NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа работы по сенсорике 1-4 классы Учитель начальных классов: Антонова О. В. Варнавино 2012


МКС(К)ОУ Варнавинская школа- интернат VIII вида
Программа работы

по

сенсорике
1-4 классы

Учитель начальных классов: Антонова О.В.


Варнавино 2012
Пояснительная записка
Младший школьный возраст детей с умственной отсталостью – важнейший период формирования жизненного ресурса детей, этап становления его социализации, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия.

Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально – типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.

Теоретической основой данной программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормального развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможности его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи.

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлений окружающего мира. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит   неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, его рассматриванию, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками (сенсорными эталонами), которые сложились исторически. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Сенсорное развитие, формирование пространственно-временной организации деятельности ребёнка базируется и теснейшим образом связано с его моторной активностью (характеризующейся недостаточной дифференциацией, координацией и переключаемостью движений, неустойчивостью темпа движений, неумением подчинить свои действия словесным инструкциям). Все перечисленное выше является важнейшим аспектом формирования предпосылок дальнейшего развития.

Практика диагностической и коррекционно-развивающей деятельности показывает, что правильное представление умственно - отсталого ребенка о действительности обеспечивает накопление знаний, а вместе с двигательной активностью и успешное освоение новых видов деятельности, адаптацию к новой обстановке, что подтверждает нужность и необходимость проведения данной программы в нашей школе.

Данная программа составлена Окатовой Светланой Сергеевной с использованием материалов реферата Тюменцевой Анны Ивановны «Коррекционно-развивающая работа по развитию психомоторных и сенсорных процессов у младших школьников с проблемами в интеллектуальном и речевом развитии», исследований Рыжковой В.В. «Развитие психомоторики как фактор успешного обучения».

Особенностью программы является то, что на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта,  его свойств, качеств, признаков дается правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Программа включает в себя несколько последовательно реализуемых задач:

• Коррекция недостатков познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств  предметов, их положение в пространстве;
• Формирование пространственно – временных ориентировок;
• Развитие слухоголосовых координации;
• Совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
• Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
• Исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно – двигательной координации;

  • Формирование точности и целенаправленности движений и действий;

  • Восприятие сложных явлений.

Настоящая программа предназначена для групповой работы с детьми 1- 4 классов, включает по 2 занятия в неделю в каждом классе. Количество детей в группе – 3 - 6 человек. Курс включает 66 занятий в первом классе и по 68 занятий во втором, третьем и четвертых классах. Занятие длится 15 - 30 минут, его продолжительность зависит от возраста и актуального состояния школьников на данный момент. Основной формой осуществления программы является групповая работа.

К проведению занятий предъявляются следующие требования: светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом для игр на ковре (кабинет психолога), музыкальное сопровождение, парты для выполнения письменных заданий, проведения настольных игр. Занятия строятся с учётом специфических особенностей развития умственно-отсталых детей, а именно: проводятся в одно и то же время, во второй половине дня. Нагрузка на нервную систему детей распределяется так, чтобы они не чувствовали усталости. Для этого используется чередование различных видов деятельности. В ходе занятий применяются такие формы подачи материала, как подвижные, графические и настольные игры, схемы, рисунки, загадки, логические задачки и т. д. Методика их проведения тщательно продумывается. Задания усложняются постепенно: от наиболее легких к более сложным. С учащимися, не успевающими выполнять по каким-то причинам отдельные задания, ведется индивидуальная дополнительная работа по ранее заготовленным карточкам. Специально подбираются меры и средства влияния на каждого ребенка. При выполнении задания, действия, участия в играх, поддерживаются и словесно поощряются любые проявления детской инициативы. Уделяется внимание развитию стремления видеть необычное в ближайшем окружении, желанию узнать, спросить, а также коррекции и развитию мелкой моторики рук, с целью чего на занятиях используются традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, штриховка контурных рисунков.
Программа 1-2 классов включает 14 тем и подразделена на два блока. Первый объединяет занятия на восприятие свойств предметов, пространства, времени, движений и целостности предметов, второй - на восприятие сложных явлений: природы, исскуства, внутреннего состояния людей. Игры и задания подобраны с учетом закономерностей формирования восприятия: сначала действия с реальными предметами. Затем – с моделями предметов, где школьники учатся манипулировать свойствами сначала в реальных действиях, помогающих расчленить перцептивные действия и модели предметов на элементы, что позволяет облегчить их усвоение и перевести на уровень зрительного обследования предметов. Восприятие сложных явлений включает задания и действия, направленные на их обследование, сопоставление с эталонами, принятыми в обществе, последующего за этим узнавания по сходству и различию, словесного описания, переживания чувств, творческой деятельности.

Программа 3 – 4 класса включает 7 тем и подразделяется на 5 блоков:

  1. Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза;

  2. Пространственная ориентация;

  3. Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха;

  4. Развитие сенсомоторных координаций;

  5. Восприятие сложных явлений.

Каждое занятие имеет свою структуру и состоит из 3 частей: разминки, основной и заключительной части.

Целью разминки является создание положительного, рабочего настроя в группе, подготовка школьника к предстоящей деятельности. В разминке используются следующие упражнения:

  • Упражнения на развитие моторики, дыхательные, стимулирующие и расслабляющие;

  • Упражнения по развитию общей и мелкой моторики. Развитие отдельных двигательных качеств и способностей ребёнка (силы, ловкости, быстроты, координации равновесия);

  • Упражнения на повышение функционального уровня систем организма (для тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов, для формирования осанки);

  • Дыхательные упражнения: обучение детей 4-х фазным дыхательным упражнениям;

  • Стимулирующие упражнения (Упражнения, повышающие энергетический потенциал: хлопки, самомассаж головы, ушных раковин, стоп, массаж кистей и пальцев рук, работа с пальцами рук);

  • Упражнения по оптимизации тонуса и обучение релаксации;

  • Работа с локальными мышечными движениями (Упражнения по обучению ребёнка перекатыванию головы, работа с плечевыми суставами, упражнения для ног: повышение устойчивости, чувства опоры, равновесия, зрения);

Целью основной части является развитие познавательных и сенсорных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, психомоторики. Она включает в себя работу по теме занятия, физкультминутку или подвижную игру, письменные задания(если это необходимо по теме занятия) и игры и упражнения на развитие и коррекцию психических процессов.

Целью заключения является проверка полученных на занятии навыков,
закрепление положительных эмоций от работы на занятии
подведение итогов прошедшего занятия.

В представленной программе используется схема обследования уровня сформированности сенсорных процессов и психомоторики учащихся, позволяющая выявить уровень актуального развития школьников (оценка владения сенсорными эталонами, оценка психомоторного развития - диагностические задания Н.И. Озерецкого, М.О.Гуревича). Эффективность работы определяется через сравнение результатов первичного и повторного обследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Агафонова И. "Рисую и читаю, учусь и играю". - СПб, "Светлячок", 1998.

  2. Бабкина И. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

  3. Венгер Л. А. "Психолог в детском саду". - ИНТОР, 1995.

  4. Вайзман И. П. Психомоторика. - М., 1976.

  5. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

  6. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

  7. Демирчоглян Г. Г. "Гимнастика для глаз". - М: "ФиС", 1988.

  8. Журнал "Обучение и воспитание детей с нарушениями развития". -Статья "Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов..." авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.

  9. Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

  10. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

  11. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

  12. Калинина Н. В., Разинкина А. В. "Подготовка дошкольников к обучению каллиграфии". Ульяновск, 1996.

  13. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

  14. Ковалько В. И. "Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток". - М: ЭКСМО, 2007 г.

  15. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

  16. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

  17. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

  18. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

  19. Любимова Т. Г. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

  20. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М: 1997

  21. Новотворцева Н. В. "Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов". - Ярославль: "Академия развития", 1997.

  22. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ГЕНЕЗИС, 2007 г.

  23. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

  24. Стрелкова Л. П. "Уроки сказки". -М: Педагогика, 1989

  25. Умайская А. А. "Волшебные точки". - М.: 1987.

  26. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ГЕНЕЗИС, 2001.

  27. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М.: КЛАСС, 2001 г.

  28. Чистякова М. И. "Психогимнастика". -М.: Просвещение, 1990



Тематическое планирование

1 класс ( 2 часа в неделю)- 66 часов в год

Дата

№п/п

Тема занятия

К-во часов

Содержание

Методическое обеспечение

1. Цвет предметов




1

Основные эталоны цвета. Подбор предметов, различающихся по доминантному признаку

1

Дид. игра «Сложи башенку из кубиков», «портрет», «парашют», творческое задание «майданская роза, упражнение «Собери подводный мир»

Объемные цветы, рамка для портрета, презентации, Кубики и флажки разного цвета, краски, листы по кол-ву участников




2

Нахождение одинаковых и разных по цвету предметов на основе прак-тических действий

1

игра «Подбери по цвету», «Чудесный мешочек», Упражнение «Сделай по инструкции башенку, светофор», «Спина к спина»

детский конструктор, цветные карандаши, листочки в клеточку, картинки предметные, карточка-шифровка с буквами, мешочек




3

Сопоставление цветов, их сочетаний и оттенков

1

Игра «Сложи радугу», «Какие цвета использованы»

Цветные радуги по количеству уч-в, изображения пр- тов разных цветов




4

Комбинирование разных цветов

1

Задание «Собери гирлянду», подв. игра «Слушай, смотри и показывай»

Гирлянда- образец, кружки разного цвета

2. Геометрические фигуры, форма предметов




5-6

Геометрические фигуры. Соотнесение фигур с предметами, совпадающими по форме

2

Игра «Чудесный мешочек», задание «Найди предмет указанной формы», игра «Коврик», «Найди похожую фигуру»

2 набора геом фигур (из фанеры и орг. стекла), модели геом фигур, картинки с изображением предметов




7-8

Закрепление наименований геометрических фигур

2

Игра «Из каких фигур состоит машина, Замок», задание «Определи форму предмета»

Образец машины, замка, карточки с изображением предметов




9-10

Воспроизведение простейших комбинаций по образцу и памяти

2

Задание «Составь целое из частей», зрительный диктант, тв. Задание

Набор геом фигур, цветная бумага для аппликации




11

Представление предметов по их схематическим изображениям

1

Дид игры «Какая игрушка?», «Найди место геометрической фигуре»

Набор карт- схем, геометр-х фигур разной формы

Цвет, форма, величина предметов




12

Закрепление изученных геометрических фигур

1

Упр-е «Чем похожи домики», «Найди по инструкции», «Четвертый лишний»

Карточки с инструкциями, карточки В4, 4Л




13-14

Подбор пар предметов, одинаковых по цвету и размеру, цвету и форме, размеру и форме

2

Задание «Сложи орнамент из фигур», «найди похожие фигуры», «Раскрась правильно»

Наборы геометрических фигур, бланки с заданиями для рисования




15-16

Составление групп предметов, одинаковых по форме и различных по другим признакам

2

Дид игра «похоже или нет?», «Засели домики», коллаж на тему «Круглая цветочная поляна», «Город квадратов»

Счетные палочки, пластилин, тесьма, цветная бумага, ножницы, бланки с изображением домиков




17

Сопоставление частей и деталей предмета по величине

1

Дид игра «Разноцветные круги», «Найди фигуру», «Построй башню и лесенку», подв. игра «Маленькие и большие ножки»

геом фигуры разного размера и цвета, полоски картона с изобр – ем следов разного размера, бубен, фонарик




18-19

Закрепление пространственных представлений и понятий о форме, цвете, величине

2

Игра «Чудесный мешочек», задание «Построй дом», «Переверни треугольники», графический диктант»; дид игра «Собери и догадайся», конструирование, аппликация

танграм, мешочек, овощи и фрукты, полоски из цветного картона;

цв бумага, сч палочки, шаблоны геом фигур, инд карточки

Размер предметов




20

Сравнение предметов по высоте, длине, ширине, толщине

1

Игры «Самый, самый», «Палочки в ряд», «Пирамидки», подв. игра «Через ручеек»

Карточки с заданиями, с изображением предметов разных параметров, бубен




21-22

Группировка предметов по указанным признакам

2

Дид игры «Построй лесенку», «Разложи в коробочки», «Какая крыша?»

5 полос бумаги разной ширины, 4 коробки, карточки с заданиями




23

Простые мерки для измерения и сопоставления предметов

1

Упражнения «Как измерить высоту, длину, ширину, толщину», игра «Что может быть…»

Линейка, лента, веревочка, сантиметр, бумага, ножницы по кол-ву детей




24

Закрепление и обобщение представлений о размерах пред-тов

1

Задания «Определи ширину окон и дверей», «Разложи карандаши», игра «Разные окна»

По 6 карандашей разной длины, карточка с заданиями.

Ориентирование в схеме собственного тела




25

Схема тела. Правая и левая сторона тела

1

Игра «Найди пару»,«Пол, нос, потолок», задания на расположение составляющих тела

стимульный материал –варежки, шаблоны, карандаши, цветная бумага, карточки со схем изображ-ем человека




26-27

Схема тела и направления пространства по отношению к себе

2

Игра «Пол, нос, потолок», задания на ориентацию в строении собственного тела; упражнение «Проволочный человек». Игра «где право, где лево», «Найди игрушки»

предметы, находящиеся в кабинете,карточки, коробки с предметами, проволока, кусачки для проволоки, магнитофон, музыкальные композиции

Ориентация в пространстве




28

Местоположение предметов в пространстве относительно друг друга

1

Задания на определение уровня владения предлогами, Игра «Клад»

ручка, карандаш, ластик, ключи, конфета, спичечная коробка, игрушки, мелкие предметы.




29-30

Моделирование пространственных отношений

2

Игра «Фигуры высшего пилотажа», «Секреты», «Водители», «выполни по схеме»

варианты игровых полей, машинки по количеству участников, магнитная доска, шаблоны самолетов, план- схема кабинета.




31

Моделирование пространственных отношений по инструкции педагога

1

Игра «Оформи свою комнату», « Откуда и чей чей голос?», Задание «Найди ошибки» , «Составь разрезную картинку», «Выполни по инструкции»

геометрические фигуры, листы А-4 по количеству участников, магнитная доска стимульный материал, карточки «Что перепутал художник?»




32

Моделирование пространственных отношений по замыслу

1

Игра «Незаконченные изображения», «Расставь мебель в комнате», Игра «Что где стоит»

карточки с недорисован-ми изображениями, наборы кукольной мебели по количеству учащихся, небольшие предметы, эмблемы дома кота, лисы, зайца…




33-35

Ориентировка на плоскости листа

3

Задание «Что где находится?», «Наведи порядок», «Расскажи по картинке». «Расположи верно», «Что где лежит?» «Незаконченные изображения», игра «разведчики»,    «Внимательно слушай и рисуй»

Бумага А-4, набор предметов по количеству участников, карандаши, сундучок, зашумленная картинка, мяч, схемы с изображением геометрических фигур




Временные понятия. Время суток. Времена года




36- 37

Части суток

2

Рассказ- миниатюра «здравствуй, малыш!», работа по картинкам, игра «День- ночь»,»когда это бывает?», «Назови пропущенное слово», упражнение «Встань правильно» «Выбери правильно», игра- путешествие, раскрашивание

картинки, изображающие деятельность людей, карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток, квадратики четырех цветов, мяч, игровое поле, фишки, раскраски, карандаши по количеству участников, бубен.




38

Последовательность частей суток

1

Изготовление графической модели «Сутки», работа с моделью, задание «Ответь, покажи, прыгни правильно!», раскрашивание картинки

листы бумаги шаблоны круга, цветные заготовки, цветные знаки, раскраски, карандаши по количеству участников, модель суток




39

Сутки

1

Работа по картинкам, игра «Назови соседей», «Чего не стало», упражнение "Что я делал не скажу, что я делал покажу и нарисую " .

листы А4 по количеству участников, шаблоны круга, модели суток, цветные заготовки, знаки, картинки, карандаши




40

Вчера, сегодня, завтра

1

Игра «Исправь ошибку», Задание «Покажи без слов!», «Заверши фразу», игра «Части суток», раскрашивание картинки

мяч, цветные карточки, картинки, цветные карандаши.




41-42

Дни недели

2

Работа с макетом недели, чтение стихотворения, беседа по вопросам, задание “Разложи по порядку”, «Подскажи словечко», Задание «Угадай кусочек времени»., игра «Молчанка»

макет недели, сюжетные картинки с изображением частей суток, картинки со схематич. изображением дней недели, круг, разделенный на 7 частей — дней недели, карандаши.




43

Двенадцать месяцев. Год

1

Чтение стихотворения, работа с календарем Задание «Расположи правильно», Упражнение «Времена года»

условные обозначения дней недели, звездочки, карточки с названием недель, календарь, сюжетные картинки, символы с изображением времен года,




44

Времена года. Зима. Признаки времени года

1

Презентация, игра "Бывает, не бывает зимой…", Упражнение «Лепим снежки», «Разложи правильно», «найди снежинку», графический диктант

плакаты по теме "Зима»,карточки для упражнений , листы, карандаши, ручки, мячи




45

Времена года. Весна.

1

Работа со стихотворением, с рассказом «Весна идёт», с рассказом, с раскрасками

иллюстрации пейзажей, картинно-графический план, предметные картинки, тетради, карандаши.




46

Времена года. Лето

1

Упражнение «Боб- Доб», «Нарисуй по точкам», «Зашифрованный рисунок», работа со стихотворением, с картинками

Картинки для профилактики нар-й зрения, с заданиями по количеству участников, карточки с шифровкой




47

Времена года. Осень

1

Игра «Загадай- мы отгадаем», «Компот- варенье, пр-е составь рассказ,

Текст ы по теме «Осень», разрезанные картины




48

Обобщающее занятие «В гостях у времен года»

1

Упр-я в прослеживающем движении глаз, игра «нарисуй по памяти», имитация движений

плакат «Времена года», предметные картинки, сюжетная картина с «нелепицами», «осколочные» картинки.

Свойства предметов




49

Обследование предметов разной температуры. Сравнение

1

Эксперимент; задание «Угадай, какой это предмет?»

Предметы, картинки с изобр-ем пред-ов разной температуры




50

Определение качества поверхности. Тренировка чувствительности.

1

Задание «Угадай, какой это предмет?», « Что неправильно в рисунке», игры «Чудесный мешочек», «Ласковые лапки»

Предметы с разной поверхностью, кусочки ткани, картинки с изображ-ем предметов




51

Знакомство с эталонами вкуса

1

Эксперимент, игра «Самый- самый», «найди по описанию», «гномы с мешочками»

Предметы с разными ароматами, карточки с изображ-ем пред-в по теме




52

Звуки окружающей действит-ти. Предст-ние о звонком и тихом звуке

1

Игра « Какой у инструмента голос», «Сила звука», Ритм по кругу»

Аудиокассеты с записью марша, вальса, муз инструменты, карандаши, бумага

Узнавание предмета по отдельным свойствам и частям




53-54

Конструирование предметов из составных элементов

2

Игра «Колумбово яйцо», «Мозаика»,, конструирование сложных форм, Задание «Собери разрезанную фигуру»

Набор геометрических игур, набор карточек, настольная игра «Колумбово яйцо»




55

Узнавание предмета по нескольким элементам или назначению, по словесному описанию

1

Игра «сложи орнамент», Задание « Найди похожие предметы», «Дорисуй лес»

Наборы геом фигур по количеству детей, карточки с заданиями

Восприятие иллюстраций




56-57

Рассматривание иллюстраций. Анализ логических отношений

2

Рассматривание картины. Беседа, сюжетная игра «Покажи сказку» или творческая работа( лепка)

Иллюстрации, атрибуты к инсценировке,

Восприятие литературных произведений




58

Работа по содержанию

1

Чтение, беседа о прочитанном, обыгрывание фрагмен-в

Текст, муз сопровождение

Эмоции и чувства




59

Эмоции. Радость

1

Упражнение «Радость для меня – это…»,

работа с произведениями, с пиктограммами,

игра «Я тебя рада видеть!»

Мяч, презентация "Эмоции", пиктограммы, краски, контуры масок по количеству учащихся




60

Эмоции. Грусть, злость

1

Работа с плакатом «эмоции», пиктограммы, этюды «Кто как радуется…», упраж-е «Солнечный зайчик», игра «Возьми себя в руки»

Плакат эмоции, муз сопровождение, мяч, листы бумаги, задания и карандаши по кол-ву детей, презентация «Эмоции»




61

Эмоции. Гнев, ярость

1

Работа с произведениями, упражнение «избавься от злости», задание «Нарисуй злость»

Пиктограммы, листы А4, карандаши по кол-ву участников




62

Эмоции. Зависть

1

Игра «Собачка хочет ласки», Работа с произведениями, упражнение «Трюк Тарзана», рисование

Пиктограммы, фрагмент оперы “Сказка о Царе Салтане, листы А4, карандаши




63

Эмоции. Обида

1

Игра «Карлсон и Малыш», упраж-ие на невербальную поддержку, «Копилка обид», «Обиженный кустик»

Муз сопровождение, листы А4, карандаши по кол-ву участников




64

Эмоции. Горе

1

Работа по картине, с пиктограммами, литературные загадки, отрывки, игра «Будь внимателен»

картина В.М. Васнецова «Аленушка», набор пиктограмм




65

Эмоции и чувства. Любовь

1

Игра “Пирамида любви”, упражнение «Передай Эмоцию», «Подыши как…», рисование эмоций

Карандаши, листы А4 по количеству учащихся, муз сопровождение.




66

Обобщающее занятие

1

Игра «Взлохмаченные человечки», сценка «Мышка- хвастунья», упр «Фигуры эмоций», «Изобрази эмоцию»

Атрибуты для сценки, листы бумаги, краски по количеству детей. Муз сопровождение



страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: