NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по литературе 5 класс Пояснительная записка


Рабочая программа

по литературе

5 класс

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю, 35 рабочих недель.

КОМПЛЕКТЫ УЧЕБНИКОВ
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПРОЦЕСС ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ





Название документа

Автор

Год

1

Программа по литературе для 5 – 9 классов

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

2004

2

Учебник

1. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – М.: Просвещение.

2. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ авт.-сост. В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение.

3. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. Коровина В.Я. и др. М.: Просвещение.

4. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. / авт.-сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. - М.: Просвещение.

5. Литература : 9 кл.: Учебник -хрестоматия: авт.-сост. Коровина В.Я. -М.: Просвещение.

2011

2011

2012

2011

2012

3

Методические пособия (печатные)

1.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал по литературе: 5-7 класс. - М.: Просвещение, 2008.

2.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М: «ВАКО», 2009.

3.Егорова Н.В. Литература. 6 класс. Поурочные разработки. – М.: «ВАКО», 2010.

4.Золотарёва И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО, 2010.

5.Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2008.

6.Шадрина С.Б. Литература: 9 кл.:Поурочные планы - Волгоград.: Учитель, 2006.

7.Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008.

8. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение? Рабочая тетрадь для 5-8 классов. – СПБ: «Просвещение», 2006.

9. Картавцева М.И. Уроки внеклассного чтения. Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.

10. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

11. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

12. Полухина В. П. Литература: 6 кл.: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2009

13.Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1988

2008


2009

2010
2010

2008

2006
2008


2006


2003

2008

2008

2009
1988


4

Методические пособия (мультимедийные)

1. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2011.

2. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

4. Мультимедийные презентации

5. Интернет-ресурсы по отдельным темам

2011


2006


Литература ко всем разделам

  1. А.В.Хуторской « Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?», М.,2005

  2. В.А.Чалмаев и др. «Уроки литературы в 8 кл. к учебнику В.И. Коровина» М., «Просвещение»,2004

  3. Ю.И.Лыссой. «Русская литература 19 века. Практикум. М.,1998

  4. И.М.Лейфман «Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе в 5 - 9 кл.» в 2-х частях, Материк-Альфа, М.,2005

  5. О.Д.Ушакова «Понятия и определения. Литература»,Санкт-Петербург,2005

  6. И.К.Мартемьянова «Как избежать «Мильон терзаний» (литер. олимпиады по творчеству писателей и поэтов 19-20 века)», Волгоград, 2005

  7. Г.А.Водопьянова «Литературные олимпиады », М.,2005

  8. И.М.Михайлова «Тесты 5 - 9 кл. Литература», М.,1999

Для учащихся

  1. Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2009.

  4. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про¬свещение, 2004.

  6. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.

  7. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

  8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.

Для учителя

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под¬хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

  4. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  5. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  6. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет¬радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

  7. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  8. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.

  9. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Издательство «Детская литература», 1964

  10. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000

  11. Лейфман И.М.. Карточки для дифференцированного контроля знаний. – М.: Материк Альфа, 2005.

  12. Михайлова И. Литература Тесты к школьному курсу, 9 класс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

  13. Олейникова Н.С. Русские писатели-классики. Анализ произведений школьной программы. - Минск: Экоперспектива, 2004.

  14. Демиденко Е. Л., Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы., - М.: Дрофа, 2003.

  15. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе, -М: Вербум-М, 2004.


ПЯТЫЙ КЛАСС

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество

Фольклор — коллективное устное народное творче­ство.

Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполните­ли фольклорных произведений. Коллективное и индиви­дуальное в фольклоре.

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колы­бельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).

Теория литературы. Фольклор. Устное народ­ное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистиче­ские). Нравоучительный и философский характер ска­зок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неисся­каемой любви сердце, спокойная готовность жертво­вать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказ­ке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Воли и-и ная богатырская сказка героического содержания. Гема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крс< гь янский сын как выразитель основной мысли ска:и-.и Нравственное превосходство главного героя. Герои ска ки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — на родные представления о справедливости, добре и зле и сказках о животных и бытовых сказках.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок (за крепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипер бола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и лите­ратурные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.) - •

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись (начальные представления).

Из литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало лите­ратурной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотво­рения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные пред­ставления).

Из литературы XIX века

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о басно­писце (детство, начало литературной деятельности). ■ Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).

Теория литературы. Басня (развитие представ­лений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литератур­ной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальные пред­ставления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюже­тов, образов и событий народных сказок, мотивы и сю­жеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Русская литературная сказка

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).

«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа сти­хотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, ал­литерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной дея­тельности).

«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жиз­ни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика (развитие пред­ставлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).

«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, луч­шую его судьбу.

«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).

«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.

Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы:



Документы

архив: 1 стр.

Пояснительная записка Статус документа

Пояснительная записка: 14 стр.

Пояснительная записка Статус документа

Пояснительная записка: 14 стр.

Пояснительная записка Статус документа

Пояснительная записка: 10 стр.