Программа «Мир семейного очага» Методические разработки г. Санкт- петербург 2012 г. Система реализации культурно-образовательной программы «Мир семейного очага»
Академия постдипломного педагогического образования
Кафедра культурологического образования
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
ГОУ школа № 430 г. Ломоносова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«Мир семейного очага»
Методические разработки
г. Санкт- Петербург
2012 г.
Система реализации культурно-образовательной программы
«Мир семейного очага»
Систе-мо-образующие темы | Содержа-тельные блоки | Занятие в музее | Вводное занятие | Рефлексия |
| | Тема занятия | Тема занятия | Темы занятий и проектов |
1 класс П Е Т Е Р Б У Р Г С К А Я С Е М Ь Я | Блок 1 | В первом классе предполагается посещение временных выставок, создаваемых в школьном музее | Моя семья - фотоальбом | Семейный проект «Мое семейное древо» |
Блок 2 | | Имя и Отчество | Семейный проект «Буква моего имени» | |
Блок 3 | | Моя Фамилия | Семейный проект «Мы ими гордимся» | |
Блок 4 | | Папа, мама, я – творческая семья | Открытое мероприятие «Фестиваль творческих семей» | |
Финал | Семейный праздник «Разрешите представить...» |
2 класс С Е М Е Й Н Ы Е Р Е Л И К В И И | Блок 1. | «Дом для большой семьи» (Александрия Коттедж) | 1.«Мир семьи в прошлом и настоящем…» 2.«Здравствуй, музей!» |
|
Блок 2. | «Тайны и загадки музейных реликвий» (Музей Марли) |
| 1. Создание кадра общей презентации - «Семейная реликвия» - «Загадочные вещи» 2. Занятие «И никогда не оборвётся веков связующая нить…» | |
Блок 3. | «Вещь и её хозяин» (Александрия. Коттедж) |
| 1. Проекты: - «Портрет моей семьи» - «Герб моей семьи» 2. Творческий проект «Натюрморт из моего кармана» | |
Блок 4. | «Как вещи попадают в музей?» (Ораниенбаум, дворец Петра III) | 1.«Как вещи попадают в музей?» (История одного музейного предмета: хранители реликвий – хранители памяти) 2. «Музейные вещи» |
| |
Финал | Семейный вечер: «Если бы реликвии заговорили…» |
3 класс С Е М Е Й Н Ы Е Т Р А Д И Ц И И | Блок 1. | «Жизнь и быт императорской семьи» (Павловск. Дворец) | 1.«Что такое традиции?» 2. «Семейные традиции прошлого и настоящего». 3. «Традиции в императорской семье» | 1.Занятие «Семейные традиции прошлого и настоящего» 2. Проект «Моя семейная традиция» |
Блок 2. | «Среда обитания – среда воспитания» (Дворец Марли) |
| 1. Занятие «Традиции: что мы потеряли и что приобрели» 2. Проект «Семейные вещи – хранители традиций» | |
Блок 3. | «Приём в Большом дворце» (Петергоф) |
|
- правила хорошего тона - «вредные советы» | |
Блок 4. | «Рождественский бал» |
|
| |
Блок 5. | «Стол на 38 кувертов» (Екатерининский корпус. Петергоф) |
| 1. Занятие «За чашкой чая» | |
Блок 6 | Сказка о царевиче Хлое или Что читали императорским детям? (Занятие в библиотеке) |
| Проекты:
2. Создание фонотеки любимых записей | |
| Блок 7. | «Почти забытая традиция…» Телеграф (семейная переписка) |
| Проект «Виртуальный музей писем» |
| Финал | Образовательная игра-путешествие по Ораниенбауму |
4 класс С Е М Е Й Н Ы Е З А Б А В Ы И П Р А З Д Н И К И | Блок 1. | «Мечты сбываются» (Царицын и Ольгин павильон) | 1. «Игрушки для принцессы» | Проекты: - «Игрушки прошлого и настоящего» - Выставка семейных игрушек |
Блок 2. | «Игра взрослых людей» (Петерштадт) |
| Проекты: - «Любимые семейные игры» - Энциклопедия игр | |
Блок 3. | Детские именины. День тезоименинства. (Церковь Петра и Павла Петергофского дворца) |
| Проект «История моего имени» | |
Блок 4 | Подарок к празднику (Петергоф. Особая кладовая.) |
| Создание открытки (флэш-открытки) | |
Блок 5 | Зимние праздники. Шуваловка | Традиции русских праздников. | Участие в одном из праздников – Святки, Масленица, Пасха | |
Финал | Семейный праздник в Музее Бенуа |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
2 класс. Тема «Семейные реликвии»
Блок 1. «Дом для большой семьи»
Цель: введение в программу – семья и ее значение в жизни человека, приобретение первых умений работы с различными информационными источниками (фотографии, документы, личные вещи), знакомство с музейным пространством и осмысление его как возможности для рефлексии собственного опыта.
Вводное занятие «Мир семьи в прошлом и настоящем»
Цель: создать условия для осознания учащимися роли и места семьи в жизни человека.
Задачи:
показать учащимся модели существования семьи в разные исторические эпохи;
дать представление о семье как исторически сложившемся социальном институте;
помочь осознать ценность семьи в жизни каждого человека;
вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению прошлого своей семьи.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением семей в разные исторические эпохи
DVD
Ход занятия.
Введение в тему.
Разгадайте ребус и вы узнаете, чему будет посвящено сегодняшнее занятие.
7Я – СЕМЬ Я
Как вы понимаете слово «семья»?
А как вы думаете, давно ли появилось это слово? Послушайте, как рассказывает об этом поэт (чтение стихотворения учеником.)
Когда появилось слово «семья»?
Когда – то о нём не слыхала земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто их воспитает, Богиня моя?»
И Ева покорно ответила: «Я».
«Кто пищу сготовит, о, радость моя?»
И Ева всё также ответила: «Я».
«Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?»
«Я, я, я,» - тихо молвила Ева.
Сказала она знаменитых семь «Я»…
Вот так на Земле появилась семья!
Вступительная беседа.
Таким образом, первая женщина Ева определила главный круг обязанностей женщины в семье.
Как вы считаете, в этом вопросе произошли какие-то изменения?
Как распределяются обязанности в ваших семьях?
Какова главная ценность в семье?
(Чтение стихотворения учеником)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Работа с презентацией «Мир семьи в прошлом и настоящем»
В процессе просмотра учащимся предлагается сравнить состав семей, распределение обязанностей, особенности взаимоотношений, проявление исторической эпохи. Делается вывод о том, что во все времена и эпохи люди строили семью для того, чтобы иметь детей, заботиться и помогать друг другу; вместе вести дела в своём доме и строить этот дом – дом для своей семьи).
Работа по составлению классного «Семейного альбома».
Предварительная беседа:
Что позволило нам увидеть семьи, жившие в далёком прошлом?
Где обычно хранятся фотографии?
У вас дома есть семейные альбомы?
Чьи фотографии там находятся?
О чём они могут рассказать?
Можно ли что – то узнать по фотографиям о незнакомых людях?
Работа в группах.
Каждой группе выдаётся набор фотографий, учитель предлагает выполнить задание: рассмотрите внимательно фотографии, которые вы получили и подготовьте ответы на вопросы, записанные на карточках.
1 группа. «Человек и Время»
Вопросы:
По тому, как одеты люди, постарайтесь выяснить, к какому времени в истории нашей страны относятся эти фотографии?
Попробуйте узнать, в каком месте сфотографированы люди?
Определите, кем они друг другу приходятся? Аргументируйте свой ответ.
2
группа. «Дети и Время»
Вопросы:
Чем дети на фотографиях отличаются от современных?
О каких детских организациях может рассказать их школьная форма?
Х
отелось бы вам быть в такой организации и носить определённую форму?
3 группа. «Вещь и Время»
Вопросы:
Изображение какой вещи повторяется на всех фотографиях?
Что мы можем рассказать об изменении этой вещи во времени?
К
акую пользу принесли человеку эти изменения?
Выступление групп. Подведение итогов.
Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут нам семейные фотографии, каждая из них – драгоценный неповторимый момент жизни, поэтому люди берегут и тщательно хранят эти драгоценности в своих семейных альбомах.
Домашнее задание.
Просмотреть семейные альбомы, выбрать самую любимую фотографию, подготовить рассказ о людях, изображённых на ней.
Рефлексия «О чем рассказали старые фотографии»
Цель: актуализировать интерес ребенка к истории собственной семьи, наладить отношения сотрудничества с семьями учащихся.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием «семейная реликвия».
Вовлечь обучаемых и их родителей в исследовательскую работу по изучению прошлого своей семьи.
Создать условия для формирования коммуникативных умений
Создать условия для позитивного отношения к реликвиям своей семьи и доброжелательного отношения к семейным реликвиям своих одноклассников.
Ход занятия:
Работа с Лентой времени. Элементы исследовательской деятельности
Сегодня на занятие вы принесли фотографии. Я предлагаю вам в группах распределить некоторые из них по ленте времени, где обозначены прошлое, далекое прошлое, современность (каждой группе дается по 3 фотографии, которые предварительно были принесены учащимися).
После того, как учащиеся справятся с заданием, проводится обсуждение с использованием следующего алгоритма вопросов:
Поясните, что позволило вам определить фотографии, как созданные в далеком прошлом? (вид бумаги, одежда, поза, прически, черно-белая).
Кто узнал своих предков этого периода на фотографиях на доске?
Как вы отличили современное фото от фотографии недавнего прошлого?
Исследовательская работа.
Учащимся предлагается рассмотреть одну из фотографий и составить рассказ о ней по следующему алгоритму:
- Как вы думаете, когда была сделана эта фотография?
- Кто изображен на ней?
- Где происходит действие?
- Что за событие запечатлено на фотографии?
- Как относятся к происходящему люди, изображенные на фотографии?
- Кто бы мог хранить эту фотографию и с какой целью?
Выслушивая ответы групп, педагог не забывает напоминать ученикам о необходимости аргументировать свои ответы.
3. Фотография как семейная реликвия. Беседа.
Многие из этих фотографий хранятся у вас дома долгие годы. Почему? (память, история семьи, народа, Отечества)
Что значит слово «реликвия»?
Реликвия – это вещь свято хранимая, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого.
Станут ли современные фотографии вашими семейными реликвиями? Когда? Для кого?
Дома хранятся несколько семейных альбомов. А сейчас часто пользуются электронными носителями изображений, фотографий. У многих есть электронный фотоальбом. Где его просматривают? (компьютер, фоторамка электронная, в телефоне…)
Чем фотография в семейном альбоме отличается от электронной фотографии? (потрогать, запах, трогали руки родителей, бабушек….)
Электронную фотографию можно только посмотреть, её не трогали руки родных тебе людей, нельзя ощутить запах бумаги. А в семейной реликвии это и дорого – прикоснуться к тому, до чего дотрагивались руки твоих предков.
Реликвией станут не все сегодняшние фотографии, а какие?
Что нужно сделать с электронными фото, которые вы захотите сохранить как реликвии? (напечатать и приклеить в семейный альбом)
Домашнее задание.
Найди у себя дома современные фотографии, которые вы с родителями хотели бы сделать реликвиями. Принесите фотографии в класс и расскажите о них.
Блок 2.Тайны и загадки музейных реликвий.
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: