NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа педагога васильевой марины Геннадьевны, учителя высшей категории



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Васильевой марины Геннадьевны, учителя высшей категории

Ф.И.О., категория

по экологии человека 8-9 класс, 10-11 класс

Предмет, класс и т.п.

2012-2013 учебный год

Таганрог 2012
Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………….3

2. Календарно-тематическое планирование………………………………..6

3. Содержание тем учебного курса……………………………………….....8

4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе………………………………………………………...…………………17

5. Перечень учебно-методического обеспечения……………………….…19

6. Список литературы………………………………………………………..20

7. Темы рефератов………………………………………………………...…23

1. Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для преподавания экологии человека на Станции юных натуралистов г. Таганрога. Программа рассчитана на 140часов (4часа в неделю), обучение проводится в смешанных группах учащихся 9-11 классов ТМОЛа. ТМОЛ является образовательным учреждением повышенного уровня образования по предметам физико-математического цикла, на преподавание предметов естественно-научного цикла выделяется минимальное количество часов учебного плана (биология 2 часа в неделю 8-9 класс, 1 час 10-11 класс).

Дополнительная образовательная программа по экологии человека направлена на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни.

Изучение данного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.

Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».

Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

Цели изучения курса

- освоение знаний о взаимоотношениях человека с природой; изменениях в системах органов человека под воздействием природных и антропогенных факторов; профилактике заболеваний;

- овладение дальнейшими исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению особенностей строения и жизнедеятельности человеческого организма, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; анализ и оценка состояния здоровья, влияние на него факторов окружающей и производственной среды; формирование безопасного поведения в природной и производственной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Задачи курса:  

- развитие экологического мышления учащихся;

- формирование экологической культуры и мировоззрения;

- изучение многообразия природы;

- изучение взаимосвязей природы и человеческого общества;

- анализ влияния природных и антропогенных факторов на системы органов человека;

- формирование у учащихся системы мышления и действий, направленных на установление связей, обнаруживаемых изменений в состоянии здоровья с действием факторов среды обитания;

- продолжение развития у учащихся навыков самостоятельной работы.

Курс экологии человека сочетает в себе различные отрасли науки - биологии, географии, химии, физики, истории, анатомии и физиологии человека, обеспечивая закрепление межпредметных связей.

Результаты обучения.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по постановке опытов, проведению наблюдений за состоянием организма, описанию последствий при влиянии различных факторов.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

- выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

- выбор условий проведения наблюдения или опыта;

- оценка состояния организма при воздействии на него различных факторов среды; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

- поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

- использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

- подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

- оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов).

В преподавании курса экологии человека используются следующие формы и методы урочной и внеурочной работы, направленные на формирование у школьников познавательной самостоятельности, навыков исследовательской деятельности и развитие их интеллектуальных способностей: рассказ или лекция с элементами беседы, информационно-поисковая деятельность и самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, написание и защита рефератов, исследовательская деятельность, выполнение практических, лабораторных и самостоятельных работ.

В течение учебного года осуществляется контроль: 4 теста, 1 зачет.

Для оценивания достижений учащихся предполагается следовать нормам, определенным в локальном акте образовательного учреждения.

Система условных обозначений: * - маркировка содержания продвинутого уровня.


2. Календарно-тематическое планирование по экологии человека

предмет

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата проведения

теория

Дата проведения

практика

теория

практика

Введение 2 часа

1.

Что изучает экология человека.

2




6.09.12




Глава 1. Окружающая среда и здоровье человека - 30 ч.

2.

Здоровье и образ жизни. Лабораторная работа № 1 «Оценка состояния физического здоровья».

2

2

8.09.12

13.09.12

3.

История развития представлений о здоровом образе жизни.

2




15.09.12




4.

Из истории развития взаимоотношений человека с природой.

2




20.09.12




5.

Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях.

2




22.09.12




6.

Влияние климатических факторов на здоровье.

2




27.09.12




7.

Экстремальные факторы окружающей среды.

2




29.09.12




8.

Обобщающий урок по главе 1. Самостоятельная работа № 1 по теме: «Окружающая среда и здоровье человека».

2

2

4.10.12

6.10.12

9.

Проектная работа по теме «Окружающая среда и здоровье человека»

8




11.10.12

16.10.12

18.10.12

20.10.12




10.

Защита проектов.




4

25.10.12

27.10.12




Глава 2. Влияние факторов среды на системы органов - 76 ч.

11.

Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия).

4




8.11.12

10.11.12




12.

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Воздействие двигательной активности на организм человека.

4




15.11.12

17.11.12




13.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Иммунитет и здоровье. Лабораторная работа № 2 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета»

2

2

22.11.12

24.11.12

14.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Профилактика нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы. Лабораторная работа № 3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку».

2

2

29.11.12

1.12.12

15.

Правильное дыхание. Лабораторная работа № 4 «Влияние холода на частоту дыхательных движений»

2

2

6.12.12


8.12.12

16.

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор.

4




13.12.12

15.12.12




17.

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. Практическая работа № 1 «О чем может рассказать упаковка»

2

2

20.12.12

22.12.12

18.

Рациональное питание и культура здоровья.

2




27.12.12




19.

Самостоятельная работа № 2 по теме: «Условия правильного формирования опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем».

2







29.12.12

20.

Воздействие солнечных лучей на кожу.

2




17.01.13





21.

Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание: средства и способы.

2




19.01.13





22.

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

4




24.01.13

26.01.13




23.

Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на слух и органы равновесия. Лабораторная работа № 5 «Воздействие шума на остроту слуха».

2

2

31.01.13

2.02.13

24.

Стресс как негативный биосоциальный фактор. Лабораторная работа № 6 «Оценка температурного режима учебных помещений».

2

2

7.02.13

9.02.13

25.

Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности.

4




14.02.13

16.02.13




26.

Биоритмы и причины их нарушения.

4




21.02.13

2.03.13




27.

Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.

4




28.02.13

9.03.13




28.

Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.

2




7.03.13




29.

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 3 «Условия и способы правильного формирования кожи, зрения, слуха, органов равновесия, нервной системы».




2




9.03.13

30.

Проектная работа по теме «Влияние факторов среды на системы органов».

8




14.03.13

16.03.13

21.03.13

23.03.13




31.

Защита проектов.




4




28.03.13

30.03.13
Глава 3. репродуктивное здоровье - 32 ч.

32.

Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

4




4.04.13

6.04.13




33.

Проблемы взросления и культура здоровья.

4




11.04.13

13.04.13




34.

Факторы риска внутриутробного развития.

4




18.04.13

20.04.13




35.

Гендерные роли.

4




25.04.13

27.04.13




36.

Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем.

4




2.05.13

4.05.13




37.

Ответственное поведение как социальный фактор.

4




11.05.13

16.05.13




38.

Обобщающий урок по главе 3. Самостоятельная работа № 4 «Репродуктивное здоровье».




2




18.05.13

39.

Обобщающий урок по всему курсу «Экология человека».

4




23.05.13

25.05.13




40.

Зачет.




2




30.05.13

страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: