NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа развития добровольчества в Центральном федеральном округе на 2010-2012 гг. Москва 2010



ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ

ПО РАЗВИТИЮ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА

Программа развития добровольчества

в Центральном федеральном округе

на 2010-2012 гг.

Москва

2010
1. Введение

Программа развития добровольчества в Центральном федеральном округе на 2010-2012 гг. (далее Программа) разработана в на основании Концепции развития добровольчества в Центральном федеральном округе и программы «Общественное развитие Центрального федерального округа на 2008-2012 годы», в соответствии с посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, с учетом требований федеральных законов «Об общественных объединениях», «О некоммерческих организациях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов и предложений общественных палат субъектов Федерации и организаций, расположенных на территории округа.

Программа представляет собой комплекс мероприятий по организационному, нормативно-правовому, информационному и научно-методическому обеспечению добровольческой деятельности в Центральном федеральном округе.

Программа направлена на создание условий для реализации прав граждан на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решинии социально значимых проблем с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности, защиты национальных и государственных интересов, а также для повышения качества жизни нуждающихся в ситуациях, когда государственная помощь является малоэффективной или не предусмотрена.

Программа реализуется через общественно-государственное партнерство и доступна для участия в ней всех органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, научных и творческих союзов, отдельных граждан на основе их собственных инициатив.
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа.

Развитие гражданского общества в России сопровождается ростом гражданской активности, готовности населения участвовать в решении социально значимых проблем. Сегодня добровольческая деятельность становится важнейшим направлением государственного и общественного развития.

По данным ООН (UNV) в среднем не менее 3% населения стран участников ООН участвует в добровольческой деятельности. В США в 2006 году в добровольчество вовлечено 26,7 % населения1, в Канаде 45 % населения, это наибольший процент для всего мира2. В России по экспертным оценкам в добровольческую деятельность вовлечено всего 1,5 - 2% занятого населения.

В ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 году Президент России Дмитрий Медведев поставил задачу всесторонней модернизации страны, основанной на ценностях и институтах демократии. «Люди, неравнодушные к тому, что происходит вокруг, - отметил Президент, - должны иметь все возможности для реализации своих благородных устремлений ... мы поддержим тех, кто бескорыстно посвящает свой труд и время другим людям».

Задачи модернизации предъявляют новые требования к развитию добровольческого движения. Государственная поддержка добровольческих инициатив, деятельности социально ориентированных некомерческих организаций становится важнейшим фактором равития страны и общества.

Основной целью государственной политики в области содействия благотворительной и добровольческой деятельности, в принятой в 2009 году Правительством Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации обозначена активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.

Добровольчество является важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции среди молодежи. Организация добровольческого труда в регионах России, вовлечение молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни граждан, включены в число приоритетных направлений Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Добровольческая деятельность выступает важным фактором социальной солидарности в современном многонациональном, многоконфессиональном и многоукладном обществе, значительным ресурсом для решения социально значимых проблем на уровне местных сообществ, В то же время возможности для объединения граждан и привлечения их к добровольческой общественно-полезной деятельности, которые предоставляет Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», сегодня в значительной степени остаются невостребованными. Дать пример из статьи...

В ряде регионов ЦФО - в Белгородской, Липецкой, Московской, Орловской, Тверской, Ярославской областях, городе Москве накоплен значительный опыт деятельности ресурсных добровольческих центров, в течение нескольких лет реализуются региональные добровольчекие проекты и программы.

С целью поддержки добровольческой деятельности на окружном уровне в феврале 2008 года в рамках XXII Всемирного Русского Народного Собора – Собора детей и молодежи состоялся первый Форум добровольческих молодежных организаций ЦФО. В том же году была приянта Концепция развития добровольчества в Центральном федеральном округе, создан Межведомственный координационный совет по развитию добровольчества, в состав которого вошли представители Общественного совета ЦФО, федеральных министерств и ведомств, общероссийских и региональных общественных объединений, религиозных организаций, осуществляющих добровольческую деятельность, принят и реализован план добровольческих мероприятий в субъектах Российской Федерации Центрального федерального округа на 2009 год.

Концепция развития добровольчества в Центральном федеральном округе стала основой для разработки концепций развития добровольчества, конкретных программ, нормативно-правовых актов, организационных планов в сфере добровольчества региональными и местными органами власти.

Вместе с тем, разрозненность накопленного в регионах опыта, неразвитость инфраструктуры поддержки добровольчества являются серьезным препятствием для дальнейшего роста добровольческой деятельности. Системная поддержка добровольческой деятельности в округе требует реализации комплекса мероприятий по информационно-просветительскому, организационному, финансовому и кадровому обеспечению. На решение этих проблем направлена настоящая программа,
3. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ее выполнение

Основной целью Программы является организация системной поддержки добровольческой деятельности в Центральном федеральном округе, создание условий для реализации прав граждан на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально значимых проблем населения, общественных объединений, местных сообществ.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- обеспечить формирование региональной и муниципальной политики, направленной на развитие добровольческой деятельности,

- обеспечить создание и развитие системы поддержки добровольческой деятельности на региональном и местном уровне, включая инфраструктуру и механизмы поддержки добровольчества;

- обеспечить нормативно-правовую поддержку и налоговое стимулирование благотворительной и добровольческой деятельности, устранение юридических и административных барьеров для участия добровольцев в работе организаций и учреждений;

- обеспечить научно-методическое, образовательное, организационное, кадровое, информационно-просветительское и духовное сопровождение добровольческой деятельности;

- обеспечить формирование мотивационных механизмов для привлечения добровольцев, позитивного общественного мнения о добровольческом движении;

- обеспечить развитие партнерства между благотворительными и добровольческими организациями, другими общественными объединениями и религиозными организациями, органами государственной власти, местного самоуправления, коммерческими организациями в решении социально значимых проблем.

Решение поставленных задач будет осуществляться через:

- разработку законопроектов субъектов Федерации и нормативно-правовых актов муниципальных образований, регулирующих и стимулирующих благотворительную и добровольческую деятельность;

- разработку и реализацию региональных и муниципальных целевых программ развития добровольческой деятельности;

- реализацию межрегиональных добровольческих проектов и акций в Центральном федеральном округе;

- создание и развитие сети региональных и муниципальных добровольческих центров, осуществляющих научно-методическую, образовательную, организационную, информационно-просветительскую деятельность, подготовку и обучение руководителей, менеджеров и специалистов в сфере добровольчества;

- взаимодействие с основными религиозными конфессиями в области духовной поддержки добровольцев и формирования мировоззрения, основаноого на традициях милосердия и сострадания;

- формирование системы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на региональном и муниципальном уровне;

- создание благотворительных фондов развития добровольческой деятельности;

- организацию рабочих мест для добровольцев в государственных и муниципальных учреждениях;

- формирование системы социальных контрактов для осуществления добровольческой деятельности;

- поддержку частных добровольческих инициатив граждан.

Сроки реализации программы – с 2010 по 2012 годы.

Предполагается реализация программы в 2 этапа. На первом этапе с 2010 по 2011 годы планируется обеспечить формирование правовой, организационной, научно-методической, финансовой и кадровой основы для развития добровльчества в регионах округа.

На втором этапе в 2012 году планируется осуществить отработку механизмов развития добровольческой деятельности с использованием созданной инфраструктуры и ресурсного обеспечения, с тем чтобы в дальнейшем обеспечить развитие добровольческой деятельности на основе скоординированной политики и лучшей практики добровольческой деятельности в регионах и на муниципальном уровне.

Перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих выполнение Программы представлен в Приложении 1.
4. Основные направления и мероприятия программы по развитию добровольческой деятельности в Центральном федеральном округе

Достижение основной цели Программы и решение её задач осуществляется по направлениям, предусматривающим проведение комплекса мероприятий, координацию которых обеспечивают Межведомственный координационный совет по развитию добровольчества и постоянные Комиссии Общественного совета ЦФО.

4.1. Добровольческая деятельность в сфере патриотического воспитания граждан (координаторы – Комиссия Общественного совета ЦФО по вопросам развития гражданского общества, общественной безопасности и защиты прав человека и Комиссия Общественного совета ЦФО по вопросам реализации молодежной политики)

Для реализации программных мероприятий в сфере военно-патриотического воспитания предусматривается:

- комплекс добровольческих мероприятий и акций в ходе подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне;

- проведение мероприятий по организации поисковой работы в регионах ЦФО;

- проведение памятно-мемориальных, информационно-пропагандистских и культурно-массовых мероприятий;

- проведение мероприятий по восстановлению мемориалов и захоронений воинов, погибших воинов в годы Великой Отечественной войны и др. вооруженных конфликтах.

4.2. Добровольческая деятельность в сфере развития и пропаганды здорового образа жизни, спорта и туризма (координаторы – Комиссия Общественного совета ЦФО по вопросам здравоохранения и формирования здорового образа жизни, экологии, развития благотворительности, милосердия и социальной адаптации инвалидов и Комиссия Общественного совета ЦФО по вопросам физкультуры, спорта, туризма)

Для реализации мероприятий в данной сфере предусматривается:

- развитие и пропаганда донорства крови в ЦФО;

- развитие спортивного туризма;

- развитие школьного и детско-юношеского дворового спорта;

- участие бизнеса в пропаганде здорового образа жизни, развитии спорта и туризма.

4.3. Добровольческая деятельность в сфере благотворительности и милосердия (координаторы – Межкомиссионая группа Общественного совета ЦФО по вопросам милосердия и благотворительности и Комиссия Общественного совета ЦФО по вопросам здравоохранения и формирования здорового образа жизни, экологии, развития благотворительности и милосердия и социальной адаптации инвалидов)

Для реализации мероприятий в данной сфере предусматривается:

- развитие добровольчества в сфере социальной поддержки и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- развитие тимуровского движения (в т.ч. детского волонтерского, отрядов милосердия).

4.4. Добровольческая деятельность по восстановлению памятников истории и культуры (координаторы – Комиссии Общественного совета ЦФО по вопросам сохранения духовных святынь и культурных ценностей и по вопросам развития культуры)

Для реализации мероприятий в данной сфере предусматривается:

- привлечение добровольцев к восстановлению памятников истории и культуры, в том числе храмовых комплексов основных религиозных конфессий;

- поддержка данных мероприятий и проектов со стороны бизнеса.

4.5. Добровольческая деятельность в сфере охраны общественного порядка (координаторы – Комиссия Общественного совета ЦФО по вопросам развития гражданского общества, общественной безопасности и защиты прав человека и Комиссия Общественного совета ЦФО по вопросам реализации молодежной политики)

Для реализации мероприятий в данной сфере предусматривается:

- поддержка деятельности добровольных народных дружин для охраны и поддержания правопорядка;

- уличная социальная работа с подростковой молодежью.

4.6. Добровольческая деятельность в сфере общественного самоуправления (координатор – Комиссия Общественного совета ЦФО по вопросам регионального развития, местного самоуправления и предпринимательства)

Для реализации мероприятий в данной сфере предусматривается:

- участие добровольцев в благоустройстве и улучшению экологии территорий;

- поддержка социального предпринимательства, направленного на развитие добровольческой деятельности.

4.7. Добровольческая деятельность в сфере просветительства (координатор – Комиссия Общественного совета ЦФО по вопросам просвещения, науки и общественной нравственности)

Для реализации мероприятий в данной сфере предусматривается:

- информационно-просветительская деятельность добровольцев;

- духовно-нравственное просветительство;

- правовое просвещение;

- экологическое просвещение;

- популяризация добровольчества и технологий социального предпринимательства через просветительство.

Решение основных задач будет осуществляться путем реализации мероприятий Программы, представленных в Приложении 2.
5. Ресурсное обеспечение Программы

Ресурсное обеспечение мероприятий Программы предполагает привлечение различных источников: средств государственной поддержки некоммерческих организаций, в том числе финансирование из региональных и муниципальных бюджетов, средств от бизнес-сообществ, творческих союзов, организаций культуры, спортивных, научных и других организаций, участвующих в добровольческой деятельности, средств юридических и физических лиц, поступающих в порядке безвозмездной помощи, шефства и спонсорства, средств благотворительных организаций, частных пожертвований, направляемых на реализацию мероприятий настоящей Программы.

С целью поддержки добровольческой деятельности некоммерческих орагнизаций, предполагается также создание региональных и муниципальных благотворительных фондов развития добровольческой деятельности, фондов целевого капитала. Предполагается участие региональных общественных палат в создании и попечении над деятельностью данных фондов.

Ресурсное обеспечение Программы предполагает также развитие материально-технической базы региональных и муниципальных добровольческих центров, выделение помещений для их работы, оснащение необходимым оборудованием, создание информационной базы добровольческих организаций, формирование системы поддержки социально ориентированных организаций, использующих труд добровольцев.
6. Механизм реализации Программы.

Механизм реализации Программы основывается на взаимодействии органов государственной власти, общественных объединений, религиозных организаций, бизнес-сообщества по созданию условий для добровольческой деятельности граждан в регионах округа.

Организационное сопровождение Программы осуществляет Межведомственный координационный совет по развитию добровольчества в Центральном федеральном округе при поддержке аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Исполнителями мероприятий программы являются некоммерческие организации, осуществляющие добровольческую деятельность, а также по согласованию органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Федерации, расположенных на территории округа.

Координаторами Программы по направлениям являются постоянные Комиссии Общественного совета ЦФО, а также по согласованию министерства и ведомства, представители которых входят в состав Межведомственного координационного совета по развитию добровольчества. Для реализации конкретных направлений и мероприятий программы Межведомственный координационный совет осуществляет взаимодействие с министерствами и ведомствами, представители которых входят в состав совета.

Координаторами, обеспечивающими взаимодействие с некоммерческими организациями, реализующими добровольческие проекты и мероприятия программы на региональном уровне, являются региональные общественные палаты. Региональные общественные палаты определяют ответственных представителей из своих членов для обеспечения взаимодействия с Межведомственным координационным советом по развитию добровольчества.

Реализация настоящей программы на региональном уровне предполагает создание ресурсных центров развития добровольчества, благотворительных фондов развития добровольческой деятельности, разработку соответствующих региональных целевых программ, нормативно-правовое обеспечение добровольческой деятельсности на региональном и муниципальном уровне, социальный маркетинг.

Межведомственный координационный совет по развитию добровольчества совместно с Координаторами ежегодно уточняет конкретные сроки проведения мероприятий Программы на следующий год, а также рассматривает предложения по проведению добровольческих акций, имеющих межрегиональное значение с целью выработки единого подхода к проведению данных мероприятий.

Общественные палаты субъектов Федерации инициируют и принимают участие в разработке и реализации региональных целевых программ по развитию добровольчества, создании добровольческих ресурсных центров, благотворительных фондов развития добровольчества.

Межведомственный координационный совет по развитию добровольчества совместно с Координаторами осуществляет общественный мониторинг реализации Программы, разрабатывают предложения по совершенствованию политики в сфере развития добровольчества в округе.

Для научно-методического и кадрового обеспечения реализации Программы Межведомственный координационный совет по развитию добровольчества совместно с координаторами организует разработку соответствующих методических материалов, проводит обобщение лучшей практики поддержки и развития добровольчества в регионах, обучение руководителей ресурсных центров, некоммерческих организаций, осуществляющих добровольческую деятельность.

Информационное сопровождение реализации Программы обеспечивается через СМИ, Интернет-портал Общественного совета ЦФО, журнал «Общественный совет», издательскую деятельность, адресную рассылку в соответствии с информационной базой добровольческих организаций.

Нормативно-правовое обеспечение реализации Программы предполагает разработку федеральных законопроектов в сфере благотворительной и добровольческой деятельности, проектов типовых (модельных) законов субъектов Федерации, организацию консультативной поддержки некоммерческих организаций по правовым вопросам в сфере добровольческой деятельности.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Оценка социально-экономической эффективности Программы осуществляется на основе целевых индикаторов и показателей (Приложение 1), отражающих ее выполнение, а также по результатам проведения общественного мониторинга реализации мероприятий Программы, проведения социологических опросов по вопросам добровольческой деятельности в регионах округа.

Экономический эффект от реализации мероприятий данной Программы, заключается в привлечении труда добровольцев для социально значимой деятельности, что является более эффективным способом решения задач в социальной и других сферах. Социальный эффект от реализации мероприятий данной программы заключается в росте социальной активности и солидарности граждан, прежде всего молодежи, духовно-нравственном развитии молодого поколения, укреплении социального партнерства на уровне местных сообществ, что служит целям развития гражданского общества.

Основным результатом реализации Программы должно стать формирование механизмов поддержки добровольчества в регионах округа, основными элементами которых являются ресурсные центры, благотворительные фонды, региональные и муниципальные целевые программы, законы субъектов Федерации в сфере добровольчества, нормативно-правовые акты местного самоуправления. Социально-экономическая эффективность Программы измеряется увеличением числа граждан, участвующих в добровольческой деятельности, созданием новых направлений добровольческой деятельности, результативностью конкретных добровольческих акций, увеличением числа граждан, помощь которым оказывается регулярно, качественными показателями такой помощи.

Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ

целевых индикаторов и показателей, отражающих выполнение Программы

Результативность реализации Программы определяется степенью достижения основных целей и выполнением задач и характеризуется состоянием целевых индикаторов и показателей.

Целевые индикаторы отражают степень достижения основных целей Программы. К ним относятся:

  1. Количество действующих и вновь принятых нормативно-правовых актов в сфере добровольческой деятельности на региональном и местном уровне, в том числе по субъектам Федерации.

  2. Количество действующих и вновь созданных региональных и муниципальных ресурсных центров поддержки добровольчества, в том числе по субъектам Федерации.

  3. Количество действующих и вновь созданных благотворительных фондов и других организаций, оказывающих ресурсную поддержку добровольческой деятельности, в том числе по субъектам Федерации.

  4. Количество межрегиональных, региональных и муниципальных программ развития добровольческой деятельности, в том числе по субъектам Федерации.


Показатели отражают степень выполнения Программы в разрезе основных задач. К ним относятся:

  1. Количество выполненных мероприятий Программы, в том числе по направлениям и субъектам Федерации.

  2. Количество созданных рабочих мест для добровольцев в государственных и муниципальных организациях.

  3. Количество проведенных добровольческих акций и мероприятий в субъектах Федерации, в том числе по направлениям.

  4. Количество граждан, регулярно участвующих в добровольческой деятельности, в том числе, в работе центров развития добровольчества.

  5. Количество граждан, в отношении которых осуществляется регулярная добровольческая деятельность.

  6. Количество детей, в том числе с девиантным поведением, в отношении которых осуществляется добровольческая деятельность.

  7. Количество действующих организаций, объединений, клубов, в том числе детских и молодежных, занимающихся добровольческой деятельностью.

  8. Количество социально ориентированных некоммерческих организаций, использующих труд добровольцев.

  9. Количество обучающих и методических мероприятий в сфере добровольческой деятельности.

  10. Количество проведенных исследовательских работ по проблемам добровольчества, а также степень их внедрения в практику добровольческой деятельности.

  11. Количество подготовленных организаторов и специалистов в области добровольчества.

  12. Количество граждан, прошедших подготовку в центрах развития добровольчества.

  13. Количество проведенных семинаров, конференций, выставок в сфере добровольческой деятельности.

  14. Количество публикаций в СМИ, освещающих добровольческую деятельность, в том числе по субъектам Федерации.

  15. Доля граждан желающих принять участие в добровольческой деятельности, в том числе по субъектам Федерации.

  16. Доля граждан принимающих участие в добровольческой деятельности, в том числе по субъектам Федерации.

  17. Доля граждан одобряющих добровольческую деятельность, в том числе по субъектам Федерации.

1 Reported by Bureau of Labor Statistics of the U.S. Department of Labor, янв. 2007

2 Key Facts and Figures (CSGVP 2004)


страница 1


скачать

Другие похожие работы: