Программа по профилактике правонарушений «Правильный выбор»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Утверждаю
Директор школы
_________ В.А. Гафуров
«___» _________ 2013 г.
Программа по профилактике правонарушений
«Правильный выбор»
посёлок Лобва
Вот они вечные истины эти:
Поздно заметили... мимо прошли...
Нет! Не рождаются «трудными» дети!
Просто им во время не помогли!
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетнихнаправлена на совместную деятельность как обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и обучающихся, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс, в результате чего программа получила название «Правильный выбор»
Цель:
Формирование основ комплексного решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних обучающихся, их социальной реабилитации в современном обществе.
Задачи:
1. Создание благоприятного микроклимата для обучающихся;
2. Всестороннее развитие способностей творческой и социальной активности обучающихся;
3. Воспитание духовно-нравственных ценностей у обучающихся;
4. Проведение психолого–педагогической работы по предупреждению правонарушений, коррекционной работы с обучающимися девиантного поведения, формирование здорового образа жизни, воспитание толерантности и уважения к правам человека;
5. Оказание педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также социальнаяи психологическаяподдержкасемьям.
6.Обеспечениезаконных интересов и защиту прав несовершеннолетнихобучающихся.
7. Создание условий для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
8. Создание условий для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказания им помощи в обучении и воспитании детей;
9. Обеспечить организацию общедоступных спортивных секций, технических кружков, клубов по интересам и привлечение в них безнадзорных, склонных к асоциальным поступкам и к правонарушениям несовершеннолетних;
10. Формирование в ходе воспитательных мероприятий толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе;
11. Развертывание воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни, вреда курения, алкоголизма, наркотиков;
12. Формирование навыков здорового образа жизни.
Обоснование программы:
В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетним и семьями, находящимися в социально-опасном положении. Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению. Поэтому, именно образовательные учреждения, должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди обучающихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением.
Согласно Закону No120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
оказание социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо
проблемы в обучении;
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном
положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
осуществление мер по реализации программ и методик, направленных
на законопослушное поведение.
- Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
- Семья, находящаяся в социально-опасном положении,- семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Проведенные исследования показали, что наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой в школе с созданием такого звена управления, как «Совет профилактики», а также Программы «Профилактика правонарушений», которая бы систематизировала и существенно расширила функции субъектов образовательного процесса. Программа должна способствовать укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации, педагогов, родителей, общественности школы и других субъектов системы профилактики. Наиболее важным в организации профилактической работы в школе является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от прежних поведенческих традиций, декларативной формы общения с родителями и обучающимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты (социальный педагог), но и весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в Программе «Профилактики правонарушений». Применение творческих подходов в этой работе, личной заинтересованности в том, чтобы из обучающихся, их родителей (законных представителей) сделать равноправных партнеров образовательного процесса, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут способствовать успеху в этой работе.
По мере возможности решать вопросы организации творческого развития подростков, пропаганды ЗОЖ, социальной поддержки, профессиональной ориентации, что определяет становления личности в выборе жизненного пути.
Наиболее важные аспекты программы «Профилактика правонарушений»:
1.Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни. Ежедневный контроль за успеваемостью со стороны куратора и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися,
организовать помощь отстающим как педагогом-предметником, так и успевающими учениками.
Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы». В конечном итоге, он может стать добычей преступной среды.
2.Борьба с пропусками занятий без уважительной причины является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Он станет проводить время в игротеках, на рынках, вокзалах. В погоне за легким заработком он может приобщиться к бродяжничеству и попрошайничеству. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. По этой причине борьба с прогулами должна быть включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений. Кураторы должны установить ежедневный контроль за посещаемостью занятий. В случае пропуска занятий учеником необходимо выяснять у родителей причину отсутствия. Следует установить совместный контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика».
Когда прогулы носят систематический характер, необходимо подключение работников полиции и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятие мер к родителям, не выполняющих своих обязанностей, которые не обеспечивают контроль за обучением и воспитанием ребенка. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.
3.Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают:
- потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;
- озабоченность перспективой, как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всех людей России;
- потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;
- готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.
Поэтому к программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек надо привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать юношеский потенциал, озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать самих обучающихся на реализацию этой программы.
4.Правовое воспитание.
Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей (законных представителей) правовых знаний - необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Проведение бесед, лекций, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних и их родителей дают мотивацию на ответственность за свои действия. Целесообразно акцентировать внимание учащихся не только на карательных, наказуемых, но и защитных функциях правовых норм, широко используя примеры из практики правоохранительных органов, средств СМИ, ставя учащегося «в положение жертвы». Следует информировать об административной и уголовной ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в противоправные действия, пьянство, наркоманию, особенно родителей (лиц их заменяющих), материальной ответственности за ущерб, причиненный их детьми. К такой работе целесообразно привлекать сотрудников правоохранительных органов, приглашать для проведения лекций правоведов, психологов и других специалистов, имеющих опыт работы с преступностью несовершеннолетних. В нашем образовательном учреждении необходимо создать стенды «Права и ответственность несовершеннолетних».
5.Профилактика наркомании и токсикомании.
В нашей школе необходимо планировать и проводить работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Следует прилагать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью. В беседы с подростками о вреде наркомании будут включены интересные жизненные примеры, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Их можно найти в периодических изданиях, газетных статьях и очерках. Такую подборку информационного материала следует поручить ответственной зав.библиотекой, которая, в свою очередь, обеспечит информацией педагогов. В библиотеке следует организовать специальный стенд с брошюрами, журналами и другим информационным материалом по профилактике наркомании. Одним из направлений антинаркотической пропаганды в школе является предостережение обучающихся путем демонстрации страшных последствий употребления наркотиков: показов ярких и наглядных фильмов.
Необходимо информировать родителей о широком распространении наркотиков в подростковой среде, подготовить и раздать родителям «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи. Полезно создать группы родителей (из числа работников здравоохранения, правоохранительных органов и т.д.) по предупреждению проникновения наркотиков в школу.
6.Предупреждение вовлечения учащихся в экстремистские организации.
В нашем образовательном учреждении необходимо проводить работу по предупреждению вовлечения учащихся в экстремистки - настроенные организации и группировки. К участию в массовых беспорядках, хулиганских проявлениях во время проведения спортивных мероприятий, распространению литературы, пропагандирующей межнациональную, межрелигиозную рознь, идеи фашизма все чаще стали привлекаться учащиеся старших классов.
Педагогическому коллективу надлежит проводить работу в этом направлении совместно с органами внутренних дел, родительской общественности, общественных организаций:
1. работа, направленная на формирования у подростков толерантного сознания, веротерпимости и обучение культурному диалогу.
2. работа по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп, религиозных сект.
3. создание консультационного пункта для обучающихся и родителей с привлечением психологов, социальных педагогов, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
7. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строиться планово в каждой школе. В выявлении такой категории детей и родителей должен участвовать весь педагогический коллектив школы. При выявлении негативных фактов педагоги информируют Совет профилактики школы. Социальный педагог, классный руководитель знакомятся с жилищными условиями обучающихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Целесообразно некоторые посещения проводить с сотрудниками ПДН органов внутренних дел («ОВД»), особенно в семьи, состоящие на учете в ОВД, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, наркотиками, нерадивом отношении к детям.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе следует привлекать специалиста по социальной защите, иногда, при наличии признаков детской токсикомании и наркомании, психиатра-нарколога. Полезно использовать опыт работы психолого-педагогических центров для нормализации отношений в конфликтных семьях.
Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения.
Важными направлениями в этой работе являются:
- установление доверительных отношений между родителем и специалистом (классный руководитель, социальный педагог);
- разъяснение родителям основ межчеловеческих отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная причина деструктивных переживаний может лежать глубже внешних проявлений. Поэтому за каждым негативным действием или случаями активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;
- формирование у родителей правильного отношения к самооценке или чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании. Только в этих условиях формируется устойчивая личностная установка и ее активность;
- установка, направленная на формировании у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Работу с семьями, находящимися в социально-опасном положении, необходимо строить в тесном контакте с Комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекторами ОВД, органами социальной защиты, специалистами-психологами, сотрудниками центров социально-психологической помощи, органами опеки и попечительства, родительской общественностью, и другими общественными организациями.
1. Правовая база программы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- ФЗ № 120 0т 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- Закон Свердловской области «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании на территории Свердловской области»;
- Закон Свердловской области «О профилактике зависимости от психоактивных веществ на территории Свердловской области»;
- Закон Свердловской области «О профилактике правонарушений в Свердловской области»;
- ФЗ от 10 июня 2001 г. №87–ФЗ «Об ограничении курения табака»;
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
2. Принципы программы «Правильный выбор»:
Организовать профилактическую работу в школе по принципу непрерывности во исполнение ст. 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности.
Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности ребенка: интеллектуальной (сознательное усвоение общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими).
Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
Принцип личностной направленности – учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характера, упор на личностное достоинство учащегося, опора на положительные качества.
Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.
- Воспитание у учащихся установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
- Воспитание учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности;
- Формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
- Через воспитательные мероприятия повышать роль семьи в формировании у детей норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
- Вести широкую пропаганду миролюбия, толерантности к этническим, религиозным и политическим разногласиям;
- Противодействие экстремизму через детскую общественную организацию, ученическое самоуправление;
- Внедрение в школьную среду практику норм толерантного поведения;
- Воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
- Отработка навыков безопасного поведения учащихся в момент угрозы террористического акта;
- Изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение;
- Формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;
- Формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
3. Организация программы:
Сроки реализации Программы – 20013 – 2016 учебный год.
Программа используется в школе с 1 по 9 класс. Она составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 3 года. Структура и организация данной профилактической программы строится с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно, степени их социализации.
4. Ожидаемые результаты:
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
Формирование у подростков нравственных качеств, чувства толерантности, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими.
Внедрение норм толерантности в социальную практику учащихся, противодействие экстремизму, нетерпимости к любому проявлению жестокости, и агрессивности к людям некоренных национальностей, других вероисповеданий.
Выработка устойчивых навыков безопасного поведения учащихся в экстремальной обстановке, особенно при угрозе совершения террористического акта.
Формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения, уметь сказать «нет».
Формирование устойчивых установок к здоровому образу жизни.
В профилактическую программу школы входят следующие подпрограммы.
5. Содержательные компоненты программы:
5.1 Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5.2 Подпрограмма «Профилактика экстремизма и терроризма»;
5.3 Подпрограмма «Мы за жизнь».
5.1 Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Цель: Обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы.
Задачи подпрограммы:
1. Создание условий для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
2. Оказание действенной и незамедлительной психолого-медико-педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
3. Создание условий для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказания им помощи в обучении и воспитании детей;
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: