NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «организационная психология»

Тема 9. Прямые переговоры как метод разрешения конфликта


Технология решения конфликта путем переговоров. Тематический и процессуальный аспект переговоров. Роли участников переговоров. Виды переговоров. Функции переговоров.

Переговорные стили. Жесткий стиль. Тактики и приемы, соответствующие ультимативному стилю. Методы противодействия жесткому переговорному стилю. Мягкий стиль ведения переговоров. Методика улаживания инцидента (Шарон и Гордон Боуэр). Техника мягкого критического замечания. Техника открытого разговора (Д. Лоуэлл). Торговый стиль ведения переговоров. Модель взаимных выгод (Дж. Рубин). «Принцип Парето» в переговорном процессе. Стратегия GRIT (Graduated and Reciprocated Initiatives in Tension reduction / Gradual Reduction in Tension) / ПОИР (постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности) / ПРИСН (последовательные и взаимные инициативы по снижению напряженности) Ч. Осгуда. Определение «Наилучшей Альтернативы Обсуждаемому Соглашению» (НАОС, Best Alternative to a Negotiated Agreement — BATNA, Р.Фишер и У. Юри). Стиль сотрудничества. Метод принципиальных переговоров (Р. Фишер, У. Юри), или гарвардский стиль.

Стратегии и тактики в переговорном процессе по В. Мастенбруку. Дилемма «уступчивость – неподатливость» в переговорах. Дилемма «покорность/доминирование» в переговорах. Тактики, используемые для упрочения своей силовой позиции в переговорах. Дилемма «дружелюбие / враждебность» в переговорах. Процедурная гибкость: «развертывание-уклонение» в переговорах. Тактики развертывания в переговорах. Дилемма «независимость/чрезмерная зависимость» в переговорах1.

Содержание переговоров. Проблемы. Позиции. Критерии, аргументы. Интересы. Методы успешного решения проблем (Дж. Рубин). Типы интегративных решений. Альтернативные возможности удовлетворения интересов. Предложения. Корректировка первоначальной позиции. Общение на переговорах. Виды слушания. Техники слушания. Методы аргументации. Манипуляции в ходе переговоров. Тактические приемы и уловки на переговорах. Сопротивление в ходе переговоров.

Организация переговоров. Выбор структуры встречи. Формирование переговорной команды. Неформальные роли в переговорной команде. Определение места переговоров, сроков проведения переговоров. Подготовка места к проведению переговоров. Финансовое обеспечение переговорного процесса. Материальное обеспечение участников переговорного процесса. Формальный и неформальный регламент переговоров. Освещение переговоров в СМИ. Создание информационного поля вокруг переговоров.

Тема 10. Медиация


Формы и условия вмешательства в конфликт третьей стороны. Задачи медиации. Области применения медиации. Принципы медиации. Функции медиатора. Типы посредников, требования, предъявляемые к ним.

Мировая практика посредничества. Посредничество в США. Посредничество в странах Европейского Союза. Российская практика посредничества. Условия для развития посредничества в России.

Форматы посредничества. Прямое и косвенное посредничество, формальное и неформальное посредничество, официальное и неофициальное посредничество. Консультационное посредничество, посредничество с элементами арбитража, управленческое посредничество. Стадии медиации (А.Н. Чумиков). Техники медиации (В. Смит). Техника рефлективного вмешательства. Техника контекстуального вмешательства. Техника независимого вмешательства. Понятие интервенции в процессе разрешения конфликтов. Специфика вмешательства в конфликты интересов, конфликты отношений, конфликты ценностей, структурные конфликты, предметные конфликты (Х. Бесемер, Christopher Moore). Интерес-ориентированные интервенции. Интервенции по поводу взаимоотношений. Структурные интервенции. Ценностно-ориентированные интервенции. Правила центрированного на теме взаимодействия (Х. Бесемер). Тактики посредничества. Тактика поочередного выслушивания. Сделка. Челночная дипломатия. Давление на одного из участников переговоров. Директивное воздействие.

Правовые вопросы процедуры посредничества.

Тема 11. Фасилитация / модерация


История Т-групп, фасилитации, модерации. Понятие социальной фасилитации. Исследования социальной фасилитации (Фере, Ф. Олпорт, В. Меде, В. М. Бехтерев, М. В. Ланге, Р.Зайонц). Исследование тренинг-групп К.Левином. Цели фасилитации. Принципы фасилитации. Этапы фасилитации. Организация «мозговой атаки» во время фасилитации. Рекомендации фасилитатору. Регламент фасилитации. Регламент завершения процесса фасилитации.

Тема 12. Конфликты в организации. Социально-экономические и организационные конфликты


Субъекты социально-трудовых и социально-экономических конфликтов. Конфликты организаций с внешней средой. Конфликты предприятий и организаций с государством, государственными структурами власти и управления (субъектами Федерации в РФ, агентствами, министерствами и др.) из-за неуплаты, минимизации и оптимизации налогов; из-за нарушений действующего законодательства; загрязнения окружающей среды (экологические конфликты). Конкуренция. Конфликты со СМИ. Понятие корпоративного конфликта. Типология корпоративных конфликтов. Субъекты корпоративных конфликтов. Конфликтный потенциал передачи власти основателя компании наемному менеджеру.

Виды конфликтов в организации. Производственные и непроизводственные, деловые и неделовые трудовые и нетрудовые конфликты. Внутригрупповые и межгрупповые конфликты. «Вертикальные» и «горизонтальные» конфликты. Ролевые и позиционные конфликты. Организационно-технологические конфликты. Конфликт в социально-экономической системе организации. Конфликты в административно-управленческой системе. Конфликты, связанные с функционированием внеформальной организации. Конфликты в организации, связанные с функционированием социально-психологической системы отношений. Самодисциплина и саботаж на предприятиях. Изменения в «застрявших» предприятиях. Работа с секретами на предприятиях. Явления эмоциональных отключений в организациях. Проблема передачи ответственности. Недофункционирование и сверхфункционирование. «Треугольники» в общении. Проекции в общении. Критерии «здоровой» организации.

Классификация факторов возникновения организационных конфликтов. Власть, функциональная структура, нормы взаимодействия, санкции, стиль руководства, информационная структура как факторы возникновения организационных конфликтов. Рыночная конкуренция как источник межгрупповых и внутригрупповых конфликтов. Типичные причины конфликта организации и ее клиентов. Распространенные поводы, мотивировки, протекание подобных конфликтов.

Причины межличностных конфликтов в организации. Индивидуальные различия. Дефицит информации. Несовместимость ролей и функций. Стресс. Конфликт лидеров внутри группы.

Организационные внутригрупповые конфликты. Параметры социально-психологического анализа группы. Собственные характеристики группы (композиция (состав) группы, структура группы, социометрическая структура, структура власти, структура коммуникаций, групповые процессы). Характеристики, определяющие положение человека в группе (статус (позиция), роли, групповые ожидания в отношении поведения члена группы). Определение индекса конфликтности взаимоотношений в группе. Групповая динамика и конфликты.

Организационные межгрупповые конфликты. Межгрупповой конфликт и социальная идентичность группы. Социальная депривация как источник межгрупповых конфликтов. Исследования межгрупповых конфликтов в работах М. Шерифа. Стэнфордский тюремный эксперимент. Виды межгрупповых конфликтов. Особенности группового поведения в конфликте (Д. Кемпбел). Причины межгруппового конфликта в организации. Борьба за ресурсы. Взаимозависимость задач. Неопределенность в сфере полномочий. Борьба за статус. Конфликт, связанный с иерархией. Функциональный конфликт. Конфликт между штабным и линейным персоналом. Конфликт между формальной и неформальной организациями.

Специфика конфликта личности с группой внутри организации. Конфликт «личность – группа»: причины, формы, последствия. Характеристика групп, использующий поиск внешнего / внутреннего врага для повышения сплоченности. Особенности конфликтования с группой руководителя, «изгоя», конфликтной личности (моноконфликтера). Психологическая подготовленность различных типов субъектов к конфликтованию с группой. Условия необходимого конфликтования личности с группой, факторы успешного разрешения подобных конфликтов.

Психолого-коммуникативный подход к предупреждению конфликтов. Сбалансированность социального взаимодействия как социально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Баланс ролей. Баланс взаимозависимости в решениях и действиях. Баланс взаимных услуг. Баланс ущерба. Баланс внешней оценки и самооценки (А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов). Психологические технологии управления конфликтом. Эскалация внутренних конфликтов, или управляемый моббинг.

Социально-менеджерский (социально-управленческий) подход к предупреждению конфликтов. Диагностика конфликтности организационной структуры (С.Сивец). Конфликты и нерегламентное управление. Позиционные показатели нерегламентного управления. Структурные методы разрешения конфликтов. Четкая формулировка требований к работе. Координация, интеграция. Общие цели, формирование общих ценностей. Система вознаграждений. Использование руководителем своего положения в организации. Разведение частей организации — участников конфликта по ресурсам, целям, средствам или снижение их взаимозависимости. Создание определенного задела в работе взаимозависимых подразделений. Введение специального интеграционного механизма для конфликтующих подразделений. Слияние разных подразделений и наделение их общей задачей (М.Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, О.С. Виханский, А.И. Наумов). Методики управления конфликтами в организации (Ф. Лютенс). Избежание. Диффузия. Сдерживание. Очная ставка. Постановка целей высшего порядка. Снижение взаимозависимости конфликтующих групп. Увеличение ресурсов. Совместное лицом к лицу решение проблем конфликтующих групп. Методики организационного развития.

Конфликтное поведение в организации. Моббинг, буллинг. Институциональные формы защиты индивидуальных и групповых интересов. Выборы, написание петиций и обращений к органам власти, сбор подписей, письма в СМИ, создание негосударственных организаций для продвижения своих требований, легальная система лоббирования. Неинституциональные формы защиты индивидуальных и групповых интересов. Пикеты, митинги, демонстрации, шествия, голодовки, забастовки. Виды забастовок. Обычная, или официальная официальная забастовка. Дикая, или неофициальная забастовка. Предупредительная забастовка. Солидарная забастовка. Работа по правилам, или "итальянская" забастовка. Экономическая забастовка. Забастовка по методу "замедления работы". Пульсирующая забастовка. «Сидячая» забастовка. Оккупационная забастовка. Условия эффективности забастовки. Организация эффективного взаимодействия с профсоюзами в период забастовки. PR-обеспечение забастовки. Локауты, увольнения либо аресты лидеров забастовки.


страница 1 ... страница 14страница 15страница 16страница 17страница 18


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.