NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа рассмотрена на заседании мо учителей начальных классов Протокол № от 2011г


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №44 ст. Северской муниципального образования северский район Краснодарского края



Утверждаю

Директор ________/_________/

«__»_____________2010 г.

М.П.


Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № ___от «__»_____2011г.

Руководитель МО

________________/______________/

Основная образовательная программа

начального общего образования

Программа разработана на основе Примерных программ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Класс 1 «а,б»


Программу разработали

учителя начальных классов:

Лысенко О.Н.

Вережникова Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего обучения. Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном при­знании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый*образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного разви­тия;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

  • центральные психологические новообразования, форми­руемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

  • развитие целенаправленной и мотивированной актив­ности обучающегося, направленной на овладение учебной де­ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивиду­альные различия в их познавательной деятельности, воспри­ятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологи­ческими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного про­цесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего обра­зования.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение плани­руемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме­ний, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностя­ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной об­разовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обу­чающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпу­скников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личност­ные качества; сформированность основ российской, граждан­ской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающими­ся универсальные учебные действия (познавательные, регуля­тивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению но­вого знания, его преобразованию и применению, а также сис­тема основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной програм­мы лежит системно-деятельностный подход, который предпо­лагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога куль­тур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и техно­логий образования, определяющих пути и способы достиже­ния социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образо­вательном учреждении, реализующем основную образователь­ную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результа­та образования — развитие личности обучающегося на осно­ве освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учеб­ного сотрудничества в достижении целей личностного и со­циального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и про­фессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекто­рий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен­циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.


Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определя­ются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен­ными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнова­ний, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и общественности в про­ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обу­чающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и про­фессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекто­рий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен­циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Образовательное учреждение, реализующее основную об­разовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родите­лей (законных представителей) как участников образователь­ного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Рос­сийской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представите­лей) обучающихся в части, касающейся участия в формиро­вании и обеспечении освоения своими детьми основной об­разовательной программы начального общего образования, закрепляются в заключённом между ними и образова­тельным учреждением договоре , отражающем ответственность субъектов образования за конечные результа­ты освоения основной образовательной программы.

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Цель и задачи духовно-нравственного

развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте нацио­нального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) пред­ставление о человеке, на воспитание, обучение и развитие ко­торого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и об­щественных организаций.

В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творчес­кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ­ственность за настоящее и будущее своей страны, уко­ренённый в духовных и культурных традициях многона­ционального народа Российской Федерации.

В программе духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся на ступени начального общего образования образовательного учреждения должен быть отражён нацио­нальный воспитательный идеал. При этом, учитывая, что в современном процессе развития и воспитания ребёнка актив­но участвуют не только традиционные субъекты (семья и об­разовательное учреждение), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, средства массовой ин­формации (СМИ), необходимо обеспечить согласованность действий между этими субъектами в решении принципиаль­ного вопроса о том, на воспитание какого человека направ­лены непосредственные или опосредованные их усилия.

Педагогическое сообщество, образовательное учреждение способны взять инициативу в определении и реализации на­циональных педагогических приоритетов. При этом нацио­нальный воспитательный идеал должен стать принципиаль­ной основой социального партнёрства как способа взаимо­действия субъекта образовательного процесса с другими субъектами духовно-нравственного развития и воспитания де­тей и молодёжи.

На основе национального воспитательного идеала форму­лируется основная педагогическая цель — воспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

На основе национального воспитательного идеала, важ­нейших задач духовно-нравственного развития и воспитания, приведённых в Концепции, а также с учётом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования:

В области формирования личностной культуры:

• формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не­прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней уста­новке личности школьника поступать согласно своей со­вести;

• формирование основ нравственного самосознания лич­ности (совести) — способности младшего школьника форму­лировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

• формирование нравственного смысла учения;

• формирование основ морали — осознанной обучающим­ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж­ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти­мизма;

• принятие обучающимся базовых национальных ценнос­тей, национальных и этнических духовных традиций;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• формирование способности открыто выражать и отстаи­вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри­тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

• формирование способности к самостоятельным поступ­кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо­ра, к принятию ответственности за их результаты;

• развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

• осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз­можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

• формирование основ российской гражданской идентичности;

• пробуждение веры в Россию, чувства личной ответствен­ности за Отечество;

• воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре;

• формирование патриотизма и гражданской солидарности;

• развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

• укрепление доверия к другим людям;

• развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв­чивости, понимания и сопереживания другим людям;

• становление гуманистических и демократических ценно­стных ориентации;

• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга­низациям, к вере и религиозным убеждениям;

• формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к языку, культурным, религи­озным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

• формирование отношения к семье как основе россий­ского общества;

• формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

• знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Образовательное учреждение может конкретизировать об­щие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся для более полного достижения национального воспитательного идеала с учётом национальных и региональ­ных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей (закон­ных представителей).
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Содержанием духовно-нравственного развития и воспита­ния являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систе­матизации и разделения по определённым группам этих цен­ностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противосто­ять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и нацио­нальная; уважение и доверие к людям, институтам государ­ства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, за­бота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддерж­ка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, спо­собность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и со­зидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и ис­тине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духов­ности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе меж­конфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная приро­да, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие и ува­жение культур и народов, прогресс человечества, международ­ное сотрудничество.

Перечень базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции, является обязательным при формировании программ духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся на ступени начального общего образования. Обра­зовательное учреждение при разработке собственной програм­мы духовно-нравственного развития и воспитания может вводить дополнительные ценности, не противоречащие уста­новленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учётом возрастных и ин­дивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особен­ностей осуществления образовательного процесса образова­тельное учреждение может делать упор в воспитании на осо­бые группы базовых национальных ценностей. При этом важ­но, чтобы школьники получали представление обо всей системе базовых национальных ценностей, могли видеть, по­нимать и принимать духовно-нравственную культуру.россий­ского общества во всём её социокультурном многообразии и национальном единстве.

Основные направления и ценностные

основы духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния учащихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, бу­дучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из суще­ственных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим на­правлениям.

• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, инсти­тутам государства и гражданского общества.

• Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мо­раль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, пред ставление о вере, духовной культуре и светской этике.

• Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

• Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здорово­му образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

• Воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и вос­питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают разви­тие личности на основе отечественных духовных, нравствен­ных и культурных традиций. Образовательное учреждение конкретизирует в соответствии с указанными основными на­правлениями и системой базовых национальных ценностей задачи, виды и формы деятельности на ступени начального общего образования.

Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного разви­тия и воспитания, выделяя его для конкретных условий осу­ществления образовательного процесса как ведущее. Однако В качестве важнейшей цели образования остаётся духовно-нравственное развитие личности в контексте становления её гражданственности.

страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: