NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа организации исследовательской деятельности по русскому языку учащихся старших (профильных) классов



ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ (ПРОФИЛЬНЫХ) КЛАССОВ
Рождественская Ирина Викторовна,

учитель русского языка МОУ ″Гимназия″,

город Новодвинск, Архангельская область

  1. Актуальность

Потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения, нашла отражение в нормативных документах: Государственной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Таким образом, произошел переход к деятельностному обучению, направленному на освоение учащимися умений действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных профессиональных сферах деятельности, в том числе в интеллектуальном труде.

В старшем школьном возрасте отмечается психологическая готовность старшеклассников к исследовательской деятельности как в интеллектуальном плане, так и в плане личностного развития. Интеллект старших школьников достигает зрелости, необходимой для осуществления исследовательской деятельности: формируется абстрактное, теоретическое, рефлексивное мышление, хорошо развита способность к обобщению, к гипотетико-дедуктивному рассуждению. У старшеклассников отмечается стремление к самостоятельности и самореализации во всех сферах деятельности, к построению жизненных планов, что связано с выбором профессионального пути. Вместе с этим в старшем школьном возрасте значимым оказывается ориентация на результат, усиливается мотивация, связанная с личными достижениями. Эти факторы способствуют возникновению потребности старшеклассников в ведении исследовательской работы.

Цель: создание условий для интеллектуально-творческого развития учащихся старших классов через организацию исследовательской деятельности по русскому языку.

Задачи:

- выявление и развитие творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности, социальной адаптации и лидерства,

- предоставление возможности для глубокого проникновения в содержание и задания программы профильного обучения, более широкого поля для самостоятельной деятельности, исследования и экспериментирования в учебном процессе,

- предоставление детям возможности добиваться успехов и демонстрировать свои индивидуальные достижения в когнитивной и межличностной сферах.


  1. Понятие «исследовательская деятельность»

Исследовательская деятельность, по определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, — это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание,полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы(теории), предсказание и проверку полученного знания, определяет специфику и сущность этой деятельности». [5]

В фундаменте исследовательского поведения, как подчёркивает А.И. Савенков, лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределённой ситуации. Он даёт другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления». [8]

Под исследовательской деятельностью А.В. Леонтович [7] понимает деятельность учащихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Её ценность — в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые предполагают самостоятельность мышления, его творческость и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению. [7]

Таким образом, исследовательская деятельность по сути своей предполагает активную познавательную позицию, основанную на внутреннем поиске ответа на какой-либо вопрос, связанную с осмыслением и творческой переработкой информации, действием путём «проб и ошибок», работой мыслительных процессов. Этим исследовательская деятельность отличается от проблемного обучения, находясь с ним в одной группе образовательных технологий. В рамках учебного процесса при организации исследовательской работы школьников происходит смещение акцентов с научной новизны знаний на их субъективность, а также на процесс овладения новыми видами деятельности.


  1. Принципы исследовательской деятельности

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся для раскрытия её педагогического и развивающего потенциала, по мнению Е.В. Тягловой [11], должна опираться на ряд принципов:

— принцип доступности (способность ребёнка выполнить задание, по завершению которого возникнет ощущение успеха от результата собственной деятельности);

— принцип естественности (проблема должна быть реальной, а не надуманной; а также подлинный интерес к процессу исследования);

— принцип экспериментальности (познание учащимися свойств чего-либо посредством всех анализаторов, в результате чего различные свойства предметов и явления воспринимаются во взаимосвязи, охватываются со всех сторон);

— принцип осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода самого исследования и его результатов);

— принцип культуросообразности (учёт традиций миропонимания, которые существуют в данной культуре);

— принцип самодеятельности (ученик овладевает ходом исследования и новыми знаниями через собственный опыт самостоятельной работы).


  1. Условия эффективной исследовательской деятельности

Исследователи выделяют три основных условия эффективности исследовательской деятельности:

1. Добровольное желание в проведении исследования: ученик и учитель должны хотеть проводить данное исследование, если тема будет неинтересна хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследование не получится.

2. Возможность провести исследование. Прежде всего, это должен уметь сделать учитель, ведь как можно руководить исследовательской деятельностью, если не представляется вся структура работы, если не известна методика, особенности и т.д. Что касается ученика, то у него должны быть сформированы определённые компетентности, соответствующие заданной в исследовании тематике.

3. Получение удовлетворения от собственной работы (важно для обоих субъектов — учителя и ученика).


  1. Методика поэтапного проведения исследовательской работы по русскому языку


Основными компонентами (или этапами) научного исследования являются: постановка задачи, предварительный анализ информации, формулировка исходных гипотез, планирование и организация эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов, окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний, внедрение полученных результатов. Для того чтобы учащимся было легче овладеть приемами исследовательской работы разработаны специальные рекомендации (см. Приложение 1).

Пример алгоритма исследовательской работы [1]:



Этапы работы

Цели и задачи УИР

Содержание занятий

1.Предварительный

Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика.

Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку, способности и интересы участников УИР.

Формирование общих представлений об исследовательской работе по русскому языку. Знакомство с современными проблемами изучения русского языка, лингвистическими методами исследования.

Обсуждение

лингвистических работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование.

Систематизация, расширение и углубление знаний о языке.

Задания и задачи на систематизацию теоретических знаний о языке.

Развитие языковой рефлексии

Задания, нацеливающие учащихся на самостоятельный подбор языкового материала, ведение записной книжки или дневника исследователя

2. Выбор проблемы исследования

Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования

Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся)

3. Изучение научной литературы

Приобретение практических навыков работы со справочной и научной литературой.

Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ

4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов

Формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определения методов в зависимости от объектов исследования).

Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования

5. Сбор материала

Обучение сбору языкового материала или постановке лингвистического эксперимента.

Планирование и проведение лингвистического эксперимента, сбор языкового материала

6. Обработка полученного материала

Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм и т.п.

Обработка полученного материала

7. Формулирование выводов

Выработка умения формулировать выводы.

Систематизация и обобщение результатов работы

8. Создание текста УИР

Практическое овладение научным стилем речи.

Написание текста исследовательской работы

Обучения редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста

Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана

9. Представление результатов работы

Овладение навыками устного публичного выступления.

Представление работы научно-практической конференции школьников.

10. Оценка работы

Рефлексии на продукт и результат УИР

Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов

Переходя от этапа к этапу, школьник учится: работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; составлять и решать задачу; формулировать гипотезу; разрабатывать и проводить эксперимент; обобщать материал и представлять его в виде текста. Ученик овладевает этими умениями самостоятельно, выполняя исследовательскую работу.


  1. Циклограмма работы с учащимися по организации исследовательской деятельности

Основные сроки проведения исследовательской работы можно представить следующим образом:



Сроки

Организация работы



май

составление списка примерных тем исследователь­ских работ; выявление учащихся, склонных к научной деятель­ности, первичное консультирование по подбору литературы, плану работы



сентябрь

обсуждение результатов, уточнение формули­ровки тем, определение цели, задач, выдвижение гипотезы. Составление индивидуальных маршрутов исследовательской деятельности учащихся.



октябрь

консультирование по сбору материала, работе с информацией, выбору методов исследования



ноябрь

консультирование по анализу собранных материа­лов, обработке данных



декабрь

консультирование по написанию и оформлению работы



январь

консультирование по подго­товке устной защиты работы, организация участия в школьной учебно-исследовательской конференции



февраль

организация участия в городской учебно-исследовательской конференции; подготовка к участию в областной конференции



март

организация участия в областной учебно-исследовательской конференции; подготовка к участию во всероссийской конференции



апрель

организация участия в всероссийской учебно-исследовательской конференции; рефлексия


Эти этапы работы отражаются в индивидуальной программе учащегося по подготовке исследовательской работы (см. Приложение 2). Кроме этого учащиеся могут овладеть навыками исследовательской работы, посещая элективный курс «Школа исследователя» (см. Приложение 3).


  1. Выбор темы учебно-исследовательской работы по русскому языку


Выбор темы исследования — очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу. Список возможных тем представлен в приложении 4.

Исследовательская работа - проявление твор­ческого начала. Психологи, отмечают, что твор­ческая деятельность основывается на внутренних собственно познавательных мотивах, а не на внеш­них стимулах. Следовательно, учебно-исследова­тельская работа предполагает принцип добро­вольности.

Принцип личной заинтересованности — основополагающий при организации УИР. На эта­пе выбора темы выявляются личные интересы, при­страстия учащихся. Удобнее всего узнать о них из анкеты или беседы, в которую обязательно долж­ны быть «включены вопросы: «Чем вы любите за­ниматься в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать побольше?», «Что у вас вызывает инте­рес при знакомстве с разными языками?» и т.п.

Так, например, темы «Жанровые особенности провинциальной прессы», «Особенности жанра интервью в местной прессе» (2005, 2006 год, Васина Жанна), «Особенности газетных заголовков (на примере газеты «Правда Севера»)» (2011 год, Гладкова Диана), может привлечь школьниц, стремящихся стать журналистками. Личная заинтересованность легко обнаружива­ется и в таких темах как «Особенности футбольной лексики» и «Особенности заимствованной футбольной терминологии» (2010, 2011 год, Михеев Илья). Многие учащиеся, начиная заниматься исследовательской работой в 7, 9 классах, продолжают в 10 – 11 классах.

Принцип научности предполагает обращение к научно-понятийному аппарату лингвистики (терминам, теории), использование научных методов исследования языкового материала. В работах «Языковой портрет города Новодвинска» (2007 год, Крапивин Максим) и «Изучение эмпоронимов города Новодвинска» (2012 год, Баринова Полина) учащиеся оперируют такими понятиями как топоним, годоним, урбаноним, агороним, астионим, эмпороним. Пример работы и рецензии на нее представлен в приложении 7.

Доступность - принцип, связанный с учетом возрастных особенностей учащихся. Школьникам, впервые приобщающимся к исследовательской работе, можно предложить более простые в теоретическом плане темы, например, «Поморска говоря как особый язык Русского Севера» (2007 год, Калабина Яна).

Принцип связи с курсом русского языка может проявляться в формулировках следующих тем «Роль вводных слов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (2006 год, Белокашина Вика), «Обращение как элемент речевой характеристики героев (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») (2005 год, Лущик Ирина).

Посильность — это принцип учета возмож­ностей школьников. Опыт показывает, что при самостоятельном выборе темы ученики плохо представляют границы своих возможностей и глубину выбранного предмета исследования. Непомерно широкие темы – одна из главных при­чин неудач. Куда более плодотворны самостоя­тельные наблюдения над языковым материалом небольшого объема. Поэтому можно посоветовать ограничивать исследование определенными рамками языкового материала: «Особенности СМС-общения (на примере СМС-чата в газете «Рейтинг») (2010 год, Лаптева Ирина), «Особенности колоративной лексики (на примере каталога модной одежды «ОТТО») (2012 год, Шестакова Анастасия).

При выборе темы важно придерживаться прин­ципа проблемности, причём проблема должна быть именно лингвистической, а не философской, этической. Не секрет, что часто мы не знаем, как обратиться к незнакомому человеку – прохожему, продавцу и т.п. Данная проблема прассмотрена в работе «Проблема обращений в современной русском языке» (2005 год, Груздева Анна).

Итак, этап выбора темы исследования – сложный этап. Попробуем обобщить, какой же должна быть хорошая тема. Хорошая тема интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности; интересна научному руководителю; опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их; соответствует принципу научности; доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя; посильна по объему и времени, необходимо­му для ее выполнения; содержит проблему, требующую решения.


  1. Методы исследования

Основной этап учебно-исследовательской работы – этап сбора и анализа языкового материала.

Существуют разные методы сбора языкового материала. Традиционно лингвисты записывают примеры на карточки, собирая картотеки по тому или иному языковому явлению. Сегодня быстрее и проще собрать материал с помощью Интернета: поисковые системы за несколько секунд предоставят доступ к обширному языковому материалу, иногда настолько обширному, что его просто не под силу проанализировать. Очень большие возможности дает Национальный корпус русского языка. В ходе работы, посвященной исследованию футбольных терминов, использовался Национальный корпус русского языка. Анализируя соотношение футбольных терминов в газетной и устной речи (по материалам Национального корпуса русского языка, автор работы делает вывод, что среди терминов, обозначающих игроков линии нападения (нападающий, форвард, бомбардир, страйкер), в газетах чаще используется иноязычное слово форвард (2779 раз), чем русское нападающий (2445). В устной речи употребляется в основном слово «нападающий».

Рассмотрим некоторые методы проведения лингвистических исследований.

