NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа (обучающимся от 6-10 лет) Срок реализации программы: 3 года

Программа дополнительного образования художественно –

эстетической направленности

«Умелые руки»



Кому адресована программа

(обучающимся от 6-10 лет)

Срок реализации программы:

3 года



Составитель:

Кочерова Елена Ивановна,

Педагог дополнительного

Образования


с. Курья 2011

Пояснительная записка

В условиях возрастания социальной роли личности, как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусства в школе, важнейшей задачей становиться интенсификация, повышение эффективности художественного образования.

Проблема развития творческого воображения очень актуальна в настоящее время, когда интерес детей ограничивается лишь просмотром видео фильмов, игрой на компьютере. Дети мало читают, конструируют, лепят. Их воображение развито слабо, немногие могут самостоятельно придумать сюжет для аппликации, вырезать необычную фигуру из бумаги. Нет навыков работы с ножницами и другими инструментами. Программа «Умелые руки» и призвана заполнить данный пробел в развитии учащихся.

Программа «Умелые руки» - о творчестве и ремесле. Развитие творческих способностей, самостоятельности учащихся является в настоящее время одной из первейших задач школы. Хотя некоторые из них решаются на уроках труда, но там они решаются специфическим способом характерным для данной области образования. Поэтому в настоящей программе, в методическом отношении, учитель заботится не столько о приобретении учащимися каких-то строго определённых технических умений, сколько о развитии индивидуальности, творчества и интуиции каждого ребёнка. Программа позволяет создать условия для развития личности ребёнка, способствует мотивации этой личности к познанию и творчеству, что в свою очередь обеспечивает эмоциональное благополучие ребёнка.
Развивая способность ребёнка одушевлять своей фантазией, неодушевлённый мир позволит ему «очеловечивать всё сущее». Учитель создаст на занятиях ситуацию образных сравнений, при которых максимально раскрываются творческие потенциалы ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение.



  1. С помощью программы произойдёт организация процесса созерцания, созидания и общения – три основных вида педагогического творчества.

Программа «Умелые руки» носит художественную направленность. Она направлена на развитие интереса школьников на осуществление художественного, эстетического и трудового воспитания.

  1. Данная программа предполагает развитие индивидуальных, творческих способностей и самостоятельности школьников.

Основные цели, которые учитель решает с помощью программы «Умелые руки»:


  • приобщить к духовным ценностям общества;

  • формировать нравственные качества личности;

  • формировать эстетические качества личности;

  • приобщать учащихся к общечеловеческим ценностям.


Основные задачи, которые учитель решает с помощью программы «Умелые руки»:

Образовательные:

  • осваивать технологии изготовления декоративных изделий;

  • овладевать специальными терминами;

  • совершенствовать умения учащихся при изготовлении различных предметов: использование различных приёмов.

  • совершенствовать навыки работы с различными инструментами;

Развивающие:

  • развивать творчество и инициативу;

  • развивать трудовые навыки, умения;

  • развивать аккуратность;

  • развивать художественный вкус;

  • совершенствовать эстетическое воспитание;

  • развивать умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное;

Воспитательные:

  • формировать интерес к народным ремёслам;

  • содействовать воспитанию у детей эстетических взглядов;

  • воспитывать интерес к дизайнерскому мастерству;

  • воспитывать художественное просвещение учащихся, привить им интерес к искусству;

  • воспитывать трудолюбия;



Предполагаемый результат:

Изучив программу, ученики получат более глубокие знания о природных материалах, используемых во флористике, о принципах работы с бумагой, с техникой оригами, с солёным тестом, пластилином.

Изучив программу, ученики сумеют устроить настоящий праздник в своём доме. Праздник, который войдёт в повседневную жизнь, осветит её поэтическим смыслом, подарит радость творчества. Ученики узнают, как много красивого можно сделать своими руками из простых, доступных материалов. Научатся фантазировать и свои художественные фантазии воплощать в реальность. Узнают о разнообразии художественных техник, особенностях, что в последствии пригодиться на занятиях с компьютером.
Эти знания и умения ребята смогут воплотить в реальность не только в школе, но и дома, а главное, учащиеся осознают взаимосвязь человека и искусства, что является смыслом эстетического образования в школе и служит приобщением обучающихся к общечеловеческим ценностям

Оценка результатов:

Подведение итогов работы осуществляется организацией выставки работ учащихся по окончанию каждого из разделов программы. Основным критерием оценки работ является соответствие поставленным целям при изучении каждого из разделов программы. По завершению курса организовывается выставка лучших работ учащихся по каждому разделу программы.

III. Главные педагогические принципы обучения:

  • Доступность обучения

  • Опора на интересы ребенка

  • Прочность знаний, умений, навыков

  • Использование на занятиях наглядности, технических средств

  • Учет возрастных способностей

  • Сочетание репродуктивного и эвристического начала в обучении


Основные этапы работы при проведении занятий по программе:

- Организационный момент

- Работа над новым материалом

- Индивидуальное консультирование

- Устранение ошибок по ходу выполнения работ

- Оценка проделанной работы


Форма и режим занятий:



Способы вовлечения школьников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Учитывая возрастные особенности школьников, доминирующим режимом занятий может стать игровая форма преподнесения нового материала. Учитель не должен руководствоваться принципом «делай как я», а поступательно формировать в сознании учеников представления о многогранности средств выражения, которые всякий ученик открывает для себя сам. Педагог помогает ученикам в самостоятельном поиске и решении поставленной задачи. Показ приёмов работы должен быть вариативным, не замыкаться на каком- то конкретном образце.
Определяя структурную особенность этих занятий, можно выделить следующую динамику видов деятельности:

  • от процесса созерцания – к практической деятельности;

  • от практической деятельности – к восприятию своих работ.


IV. Тип программы: экспериментальная.

Срок реализации программы 3года.

Рассчитана на детей в возрасте 6-10лет.

1год обучения – 66 часов(2 часа в неделю)

2 и 3 год обучения – 144 часа(4 часа в неделю)

Количество учащихся в группе: 10 человек.


Пояснительная записка.


Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 6-10 лет. При обучении используется режим групповых занятий: 1 год обучения – по одному часу два раза в неделю, 2 год обучения – по два часа два раза в неделю, 3 год обучения – по два часа три раза в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Задачи данной программы:

  • Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.

  • Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.

  • Использование в работе различных материалов (ткань, бумага, картон, пластилин, солёное тесто, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

  • Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

  • Правильное использование цветовой гаммы.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе ДДТ), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Тематическое планирование и содержание программы по темам и объему.


1 год обучения



Тема

Всего часов

Теоретические

Практические

Примечание


1


Вводное занятие


1


1






2


Работа с бумагой и картоном


25


3


22





3


Работа с бросовым материалом


20


2


18





4


Работа с пластилином и солёным тестом


18


2


16





5


Итоговое занятие


2


2







Поурочное планирование.



Тема урока

Содержание урока

Материалы


Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

Беседа, ознакомление детей с особенностями предмета. Требование к поведению, правила техники безопасности.





1






1


2

Работа с бумагой и картоном.


1.Изготовление закладки по образцу.




Ножницы, цветная бумага, клей.






1


1



2.Знакомство с оригами.

Беседа.






1





1

3.Оригами.

Изготовление простейших подделок (Клоун, Заяц, Собака, Тюльпан, Домик)


Бумага, ножницы





5


5

4.Симмитричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений.

Вырезывание овощей, фруктов, листьев;фигурок животных,домов,людей.


Бумага, ножницы.






4



4

5.Апликация по образцу.


Простая аппликация, рваная аппликация, аппликация из природного материала.

Цветная бумага, картон, клей, шаблоны, нож -ницы, природный материал, кара -ндаш, линейка.



1



4



5

6.Изготовление настольных игрушек.

Изготовление игрушки «Корова».

Гофрированный картон, клей, ножницы.





2


2

7.Изготовление ёлочных гирлянд, игрушек.

Изготовление из обрезков цветной бумаги гирлянд и игрушек (Фонарик, Снежинка)

Цветная бумага, ножницы, клей.





2


2

8.Изготовление карнавальной маски

Карнавал-что это? Изготовление маски из цветной бумаги и картона.

Цветная бумага, картон, клей, ножницы, резинка шляпная.


1


1



2

9.Изготовление поздравительных открыток.

Открытки ко Дню учителя, к Новому году, к 8 Марта.

Цветная бумага, картон, ножницы, клей.





3


3

3

Работа с бросовым материалом.




1.Конструирование дома для сказочных героев.

Изготовление домика из бумажных трубочек.

Бумага, картон ,ножницы, клей.






6


6

2.Бросовый материал-что это? (беседа)


Беседа о вреде загрязнения окружающей среды.







1






1

3.Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.


Изготовление робота, собаки, машины из коробок от сока и спичек.


Ножницы, клей, коробки, цветная бумага.






6



6

4.Вторая жизнь вещей.

Беседа о применении бросового материала, демонстрация готовых изделий.





1





1

5.Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

Изготовление корзины с цветами,карандаш -ницы,маракаса.



Бутылки, банки ,ножницы, упаковочная бумага ,скотч.






6

6

4

Работа с пластилином и солёным тестом.




1.Лепка людей, животных, овощей.

Создание изделий по образцу.

Пластилин, стек, доска.






6




6

2.Пластилиновая аппликация.

Изготовление аплика - ции на картоне: «Полёт на луну», «Ваза с цветами»,

Картон, пластилин, стек.






4


4

3.Тесто пластика – как народное ремесло.


Беседа и демонстрация изделий.







1







1



4.Изделия мастеров по мотивам русских сказок.

Беседа.






1







1

5..Лепка по замыслу детей.



Работа по мотивам русских народных сказок.

Пластилин, стек.





6


6

5

Итоговое занятие




1.Подведение итогов.


Проведение выставки лучших работ.





2




2




Итого:







10

56

66


2 год обучения






Тема

Всего часов

Теоритических

Практических

Примечания

1

Вводное занятие.

2

2

_




2

Работа с бумагой и картоном.

35

2

33




3

Работа с природным материалом.

30

2

28




4

Работа с солёным тестом.

35

_

35




5

Сложные и объёмные изделия.

40

_

40




6

Итоговое занятие.

2

2

_







ИТОГО:

144ч

8

136





Поурочное планирование



Тема урока

Содержание урока

Материалы

Количество часов

теория

практика

всего


1

Вводное занятие

Беседа о планах на год. Требование к поведению, правила техники безопасности.




2




2

2

Работа с бумагой и картоном.




1.Аппликация.

Аппликация объёмная, рваная и из природного материала.

Цветная бумага, картон, клей, шаблоны, ножницы, карандаш, линейка, природный материал.

2

4

6



















2.Торцевание.

Торцевание на картоне.

Цветные салфетки, клей, ножницы, стержень от шариковой ручки.




15

15

3.Настольные игрушки.

Изготовление игрушек.

Цветной и гофрированный картон, клей, ножницы




10

10

4.Изготовление поздравительных открыток.

Открытки ко Дню учителя, Новому году, 8 Марта, 23 февраля.

Цветные салфетки, бумага, картон, ножницы, клей.




4

4

3

Работа с природным материалом.




1.Аппликация из природного материала.

Фоторамка, «Ваза с цветами», «Лето», «Розы» и т.д.

Картон, клей, ножницы, засушенные цветы и листья.




20

20







2.Объёмные поделки.

Герои сказки «Колобок».

Клей, ножницы, шишки, листья, перья.

2

8

10

4

Работа с солёным тестом.




1.Объёмные изделия.

Фоторамка, сувениры, настенные панно и т.д.

Солёное тесто, стека, гуашь, кисти, клей.




20

20




2.Игрушки, животные, фрукты, овощи из теста.

Яблоко, груша, виноград, мишка, петушок и т. д.

Тесто, стека, гуашь, кисти, клей.




15

15

5

Сложные и объёмные изделия.




1.Тесто пластика.

Изготовление корзины с цветами, ваза с фруктами, игрушки и т.д.

Тесто, стека, гуашь.




20

20




2.Торцевание.

Панно «Цветы, Божья коровка» и т. д.

Цветные салфетки, ножницы, клей, стержень от шариковой ручки.




20

20

6

Итоговое занятие.




Подведение итогов.

Проведение выставки лучших работ.




2




2




ИТОГО:







8

136

144


3 год обучения



Тема

Всего часов

Теоритических

Практических

Примечания


1

Вводное занятие.

2

2







2

Работа с бумагой.

70

2

68




3

Работа с бросовым материалом.

40

2

38




4

Работа с пластилином

30




30




5

Итоговое занятие.

2

2










ИТОГО:

144

8

136





Поурочное планирование



Тема урока

Содержание урока

Материалы

Количество часов

Теория

Практика

Всего


1

Вводное занятие.

Знакомство с программой на год. Требования к поведению, правила техники безопасности.




2




2

2

Работа с бумагой и картоном.




1.Торцевание.

Торцевание на пластилине (кактус, горшок с цветами и т.д.). Торцевание на картоне(торт, панно и т.д.).

Пластилин, клей, стека, цветные салфетки и бумага, картон.




40

40




2.Квилинг.

Пасхальные яйца, цветы, сувениры и т. д.

Шило, пинцет, ножницы, бумага для квилинга.

2

28

30

3

Работа с бросовым материалом.




Изделия из пластмассовых ложек, вилок, бутылок, банок и т.д.

Корзина с цветами, настенное панно, декорирование бутылки и т.д.

Ножницы, клей, гуашь, проволока, кусочки кожи и ткани.



2

38

40

4

Работа с пластилином.




1.Аппликация.

Панно «Мышка», «На дне морском» и т.д.

Картон, стека, пластилин.




30

30

5

Итоговое занятие.




Подведение итогов.

Проведение выставки лучших работ.




2




2




ИТОГО:







8

106

144



К концу обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея.

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

Работа с бумагой и картоном предполагает использование разных видов бумаги, так же различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей как, плоские так и объёмные.

Из бумажных полосок дети склеивают объемные елочные игрушки и скручивают полоски в виде фигурок животных.

При работе в технике оригами дети изучают основные приемы складывания из бумаги и базовые формы. С каждым занятием выполняются более сложные объекты в технике оригами. Готовые изделия дополняются деталями, объединяются в композиции.

При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой пластилина, на который потом наносят отпечатки стекой или другими предметами, рисунки пластилиновыми жгутиками, элементы мозаики. Пластилин так же предстает в качестве изобразительного средства для создания аппликаций на картоне и стекле. По мере знакомства с этим видом работы изменяется техника нанесения пластилинового фона: однотонный фон становится разноцветным. Знакомый конструктивный способ лепки усложняется нанесением на изделие налепленных украшений. Лепка животных, людей, посуды выполняется из целого куска, а не из отдельных частей. На заключительных занятиях дети должны объединить все изученные способы в работе по собственному замыслу.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Мозаику на плоских и объемных основах, покрытых пластилином, выполняют из гальки, семян, веточек, ракушек, подбирая цвета, форму и размер, стремясь к совпадению очертаний. Для создания художественных образов учащиеся используют материалы более крупных размеров – шишки, коряги – сопоставляя их формы с элементами изобразительного объекта, изучая разные виды соединений.

При работе с бросовым материалом дети применяют различные виды упаковок – пластиковые и картонные коробки, стаканчики, спичечные коробки, различные бутылки и др. Для создания образов животных и сказочных персонажей используются картонные коробки, различных форм. Дети учатся комбинировать их, сопоставляя размеры, обклеивать бумагой и добавлять необходимые детали.

Условия реализации программы.

Для занятий по данной программе необходимо: светлое, удобное помещение, хорошо оборудованное (столы, стулья). Коллекция разнообразной литературы ( по различным техникам работы). Методический материал.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон, вата, ватин, лента, нитки швейные – белые, черные и цветные, клей ПВА ,корни, стебли, соломка, цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, спичечные коробки, пластмассовые бутылки, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

Список литературы.


А.Бахметьев, Т.Кизяков “Очумелые ручки”

Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

М.А.Гусакова “Аппликация”

М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

Н.М.Конышева “Умелые руки”

Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”





страница 1


скачать

Другие похожие работы:




-

1 стр.

-

1 стр.