NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни



«Утверждаю»

директор МОУ СОШ с.Каменка
__________________ /Храмова О.А./



Программа по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни



2011 – 2013 год




Пояснительная записка

Актуальность проблемы
В российском обществе молодое поколение находится в очень сложной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. Молодежь и, особенно, подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем.
Данная программа является всесторонней, переходя от информационных методов к образовательным. Создание данной программы является своевременной и необходимой.
Материальная база и кадрово-профессиональный потенциал школы позволяет уже сейчас развернуть антинаркотическую работу, для реализации которой необходима надежная и эффективная программа, реализуемая при тесном межведомственном сотрудничестве. Основная работа по реализации программы осуществляется педагогами преподавателями ОБЖ и ОЗОЖ, классными руководителями, волонтерами из числа учащихся школы. Для работы по направлениям, не входящим в основную деятельность школы, планируется привлечение специалистов заинтересованных структур (нарколога ЦРБ, инспектора ОПДН, фельдшера ФАП и др.).

Проблема
Неподготовленность молодежи к самостоятельной жизни, неумение активно строить свою жизненную позицию и добиваться при этом успеха приводит к росту молодежной преступности, всплеску наркомании, раннему алкоголизму.

Цель комплексной программы

Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

Задачи
• Повышение уровня профилактической работы с подростками и молодежью, создание психотехнологий, направленных на развитие личностных ресурсов.
• Активизация разъяснительной работы с младшими школьниками, подростками, молодежью и родителями.
• Повышение самосознания учащихся школы через разнообразные формы работы.
• Развитие способностей и навыков высокоэффективного поведения и формирования стратегий в преодолении психологических кризисных ситуаций .

• Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".
• Усиление координации предупредительно-профилактической работы всех ведомств решающих данную проблему.
Принципы программы:

  • доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;

  • анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;

  • опосредованность: работа по профилактике и преодолению зависимостей ведется без использования прямых мер по противодействию им.

  • системность: системный подход к решению вопроса профилактики наркотической зависимости при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики

Формы, методы и приемы профилактической работы.

1. Изучение физического и психического здоровья учащихся, перегрузок учащихся в учебной деятельности и их влияния на здоровье.

2. Тренинги по непрямой профилактике зависимостей, связанной с актуализацией основных жизненных ценностей и нахождением конструктивного выхода из конфликтных ситуаций как формы актуализации личности.

3. Подготовка диагностических материалов по проблеме для обсуждения на педагогических советах и родительских собраниях.

4. Работа в малых группах по отработке основных коммуникативных форм, норм общения, позволяющая найти свое новое положение в социуме.

5. Просвещение учащихся в области личной гигиены, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.

6. Вовлечение учащихся в спортивно- оздоровительные объединения, привитие навыков здорового образа жизни.

Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на два года реализации и будет проведена в период сентября 2011 года по август 2013 года.

Этапы реализации программы

I. Подготовительный этап (сентябрь - ноябрь 2011)

• Анализ состояния профилактической работы за 2010 – 2011 уч. год.
• Диагностика трудностей и проблем.
• Обработка результатов.

II. Практический (декабрь 2011 г.- июнь 2013г.)

• Реализация программы.
• Отслеживание результатов.
• Коррекция программы.
• Отработка технологий и методов работы.
III. Обобщающий (август 2013 г.)

• Анализ и обобщение результатов.
• Соотнесение результатов с поставленными целями.
• Оформление и описание результатов.
• Выработка методических рекомендаций.
• Описание опыта работы по реализации программы.
• Формирование рабочей модели системы профилактической работы.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

2011-2012 учебный год



Практические дела

Срок исполнения

Ответственные

1

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

классные руководители, руководители кружков

2

Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь


Кл. руководители.

Зам. директора по ВР

3

Составление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

Сентябрь


Кл. руководители.

Инспектор ОПД

4

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

Октябрь-ноябрь

классные руководители, школьный инспектор, родительская общественность

5

Организация и проведение Дня здоровья.

сентябрь

Кл. руководители учитель физкультуры

6

Родительское собрание «Педагогические ситуации». Как избежать беды (суицид).

октябрь

Зам. Директора по УВР

7

Беседы врача нарколога и терапевта с учащимися 7- 11 классов (беседа со специалистами, мероприятия по профилактике употребления психически-активных веществ среди несовершеннолетних).

В течение всего периода

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

8

Анкетирование среди учащихся 9 - 11классов с целью контроля за их адаптацией к новым условиям обучения.

декабрь

Кл. руководители

Зам. директора по ВР

9

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

декабрь

Зам. директора по ВР, кл. руководители

10

Выборочное анкетирование среди учащихся с целью выявления уровня знаний о факторах риска.

ноябрь

Кл. руководители

Учитель ОБЖ

11

Провести анкетирование учащихся 6, 8, 7 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

Ноябрь

Кл. руководители

Учитель ОБЖ

12

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь

Кл. руководители

13

Среди учащихся 5 - 9 классов провести анкетирование с целью выявления знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

январь

Соц педагог

Кл. руководители

14

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

январь

Фельдшер ФАП

15

Конкурс рисунков (5 – 11 кл), посвященный Дню борьбы со СПИДом.

Декабрь

Кл. руководители, учитель ИЗО, ОБЖ

16

Линейка “Наркотики: зависимость и последствия”.

Декабрь

Зам. директора по ВР

17

Участие в международной акции АНТИ – СПИД.

Декабрь

Зам. директора по УВР, классные

18

Оформить выставки книг: “На улице – не в комнате, о том, ребята, помните”, “Берегите здоровье смолоду”, “Экология и проблемы ХХI”.

1 полугодие

Библиотекарь

19

Оформить картотеку по теме: “Здоровый образ жизни”

2 полугодие

Библиотекарь

20

Провести беседы с просмотром видеокассет по темам:

“Наркомания”, “В ХХI век без наркотиков”, “Виртуальная агрессия”

2 полугодие

Инспектор ОПД

21

Подобрать материалы к классным родительским собраниям и классным часам по темам: “Режим дня школьника”, , “Физическая активность и здоровье”, “Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек”, “ЗОЖ, закаливание”, “СПИД и его профилактика”, “Предупреждение алкоголизма, наркомании, табакокурения”, “Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Вред гиподинамии”.

1 полугодие

Библиотекарь

Классные руководители, учитель ОБЖ, ОЗОЖ

22

Регулярно проводить классные часы, родительские собрания, анкетирование по проблемам ПАВ, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей учащихся, имеющих отклонения в поведении и замеченных в употреблении ПАВ.

В течение периода реализации программы

Инспектор ОПД

Работники ФАП

23

Участие во Всероссийском уроке здоровья

Апрель

Зам. директора по УВР, мед. работник, учителя физ. культуры

24

Участие в

легкоатлетическом кроссе,

весенней спартакиаде школьников

май

учитель физ. культуры


25

Проведение спартивных соревнований по различным видам спорта согласно общешкольному плану воспитательной работы

В течение года

учитель физ. культуры , руководитель спортивного кружка


26

Волонтёрское движение на базе 11 класса по организации пропаганды ЗОЖ и правил безопасного поведения.

В течение года

Инспектор ОПД


27

Подготовка и распространение специальных материалов антинаркотической направленности: буклеты, брошюры, социальная реклама.

В течение года

Инспектор ОПД


28

В целях контроля вести учет посещаемости школы детьми “группы риска”, контролировать их занятость во время каникул.

В течение года

Инспектор ОПД


29

Проводить заседания Совета профилактики правонарушений.

Ежемесячно

Инспектор ОПД


30

Проводить рейды в семьи детей, оказавшихся в социально-опасном положении.

В течение года

Инспектор ОПД


31

Организация выставок творческих работ учащихся по здоровому образу жизни.

В течение года

Кл. руководители, учителя русского языка, ИЗО

32

Провести беседы по здоровому образу жизни, отказе от курения, регулярном питании, о режиме дня, занятиях спортом.

В течение года

Мед. работник


33

Следить за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе.

В течение года

Мед. Работник

 

34

Обучение педагогических работников ОУ современным формам и методам своевременного выявления первичных признаков девиантного поведения и злоупотреблениями психоактивными веществами среди обучающихся.

В течение года

Зам. директора по ВР

Работники здравоохранения


35

Организация в местном печатном издании обсуждение вопросов о роли семьи в воспитании детей, о пропаганде здорового образа жизни.

В течение года

Инспектор ОПД

Зам. директора по УВР

36

Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания, посвящённой здоровому образу жизни

Июнь - август

Зам. директора по ВР мед. работник, учителя физ. культуры

2012 – 2013 учебный год

1

Привлечение учащихся к культурно-досуговой деятельности (кружки, секции).

В течение всего года

классные руководители, руководители кружков

2

Составление социальных паспортов школы и классов с целью получения необходимой информации о детях, обучающихся в школе.

Сентябрь


Кл. руководители.

Зам. директора по ВР

3

Обновление базы данных по учащимся, имеющим отклонения в поведении, и семьям неблагополучного характера с целью последующей помощи им.

Сентябрь


Кл. руководители.

Инспектор ОПД

4

Организация и проведение “Дня здоровья”.

Сентябрь

Кл. руководители

Учитель физкультуры

5

Комплекс мероприятий, проводимый в рамках Месячника профилактики правонарушений и наркозависимости.

Традиционно Октябрь-ноябрь

классные руководители, школьный инспектор, родительская общественность

6

Анкетирование учащихся 5-11 классов с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

Ноябрь

Кл. руководители

7

Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

Ноябрь

Кл. руководители

8

Беседы по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков

В течение года.

Кл. руководители

9

Беседы на общешкольных родительских собраниях по профилактике правонарушений, профилактике наркомании, токсикомании среди подростков

В течение года.

Кл. руководители, зам директора по УВР, Инспектор ОПД

10

Индивидуальные беседы с родителями детей

В течение года.

Кл. руководители

11

Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!»

декабрь

Волонтерская группа

12

Встреча учащихся группы «риска» с наркологом. Викторина по теме: «Дети и наркомания»

декабрь

Инспектор ОПД


13

Проведение классных часов по темам: «Что ты знаешь о наркотиках?», «Как ты поступишь, если …», «Наркотики и детство».

декабрь

Кл. руководители, Инспектор ОПД

14

Конкурс плакатов «Наркомания – это вред».

март

Кл.руководители, учитель ИЗО

15

Тест для подростков «Предрасположен ли ты к наркотикам?»

январь

Кл. руководители

16

Встреча с врачом «Предохрани себя»

январь

Кл. руководители

17

Просмотр видеофильма «Наркомания и дети»

февраль

Инспектор ОПД

18

Выставка литературы «Против наркомании»

февраль

библиотекарь

19

Конкурс плакатов, посвященных «Здоровому образу жизни»

апрель

Учитель ИЗО

20

Проведение Недели профилактики наркозависимости.

март

Инспектор ОПД кл. руководители,

21

Семинар для родителей 7 - 8-х классов «Как пережить опасный возраст?»

март

Инспектор ОПД Кл. руководители

22

Встреча учащихся с врачом наркологом «Наркомания, алкоголизм и подросток» (индивидуальная беседа с учащимися группы «риска»)

март

Кл. руководители Инспектор ОПД


23

Диспут «Как противостоять вредным привычкам?» 7-9 классы

апрель

Кл. руководит., Инспектор ОПД

24

Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних

апрель

Инспектор ОПД




Итоговое анкетирование учащихся с целью выявления отношения детей разного возраста к ПАВ.

май

Кл. руководители зам. директора по ВР




Классные часы, посвященные результатам анкетирования.

май

Кл. руководители




Родительский лекторий «Вредные привычки ребенка. Как им противостоять?»

май

Кл. руководители Инспектор ОПД




Посещение уроков «Работа с трудными учащимися на уроке».

В течение года

Зам. директора по УВР




Рейд «Наши дети и улица»

В теч. года

Инспектор ОПД




Работа телефона доверия

В течение периода реализации программы, (среда)

Инспектор ОПД




Участие в весенней спартакиаде школьников

Согласно плану ВР

учитель физ. культуры




Индивидуальные беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете и учете инспекции, с учениками, чьи семьи находятся в социально-опасном положении.

В течение года

Инспектор ОПД




Организация летней оздоровительной площадки дневного пребывания,

Июнь - август

Зам. дир. по ВР мед. работник, учитель физкультуры




Анализ реализации программы, подведение итогов, разработка мероприятий на новый уч. год.

август

Зам. директора по ВР

Прогнозируемый результат внедрения “Программы по профилактике наркотической зависимости и формированию здорового образа жизни”:

1. Использование в воспитательном процессе “Программы” должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.

2. В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, реализовывать свои способности в одном из видов спорта, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.

3. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.

Ожидаемые результаты
• Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в городе.
• Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманиями и другими видами зависимости от психотропных веществ.
• Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психотропных веществ среди детей, подростков и молодежи.
• Формирование навыков здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков и молодежи.
• Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления наркотическими и психоактивными веществами.



страница 1


скачать

Другие похожие работы: