NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по организации занятости, отдыха и оздоровления детей и подростков в летний период «Школьное лето», разработанная в мкоу «Щученская сош» на 3 года, является


АНАЛИЗ РАБОТЫ

«Лето – 2013»

Лето – замечательная пора отдыха детей. Школьники отправляются в детские лагеря, санатории, отдыхают в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, работают в трудовых объединениях, проводят досуг в разновозрастных отрядах по месту жительства, занимаются социально- значимой деятельностью.. . Следует помнить, что лето- это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же дней лета необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок, музыка, природа…

Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением деятельности нашего ОУ.

Комплексно- целевая программа по организации занятости, отдыха и оздоровления детей

и подростков в летний период «Школьное лето», разработанная в МКОУ «Щученская

СОШ» на 3 года, является  актуальной, так как ориентирована на решение важной

проблемы – организованный отдых и оздоровление детей; рациональной, так как

позволила получить максимально полезный результат; реалистичной, так как  между

планируемыми целями и задачами и необходимыми для их достижения средствами

наблюдалось соответствие; контролируемой, т.е. существовал способ проверки реально

полученных результатов.
Цель программы: создание условий и обеспечение организованного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период с привлечением всех социальных и общественных структур района.

Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей школьного возраста была вызвана:

  • Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;

  • Обеспечением преемственности в работе летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей предыдущих лет;

  • Модернизацией старых форм работы с детьми в каникулярный период и введением новых;

  • Необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации целей и задач программы.

Ведущими ценностями в условиях организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период являются:

1) физическое оздоровление школьников;

2) сохранение и укрепление эмоционально-психологического здоровья воспитанников;

По продолжительности программа является долгосрочной т.е. реализуется в период летних каникул 2013- 2015 учебных годов и рассчитана на учащихся МКОУ «Щученская СОШ» в возрасте от 7 до 16 лет. При разработке особое внимание уделялось детям из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Программа "Школьное лето" ставит в центр своей деятельности личность ребенка и его здоровье, развитие учащихся, поиск новых методических решений в воспитательной работе, разнообразных форм, увлекающих детей и включающих их в активную деятельность. Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по организации отдыха и деятельности учащихся школы в летний период:

  • Нравственное и художественно-эстетическое;

  • Спортивно-оздоровительное;

  • Гражданско-патриотическое;

  • Трудовое.

  • Развитие волонтерского движения

С целью организации летнего отдыха детей на базе МКОУ «Щученская СОШ» в 2013 году были созданы и функционировали

  • Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.

  • Трудовое объединение школьников «Мастер»

  • Волонтерский отряд «Радуга».

  • Сводный отряд «Улыбка».

  • Нестационарный палаточный передвижной лагерь

Программой «Школьное лето» были предусмотрены 4 этапа реализации программы подготовительный, организационный, основной и заключительный. ( КАК И ВО ВСЕХ ПРОГРАММАХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ)

Подготовительный этап заключался в подготовке к летней оздоровительной кампании: разрабатывалась программа, подбирались кадры для организации деятельности лагеря, подготавливался методический материал и рекомендации для воспитателей, оформлялась необходимая документация ( положения, должностные инструкции, памятки для детей и родителей т.д.), проводились семинары для воспитателей.

Организационный этап . Задача этого этапа – запуск деятельности: знакомство с детьми, воспитателями, знакомство с режимом работы с планом работы , с правилами, выявление с помощью игровых методик лидеров отряда, актива. Результатом этого периода стал выбор ролей и статуса, принятия всем коллективом отрядных традиций, ценностей, принципов, а также формирования чувства «Мы» («команда», «особенные», «вместе»).

Основной период – с 6 по 30 августа 2013 года. Жизнь осуществлялась по всем направлениям, создавались условия для отдыха и оздоровления детей, организации досуга, на протяжении всего времени стремились поддержать положительный эмоциональный настрой. Результатом данного периода стали: яркие впечатления детей, оздоровление, активный отдых, дети открыли что-то новое не только в себе, но и в своих одноклассниках, воспитателях.

Заключительный период –29 и 30 августа 2013 года. Его особенность заключалась в подведении итогов, результатов жизнедеятельности в лагере, в организации групповой и личной рефлексии. Результат: анализ деятельности за лето, подведение отрядных и личных достижений, итогов, анализ предложений детей, родителей, педагогов по улучшению деятельности в период летних каникул на следующий год.
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

В условиях летнего пришкольного лагеря отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время

Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе МКОУ «Щученская СОШ». Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся от 7 до 14 лет. Продолжительность смены 21 день. В начальной школе обучается 43 учащихся. Из них 37 детей посещают лагерь с дневным пребыванием. Это 37% от количества всех учащихся. 19 ребят, а это 19% от общего количества детей охваченных пришкольным отдыхом, воспитываются в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в особой поддержке во время каникулярного периода.

Весь педагогический коллектив лагеря ориентирует свою работу на развитие личности. В деятельности и общении детей, педагогов, родителей культивируется сотрудничество, сотворчество, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса. А лето это как раз то время, когда ребенку предоставлено большое количество свободного времени, которое лагерь поможет провести интересно, незабываемо, с пользой, в воплощении собственных планов, удовлетворении индивидуальных интересов, развлечений, игр, разрядки накопившейся за год напряженности, восполнении израсходованных сил, восстановлении здоровья.

Поэтому в лагере «Страна Гномия» для детей созданы все условия: для сохранения и укрепления здоровья, для всестороннего развития, формирования у детей стремления к самовыражению, развитию творческих способностей через многообразные формы деятельности.

Передвижной нестационарный лагерь.

Передвижной нестационарный лагерь был создан как профильный палаточный с круглосуточным пребыванием детей. Была проделана большая организационная работа: разработан маршрут передвижения, должностные инструкции руководителей лагеря, изучены нормативно- правовые документы, поставлены в известность и получены разрешения различных структурных подразделений, разработаны и изучены инструкции по ТБ (Правила поведения в экстремальных ситуациях, Правила пожарной, дорожно- транспортной безопасности, Правила поведения в лесу, на воде, оказание ПМП и т.д.), утвержден списочный состав группы с расписками родителей, составлен и утвержден план работы передвижного лагеря, задачей которого является не только организованный досуг, не только оздоровление детей, но и воспитание любви к своему краю, и гордости за свою малую Родину, т.к. лагерь предусматривал своей целью посещение культурно- исторических мест (памятник Герою СС Козлову, музей- заповедник «Дивногорье).

20 обучающихся отдыхали в передвижном палаточном лагере, т.е 20% обучающихся школы.

Трудовое объединение «Мастер»

В течение всего лета трудились дети на территории поселения. В школе организовано трудовое объединение «Мастер», где учащиеся 4-10 классов работали на пришкольном участке, в теплице, по благоустройству клумб и территории школьного двора. 55% обучающихся были задействованы в трудовой деятельности. Из них- 13% детей, находящихся в ТЖС. Те дети, которые по состоянию здоровья не могли работать на участке, работали в школьной библиотеке, в классных кабинетах.

Вот уже который год обучающиеся школы организованно трудоустроены через ЦЗН на договорной основе. Летом 2013 года 15 человек(а это 15% обучающихся, из них 4%- дети из многодетных семей, 3%- дети из семей с ТЖС. (желающих много, но проблемы с документами, поэтому в течение года кл.рук. работают с родителями)
Сводные разновозрастные отряды. Развитие волонтерского движения.

Сводный отряд. Еще с пионерских времен известна эта простая, но качественная, на наш взгляд, форма работы с детьми и подросткам. Теперь официально это называется несколько по-иному - временный детский разновозрастный коллектив - это форма объединения детей и подростков, созданная с целью организации досуга и занятости детей и подростков по месту жительства. 
Основными задачами временного детского разновозрастного коллектива являются: 
- организация занятости детей и подростков в каникулярное время; 
- приобретение детьми и подростками опыта созидательной, творческой деятельности, взаимодействия в работе; 
- включение детей и подростков в социально-значимую деятельность; 
- повышение социальной активности детей, подростков и их родителей в жизни местного сообщества; 
- обеспечение доступности педагогической помощи семье и подростку по месту жительства. 
Участие в сводных отрядах привлекательно для ребят всех возрастов, так как позволяет проявить инициативу, творческие способности, участвовать в различных мероприятиях. Кроме того, работа сводных отрядов в каникулярный период позволяет организовать интересный досуг детей и подростков, не уехавших в оздоровительные лагеря и к родственникам.  
Следует отметить гибкость режима работы детских разновозрастных коллективов.  Сводные отряды работают не только и не столько в дневное время, но и вечером. 

В работе сводных отрядов заняты большинство детей,которым нужно общение и активный досуг. В летний период было вовлечено в работу РВО 53 % обучающихся, из них -24% дети, чьи семьи находятся в ТЖС.

Волонтерский отряд «Радуга» существует в школе 5 лет. В летний период волонтерам нравится работать с детьми, организуя игры, походы, конкурсы, акции. Поэтому волонтеры- старшеклассники с удовольствием организуют досуг и в лагере с дневным пребыванием, и в РСО по месту жительства. Из 21члена отряда «Радуга» 15% были первыми помощниками учителей.
Отдых на море



Отличный заряд бодрости издоровья получают школьники, отдыхая на море. Так, в этом году, 7 человек учащихся организованно отдыхали вместе с родителями на побережье Азовского моря (это 7% учащихся школы), Всего было оздоровлено 15 человек, т.е.15%
Отдых в загородных стационарных лагерях на базе АУ ВДЦСРО «Золотой колос»

В летний период 20113 г. отдохнули 15% детей ( 12- благодаря ЭНА и 2 - 80%) из них 5% дети из малообеспеченных семей и находящихся в ТЖС ( трудности: сельские дети работают дома). Большим спросом у детей пользовались профильные лагеря, в которых отдыхали 8% обучающихся ( сейчас уже желающих много!!!) 1% - это один ребенок отдыхал в санатории.
Экскурсии и турпоездки
За летний период были организованы 2 поездки на Залуженский комплекс в Академию молочных наук (это 40%), 2 экскурсии в г.Лиски в парк культуры и отдыха (40%) и 30 учащихся ездили на экскурсию в цирк г. Воронеж. Всего в туристических поездках и экскурсиях было занято 110 человек.
Подводя итог выше сказанному, можно говорить о результатах летнего отдыха детей и подростков:

        в образовательном учреждении созданы хорошие условия для полноценного отдыха и оздоровления учащихся.

        Охват 100 % учащихся школы организованными формами отдыха и оздоровления.

        Охват не менее 98% учащихся школы, состоящих на всех видах профилактического учета, а также учащихся, отнесенных к «группе риска», организованными формами отдыха и оздоровления.

        Привлекались родители к участию в организации летнего отдыха и оздоровления учащихся (поездки, отдых на море, лагерь, работа на клумбах, передвижной лагерь)

        Созданы условия для временного трудоустройства учащихся.

  Критериями эффективности отдыха могут служить:

- улучшение показателей физического здоровья детей ( меньше пропусков по болезни)

- отсутствие (роста числа )правонарушений несовершеннолетними;

- 100 % охват организованным отдыхом всех детей;

- удовлетворенность отдыхом детей со стороны детей и родителей (анкетирование).

- повысился уровень развития навыков самоорганизации и самоуправления;

- выросла активность и ответственность старшеклассников;

- успешная деятельность трудовых отрядов (удовлетворённость детей своим пребыванием в отряде, положительная оценка родителей детей, выполненный объём работ, создание благоприятного микроклимата в коллективе).

страница 1


скачать

Другие похожие работы: