NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по патриотическому воспитанию учащихся «Чудесный источник»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

ПРОГРАММА

по патриотическому воспитанию учащихся

«Чудесный источник»

Творческое объединение «Чудесный источник»
Продолжительность программы: 4 года.
Возраст обучающихся: 6,5 -11 лет.
Составитель программы:

Парфильева С.А.,

учитель начальных классов

2011 год

«Расскажи - и я забуду.

Покажи - и я запомню.

Дай попробовать - и я пойму» (Китайская пословица)
Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.


Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения о культуре и истории родного края, о традициях и обрядах, познакомить с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с бисером и т.д.) народа, проживающего в родной местности.

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Кружок «Чудесный источник» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  • быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.



Цель: удовлетворение познавательных запросов детей, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира.
Основные задачи программы:


  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

 учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.


Для решения поставленных задач программой необходимо выполнение следующих педагогических условий:

  1. Построение развивающей предметно - пространственной среды.

  2. Обеспечения разнообразия материала для познавательной и творческой деятельности каждого ребёнка.

  3. Высокий уровень подготовки педагога.

  4. Планирование занятий тематическими циклами.

  5. Развитие положительной эмоциональной среды, творческих способностей каждого ребёнка.


В основе занятий лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:

  • принцип доступности;

  • эмоционально - насыщенная тематика игровых упражнений, заданий;

  • проблемно - ситуативный характер заданий;

  • опора на развитие самостоятельности мышления, индивидуального и коллективного творчества;

  • коммуникативный характер, установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом и детским коллективом.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ заключается в том, что в процессе изучения курса «Чудесный источник» систематизируются и расширяются представления детей о традициях, обычаях, промыслах русского народа и других народов, проживающий на территории России; развивается познавательный интерес, происходит обогащение нравственного опыта учащихся, дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию; воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.

Результат этих увлекательных занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления.
Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа разработана для детей 6,5 -11 лет.

Время реализации программы – 4 года.

Количество занятий -1 час в неделю (всего- 135 часов; в 1 классе – 33 часа; во 2 – 4 классах по 34 часа).

Основные формы кружковой работы - тематические, комплексные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественных текстов и заучивание стихотворений, дидактические, творческие и подвижные игры, продуктивная деятельность детей (лепка, аппликация и тд.).

Важным условием проведения занятий являются физминутки.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку, раскрой, изготовление и оформление поделок.

Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами.

Формы организации работы и подведения итогов при изучении курса «Чудесный источик» разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии.

В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

Важное место в учебном процессе должны занять ролевые игры, чтение дополнительной литературы, практические работы.

Ожидаемые результаты:

  • формирование у школьников культуроведческих основ, интереса к истории и традициям русского народа и других народов, населяющих территорию страны;

  • развитие творческих способностей, речи детей, активизация словаря.

Должны знать и уметь:

  • подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет;

  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, природного и других материалов;

  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;

  • правила общения.

  • правила безопасности труда.

  • правила личной гигиены.


Содержание в каждом классе разделено по сезонам.






Учебно-тематическое планирование

1 класс






Наименование темы

Количество часов

Общее

количество

часов





теория

практика




1

«Прекрасная пора, очей очарованье»

4

6

10

2

«Волшебница зима»

5

7

12

3

«Весна, весна, и все ей рады»

3

5

8

4

«Лето - прекрасная пора»

1

2

3



















Итого

13

20

33


Содержание разделов.

«Прекрасная пора, очей очарованье» (10ч.)

Теория: вводное занятие, соблюдение техники безопасности на занятиях; ознакомление с планом работы, знакомство с жизнью русского народа, с влиянием осени на уклад жизни; основные приемы хранения засушенных растений, фольклорные традиции русского народа

Практика: сбор природного материала, экскурсия, изготовление аппликаций, лепка из пластилина.

«Волшебница зима» (12ч.)

Теория: зимние изменения в природе; история новогодних и рождественских праздников; беседа «Жизнь птиц зимой», зимние фольклорные традиции

Практика: экскурсии; творческая мастерская; викторина; изготовление кормушек; конкурс стихов и песен.

«Весна, весна, и все ей рады» (8ч.)

Теория: весенние изменения в природе; экскурсии; путешествие «Пасха. Легенды и поверья»; техника росписи яиц.

Практика: рисование листовок и плакатов; коллективное панно; изготовление корзинок для пасхальных яиц; роспись пасхальных яиц; конкурс рисунков и стихов,

«Лето - прекрасная пора» (3ч.)
Теория: летние изменения в природе; техника безопасности во время летних каникул.

Практика: экскурсия; коллективная работа «Колоски»; итоговая выставка работ.

Методическое обеспечение программы «Чудесный источник» на 4 года

«Прекрасная пора, очей очарованье»

Формы занятий: экскурсия; дидактическая игра; игра-путешествие; праздник; конкурс; викторина.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Формы подведения итогов: выставка работ; викторина

«Волшебница зима»

Формы занятий: экскурсия; творческая мастерская; занятие-сказка; конкурс; викторина.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Формы подведения итогов: контрольное занятие; выставка работ.

«Весна, весна, и все ей рады»

Формы занятий: экскурсия; проектная мастерская; игра-путешествие; конкурс; викторина; творческая встреча.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Формы подведения итогов: выставка работ; моделирование; викторина.

«Лето - прекрасная пора»

Формы занятий: экскурсия; занятие - игра; праздник.

Приемы и методы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, репродуктивные, исследовательские.

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Формы подведения итогов: отчетная выставка.
Тематическое планирование занятий


№п/п

Содержание занятий

Кол-во

часов

Дата




«Прекрасная пора, очей очарованье»

10 ч




1.

Экскурсия в парк. Учимся видеть и наблюдать

1




2.

Осень в жизни наших далеких предков - славян

1




3.

Сбор природного материала. Способы сушки и хранения материала

1




4-5

Основные приёмы изготовления аппликаций из семян, засушенных листьев, цветов

2




6-7

Фольклорный праздник «Сбор урожая». Лепка овощей и фруктов

2




8.

Осенний месяцеслов (стихи, пословицы об осени, осенние приметы)

1




9.

Викторина об осени

1




10.

Осенняя ярмарка. Выставка работ.

1







«Волшебница зима»

12 ч




1.

Зима в жизни древних славян

1




2.

Экскурсия. Рассматривание снежинок

1




3.

Вырезание снежинок из бумаги

1




4-5

Творческая работа «Новогодняя рамка»

2




6.

История новогодних и рождественских праздников

1




7.

Творческая работа «Ажурные закладки».

1




8

Фольклорный праздник «Просинец»

1




9

Беседа «Жизнь птиц зимой». Викторина «Наши пернатые друзья»

1




10

Изготовление кормушек

1




11

Экскурсия в парк «Покормите птиц зимой»

1




12

Зимний месяцеслов, стихи, приметы, песни о зиме

1







«Весна, весна, и все ей рады»

8 ч




1.

Экскурсия в парк. Наблюдение за природой

1




2.

Подарок мамочке (изготовление открытки к 8 Марта)

1




3.

Коллективная работа. Панно «Прилёт птиц»

1




4.

Весенние традиции русского народа

1




5.

Пасха. Легенды и поверья

1




6.

Техника росписи яиц. Значение символов

1




7.

Изготовление корзинок для пасхальных яиц

1




8.

Весенний месяцеслов. Конкурс рисунков и стихов о весне

1







«Лето – прекрасная пора»

3 ч




1.

Экскурсия в парк. Изменения в природе.

1




2.

Аппликация «Колоски»

1




3.

Итоговая выставка работ.

1





К концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, клей, кисточка для клея, линейка и др.;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

  • историю русских праздников: Рождество, Пасха, Масленица;

  • знать стихи (2 - 3) русских поэтов о разных временах года, приметы, поговорки о временах года;

  • русские народные песни, отличать их от произведений других народов.

уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея;

  • подбирать фольклорный материал, подходящий по сезону;

  • работать с дополнительной литературой, справочникам.



2 класс

Во втором классе руко­водство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изо­бражениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края.

Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самос­тоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.


Учебно-тематическое планирование





Наименование темы

Количество часов

Общее

количество

часов



теория

практика




«Прекрасная пора, очей очарованье»

4

6

10

«Волшебница зима»

5

7

12

«Весна, весна, и все ей рады»

3

6

9

«Лето - прекрасная пора»

1

2

3













Итого

13

21

34


Содержание разделов.

«Прекрасная пора, очей очарованье» (10 ч.)

Теория: вводное занятие, соблюдение техники безопасности на занятиях; ознакомление с планом работы, знакомство с видами бумаги и картона, с техникой выполнения мозайки; основные приемы работы с природным материалом; знакомство с растительным и животным миром нашего края; фольклорные традиции русского народа

Практика: изготовление аппликаций в технике «мозайка» из бумаги и картона; лепка из пластилина животных

«Волшебница зима» (12 ч.)

Теория: зимние изменения в природе; история новогодних и рождественских праздников; беседа «Жизнь птиц зимой», зимние забавы и традиции русского народа; посиделки; новогодние и рождественские колядки

Практика: экскурсия; творческая мастерская; викторина; изготовление кормушек; конкурс стихов и песен, швы « через край», «петельный шов», шитье и украшение мешочка

«Весна, весна, и все ей рады» (9 ч.)

Теория: весенние изменения в природе; экскурсия; история праздника «Пасха»; техника росписи яиц, 8 Марта; знакомство в праздником «Масленица»; приметы, пословицы, стихи и песни о весне; техника оригами

Практика: открытка маме; роспись пасхальных яиц; конкурс рисунков и стихов, изготовление птиц в технике оригами, аппликация из цветной бумаги

«Лето - прекрасная пора» (3ч.)
Теория: летние изменения в природе; техника безопасности во время летних каникул.

Практика: экскурсия; коллективная работа - аппликация «Цветы России»; итоговая выставка работ.


страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы:




Социально-значимый проект

Литература: 1 стр.