NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по содержанию и структуре соответствует содержанию педагогической подготовки выпускников вуза и обеспечивает непрерывность педагогического образования



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Комплексного междисциплинарного вступительного экзамена

в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Педагогика высшей школы»)


УТВЕРЖДЕНО

решением учебно-методического совета

НОУ ВПО «ОмГА»

протокол № 6 от « 25 » мая 2011 г.

Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович



Омск, 2011

Составитель:

Рягин С.Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., Почетный работник образования РФ
Рекомендована решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы
протокол № _____ от «_____» _______________ 2011г.
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор _____________________ С. Н. Рягин
(подпись)

Пояснительная записка

Программа вступительных экзаменов предназначена для подготовки к вступительному испытанию в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогика» (профиль подготовки «Педагогика высшей школы»). Представленная программа по содержанию и структуре соответствует содержанию педагогической подготовки выпускников вуза и обеспечивает непрерывность педагогического образования.

Поступающего к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, выявляется мировоззренческое видение ими актуальных проблем педагогической теории и практики, знание современных подходов к их разрешению, а также проверяется готовность к организации собственного научного исследования.

Поступающий в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогика» (профиль подготовки «Педагогика высшей школы») представляет на кафедру реферат по проблеме исследования и сдает по направлению (с учетом профиля) междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме экзамена.
Требования к качеству подготовки поступающего в магистратуру
Требования к реферату

Реферат должен быть выполнен на актуальную тему, связанную с научными интересами поступающего в магистратуру.

Во введении должен быть четко определен научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования.

В основной части реферата автор должен представить анализ изученных источников литературы в соответствии с задачами исследования, а также опыта решения этой проблемы на практике.

Выводы по проведенному исследованию, содержащиеся в заключении, должны соответствовать поставленным в исследовании задачам.

Реферат завершается списком использованной литературы, которая в соответствии с общепринятыми правилами должна быть указана в тексте работы.

Объем реферата – около 20-25 страниц текста, напечатанных 14 кегль через полтора интервала.

Реферат сдается на кафедру для рецензирования не позже, чем за три дня до вступительного испытания в магистратуру.

Если поступающий в магистратуру имеет публикации, то он представляет публикации вместе с рефератом.

Требования к экзамену

Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме экзамена по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Педагогика высшей школы») включает в себя три вопроса: один по педагогике, второй – по профессиональной педагогике, третий по теме реферата.

Ответы оцениваются предметной комиссией раздельно, по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за вступительный экзамен определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из двух вопросов. Неудовлетворительная оценка по одному из вопросов (ниже 60 баллов) автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен в целом.

На собеседовании поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции:

- целостное психолого-педагогическое знание, отражающее современный уровень развития педагогики и образования;

- свободное владение основными понятиями педагогики;

- умение устанавливать связь теоретических основ педагогики и психологии с современной практикой;

- владение методами научно-исследовательской работы (в беседе по реферату).

Критерии оценки:

ECTS

Баллы %

Критерии выставления оценки

А

90-100

Прекрасное знание рассматриваемого вопроса, с совершенно незначительными неточностями

В

82-89

Хорошее знание рассматриваемого вопроса, но с некоторыми неточностями

С

75-81

В целом неплохое знание рассматриваемого вопроса, но с заметными ошибками

D

67-74

Слабое знание рассматриваемого вопроса, с весьма заметными ошибками

Е

60-66

Самое общее представление о рассматриваемом вопросе, отвечающее лишь минимальным требованиям. Серьезные ошибки

F

0-59

Полное незнание рассматриваемого вопроса. Грубейшие ошибки.


Все вопросы, касающиеся несогласия абитуриентов с полученными оценками, решаются Апелляционной комиссией. Заявления на аппеляцию принимаются лично от абитуриента в день объявления результата.
Содержание программы
ПЕДАГОГИКА
Общие основы педагогики

Педагогика в системе наук о человеке. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет, функции педагогики. Структура педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и образовательной практики.

Система образования и её характеристика. Закон РФ «Об образовании». Инновации в системе образования и их характеристика.

Педагогический процесс. Структура, функции, движущие силы педагогического процесса. Развитие теории педагогического процесса (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев и др.).

Методология и методы педагогических исследований. Понятие «методология педагогической науки». Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Фундаментальные и прикладные исследования.

Научный аппарат исследования. Организация педагогического исследования: обоснование актуальности исследуемой темы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, методов исследования.

Методы педагогического исследования и их характеристика.

Сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса. Функции процесса обучения. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Двусторонний и личностный характер обучения. Закономерности и принципы обучения. Анализ современных дидактических концепций.

Содержание образования. Сущность и структура содержания образования; его основные характеристики. Государственный образовательный стандарт и его роль в определении содержания образования. Вопросы содержания образования в Законе РФ «Об образовании». Реализация содержания образования в учебных планах, учебных программах и учебниках. Базовая культура личности.

Методы и приемы обучения. Методы, приемы обучения и их классификация. Репродуктивные и проблемные методы обучения. Проверка и оценка результатов учебной деятельности учащихся: ее функции, виды и формы проведения. Оценка как элемент управления качеством образования. Характеристика и анализ традиционных и современных средств оценивания результатов обучения.

Средства обучения, их классификация, Исторический аспект развития проблемы средств обучения. Наглядные средства обучения. ИКТ в современном образовании. Компьютерные технологии в обучении и особенности их использования в работе с детьми разного возраста.

Формы организации обучения и их развитие в современной дидактике. Урок и другие формы обучения в современной школе. Вопросы организации обучения в Законе РФ «Об образовании».

Проблема выбора методов и форм обучения.

Педагогические технологии в обучении. Технология активного обучения.

Сущность воспитания как педагогического процесса. Понятие воспитания в широком и узком смысле слова. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.

Воспитательный процесс и его характеристика. Функции, логика, специфические закономерности воспитательного процесса. Содержание воспитательной работы в школе. Воспитательная система образовательного учреждения. Современная трактовка педагогической поддержки воспитанников (О.Газман и др.)

Проблема методов и средств организации воспитания. Сущность и классификация методов воспитания. Приемы и педагогическая техника взаимодействия в процессе воспитания. Методы формирования сознания. Методика воспитания поведения. Методы формирования эмоционально-волевой сферы личности. Воспитывающая среда и ее развитие.

Формы организации воспитательного процесса. Функции форм воспитательного процесса. Коллективно-творческие дела как форма реализации личностно-ориентированного и индивидуального подходов. Другие формы организации воспитательного процесса.

Понятие о воспитательном коллективе и его структуре. Стадии развития детского коллектива. Пути и средства развития коллектива. Личность и коллектив.

Педагогическое взаимодействие в воспитании. Сущность межличностного взаимодействия. Виды отношений педагога с учащимися. Взаимодействие и совместная деятельность, основные пути их развития. Личностно-ориентированная коллективная творческая деятельность и ее организация. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Совместная работа учителя и родителей в осуществлении учебно-воспитательной работы с детьми.

Педагогика межнационального общения. Национальное своеобразие воспитания. Воспитание культуры межнациональных отношений. Цель и задачи воспитания культуры межнационального общения. Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости, толерантности. Организация практической деятельности учащихся по формированию у них культуры межнациональных отношений.

Внеурочная воспитательная работа. Цели и задачи внеурочной воспитательной работы. Особенности внеурочной воспитательной работы на современном этапе развития школы. Закон РФ «Об образовании» и Федеральные образовательные стандарты о проблемах и задачах воспитания в современных условиях. Основные формы индивидуальной и массовой внеклассной воспитательной работы.

Объединения и организации детей и молодежи и их воспитательный потенциал.

Сущность управления системой образования. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием. Основные функции педагогического управления. Школа как педагогическая система и объект управления.

Органы управления образованием. Основные компетенции федеральных и региональных органов управления. Службы управления.

Развитие вспомогательных служб в образователь­ных учреждениях в новых социально-экономических условиях: маркетин­га, финансовой службы, мониторинга и экспертизы качества и др.

Методы управления образовательными учреждениями.

Руководство школой. Руководитель образовательного учреждения и самоуправление. Педагогический коллектив как трудовой коллектив особого типа. Организационная культура школы. Конфликты и пути их разрешения.

Методическая работа в школе как фактор повышения педагогической культуры.

Цели и особенности организации аттестации педагогических работников школ.

Аттестация и самоаттестация образовательного учреждения.
История педагогики и образования

История педагогики и образования как область научного знания. Предмет, задачи, хронология истории педагогики.

Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Воспитание и образование в Западной Европе периода Средневековья и эпохи Возрождения (Иоанн Златоуст, Аврелий Августин, Т.Мор и Т.Компанелла, Ф.Рабле и М. Монтень). Гуманистические идеи западной цивилизации XVII - XIX вв. (Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, А. Дистервег). Реформаторская педагогика конца XIX — начала XX веков (Д. Дьюи, В.Лай, Кершенштейнер).

История воспитания, образования и педагогической мысли в России. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до XVIII века. Школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке. (М.В. Ломоносов, И.И.Бецкой, И.И.Новиков, Янкович). Школа и педагогика России XIX — начала XX вв. (до 1917 года). Педагогическая деятельность и педагогические идеи выдающихся деятелей просвещения XIX — начала XX вв. (К.Д.Ушинский, Н.А. Корф, Л.Н.Толстой, П.Ф. Лесгафт и др.) Отечественная школа и педагогика после 1917года (С.Т.Шацкий, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко). Педагогическое новаторство В. А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и др.

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Закон РФ «Об образовании» как документ, регулирующий вопросы образования. Правовое обеспечение профессиональной педагогической деятельности и его особенности.

Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ. Международная Декларация прав ребёнка и Конвенция о правах ребенка. Другие международные и российские документы по охране прав ребёнка.

Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Методология и методы профессиональных педагогических исследований. Специфика исследований в области профессиональной подготовки

Основные проблемы профессиональной подготовки. Профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональ­ная пригодность как проблемы профессиональной педагогики,

Специфика воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Физиологические и психологические основы профессионального обучения. Специфические требования к здоровью, психологическим и личностным качествамспециалиста. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся, студентов в теоретическом и практическом профессиональном обучении. Половые различия и гендерные установки.

Профессиональные знания, умения, навыки, взаимосвязь и дина­мика их формирования. Знания об объекте действий и знания о действиях с объектом. Уровни применения знаний. Структура профессиональных умений.

Профессиональное самосознание личности специалиста. Профессиональная позиция. Индивидуальные стили профессиональной деятельности.

Законодательно-нормативная база профессионального образования

Общее понятие о педагогических системах в профессиональном образовании. Основные элементы педагогической системы: цели образо­вания; содержание образования; методы, средства, организационные фор­мы обучения и воспитания; педагоги (преподаватели, мастера производ­ственного обучения, воспитатели); обучаемые (учащиеся, студенты).

Цели и иерархия целей профессионального образования. Реализация целей в педагогическом процессе на примере подготовки специалиста любой специальности).

Педагогический процесс в системе профессионального образования (общая характеристика): сущность, структура, основные компоненты: со­держание, преподавание, учение, средства обучения. Характеристика этих аспектов на примере подготовки любого специалиста.

Содержание профессионального образования. Общие подходы к от­бору содержания на основе государственного стандарта. Учебный план; модель учебного плана, типовой и рабочий учебные планы. Типовые и рабочие учебные программы. Роль личности педагога в формировании содержания обучения и реализации учебно-программной документации.

Методы профессионального обучения. Методы теоретического обучения. Методы практического обучения. Специфика методов профессионального обучения в реализации образовательных программ среднего и высшего профессионального образования.

Формы профессионального обучения. Основные формы теорети­ческого обучения. Основные формы организации практического обучения. Формы организации учебного проектирования. Формы организации производственной практики. Специфика применения организационных форм обучения при реализации образовательных про­грамм среднего и высшего профессионального образования.

Средства профессионального обучения как категория профессио­нальной дидактики. Характеристика современных средств профессиональ­ного обучения. Лабораторно-практическая база профессионального обу­чения. Тренажеры и имитаторы в профессиональном обучении. Учебно-производственные средства обучения.

Компьютеризация педагогического процесса. Развитие компьютерных и телекоммуникационных сетей в обра­зовании. Перспективы развития средств обучения. Формирование систем средств обучения и комплексное их использование в системе подготовки специалистов в области педагогики.

Научно-исследовательская деятельность в процессе профессиональной педагогической подготовки.

Теория и практика воспитательной работы в профессиональных педагогических образовательных учреждениях

Управление профессиональными образовательными учреждениями и его специфика в сфере подготовки педагогов.

Подготовка и повышение квалификации педагогических, научно-педагогических кадров профессиональных образовательных учреждений. Содержание и организация методической работы в профессиональных образовательных учреждениях в новых социально-экономических услови­ях. Развитие вспомогательных служб в профессиональных образователь­ных учреждениях в новых социально-экономических условиях: маркетин­га, финансовой службы, мониторинга качества и др

Инновационные процессы в развитии профессионального образования и их отражение в теории и практике подготовки педагогов

Развитие идеи непрерывного профессионального образования как переход от формулы «образование на всю жизнь» к формуле «образо­вание через всю жизнь», как создание условий для свободного продви­жения человека в профессиональном образовательном пространстве. Принципы реализации идеи непрерывного профессионального обра­зования.

Последипломное образование и его специфика в сфере подготовки педагогов. Институциональные формы дополнительного последипломного профессионального образования: институты повышения квалификации, учебно-курсовые комитеты, курсы и т.п. Профессиональная переподго­товка незанятого населения, учебные центры служб занятости. Неформальное образование взрослых.

Основные тенденции развития профессионального образования за рубежом в ведущих странах. Основные характеристики зарубежных систем профессионального образования в Германии, Франции, Англии, США. Колледж и университет как общемировые модели профессиональных образовательных учрежде­ний. Зарубежные модели непрерывного профессионального образования: пожизненное образование, перманентное образование, непрекращающе­еся образование. Система и своеобразие подготовки педагогов.

Профессиональное образование как социокультурный институт и достояние личности

Психологические основы профессионально-личностного развития и воспитания специалиста

Профессионально-педагогическая культура преподавателя

Высшее педагогическое образование: сущность, содержание.

Технологии высшего профессионального образования

Экономика профессионального образования в современных условиях

История профессионального образования. Профессиональное образование Средневековья. Цеховое учениче­ство. Средневековый университет как форма высшей школы.

Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России. Развитие профессионального образования в XVIII - первой половине XIX в. М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, И.И. Бецкой, их роль в развитии отечественного ремесленного и высшего образования.

Российские реформы второй половины XIX - начала XX в. и разви­тие профессионального образования в этот период, роль Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева, С.Ю. Витте в развитии высшего образования. А.Г. Неболсин, И. А. Вышнеградский и создание основ государственной системы про­фессионального образования.

Развитие профессионального образования в советский период. Тенденции политехнического и монотехнического образования. Ра­бочие факультеты. Школы ФЗУ. А.А. Гостев и система обучения Централь­ного института труда. Создание в 1940 году государственной системы тру­довых резервов. Развитие профессионального образования в послевоенный период. Развитие вузов, техникумов, профессионально-технических училищ. Закон 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР» как первая попытка введения всеобщего профессионального образования молодежи. «Реформы - антиреформы» в профессиональном образовании в 1984 и 1988гг

Развитие профессионального образования за рубежом

Основные тенденции развития профессионального образования за рубежом в ведущих странах: количественный рост профессиональных образовательных учреждений и ученических (студенческих) мест в них; гуманизация профессионального образования; ориентация на самостоя­тельную работу студентов; развитие общественных форм управления про­фессиональным образованием: развитие попечительских советов, учас­тие в управлении союзов работодателей и профессиональных союзов, профессиональных ассоциаций; развитие независимых аттестационных организаций.

Основные характеристики зарубежных систем профессионального образования в Германии, Франции, Англии, США. Колледж и университет как общемировые модели профессиональных образовательных учрежде­ний. Зарубежные модели непрерывного профессионального образования: пожизненное образование, перманентное образование, непрекращающе­еся образование.

Вопросы истории профессионального образования

Профессиональное образование Средневековья. Цеховое учениче­ство. Средневековый университет как форма высшей школы.

Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в XVIII - первой половине XIX в. М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, И.И. Бецкой, их роль в развитии отечественного ремесленного и высшего образования.

Российские реформы второй половины XIX - начала XX в. и разви­тие профессионального образования в этот период, роль Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева, С.Ю. Витте в развитии высшего образования. А.Г. Неболсин, И. А. Вышнеградский и создание основ государственной системы про­фессионального образования. Д.К. Совсткин и создание научной дидакти­ки профессионального обучения.

Профессиональное образование России в период 1917-1941гг.Тенденции политехнического и монотехнического образования. Ра­бочие факультеты. Школы ФЗУ А.А. Гостев и система обучения Централь­ного института труда. Создание в 1940 году государственной системы тру­довых резервов. Развитие профессионального образования в послевоенный период. Развитие вузов, техникумов, профессионально-технических училищ. Закон 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы образования в СССР» как первая попытка введения всеобщего профессионального образования молодежи. «Реформы - антиреформы» образования в 1984 и 1988 гг.


Экзаменационные вопросы на вступительном экзамене в магистратуру по направлению «Педагогическое образование» (профиль подготовки «Педагогика высшей школы»)
Педагогика


  1. Педагогика в системе наук о человеке. Объект и предмет педагогики. Основные отрасли педагогики. Педагогическая наука и образовательная практика.

  2. Методология и методика педагогических исследований. Научное исследование. Методы научно-педагогического исследования, классификация методов исследования, применяемых в педагогике.

  3. Происхождение, эволюция и значение понятия «дидактика». Предмет и задачи дидактики. Основные понятия дидактики.

  4. Иерархия целей образования. Цель общего образования, цели профессионального образования.

  5. Основные теории учения. Концепция обучения и развития Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Б.Ф. Скиннера и др. генезис и развитие современных моделей обучения.

  6. Мотивация учения. Методы стимулирования учебной деятельности школьников и студентов.

  7. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников и студентов. Оценка и отметка. Сравнительная характеристика различных оценочных и отметочных систем.

  8. Сущность процесса обучения, его функции, задачи. Логика процесса обучения. Специфические закономерности учебного процесса.

  9. Общая характеристика педагогического процесса, структура, функции, движущие силы. Закономерности и принципы целостного образовательного процесса.

  10. Основные концептуальные подходы к разработке содержания образования. Образовательные стандарты. Учебные планы и программы. Учебная литература.

  11. Формы организации образовательной деятельности. Традиционные формы организации учебной деятельности. Альтернативные формы организации учебной деятельности.

  12. Дифференциация и индивидуализация учения. Виды дифференциации обучения. Формы дифференциации обучения. Уровни дифференциации обучения.

  13. Методы обучения. Основные классификации методов обучения.

  14. Средства обучения и воспитания. Понятие и функции средств обучения и воспитания. Классификация средств обучения и воспитания. Традиционные и инновационные средства обучения. информационные

  15. Информационные компьютерные технологии в современном учебно-воспитательном процессе.

  16. Система образования в современной России. Закон «Об образовании». Национальная доктрина образования России.

  17. Сравнительная характеристика современных зарубежных образовательных систем.

  18. Проблема целей воспитания в современном обществе. Философия о сущности человека, его назначении и воспитании. Характеристика основных моделей воспитания.

  19. Общенаучная характеристика теории воспитания как отрасли педагогической науки. Объект, предмет и задачи теории воспитания.

  20. Проблема содержания воспитания школьников в современных условиях.

  21. Методы воспитания. Классификация методов воспитания.

  22. Нравственное воспитание личности. Цель и задачи нравственного воспитания личности. Содержание, формы и методы нравственного воспитания в условиях современной образовательной среды.

  23. Эстетическое воспитание и художественное развитие личности. Цель и задачи эстетического воспитания личности. Цель и задачи художественного воспитания. Содержание, формы и методы эстетического и художественного воспитания личности.

  24. Цель и задачи трудового и экономического воспитания личности в современных условиях. Содержание, формы и методы трудового и экономического воспитания личности в современной образовательной среде. Выбор профессии и проблемы становления профессиональной идентичности.

  25. Теория и практика физического воспитания в современных условиях. Цель и задачи физического воспитания. Содержание, формы и методы и средства физического воспитания.

  26. Психосексуальное развитие человека и проблемы полового воспитания. Формирование полоролевых представлений. Проблемы гендерных различий в воспитании.

  27. Теоретические основы управления образовательными системами. Стили руководства в образовании. Образовательное учреждение как объект управления.

  28. Педагогический коллектив и его развитие. Конфликты в педагогическом коллективе и пути их разрешения. Аттестация педагогических кадров.

  29. Общая характеристика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность; особенности, закономерности, формы, характеристики, содержание. Мотивация педагогической деятельности.

  30. Стиль педагогической деятельности и педагогические способности.

  31. Образовательная среда как фактор развития личности. Общая характеристика понятия образовательная среда. Основные теоретические модели образовательной среды. Образовательная среда в общекультурном контексте.

  32. Проблема соотношения обучения и развития в современной педагогике. Характеристика понятий обучение и развитие.

  33. Возрастная периодизация. Проблема стадиальности развития. Гетерохрония развития.

  34. Проблема средовой и генотипической детерминации развития личности. Общая характеристика генотипических и средовых факторов.

  35. Теоретические основы совместного обучения. Совместная и индивидуальная учебная деятельность. Социальная фасилитация в обучении.

  36. Смена педагогических парадигм в процессе развития педагогического знания. Знание-центрическая парадигма. Личностно- ориентированная парадигма. Компетентностный и системно-деятельностный подходы в образовании

  37. Современные отечественные дидактические концепции: Дидактическая система общего развития Л.В. Занкова; Дидактическая система развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова; гуманистическая развивающая система Ш.А.Амонашвили. Дидактическая система на основе системно-деятельностного подхода в образовании «Школа 2100» А.Н. Леонтьева.

  38. Современные отечественные концепции воспитания: системный подход Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова, В.А. Караковского; социо-культурологическая концепция воспитания Н.Е. Щурковой и др.

  39. Воспитание детей с особенностями развития. Девиантное и деликвентное поведение как педагогические проблемы. Детская агрессивность как педагогическая проблема. Обучение и воспитание детей с синдромом гиперактивности с дефицитом вниманияэ

  40. Взаимодействие субъектов воспитательного процесса. Общая характеристика процессов взаимодействия. Педагогическое общение как форма взаимодействия.

  41. Теоретические основы и современная практика исследовательского обучения. Учебно-исследовательская практика, дошкольников, школьников студентов в современном образовании.

  42. Теория и практика проектного обучения. Культурно-исторические корни проектного обучения. Особенности проектного обучения в современном образовании.

  43. Система дополнительного образования в современной России. Содержание, формы и методы дополнительного образования.

  44. Возрастная педагогика. Особенности обучения и развития детей разных возрастных групп. Специфика обучения взрослых.

  45. Диагностика в современном образовании. Виды диагностики в образовании.

  46. Когнитивные стили учебной деятельности. Когнитивно-стилевой подход в современной педагогике. Феноменология когнитивных стилей. «Когнитивный», «познавательный» стили и «стиль учения». Классификация стилей учения.

  47. Проблема гендерных различий в современной психологии и педагогике.. Проблема дифференциации обучения по признаку пола.

  48. Теория и практика инклюзивного образования в современных условиях. Философия и теория инклюзивного образования. Международный опыт в области инклюзивного образования

  49. Учитель-организатор целостного педагогического процесса. Современные концепции подготовки учителя. Актуальные проблемы подготовки учителя в системе высшего педагогического образования.



История педагогики


  1. Основные этапы развития педагогических идей в общем контексте становления научного знания. Зарождение педагогического мышления на ранних этапах развития человечества.

  2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке. Античная школа и педагогическая мысль.

  3. Основные черты организации церковных и светских школ в период раннего Средневековья в европейской и восточной культуре. Роль христианства в развитии европейского воспитания и образования, схоластика как новый вид религиозной философии. Зарождение и развитие средневековых университетов.

  4. Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения. Гуманистические идеи эпохи Возрождения

  5. Влияние эпохи Возрождения и Реформации на появление новых идеалов в педагогике.

  6. Пансофическая концепция Я.А. Коменского и ее отражение в «Великой дидактике», в его учебных книгах. Формирование классно-урочной системы организации обучения.

  7. Педагогические взгляды Дж. Локка.

  8. Идея свободного воспитания, её зарождение (Ж.-Ж. Руссо), становление и развитие. Влияние идей «свободного воспитания» на педагогику и образовательную практику в конце XIX – XX веках.

  9. Теория элементарного образования и развивающего обучения И.Г. Песталоцци и ее отражение в частных методиках умственного, нравственного воспитания.

  10. Педагогические взгляды И. Гербарта. Его теория многостороннего интереса в учебном процессе. Структура и строение процесса обучения по И. Гербарту.

  11. Педагогические принципы и методы А. Дистервега.

  12. Зарубежная школа и реформаторская педагогика в конце XIX – начале ХХ века. Основные направления.

  13. Становление и развитие деятельностного подхода в обучении. Дискуссия о модели школы действия, трудовой школе во второй половине XIX века (Г. Кершентейнер, В. Лай, Дж.Дьюи).

  14. Экспериментальная педагогика за рубежом – конец 19в. – нач.20в.

  15. Развитие образования и педагогической мысли Российского государства во второй половине XVII века. Влияние педагогических идей и опыта школ Белоруссии и Украины на формирование российского образования.

  16. Реформирование образования в эпоху Петра I. Развитие светского образования по западноевропейскому образцу в первой четверти XVIII века. Роль Киево-Могилянской и Московских академий в реформировании образования России в 18 веке.

  17. Сущностные характеристики педагогических теорий русских просветителей (М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков).

  18. Просветительская реформа в России во второй половине XVIII в., ее значение. Роль Московского Университета в развитии народного просвещения и педагогической науки во второй половине XVIII в.

  19. Образовательные реформы в России XIXв., их роль в развитии народного образования и педагогической мысли. Структура народного образования России к началу XX века.

  20. «Вопросы жизни» Н.И. Пирогова: значение этого труда для развития общественно-педагогического движения в России.

  21. Педагогические и антрополого- педагогические идеи К. Д. Ушинского..

  22. Авторские школы Н.А. Корфа, Ф.Н. Бунакова, С.А. Рачинского, Л.Н.Толстого, их влияние на становление отечественной педагогики и образования во второй половине XIX века.

  23. Предметный метод обучения В.П. Вахтерова.

  24. Дидактика развивающего обучения П.Ф. Каптерева.

  25. Теория свободного обучения и воспитания К.Н. Вентцеля.

  26. Развитие отечественного образования и педагогической мысли в 1920-1930 гг. Противоречивость формирования советской школы.

  27. Вклад П.П. Блонского и С.Т. Шацкого в развитие теории и практики образования.

  28. Педагогические взгляды и практика А.С. Макаренко.

  29. . Школа и педагогика в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

  30. Развитие педагогики и образования в СССР в 1960-1980-е годы.

  31. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

  32. Инновационные процессы в системе образования 1980-х годов. Учителя-новаторы.

  33. Современные тенденции в развитии российского образования (1990гг. -начало XXI в.).

  34. Современные авторские школы (А.Н. Тубельский, Е.А. Ямбург, В.А. Караковский и др.).

  35. Болонский процесс и отечественное образование.



Профессиональная педагогика


  1. Методология и методы профессиональных педагогических исследований. Специфика исследований в области профессиональной педагогической подготовки

  2. Основные проблемы профессиональной подготовки педагога: профессиональная ориентация, профессиональная адаптация и профессиональ­ная пригодность.

  3. Специфика воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего педагогического профессионального образования

  4. Физиологические и психологические основы профессионального обучения. Специфические требования к здоровью, психологическим и личностным качествам педагога.

  5. Профессиональные знания, умения, навыки, взаимосвязь и дина­мика их формирования. Знания об объекте действий и знания о действиях с объектом. Уровни применения знаний. Структура профессиональных умений. Специфика данных аспектов в профессиональной подготовке педагога.

  6. Профессиональное самосознание личности педагога. Профессиональная позиция. Индивидуальные стили профессиональной деятельности.

  7. Законодательно-нормативная база профессионального образования

  8. Цели и иерархия целей профессионального образования. Реализация целей в педагогическом процессе на примере подготовки педагога любой специальности).

  9. Педагогический процесс в системе профессионального образования (общая характеристика): сущность, структура, основные компоненты: со­держание, преподавание, учение, средства обучения. Характеристика этих аспектов на примере подготовки педагога любой специальности.

  10. Содержание профессионального образования. Государственный образовательный стандарт. Учебный план; модель учебного плана, типовой и рабочий учебные планы.

  11. Методы профессионального обучения. Методы теоретического обучения. Методы практического обучения.

  12. Формы профессионального обучения. Основные формы теорети­ческого обучения. Основные формы организации практического обучения. Формы организации учебного проектирования. Формы организации производственной практики.

  13. Средства профессионального обучения как категория профессио­нальной дидактики. Характеристика современных средств профессиональ­ного обучения.

  14. Научно-исследовательская деятельность в процессе профессиональной подготовки.

  15. Управление профессиональными образовательными учреждениями.

  16. Инновационные процессы в развитии профессионального образования.

  17. Развитие идеи непрерывного профессионального образования как переход от формулы «образование на всю жизнь» к формуле «образо­вание через всю жизнь», как создание условий для свободного продви­жения человека в профессиональном образовательном пространстве. Принципы реализации идеи непрерывного профессионального обра­зования.

  18. Последипломное образование. Институциональные формы дополнительного последипломного профессионального образования: институты повышения квалификации, учебно-курсовые комитеты, курсы и т.п. Профессиональная переподго­товка незанятого населения, учебные центры служб занятости. Неформальное образование взрослых.

  19. Основные тенденции развития профессионального образования за рубежом в ведущих странах. Основные характеристики зарубежных систем профессионального образования в Германии, Франции, Англии, США.

  20. Профессиональное образование Средневековья. Цеховое учениче­ство. Средневековый университет как форма высшей школы.

  21. Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России. Развитие профессионального образования в XVIII - первой половине XIX в. М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, И.И. Бецкой, их роль в развитии отечественного ремесленного и высшего образования.

  22. Российские реформы второй половины XIX - начала XX в. и разви­тие профессионального образования в этот период, роль Н.И. Пирогова, Д.И. Менделеева, С.Ю. Витте в развитии высшего образования. А.Г. Неболсин, И. А. Вышнеградский и создание основ государственной системы про­фессионального образования.

  23. Развитие профессионального образования в советский период. Тенденции политехнического и монотехнического образования. «Реформы - антиреформы» в профессиональном образовании в 1984 и 1988гг.

  24. Психологические основы профессионально-личностного развития и воспитания специалиста

  25. Технологии высшего профессионального образования

  26. Экономика профессионального образования в современных условиях



Список рекомендуемой литературы

а) Основная литература

Педагогика

  1. Анисимова А.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учебник для студентов вузов. Изд 2-е. – М., Просвещение, 2007.

  2. Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие для студентов вузов. – М., Академия, 2008.

  3. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд. / И.А. Колесникова, С.Д. Поляков, Н.М. Борытко. – М., Academia, 2008.

  4. Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М., Академия, 2008.

  5. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. – СПб., КАРО, 2007.

  6. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – М., Высшая школа, 2008.

  7. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: Учебное пособие. – М., Высшая школа, 2008.

  8. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.

  9. Подласый И.П. Педагогика в 3 книгах: учебник для студентов высших учебных заведений. – М., Владос, 2007.

  10. Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений – 9-е изд.,стер. / Сластенин В.А., Шиянов Е.Н., Исаев И.Ф. – М., Академия, 2008.

История педагогики

  1. История педагогики и образования. От зарождения вос­питания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб­ное пособие для педагогических учебных заведений / Под общ. ред. акад. А.И. Пискунова. —3-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2007. - 496 с.

  2. История педагогики и образования : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / [И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, .З.И.Васильева и др.] ; под ред. З.И.Васильевой. — 4-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 432 с.



Профессиональная педагогика

  1. Морева Н. А.Технологии профессионального образования: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб, заведений / Наталья Александровна Морена. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 432с.

  2. Педагогика профессионального образования: Учеб. посо­бие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.

  3. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2005. — 368 с.


б) Дополнительная литература
Педагогика

    1. Гершунский Б.С. «Философия образования для ХХI века». – М., 1998.

    2. Гессен С.Н. «Основы педагогики. Введение в прикладную философию». – М., 1995

    3. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. «Основы философии образования». – М., 1999.

    4. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., Академия, 2006.

    5. Оконь В. «Введение в общую дидактику». – М., 1993

    6. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. В 2-х частях / Под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П.Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. - 2009.

    7. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., Академия, 2007.

    8. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009.

    9. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник для вузов (Под ред. Смирнова В.А.). Изд. 6-е, переработ. – М., Академия, 2008.

    10. Подласый И.П. Педагогика: Наиболее эффективные методы обучения и воспитания; Новейшие тенденции мирового развития педагогической теории и практики; Учтены требования европейских стандартов высшего образования ESTS; Учебник для вузов. – М., Высшее образование, 2007.

    11. Рягин, С. Н. Преемственность общего и профессионального образования в условиях их системных изменений [Текст]: монография / С. Н. Рягин. – М.: Флинта; Наука: 2009. – 245 с.

    12. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.

    13. Стефановская Т. А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / 2-е изд., стер. — М., Академия, 2006.

    14. Столяренко А.М. Общая педагогика. – М., Юнити, 2006.

    15. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: Деятельностный подход: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М., Академия. 2008.

    16. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебное пособие. Изд-е 2-е, переработ. – М., Высшая школа, 2007.

    17. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Академия, 2008.


История педагогики


  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVIII вв. - М., 1985.

  2. Антология педагогической мысли России XVIII в. - М., 1985.

  3. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХв. (до реформ 60-х гг.) – М., 1987.

  4. Антология педагогической мысли России второй половины ХIХв. - М., 1990.

  5. Антология педагогической мысли: В 3-х тт. Т. I: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. - М., 1988.

  6. История образования./ И.А. Свиридова, В.В. Смирнова и др. – СПб.,1998.

  7. История образования России. Древнерусская педагогика X-XVII в. /Под ред. Т.К. Ахаян - СПб., 1997.

  8. История образования России. Новая педагогика Петровского времени. /Под ред. Т.К. Ахаян - СПб., 1999.

  9. Пряникова Р.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. - М., 1995.


Профессиональная педагогика

  1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его законо­мерные основы и методы. Учебно-методическое пособие. - М.: Выс­шая школа, 1980. -3 68 с.

  2. Балашов Ю.К. Рыжов В.А. Профессиональная подготовка в услови­ях капитализма. М.: Высшая школа, 1987. - 237 с.

  3. Батышев С.Я. Очерки истории профессионально-технического об­разования в СССР. - М.: Педагогика, 1981. -3 52 с.

  4. Батышев С.Я. Производственная педагогика.

  5. Батышева. - М.: АПО, 1999. -440 с.

  6. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подго­товки: Методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1991. -208 с.

  7. Беляева А.П. Концептуальные основы развития начального профес­сионального образования. - СПб, 1995. - 64 с.

  8. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-вос­питательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая шко­ла, 1989.-144 с.

  9. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года (под редакцией В.Г. Кинелева.). - М.: НИИ ВО, 1995. -352 с.

  10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века.

  11. Гурье Л.И. Профессиональное образование во Франции.

  12. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагоги­ческого исследования. - Тюмень, 1995. - 98 с.

  13. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования - Екатеринбург, 2000.

  14. Ибрагимов Г.И. Формы организации обучения. - Казань, 1994. - 228 с.

  15. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. – М., Республика, 1995.-328 с.

  16. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996.

  17. Коваленко Ю.И. Профессиональное образование в ФРГ.- М.: Выс­шая школа, 1988.- 187с.

  18. Косимов С.А. Физиологические основы производственного обу­чения. - М.: Высшая школа, 1985. -188 с.

  19. Кочетов С.И, Романин В.А. Технические средства обучения в про­фессиональной школе. - М.: Высшая школа, 1988. - 232 с.

  20. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред. А.П. Беляевой. - СПб.: БОХУМ, 1994. - 124 с. 27.

  21. Кывырялг А.А. Методы исследований в профессиональной педа­гогике. -Таллинн: Валгус, 1980. - 164 с.

  22. Методологические проблемы научных исследований профессио­нального образования.- М.: Высшая школа, 1987.-200с.

  23. Мошкова И.Н., Малов С.Л. Психология производственного обучения

  24. Мухаметзянова Г.В. Стратегия реформирования системы средне­го профессионального образования. - М.: Магистр, 1995. - 222 с.

  25. Новиков A.M. Английский колледж. - М., 1995. - 442 с.

  26. Новиков A.M. Профессиональное образование России (Перспек­тивы развития).-М., 1997.-254с.

  27. Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. - М.: Высшая школа, 1986.-288 с.

  28. Новиков A.M., Олифиренко Т.И. Организация работы методиста с педагогическим коллективом на диагностической основе. - М.: ИРПО, 1995.-86с.

  29. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное обра­зование.- М., 1997.-148 с.

  30. Онушкин В.Г., ОгаревЕ.И. Образование взрослых: междисципли­нарный словарь терминологии. - СПб.- Воронеж, 1995. - 232 с.

  31. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А.В. Петровского.- М.: МГУ, 1986.-304 с.

  32. Основы профессиональной педагогики. - М.: Высшая школа, 1977. - 504 с.

  33. Педагогика профессионального образования /Под ред. В.А.Сластёнина. – М.: Академия, 2004. - 368 с.

  34. Перспективы развития непрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского.-М.: Педагогика, 1990.-208с.

  35. Петров Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образо­вания. - Н.Новгород: Ай-Кью, 1994. - 352 с.

  36. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека.- М., 2002.

  37. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучаю­щихся по педагогическим специальностям и направлениям.- М.: Ассо­циация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с.

  38. Прянишников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределе­ние. -М.-Воронеж, 1996.-256 с.

  39. Реформы образования в современном мире: глобальные и регио­нальные тенденции. - М., 1995. - 272 с.

  40. Рыжков В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании. - М.: Высшая школа, 1991. - 156 с.

  41. Самоцкина Н,В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М., 2000.

  42. Сибирская М.П. Проблемы формирования профессиональной ак­тивности у учащихся.- СПб., 1995.- 128с.

  43. Скакун В.А. Методика производственного обучения. -М.: Ассо­циация «Профессиональное образование», 1992. -164 с.

  44. Смирнов И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность. - М.: УМИЦ, Граф-пресс, 2002. - 420 с.

  45. Тенгурина Л.З. История профессионально-педагогического обра­зования. Монография. М.: Педагогика-пресс, 1998. -304 с.

  46. Тимошенко С.П. Инженерное образование в России / Пер с англ.- Люберцы, 1996.-84 с.

  47. Ткаченко Е.В., Глазунов А.Т. Базовое профессиональное образова­ние. Проблемы регионализации и развития. - Чебоксары: Изд-во Чу­ваш. Гос. Ун-та, 2001. -253 с.

  48. Учреждения высшего и среднего профессионального образова­ния в Российской Федерации. Аккредитация, самообследование, рей­тинг. - М, 1995. - 132 с.

  49. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: Учебное пособие / Под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург, 1996. - 288 с.

  50. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / Под ред. С.Я.


в) Интернет-источники
Федеральные образовательные порталы и сайты:

  1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru

  2. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru

  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/

  4. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/

Российские образовательные порталы и сетевые сообщества:

1. Всероссийский интернет-педсовет. http://pedsovet.org/

2. Инновационная образовательная сеть «Эврика». http://www.eurekanet.ru

3.Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/

4.Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества. http://www.openclass.ru

5. Профильное обучение в старшей школе. http://www.profile-edu.ru/

6. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu

7. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». http://www.setilab.ru .

8. Сообщество учителей «Образовательная Галактика Intel». http://edugalaxy.intel.ru/index.php  


страница 1


скачать

Другие похожие работы: