NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа работы школьного музея


Программа работы
школьного музея


Тумашовской основной общеобразовательной школы Заводоуковского городского округа Тюменской области
на 2011 – 2013 годы

Богайчук Л.Р., руководитель школьного музея

Пояснительная записка
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы школы. В последнее время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому наш школьный музей состоит из следующих экспозиций:

  1. Из истории села.

  2. История школы

  3. Они защищали Родину

  4. Коллективизация в С. Тумашово.

Музей возник как результат работы поисковых отрядов. Каждый экспонат обладает значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников.

Цели программы:

  • Содействие в героико-патриотическом и нравственном воспитании обучающихся.

  • Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся.

  • Использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности.

Принципы построения программы:

  • Принцип личностно ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самопроявления, саморазвития, самореализации личности обучающегося.

  • Принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.

  • Принцип самовыражения участников образовательного процесса.

  • Принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации.

  • Принцип системности.

Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы, в которой учишься. Программа рассчитана на три года обучения и опирается на знания обучающихся по различным школьным предметам (истории, обществознания, краеведения, литературы, музыки экологии, ИЗО).

Для успешной реализации программы необходимо систематическое проведение предусмотренных в ней занятий на протяжении всего учебного года; тщательный отбор учебного материала, особенно его регионального компонента; заинтересованность педагогов.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться у целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это:

  • Работа поисковых отрядов по заданиям совета музея.

  • Постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов.

  • Интерес обучающихся к поисково-краеведческим экспедициям.

Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

  • Собеседования с обучающимися.

  • Методики сочинений.

  • Наблюдения.

  • Анкетирования.

  • Тестирования.

  • Метода самооценки.

На каждом этапе обучения эти методы диагностики повторяются вновь и вновь, но на новом качественном уровне.
Учебно-тематический план для обучающихся начальной школы
(2 – 4 классы)


Тема

Новые понятия

Место проведения

Форма проведения занятия и его содержание

1. Мы пришли в музей

История, музей, прошлое, настоящее, экспонат, экспозиция, экскурсовод

Школьный музей

Обзорная экскурсия каждое 1 сентября

2. Гости из прошлого

Память

Школьный музей

Беседа на тему «Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната»

Творческая работа на тему: «Описание экспоната»

3. Документальные свидетели жизни человека

Документ, гражданин,

Гражданствен-ность

Школьный музей

Беседа на тему «Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации»

Самостоятельная работа на тему: «Что может рассказать обо мне мой дневник?»

4. О чем рассказала реликвия

Реликвия, Патриотизм

Школьный музей

На примере подлинного документа рассказ о судьбе человека. Самостоятельная работа: интервью ближайших родственников на тему «Семейные реликвии»


5. Школа, в которой я учусь

Малая Родина, Отечество

Школьный музей

Экскурсия на тему «Страницы истории школы»

Беседа на тему «Наша школа сегодня, ее успехи и проблемы».

Практическое занятие на тему «Знакомство с тетрадями выпускников, дневниками, учебниками, школьной формой, фотографиями учащихся 70-х годов XX века».

Самостоятельная работа на тему: «Рассказ о ближайших родственниках, бывших выпускниках школы»

6. Моя родословная

Род, родственники, родословие, личность

Школьный музей

Беседа на тему: «История страны – история семьи»

Практическая работа на тему: «Составление моей родословной»

Самостоятельная работа на тему: «Родословная моей семьи или рассказ о судьбе одного из родственников»

7. Моя семья. Многодетные семьи с. Тумашово

Сопереживание, сопричастность, уважение к старшим, поколение

Школьный музей

Беседа на тему «Семья, ее роль в жизни человека». Рассказы обучающихся о своей семье.

Практическая работа на тему «Портрет моей семьи».

Самостоятельная работа – написание мини-сочинения «Моя семья»

8. Герои вокруг нас

Современник, герои

Школьный музей

Экскурсия по экспозициям «Они защищали Родину», «Подвиг воинский и трудовой»

Самостоятельная работа на тему «Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях»

9. Село родное




На местности

Экскурсии «История с. Тумашово (к 260-летию села)»

10. «Праздник, со слезами на глазах»




Дом культуры

Встреча с ветеранами труда.

Практическая работа на тему «Подготовка текста поздравительной открытки».

Поздравление ветеранов с праздником Победы.

Возложение цветов на братские захоронения

Учебно-тематический план для обучающихся основной школы
(5 – 9 классы)



Тема

Ключевые и новые понятия

Форма проведения занятия и его содержание

1. Страницы истории

Патриотизм, гражданский долг, благодарность тем, кому мы обязаны своим существованием

Музейный урок на тему «Музей – хранилище исторических источников, документов. Роль исторических источников в познании своей страны, своего края, своей школы»

2. Село родное




Викторина, Экскурсии

3. Хлебный, целебный, лесной




Викторина об истории Заводоуковского городского округа. Самостоятельная подготовка к викторине по материалам музея, краеведческой литературе.

4. История Ингальской долины

Археология, реликвия, полевой дневник, геральдика, нумизматика, раскоп

Экскурсия в районный музей

5. Отчизны верные сыны

Отчизна, долг, мужество, честь, толерантность

Урок мужества на тему «Встречи с выпускниками школы – участниками контртеррористических операций в Чеченской республике»

6. Детство, опаленное войной

Пацифизм, мир, сострадание, уважение, толерантность

Урок памяти – встреча с детьми, чье детство прошло в годы Великой Отечественной войны.

7. Отзовись, фотография (поиск «Родная школа)

Школьная дружба, трудолюбие, память, профессия, трудовой героизм

Музейный урок. На встречу с обучающимися приглашаются бывшие выпускники школы, которые рассказывают ребятам о своей судьбе и судьбах своих одноклассников.

8. Поклонимся великим тем годам

Подвиг, долг, честь, свобода, воинское братство, Отчизна.

Урок нравственности на тему «Величие подвига народа – победителя в Великой Отечественной войне»

9. Поисково-краеведческие задания







страница 1


скачать

Другие похожие работы: