целью?

Выслушивая ответы групп, педагог не забывает напоминать ученикам о необходимости аргументировать свои ответы.

3. Фотография как семейная реликвия. Беседа.

Многие из этих фотографий хранятся у вас дома долгие годы. Почему? (память, история семьи, народа, Отечества)

Что значит слово «реликвия»?

Реликвия – это вещь свято хранимая, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.

Станут ли современные фотографии вашими семейными реликвиями? Когда? Для кого?

Дома хранятся несколько семейных альбомов. А сейчас часто пользуются электронными носителями изображений, фотографий. У многих есть электронный фотоальбом. Где его просматривают? (компьютер, фоторамка электронная, в телефоне…)

Чем фотография в семейном альбоме отличается от электронной фотографии? (потрогать, запах, трогали руки родителей, бабушек….)

Электронную фотографию можно только посмотреть, её не трогали руки родных тебе людей, нельзя ощутить запах бумаги. А в семейной реликвии это и дорого – прикоснуться к тому, до чего дотрагивались руки твоих предков.

Реликвией станут не все сегодняшние фотографии, а какие?

Что нужно сделать с электронными фото, которые вы захотите сохранить как реликвии? (напечатать и приклеить в семейный альбом)

  1. Домашнее задание.

Найди у себя дома современные фотографии, которые вы с родителями хотели бы сделать реликвиями. Принесите фотографии в класс и расскажите о них.

Блок 2.Тайны и загадки музейных реликвий.


страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы:






Рабочая программа курса «литературное чтение»

Рабочая программа курса: 1 стр.