Описательный метод – один из самых актуальных в лингвистике: ведь язык постоянно изменяется, и эти изменения необходимо зафиксировать. Самые важные принципы описания – максимальная точность и достоверность фактического материала. Интересным является описание языкового облика родного города. Работы «Языковой портрет города Новодвинска», «Исследование эмпоронимов города Новодвинска» позволяют показать особенности годонимов и эмпоронимов небольшого города в определенный исторический момент.

Лингвистический анализ художественного текстаоснова филологического анализа текста. Он нацелен на «выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении» (Н.М. Шанский) в той степени, в какой это нужно для адекватного его понимания. Анализируя особенности обращений героев хорошо знакомого и изученного романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» ученица открывает для себя героев романа и их отношения с новой стороны.

Экспериментальные методы позволяют изучать факты языка в условиях, управляемых и контролируемых исследователем. Этими методами, в отличие от сравнительно-исторического, изучаются только живые языки; они зарекомендовали себя в изучении фонетики, диалектологии, вопросов языковой нормы. К лингвистическим экспериментам можно отнести наблюдение (в том числе и самонаблюдение) и различные виды анкетирования. Анкетирование используется во многих работах, так при изучении особенностей заголовков газеты «Правда Севера» ученица предложила своим одноклассникам отметить те заголовки, которые привлекли их внимание, затем проанализировала их выбор.

Таким образом, работу школьников без исследовательской части нельзя рассматривать как исследование. Смысл исследовательской работы школьников прежде всего в овладении методом исследования, что равнозначно овладению универсальным способом познания.


  1. Ожидаемые результаты реализации программы


Предполагается, что в результате реализации программы выпуск­ник будет обладать следующими качествами личности:

  • уметь самостоятельно приобретать новые знания, эффек­тивно применять их на практике;

  • критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

  • грамотно работать с информацией: уметь собирать необходи­мые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения;

  • быть коммуникабельным, контактным в различных соци­альных группах;

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.

Прогноз положительных результатов реализации программы:

  1. повышение качества обучения, которое может быть выражено:

    • увеличением количества учащихся, занимающихся на «4» и «5»;

    • увеличением количества участников и победителей городских, областных, всероссийских исследовательских конференций, кон­курсов;

    • увеличением количества победителей предметных олимпиад;

    • увеличением количества учащихся – членов школьного научно­го общества;

  1. создание положительной мотивации обучения, которую можно проследить по результатам диагностики;

  2. формирование культуры мышления, рационального усво­ения знаний, исследовательских умений, которые можно просле­дить по результатам диагностики;

  3. изменение отношений «учитель – ученик» в сторону со­трудничества, которое можно проследить по результатам диагнос­тики;

  4. формирование умения работать с информацией, которое может проявляться:

    • в уверенном, сознательном владении основами библиотечно-библиографической грамотности;

    • в активном применении учащимися новых информационных технологий;

    • в применении учителями разных предметов информационных технологий в обучении.




  1. Список использованной литературы




  1. Абрамова C.B. Организация учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку. Дистанционный курс повышения квалификации учителей русского языка // газета «Русский язык», 2006, №17(496)-24 (503).

  2. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы/Библиотека журнала «Директор школы»– М.: Сентябрь, 2002. №2.

  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.-48с.

  4. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. – М.: Просвещение, 1980.

  5. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск, 2001.

  6. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

  7. Леонтович А.В. К проблеме исследований в науке и в образовании/ Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 33–37

  8. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе/ Библиотека журнала «Директор школы» – М.: Сентябрь, 2001.

  9. Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности // Исследовательская работа школьников, 2003, №2, 38-49.

  10. Счастная Т.П. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ// Исследовательская работа школьников. 2003. №4.

  11. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии : метод. пособие / Е. В. Тяглова. – 2-е изд., стереотип. – М. : Глобус, 2007. – 224 с.

Электронные ресурсы следующих сайтов:

  1. www.festival.1september.ru

  2. www.researcher.ru

  3. www.issl.dnttm.ru 

Приложения


  1. Рекомендации по написанию исследовательской работы.

  2. Индивидуальная программа учащегося по подготовке исследовательской работы.

  3. Программа элективного курса «Школа исследователя»

  4. Основные темы исследовательских работ школьников по русскому языку и результаты участия в конкурсах и конференциях различного уровня.




страница 1


скачать

Другие похожие работы: