NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «организационная психология»

Тема 13. Этно-конфессиональные и этно-религиозные конфликты


Понятия этноса и нации. Подходы к изучению этноса в контексте конфликтологии. Национализм и его влияние на процессы межэтнического взаимодействия. Факторы расширения межэтнических контактов. Проблема миграции и межэтнические конфликты. Глобализация и национальная идентичность. Религиозный фактор в межэтнических конфликтах. Причины межэтнических конфликтов. Этнофобия, национальная нетерпимость, ощущение угрозы со стороны людей других национальностей как фактор эскалации межэтнических конфликтов. Этнопсихологические, этносоциальные, этнополитические конфликты. Этнос как субъект политики.

Роль межэтнических конфликтов в современном мире. Сложность урегулирования конфликтов с этническим компонентом.

Этнополитические конфликты в постсоветском пространстве. Перестройка системы федеративных отношений в России и усиление межэтнической напряженности. Этнический фактор в процессах суверенизации. Противоречия государственной политики в сфере регулирования межэтнических отношений. Северный Кавказ как регион повышенной конфликтности. Исторические предпосылки возникновения конфликтов. Этническая пестрота и особенности политического устройства Северного Кавказа.

Проблемы урегулирования межэтнических отношений и межкультурная коммуникация в многонациональных корпорациях. Методы облегчения процесса аккультурации при поступлении на работу в международную многонациональную корпорацию. Стадии отбора и подготовки сотрудников для работы в зарубежных филиалах международных многонациональных корпораций.

Тема 14. Социально-политические конфликты


Понятие и сущность политического конфликта. Конфликты и власть. Политическая стабильность и конфликт. Роль и место конфликта в политических отношениях. Политические конфликты и политические кризисы. Основные субъекты политических конфликтов. Стороны и фон политического конфликта. Общественное мнение как фактор развития политического конфликта. Влияние структур гражданского общества на развитие конфликта. Функции политических конфликтов. Понятия интересов и ценностей в политическом конфликте.

Типологизация политических конфликтов. Внутренние и международные конфликты. "Горизонтальные" политические конфликты в рамках существующего политического режима. "Вертикальные" политические конфликты: статусно-ролевые и "режимные". Антагонистические и неантагонистические конфликты. Конфликты с нулевой и ненулевой суммой. Конфликты – схватки, игры и дебаты (А. Рапопорт). Конфликты ценностей, конфликты интересов, конфликты политических культур. Модели социально-политических конфликтов: либеральная, авторитарно-консервативная, классовая (Л.И. Никовская).

Причины и стадии развития политических конфликтов. Предпосылки развития политических конфликтов. Проблемы идентичности и политические конфликты. Особенности политической коммуникации и политические конфликты. Идеологические аспекты конфликта. Конфликты как инструмент политики. Российская специфика политических конфликтов.

Этапы развертывания политического конфликта. Основные пути разрешения политических конфликтах. Политическая институализация конфликта, ее особенности. Упорядочение претензий и требований участников конфликта. Осуществление принципа "максимального знания". Понятия "третья сторона в урегулировании конфликта", "посредничество", "оказание "добрых услуг", "наблюдение за ходом переговоров", "арбитраж". «Стратегия сдерживания» в международных политических конфликтах. Превентивная дипломатия в международных конфликтах.

Конфликтный потенциал современной России. Региональные конфликты. Общероссийские (федеральные) и собственно региональные факторы региональных конфликтов. Опыт разрешения и история конфликтов на краевом / областном уровне. Конфликты в муниципальном самоуправлении.
литература для подготовки
Основная литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008 г.

2. Брагин А. А., Максимов И. С. Конфликтология: Учебное пособие. - Белгород: OOНИ и РИД БелЮИ МВД России, 2006. - 96 с.

3. Леонов Н. И. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: - Изд-во МПСИ, 2006 г.

3. Вершинин М. С. Конфликтология: Конспект лекций. СПб., 2000 г.

4. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000 г.

5. Соколов С. В. Социальная конфликтология. М., 2001 г.

Дополнительная литература


  1. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения / Пер. с англ. - М.: Наука, 1990.

  2. PR в переговорном процессе // Управление общественными отношениями: Учебник / Под ред. В.С. Комаровского.—М.: Изд-во РАГС, 2003.— С.270-292.

  3. Дэна Д. Четырехшаговый метод улучшения взаимоотношений // Прикладная конфликтология. М., 1999. – С.164-217.

  4. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2003. – С.471-491.

  5. Рубин Дж., Вмешательство третьих сторон: посредничество // Рубин Дж., Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение / Дж.Рубин, Д.Пруйт, Ким Хе Сунг. - СПб., 2002. – С. 299-337.

  6. Зайцев А.К. Действия переговорника в конфликте // Зайцев А.К. Социальный конфликт.—М.: Academia, 2001.—С.305-308.

  7. Зайцев А.К. Посредничество // Зайцев А.К. Социальный конфликт.—М.: Academia, 2001.—С.309-330.



Консультирование организационного развития




Тема 1. Общая характеристика организационно-управленческого консультирования
Организационно-психологическое консультирование как вид психологического консультирования. Сравнение организационно-управленческого и индивидуально-психологического консультирования. Цели и задачи организационно-управленческого консультирования. Средства воздействия консультанта. Организация консультативной беседы. Основные характеристики процесса беседы. Технология ведения беседы. Основные этапы консультативной беседы. Основные парадигмы организационно-управленческого консультирования: структурное и процессуальное консультирование.
Тема 2. Организационное консультирование: основные принципы и цели.

Основные источники организационного консультирования (школа групповой динамики К. Левина, социометрия Дж. Морено, практика лабораторного тренинга (Т-группы) В. Бенниса, исследования межгрупповых отношений М. Шерифа).

Виды организационного консультирования. Позиция консультанта: «Внешние» и «внутренние» консультанты. Степень специализации консультанта. Экспертное и процессуальное консультирование организаций. Ответственность консультанта. Отношение консультант-клиент.

Ожидания клиентов: «миф о пользе приглашения «варяга», миф «приглашения на княжения», миф о «заветном слове».

Контракт при консультировании. Обратная связь.

Оценка эффективности консультирования по организационному развитию.
Тема 3. Этапы организационного консультирования. Организационная диагностика.
Технологические этапы в консультировании по организационному развитию. Этап «снятия заказа», специфика его проведения. Заключение контракта. Формулировка гипотез в организационном консультировании. Роль организационной диагностики в организационном консультировании. Оценка и мониторинг организационных изменений.

Определение организационной диагностики. Концептуальные основы организационной диагностики. Роль моделей в организационной диагностике. Основные подходы к диагностике организаций. Основные проблемы организационной диагностики. Методическое обеспечение организационной диагностики. Внедрение организационных изменений.
Тема 4. Консультирование по организационному развитию (ОД).
Формирование концепции организационного развития. Современные подходы к исследованию организационного развития: трансформационное и эволюционное направление (структурное и процессуальное).

Понятие организационного развития. Цели развития организации. Типология организационного развития. Методы организационного развития: процессуальные и структурные. Планирование организационного развития. Системный подход к организационному развитию. Модель системы. Системообразующие факторы в организации.

Тема 5. Консультирование по проблемам управления персоналом.

Виды консультирования по проблемам управления персоналом. Консультирование по проблеме подбора и отбора персонала. Технологии head hunting и вычесывания рынка, их этапы и специфика, сферы применения.

Консультирование по проблемам аутплэйсмента, ассесмента, аудита персонала и т.п.

Консультирование по проблемам построения карьеры. Виды и парадигмы карьерного консультирования.
Тема 6. Коучинг как парадигма организационного консультирования.
Понятие коучинга. История происхождения термина и вида деятельности. Отличие коучинга от консультирования и психотерапии. Преимущества коучинга как вида психологической помощи.

Элементы коучинга: личность коуча, личность ведомого, организационно-культурная среда, технология коучинга; соотношение между ними.

Принципы коучинга. Принципы позитивности, включенности, совместности успеха, активности и ответственности, творчества, осознания личных ресурсов, системности.

Формулировка целей коучинга. Применение схемы SMART (требований к целям). Уровни целей. Структурирование процесса коучинга по уровням целей.
Тема 7. Коучинг руководителя организации.
Этапы коучинга. Схема «GROW» и ее развитие. Этапы коучинга по М.Б. О’Нил: заключение контракта, планирование деятельности, коучинг по ходу деятельности/коучинг «за сценой», подведение итогов.

Технология проведения коучинга. Основные задачи и техники каждого этапа. Использование техник эмпатического и рефлексивного слушания на различных этапах коучинга. Приемы операционализации, конфронтации, неотсроченной обратной связи. Поддержка руководителя и ориентация его на принятие ответственности.

Переход к созданию конкретного плана действий. Определение паттернов поведения, создающих проблему. Работа с сопротивлением ведомого. Эффективная самодифференциация коуча. Работа с триангуляцией. Поддержание контакта в связке «коуч-ведомый». Индикаторы состояния контакта. Виды подстроек в коучинге. Исследование ситуации и препятствий на пути достижения цели.

Критерии использования коучинга по ходу деятельности. Необходимые навыки при коучинге по ходу деятельности. Задачи коучинга по ходу деятельности: обеспечение структуры, следование целям клиента, поощрение разрушения паттернов, поддержание распределения ролей в системе.

Решение о прекращении коучинга. Фаза подведения итогов. Оценка эффективности действий руководителя. Соотнесение результатов с целями. Оценка эффективности коуча. Формирование плана дальнейших шагов руководителя.
литература для подготовки
Основная литература

1. Иванов М. А., Шустерман Д. М. Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. — М.: Альпина бизнес букс, 2006. – 391 с.

2. Занковский А.Н. Организационная психология: учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – М.: Форум, 2009. – 646 с.

3. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 2000. – 239 с.

4. Красовский Ю. Д. Сценарии организационного консультирования. – М: Новости, 2000. – 366 с.

5. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Тренинг. Консультирование: Учебное пособие для вузов // Под ред. Ю.М. Жукова – М.: Аспект – Пресс, 2004. – 255 с.6.

6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ. Т.К.Кругловой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 132 с.

7. Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. – 863 с.

8. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2008. – 202 с.
Дополнительная литература
1.Айви А.Е.  Айви  М.Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. – М.: Психотерапевтический колледж, 2000. – С. 310-322.

2.Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. – М.,: Аспект-Пресс, 2012. – 286 с.

3. Липатов С.А. Методы социально-психологической диагностики организации // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1996. – С. 248-264.

4.Мастерство психологического консультирования / Под ред. А.А.Бадхена, А.М.Родиной. – СПб.: Речь, 2010. – 228 с..

5.Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: уроки социальной психологии. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 429 с.

6.Тепфер Й. Консультирование по процессу в российских организациях: сложности, связанные с культурными особенностями // Управление персоналом. – 2000. – № 1. – С. 54 - 58.

7.Файн С.Ф., Глассер П.Г. Первичная консультация: установление контакта и завоевание доверия / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2010. – 236 с.

8.Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 526 с.

Критерии оценки ответа на экзамене к итоговому государственному междисциплинарному экзамену



На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области дисциплин направления и специальных дисциплин, достаточные для выполнения различных видов профессиональной деятельности (экспертно-диагностической, коррекционно-консультативной, научно-исследовательской, образовательно-просветительской) и проявить свои функциональные возможности к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Он должен иметь сформированное научное мировоззрение и продемонстрировать на итоговом государственном экзамене владение:

1) сформированной системой научных понятий:

• уметь конструировать определения понятий;

• грамотно раскрывать содержание понятий, давать характеристику существенных признаков психологических объектов или явлений, отраженных в понятиях;

• уметь логически устанавливать взаимосвязи между понятиями различного рода и уровня, выделять иерархические и ассоциативные связи между понятиями.
2) фактами психологических теорий:

• знать теории классической и современной психологии и уметь раскрывать их содержание, знать работы ведущих отечественных и зарубежных психологов;

• уметь объяснять психологические факты и закономерности, их сущность, структуру и функции, устанавливать взаимосвязи между фактами и выделять иерархические и ассоциативные отношения между ними;

• иметь представление о практических приложениях теории, ее прогностических возможностях.

3) методами и процедурами:

• уметь раскрывать содержание метода и процедуры, давать характеристику действий и операций, составляющих сущность метода, процедуры и логической последовательности их применения;

• давать характеристику условий применения метода, процедуры;

• демонстрировать знание алгоритма выполнения конкретных действий в различных направлениях профессиональной деятельности (экспертно-диагностической, коррекционно-консультативной, научно-исследовательской, образовательно-просветительской).

Диагностическая шкала оценки ответа магистра

Оценка знаний магистра-психолога проводится с помощью следующей десятибалльной шкалы и фиксируется в оценочном листе


«Отлично»

10, 9, 8

«Хорошо»

7, 6

«Удовлетворительно»

5, 4

«Неудовлетворительно»

3, 2, 1

10. Ответ демонстрирует наличие трех компонентов. При ответе студент демонстрирует глубокий анализ освещаемых проблем, высказывает собственную аргументируемую позицию.

7. Ответ демонстрирует наличие двух компонентов, а третий присутствует частично.

При ответе студент демонстрирует глубокий анализ освещаемых проблем.

5. Ответ демонстрирует наличие двух компонентов, а третий отсутствует.

3. Ответ демонстрирует частичное наличие всех трех компонентов.

9. Ответ демонстрирует наличие трех компонентов.

При ответе студент демонстрирует глубокий анализ освещаемых проблем.

6. Ответ демонстрирует наличие двух компонентов, а третий присутствует частично.

4. Ответ демонстрирует наличие одного компонента, а два других представлены частично.

2. Ответ демонстрирует частичное наличие одного компонента, при этом два других компонента отсутствуют.

8. Ответ демонстрирует наличие трех компонентов.

1. Ответ не демонстрирует ни один из компонентов.



1 Мастенбрук У. Переговоры. - Калуга: Калужский институт социологии, 1993.


страница 1 ... страница 15страница 16страница 17страница 18


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.

Документы

архив: 1 стр.