NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по курсу "История Средних веков" для 6 класс





Пояснительная записка
Рабочая программа для 6 класса по Всеобщей истории составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта 2004 г., Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004

Рабочая программа по курсу "История Средних веков" для 6 класса общеобразовательной школы (34 часовая программа составлена на основании: базовой программы по истории России, рекомендованной Министерством образования РФ; обязательного минимума знаний по истории; учебно-методического комплекта «История средних веков» авторов Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского для 6-х классов общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2009 г.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2010). Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Цель курса

Формирование у учащихся целостного представления об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;о их роли в истории и культуре.

Задача курса –

Обучающие

Дать представление об экономических, социальных, политических и культурных процессах в развитии основных регионов Европы и мира, показать их общих черт и различий;

Развивать

  • умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и лич­ностям;

  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

  • умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

  • умения работать с исторической картой;

  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последова­тельность событий и явлений.

Воспитательные

Формирование уважение к прошлому человечества и его ярких представителях (исторических личностях),показать самобытные черты средневековья, их непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям

Сроки и этапы реализации программы
Календарно-тематическое планирование составлено на 32 часа, из них 2 часа из резерв­ного времени.Расписание уроков увеличивает часы резерва в 6 –б классе до4.

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования

Содержание программы учебного предмета
Введение (1 ч)

      Происхождение понятия «Средние века» (здесь и далее выделены основные и опорные понятия каждого раздела). «Светлый» и «темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков: письменные, изобразительные, вещественные. Роль археологии в изучении истории Средних веков.

Раздел I. Раннее Средневековье (10 ч)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (5 ч)


      Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.

      Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианских догматов. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Духовенство, его структура и иерархия. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктинский устав. Жизнь средневекового монастыря. Монастыри и книжное дело в раннем Средневековье. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования.

      Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.

Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.

Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.

Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч)

      Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.

      Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись.

      Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.

Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (2 ч)

      Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.

      Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.

Повторительно-обобщающий урок «Раннее Средневековье» (1 ч.)

Раздел II. Расцвет Средневековья (13 ч)
Тема 4. Феодальное общество (3 ч)


      Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия: теория и практика. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Рыцарство. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Война и «Божий мир». Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести. Куртуазность.
      Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.

Тема 5. Средневековый город (2 ч)

      Средневековый город. Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков. Товарно-денежное хозяйство. Новое в мировосприятии горожан.

Тема 6. Католическая церковь в XI—XIII вв. (3 ч)

      Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X–XI вв. Клюнийская реформа. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в. Папство в зените могущества. Ереси XI—XIII вв. (катары, вальденсы), причины их широкого распространения. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены — францисканцы и доминиканцы, их роль в укреплении католической церкви.
      Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.

Тема 6. Разные судьбы государств (3 ч)

      Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение.
      Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII в. Анжуйская держава. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.

      Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и Германии. Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII—XIV в.

Тема 8. Культура Западной Европы в XI—XIII вв. (2 ч)

      Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика.

Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты. Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья» (1ч.)
Раздел III. «Осень» Средневековья (6 ч)
Тема 9. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч)


      Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.

Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги.

Владения герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Династическая уния Кастилии и Арагона. Завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.

Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.

Тема 10. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв. (2 ч)

      Польша в XIV–XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.

Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.

Раздел IV. Вдали от Европы (3 ч)
Тема 11. Культуры и государства Азии (2 ч)


      Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Религии Индии. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Япония. Отличительные черты японского общества и культуры. Достижения культуры Индии и Китая.

Тема 12. Культуры и государства Африки и Америки (1 ч)

      Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура.

      Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия.

      Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.

Итоговое повторение «Значение Средневековья в мировой истории и культуре» (2 ч)

Календарно – тематическое планирование




п/п

Название раздела и тем.

Кол-во

часов

Плановые сроки
6-б 6-а

1

Вводный урок.

1 час.

6-7.09

Тема 1. Становление средневековой Европы VI-XIвв 5 часов.

2

Древние германцы и Римская империя.

1

13 - 14.09

3

Королевство франков и христианская церковь в VI- VIII вв.

1

20 - 21.09

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

27 -28.09

5

Западная Европа в IX – Xiвв.

1

4 – 5..10

6

Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

1

11 - 12.10

Тема 2.Византийская империя и славяне в VI-XI веках. 3 часа.

7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

18 - 19.10

8

Культура Византии.

1

25 - 26.10

9

Образование славянских государств.

1




Тема 3. Арабский мир в VI-XIвеках. 2 часа.

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

1 – 16.11

11

Культура стран халифата.

1

8 -23.11

Тема 4. Феодалы и крестьяне. 2 часа.

12

В рыцарском замке.

1

15 – 30..11

13

Средневековая деревня и ее обитатели.

1




Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 2 часа.

14

Формирование средневековых городов.

1

22 - 7.12

15

Горожане и их образ жизни.

1

29.11-14.12

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.2 часа.

16

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

7.12 - 21.12

17

Крестовые походы.

1

14.12 - 28.12

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе XI-XVвв.6 часов.

18

Как происходило объединение Франции.

1

21.12 - 18.01

19

Что англичане считают началом своих свобод.

1

28.12 - 25.01

20

Столетняя война.

1

17.01 - 1.02

21

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

24.01 - 8.02

22

Усиление королевской власти в конце 15 в. во Франции и в Англии.

1

31 01 - 15.02

23

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

7.02 - 22.02

Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв. 2 часа.

24

Усиление власти князей в Германии.

1

14.02 – 1.03

25

Расцвет итальянских городов.

1

21.02 - 8.03

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XVвв. 2 часа.

26

Гуситское движение в Чехии.

1

28.02 - 15 .03

27

Завоевание турками – османами Балканского полуострова.

1




Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV. 2 часа.

28

Образование и философия. Научные открытия и изобретения.

1

7.03 22.03

29

Средневековая литература и искусство.

1

14.03 5.04

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 6 часов.

30

Средневековый Китай.

1

21.03 - 12.04

31

Индия. Государство и культура.

1

11.04 19.04

32

Государства и народы доколумбовой Америки.

1

18.04 26.04

33

Африка.

1

25.04 6.05

34

Итоговый урок

«Наследие истории средних веков в истории человечества»

1

16 – 13.05

34

Резерв.

6-б -3ч.

6 – а 2ч.






Перечень учебно – методических средств обучения
I .Учебники, учебные пособия для учащихся:

1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»; 2009

2. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение».
II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

1. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.

2. Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.
III. Учебно-методическая литература:

1. Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.

2. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);

3. Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;

4. Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;

5. Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;

6. Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.;

7. Лебедева И.М. «организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.





страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.