NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа развития гскоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №4 I и п вида»


Программа развития ГСКОУ « Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат № 4 I и П вида» г.Сыктывкара

Настоящая программа определяет концепцию развития специальной коррекционной школы и основные направления деятельности по её реализации и предусматривает:

  • совершенствование содержания образования неслышащих детей в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении I и II вида; использование коррекционно-развивающих технологий на двух ступенях школьного обучения;

  • оптимизацию воспитательной работы: разработку воспитательной системы; дальнейшее совершенствование систем психолого-медико-педагогического сопровождения и реабилитации воспитанников; разработку «модели выпускника»;

  • формирование творчески работающего стабильного педагогического коллектива.



Теоретической основой программы развития школы-интерната № 4 являются идеи Л.С.Выготского о сложной структуре нарушенного развития, положение С.А.Зыкова об обучении глухих языку и воспитательной работе с ними, методики Ф.Ф.Рау, Е.П.Кузьмичевой по обучению глухих устной речи, труды Л.И.Тиграновой и Т.В.Розановой по психологии детей с нарушением слуха.

На современном этапе развития нашего общества и системы образования в целом школа для глухих и слабослышащих должна обеспечивать высокий уровень знаний, воспитывать личность ребенка, подготавливать учащихся к труду в условиях быстро развивающегося рынка труда. В связи с этим остро встает проблема развития школьника с недостатками слуха, приближающего его к норме. Для этого необходимо построение педагогического процесса с учетом индивидуально-психических особенностей развития и обучения каждого глухого и слабослышащего.

Видный сурдопедагог и методист С.А.Зыков одним из путей повышения всей учебно-воспитательной работы называл «возможность осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к каждому учащемуся внутри классного коллектива». Под дифференцированным подходом к обучению мыслится такая организация процесса, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, распределение их по типологическим группам и организацию работы, способствующую умственному и нравственному развитию детей.

Успешность обучения, высокий уровень знаний, умений и навыков обеспечиваются внешними условиями (содержание обучения, совершенствование методики обучения, интегрированный подход, мастерство учителя) и внутренними условиями (индивидуально-психические особенности ученика). Специально организованная работа с учетом индивидуальных особенностей учащихся способствует активизации их мыслительной деятельности, значительно повышает успеваемость, обеспечивает поступательное развитие каждого ученика. Кроме специального обучения детей большое внимание уделяется организации речевой среды, посредством которой словесная речь становится средством общения, средством познания и мышления, средством развития школьников.

Итак, образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Нормативная база для разработки программы развития школы.


  1. Конвенция о правах ребенка.

  2. Закон РФ «Об образовании» в части ст. 5, ст. 12, ст. 50.

  3. Концепция реформирования систем специального образования, утвержденная Мин. Обр. РФ от 09.02.99 г. №3/1.

  4. Положение о «психолого – медико–педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения».

Письмо Мин. обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901-6.

  1. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для

обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Постановление правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288.

6. Ведомственная целевая программа «Дети Республики Коми» (2007-2009 годы), утвержденная Мин.Обр.РК от 19.02.2007г. № 39.

Специфика деятельности ГСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 I и II вида».
Проблема специального образования является одной из актуальных в области образования. Это связано с тем, что число детей, нуждающихся в коррекционном обучении, не падает. Кроме того, отмечается и тенденция комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся с нарушениями слуха, уровень реализуемых образовательных программ определяются МО РФ по согласованию с Министерством здравоохранения РФ.

Согласно Типовому положению о специфике деятельности СКОУ «специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе». Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухоречевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

Содержание образования в СКОШИ № 4 определяется образовательными программами специальных (коррекционных) и общеобразовательных учреждений, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся, принимаемой и реализуемой школой самостоятельно.

Организация образовательного процесса в СКОШИ № 4 регламентируется учебным планом, учитывающим нормативы федерального, регионального компонентов и конкретные условия функционирования школы. Базисный учебный план (утвержден приказом МР РФ № 202065-п от 10.04.2002г) включает образовательные области:

  • Язык

  • Математика

  • Обществоведение

  • Искусство

  • Технология

  • Коррекционный блок

Школьный компонент включает:

  • Дополнительный час на трудовое обучение в 5-10 классах

  • Предмет ОБЖ в 5-10 классах

  • Курс «Основы информатики» вводится в 7-10 классах

  • Курс «География РК» в 10 классе

Среди инвариантных образовательных областей наиболее специфической является «Язык». Эта область представлена учебным предметом «Язык и литература» с обязательным набором коррекционно-образовательных предметов: развитие речи, устная речь, дактильная речь, чтение, письмо, формирование грамматического строя речи (в младших классах). Последующий систематический курс изучения русского языка и литературы в средних, старших классах сочетается с коррекционной работой по овладению словесной речью как средством общения и обучения (коммуникативная система обучения языку). В эту же область включено и «Предметно-практическое обучение» как специфический пропедевтический и интегрированный учебный предмет, обеспечивающий коррекционную направленность обучения языку, овладение речевой деятельностью и развитие обучающихся с нарушениями слуха. Для более полного учета и реализации индивидуальных возможностей обучающихся в формировании речевой деятельности выделяются часы на проведение индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и формирование произносительной стороны устной речи. Специальная работа по развитию и использованию нарушенной слуховой функции включает

фронтальные занятия в слуховом кабинете (0 – 4 классы) и музыкально-ритмические занятия (0 – 7 классы).

СКОШИ № 4 обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку, отвечающую нормативным требованиям к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. Соответствие этому уровню достигается путем соблюдения особой содержательной и методической направленности образовательного процесса, в основе которого заложен коррекционно-развивающий принцип обучения и соответствующее этому принципу оформление нормативно-методической документации.

Модернизация школьной системы затронула и систему специального (коррекционного)

образования. За счет интенсификации обучения, оптимального выбора учебных планов и образовательных программ, перестройки методов обучения в соответствии со структурой основного дефекта СКОШИ № 4 перешла с двенадцатилетнего на десятилетний срок обучения, оставив при этом получение базисного образования за курс основной школы.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии ступеней общего образования:

1 ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения в классах I вида – 6 лет, в классах II вида – 5 лет).

2 ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения в классах I вида – 5 лет, в классах II вида – 6 лет).

Государственная (итоговая) аттестация выпускников СКОШИ № 4 за курс основной школы проводится по математике и русскому языку письменно и одному из выбранных обучающимися предметов устно.

В особые группы выделяются глухие и слабослышащие обучающиеся, которые имеют сочетание двух первичных дефектов: тугоухость и умственная отсталость. В специальный класс обучающиеся переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения республиканской психолого-медико-педагогической комиссии только после первого года обучения в школе. Нормативный срок освоения в специальных классах – 9 лет, работа организуется по специальным учебным планам и программам.

Информационная справка о школе.
СКОШИ № 4 открыта в 2004 году путем слияния интернатов для слабослышащих и неслышащих детей.

В школе-интернате обучается и воспитывается в среднем от104 до 110 учащихся. Классов I вида – 7; классов II вида – 9; классов, обучающихся по вспомогательной программе -4.

Организация учебного процесса основывается на следующих принципах:

  1. дифференцированный подход в развитии ребенка;

  2. взаимосвязанность образовательного процесса.

Обучение ведется по следующим программам: основное образование по государственной программе, программа для умственно отсталых детей.

Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется 16 педагогами высшей и 27 педагогами первой категорий, 16 педагогами второй категории.

В 2007 году в школе введен курс основ информатики, оборудован кабинет информатики на 6 учебных мест. В рамках проекта «Информатизация системы образования» организован доступ в INTERNET по коммутируемой линии. Школа имеет свой электронный адрес в INTERNET е.

В течение последних нескольких лет школа участвует во Всероссийских фестивалях, спортивных соревнованиях и конкурсах детского творчества.

Сведения о выпускниках школы-интерната № 4 за последние три года.



Год выпуска

Всего выпускников

УНПО

ССУЗ

На работу

2005-2006уч.г.

14

9

5

-

2006-2007уч.г.

5

3

1

1

2007-2008уч.г.

13

6

6

1


Выпускники обучаются не только в Республике Коми, но и за ее пределами:
- г.Москва – Колледж индустрии, гостеприимства и менеджмента – 2 человека (специальности – бухгалтер-экономист, техник по обслуживанию ЭВМ);

- г.Ульяновск – Фармацевтический колледж – 5 человек (лаборант);

- г.Михайловск Московской обл. – Экономический колледж – 1 человек (аудит и бухучет);

- г.Оренбург – Экономический колледж – 1 человек (экономист);

- г.Армавир – Профессиональный лицей – 1 человек (швея);

- г.Киров – Профессиональный лицей – 1 человек (закройщик);

- г.Сыктывкар – Индустриальный техникум – 3 человека (мастер строительных работ);

- г.Сыктывкар - ПУ №1 – 1 человек (повар);

- г.Сыктывкар - ПЛ №20 – 1 человек (мастер отделочных работ);

- г.Сыктывкар - ПЛ №34 – 10 человек (оператор ЭВМ, портной, парикмахер);

- г.Ухта – ПУ №30 – 2 человека (столяр-плотник, лаборант-эколог);

- г.Усинск – ПУ №11 – 1 человек (автомеханик);

- г.Сосногорск – ПУ №5 – 1 человек (штукатур-маляр)
После окончания лицеев и колледжей выпускники школы-интерната №4 поступают в высшие учебные заведения. На сегодняшний день обучаются:

Владимирский университет – 2 человека (очно);

Ухтинский технический университет – 2 человека (очно);

Сыктывкарский государственный университет – 1 человек (заочно);

Филиал горного института г.Воркута – 1 человек (заочно).

Сроки реализации программы:

Данная программа рассчитана на 2008-2012 годы.

Цели и задачи школы.
Основной целью специальной (коррекционной) школы-интеранта № 4 I и II вида является совершенствование коррекционно-развивающего пространства, обеспечивающего развитие механизмов компенсации каждого воспитанника, на этой основе – решение вопроса адаптации в современном обществе; создание условий для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).

Для достижения поставленной цели реализуются следующие задачи:

  1. Формирование у учащихся потребности в общении и саморазвитии, развитие культуры и нравственности учащихся.

  2. Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в упражнении, обучении, воспитании.

3.Обеспечение безопасности детей в школе в учебное и внеучебное время.

  1. Развитие в школе сферы дополнительного образования и создание условий для развития и саморазвития личности ребенка.

Особое внимание уделяется творческому саморазвитию детей.

5. Внедрение региональных компонентов в систему учебно-воспитательного процесса.
6. Постоянный анализ и на его основе формирование более эффективных средств работы с результатами обучения и воспитания. Использование в этих целях информационно-коммуникационных технологий.
Основные принципы обучения и воспитания детей с нарушением слуха:

  1. коррекционная направленность;

  2. единство процесса обучения основам наук и развития словесной речи;

  3. опора на предметно-практическую деятельность;

  4. интенсификация речевого общения.

Основные блоки программы:


  1. Учебно-методический;

  2. Воспитательный;

  3. Лечебно-оздоровительный;

  4. Коррекционный, психолого-медико-педагогическое сопровождение;

  5. Профессионально-трудовой, социализация.



I.Учебно-методический блок.
Учебно-методическая работа включает:

  1. Педагогические советы.

  2. Школьные методические объединения.

  3. Специальные семинары.

  4. Деятельность методического совета школы.


В школе-интернате работают 6 методических объединений:

  1. МО учителей начальных классов.

  2. МО учителей естественно-математического цикла.

  3. МО языковедов.

  4. МО учителей трудового обучения.

  5. МО учителей слуховой работы.

  6. МО воспитателей и классных руководителей.



Задачи:

  1. Всестороннее развитие учащихся, формирование словесной речи на слухо-зрительной основе как средства общения и мышления.

  2. Воспитание идей гуманизма, чувства любви, патриотизма и долга перед Отечеством, семьей, коллективом.

  3. Коррекция и компенсация отклонений в психофизическом развитии для получения общеобразовательной, трудовой подготовки и социальной адаптации.

  4. Стремление приблизить учащихся, завершающих курс обучения к «модели выпускника» как человека образованного, с высокими моральными и гражданскими принципами, способного реализовать свои знания для дальнейшей учебы и трудовой деятельности.

  5. Развитие эмоциональной сферы, коммуникативности, на основе постоянного развития самостоятельной устной и письменной речи, в старшем возрасте - стереотипа поведения воспитанного человека.

  6. Воспитание потребности в здоровом образе жизни и экологической культуры.


Задачи I ступени (начальная школа):

  1. Формирование положительной мотивации к обучению.

  2. Развитие общих способностей детей и их диагностика.

  3. Развитие потребности в общении, накопление необходимого словаря.

  4. Формирование необходимых для начальной школы знаний, умений, навыков.

  5. Целостное восприятие окружающего мира, активизация интереса к творческой деятельности.

  6. Психологическая адаптация младших школьников к учебному процессу.

  7. Формирование личности школьника.

Задачи II ступени (основная школа):

  1. Формирование прочных устойчивых знаний основ наук, развитие общих и практических способностей детей.

  2. Дальнейшее формирование навыков культуры умственного труда.

  3. Продолжение работы по формированию коммуникативных навыков.

  4. Овладение основами профессиональных знаний, полноценное включения обучающего воспитанника в жизнь общества.

  5. Продолжение работы по формированию личности неслышащего воспитанника, способной осознанно оценивать физическое состояние, возможности своего организма и необходимость ведения здорового образа жизни.


Учебный план школы-интерната ориентирован на требования государственного стандарта и состоит из предметов базисного и коррекционного компонентов с учетом особенностей развития школьников. Базисный компонент включает в себя учебные дисциплины, позволяющие заложить основы знаний по основным предметам, обеспечить уровень, соответствующий государственным стандартам.

Коррекционный компонент предполагает возможность индивидуальной работы с детьми с недостатками слуха.

Наряду с едиными требованиями общеобразовательной школьной программы специальной (коррекционной) школы-интерната №4 I и II вида включают единые требования, обусловленные спецификой обучения детей с нарушенным слухом. Обеспечение образовательного уровня достигается с учетом речевого недоразвития и сниженного слуха учащихся.

Образовательный процесс отличается своей коррекционной направленностью и обеспечивает формирование практических речевых навыков развития слухового восприятия.

Успешная реализация этой концепции может быть достигнута в условиях интенсификации учебного процесса, которая ориентирована на ускорение темпов учебной деятельности с учетом психо-физических параметров личности учащихся. Обеспечение базового общеобразовательного уровня требует внедрения и разработки новых технологий и коррекционного обучения с целью развития механизма компенсации каждого ученика. Поэтому педагогический процесс направлен на преобразование всех сторон личности слабослышащего и глухого ребенка, на коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств.

Как ведущее средство преодоления речевого недоразвития - главного фактора, определяющего аномалии детей с недостатками слуха, является специальное обучение языку (накопление словарного запаса, уточнение звукового состава речи, усвоение грамматической системы языка, овладение разными формами и видами речевой деятельности). Это предусматривает максимальное расширение речевой практики, использование речевого материала в речи, в разных видах общения. Особое место уделяется развитию письменной речи как средству развития самостоятельной речи и познавательной деятельности учащихся в целом; самостоятельно приобретенные учащимися речевые навыки используются и корректируются в учебно-воспитательном процессе, а также идет стимуляция к дальнейшему их развитию и обогащению.

Весь образовательный процесс коррекционной школы идет с учетом индивидуальных и характерологических особенностей детей, их природных задатков и способностей. Он стимулируется различными средствами, методами, формами работы, активного поведения учащихся, их собственной самостоятельной практической и умственной деятельностью. Фактором, определяющим не только успешное формирование речи - главного звена учебного

процесса, - но и развитие, совершенствование деятельности всех анализаторов, является обеспечение сенсорной базы учебного процесса (использование звукоусиливающей аппаратуры, наглядности, различных средств ТСО и ИКТ).

В органичном единстве решаются две группы задач учебно-воспитательного процесса:

  1. задачи преподавательского характера, решение которых способствует развитию детей, готовит их к сознательному овладению системой школьных знаний и навыков;

  2. общие задачи учебного процесса.


II. Воспитательный блок.

Воспитательная работа с неслышащими детьми включает воспитательные занятия, КТД, работу школьных кружков и секций, посещения студий как дополнительное образование. Особенностью системы воспитательной работы является тесное взаимодействие с учебным процессом с целью успешного решения коррекционных задач школы-интерната.

Цель программы: создание единого коррекционно-развивающего пространства для развития каждого ребенка как личности, способной включиться в социальные отношения на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

В СКОШИ №4 сложилась своя система воспитательной работы, основанная на коллективно-творческих делах (КТД). За основу построения воспитательной системы был взят научно разработанный подход Новиковой Л.Н., Караковского В.А., Силивановой Л.Н., включающую в себя два компонента: содержательный и организационный.


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ


Цель: Обеспечить воспитательный процесс в условиях современного общества. Преодолеть трудности социальной адаптации учащихся с недостатками слуха в данном обществе. Развитие слухового восприятия на речевом материале, относящегося к бытовой деятельности (по режимным моментам), формирование речи в ее коммуникативной функции, выработка самоконтроля за речью. Развитие детского коллектива.






Системно-образующий вид деятельности:

Коллективно-творческое дело (КТД)

Субъекты деятельности:

  • воспитатели школы-интерната (Подг.-10кл.)

  • воспитатели групп

  • организатор

  • зам. директора по ВР







Среда: условия школы-интерната №4



Организация деятельности:

Через детские клубы

«Солнышко» (0-3кл.)

«Радуга» (4-7кл.)

«Романтик» (8-10кл.)










ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

(Управление, способствующее развитию)
Информационное обеспечение

  • журнал «Воспитание школьников»

  • журнал «Педсовет»

  • журнал «Последний звонок»

  • журнал «Педагогическое творчество»

  • Разработки воспитательских занятий (Центр коррекции и развития г. Москва; МО воспитателей СКОШИ №4)

  • Методические пособия по воспитанию детей с нарушениями слуха.

Методическая служба

  • МО воспитателей СКОШИ №4

  • Центр досуга и творчества молодежи

  • КРИРО и ПК

Материально-техническое снабжение

  • Детские клубы занимают помещение S=17м2; оборудованы мебелью, игровым уголком (дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры)

  • Фойе для отдыха (оборудовано мягким инвентарем, телевизором, видеомагнитофоном) расположено на 2 и 3 этажах спального блока

  • Актовый зал

  • Спортзал (оборудован спортинвентарем)

  • Игры, игрушки


Внеклассная работа в СКОШИ №4 проводится через традиционные мероприятия такие как:

  • Праздник знаний

  • Осенний бал

  • Новогодний бал

  • Предметные недели и т.д.

  • Собрание школьников «Правила поведения учащихся в школе» с приглашением инспектора ОПДН.

  • День Защитника Отечества

  • День 8 Марта

  • День Земли

  • Речевой праздник

  • Праздник Победы

  • Праздник последнего звонка

  • через детские клубы: - Деловые игры для старшеклассников

- Сюжетно-ролевые игры для младших школьников

- Интеллектуальные игры для среднего и старшего звена

- Спортивная игра «Веселые старты» (Подг.-4кл.)

- Спортивно-туристические соревнования (5-10кл.)

- Диспут о … (5-10кл.)

- Танцевально-игровое шоу (5-10кл.)

- Музыкальная шкатулка (Подг.-4кл.)

- Экономическая игра (0-10кл.) и т.д.
Структура воспитательной работы школы-интерната № 4 постоянная: класс-группа.

Вся воспитательная работа в школе идет по схеме блоками, согласно возрасту детей и накопленного социального опыта, учитывая коррекционную направленность воспитательной работы школы-интерната.

Младшие классы (0-3)

Средняя группа (4-7 классы)

Старшая группа (8-10 классы)

Личностное развитие

  • диагностика уровня воспитанности

  • становление ребенка в группе

  • развитие дружеских отношения



Основы социального поведения

  • становление личностной позиции: «Я сам», «Я и другие»




Личностная позиция

  • мотивационная сфера

  • эмоционально-волевая сфера, как основа развития регулирующей функции поведения

Охрана здоровья

  • формирование санитарно-гигиенических навыков; развитие убежденности в ответственности за свое здоровье

  • элементы физического совершенства

Охрана здоровья

  • развитие привычки к здоровому образу жизни

  • тренировка силы воли, физического совершенства

  • основы полового воспитания

  • основы экологической грамотности



Охрана здоровья

  • система профилактических умений по охране здоровья и здорового образа жизни

  • совершенствование экологической грамотности

Творческое воображение

  • развитие механизмов творческого воображения, восприятия, мышления

  • развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других

  • развитие творческих способностей




Основы жизнеобеспечения

  • ориентировка учащихся в различных жизненных ситуациях

  • основы экономической грамотности

Профессиональное и трудовое воспитание

  • осмысление необходимости трудовой деятельности

  • профессиональная подготовка

  • общая ориентировка в мире профессий

Самообслуживающий труд

  • учебные умения

  • уход за своим местом

  • самообслуживающие навыки


Трудовое воспитание

  • отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем

  • основы профориентации

Гражданское самосознание

  • права и обязанности

  • экономическое просвещение

  • гражданское самосознание «Я и общество»







Творческое развитие

  • развитие самостоятельного творческого мышления




Эстетическое воспитание

  • музыка, живопись, поэзия как связь поколений






В каждой возрастной группе решаются следующие коррекционные задачи:

  • младший школьный возраст - накопление словарного запаса, развитие слухового восприятия, коррекция памяти, внимания, восприятия.

  • средний возраст - расширение словарного запаса, формирование логически связной речи, коррекция мышления.

  • старший возраст - совершенствование самостоятельной связной речи; коррекция мышления от наглядно-предметного к образному.


Благодаря такой системе идет постепенное обогащение личностных качеств каждого ребенка, накапливание ими личного социального опыта, необходимого для адаптации в обществе.

Полная социальная адаптация детей с нарушением слуха невозможна без формирования системы их нравственно-правовых знаний и соответствующего социального поведения, что осуществляется через блоки «Основы социального поведения» (средний возраст) и «Гражданское самосознание» (старший возраст).

Формирование опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения достигается путем организации видов деятельности и межличностного общения в различных ситуациях через блоки «Личностное развитие» (младший возраст), «Основы социального поведения» и «Основы жизнеобеспечения» (средний возраст), «Личностная позиция» и «Гражданское самосознание» (старший возраст).

Существенная роль в решении коррекционных и образовательных задач в условиях школы-интерната для детей с нарушением слуха отводится трудовому воспитанию и профориентации детей. Эта работа проходит через блоки «Самообслуживающий труд» (младший возраст), «Трудовое воспитание» (средний возраст), «Профессиональное и трудовое воспитание» (старший возраст).

Младшие классы (0-3 классы)

I. Основные мотивы:

  • потребности во внешних впечатлениях, которые реализуются при участии взрослого; его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;

  • потребность, настойчивое стремление стать школьником;

  • потребность в общении.



II. Ведущие виды деятельности:

  • игра в ее наиболее развитой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация;

  • учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, так как через нее отрабатывается система отношений ребенка с окружающими.


III. Учитывая вышеприведенные данные можно спланировать работу в начальном звене таким образом, чтобы можно было решить следующие задачи:

  • личностное развитие – познакомить с основными моделями коммуникативного поведения; объяснить правила, регулирующие поведение ребенка с позиции его индивидуальности в обществе; развивать внутреннюю убежденность в востребовании ребенка обществом;

  • охрана здоровья и физическое развитие – развивать основы ответственности за состояние своего здоровья; отрабатывать навыки санитарно-гигиенического ухода за собой; познакомить с вариантами помощи другим;

  • трудовое воспитание – вооружить основными навыками самообслуживающего труда, учебного поведения;

  • творческое поведение – развитие основ творческого мышления и воображения как одно из направлений снятия комплекса депривации; развитие механизмов самостоятельного творчества как «раскрутка» механизмов компенсации дефекта;

  • основы социализации и общения – знакомство и отработка норм поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, столовая, спальня, урок, улица, магазин, театр, транспорт и т.д.


Средний школьный возраст (4-7 классы)

I. Основные мотивы:

  • потребность занять свое место в коллективе, стремление как можно лучше соответствовать своим представлениям о лидере;

  • ориентация на оценки, суждения сверстников (а не взрослого); требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;

  • потребность личной самооценки, стремление к взрослости, самостоятельности, самоуважению;

  • стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых (конфликт со средой, с самим собой);



II. Ведущие виды деятельности:

  • учебная деятельность;

  • разнообразная форма со сверстниками, компанией друзей, «кодекс товарищества» - доминирующий и организующий мотив поведения;

  • интимно-личностное общение (быть значимым в чьих-то глазах).


III. Учитывая вышеприведенные данные можно спланировать работу в начальном звене таким образом, чтобы можно было решить следующие задачи:

  • личностное развитие – развитие основ личностной самооценки, ответственности за свои поступки;

  • охрана здоровья – формировать системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и ухода за организмом;

  • трудовое воспитание – развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями;

  • основы гражданского самосознания – знакомство с истоками национальной культуры, с основами правового поведения, начальное экономическое просвещение;

  • творческое мышление – развитие навыка самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций как основа социальной адаптации воспитанников;

  • основы жизнеобеспечения - развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.

Старший школьный возраст (8-10 классы)

I. Основные мотивы:

  • желание занять свое место в мире взрослых; утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своей компании и т.д.


II. Ведущие виды деятельности:

  • интимно – личностное общение (друг с другом, с друзьями через позицию своих настроений и желаний);

  • учебно-профессиональная деятельность (в большей степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении).


III. Воспитательная работа с подростками в старшем звене осуществляется по тем же направлениям, что и в среднем звене, но имеет свое специфическое содержание, выраженное в ориентированности организации воспитательских мероприятий на наиболее значимые. Среди этих ориентиров: работа по профессиональному самоопределению; работа над подростковой культурой.

  • личностное развитие – развитие механизмов эмоционально-волевого регулирования поведения; развития мотивационной сферы воспитанников – интересов, желаний, потребностей;

  • охрана здоровья – развитие системы профилактических умений по охране здоровья; воспитание привычки к здоровому образу жизни;

  • профессиональное самоопределение и трудовое воспитание – осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться, овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда; овладение основами экономической грамотности;

  • гражданское самосознание – осмысление себя как гражданина общества: права и обязанности; усвоение основ национальной культуры;

  • эстетическое воспитание – развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения; формирование духовных запасов личности каждого воспитанника.



Работа с родителями.
Задачи:

  • Создание ситуации сотрудничества родителей и педагогов

  • Изменение взгляда родителей на социальную перспективу ребенка с нарушениями слуха

Формы работы:


  • Консультирование во взаимодействии «ребенок - родитель».

  • Консультирование индивидуальное в форме беседы, рекомендации, информации.

  • Лекционно-просветительные занятия (по запросу родителей и по мере появления потребности в них в школе).

  • Письма родителям не менее 1 раза в четверть и по необходимости.

  • Общение по телефону

  • Посещение семьи в домашних условиях (проживающих в г.Сыктывкар).

  • Концерты детей для родителей.

  • Общешкольное родительское собрание (1 раз в год)

  • Классные родительские собрания

  • Анкетирование с целью изучения семейного положения и воспитания ребенка в семье проводится при комплектовании классов и конкретизируется в последующие годы.

  • Консультирование родителей медперсоналом, сурдопедагогами.

  • Приглашение родителей на уроки и индивидуальные занятия.

  • Ведение семей (неблагополучных) через соцотделы, администрацию поселков, городов республики, территориальные комиссии по делам несовершеннолетних.



Предполагаемые результаты:

  • Повышение уровня компетенции родителей в вопросах воспитания и обучения ребенка.

  • Работа родителей дома по рекомендациям сурдопедагога, медиков, педагогов как реальная помощь ребенку в учебе и развитии.



III. Лечебно-оздоровительный блок
Результаты углубленного медицинского обследования воспитанников показывают, что детей практически здоровых (т.е. имеющих исключительно патологию слуха) в школе нет. Это ставит весь коллектив интерната перед необходимостью работы в охранительном режиме, с полным соблюдением санитарно-гигиенических требований при организации учебно-воспитательного процесса, направленной на профилактику и снижение показателей детской заболеваемости, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах учебно-воспитательной деятельности.
Задачи:

  1. Создание единой системы оздоровления детей в структуре «школа-интернат» и привлечение их к занятиям физкультурой и спортом.

  2. Формирование у детей и взрослых положительного отношения к физической культуре, потребности в занятиях физическими упражнениями, нацеленности на здоровый образ жизни.

  3. Оказание профессиональной индивидуальной помощи детям физически ослабленным, а также имеющим хронические заболевания.

  4. Сохранение по возможности улучшения состояния здоровья детей.

  5. Приобщение школьников и их родителей к знаниям о здоровом образе жизни.

  6. Формирование личности, способной осознанно оценивать свое физическое состояние и возможности своего организма.

  7. Организация медицинского мониторинга на протяжении всего периода обучения каждого ребенка в школе-интернате.

  8. Организация системы наблюдений за состоянием здоровья каждого ребенка с привлечением медработников для посещения уроков.

  9. Организация скоординированной работы с психиатром, педиатром, сурдологом и т.д.

  10. Внедрение в образовательный процесс современных здоровьесберегающих технологий.

  11. Повышение эффективности проводимых мероприятий направленных на сохранение и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, адаптацию к изменениям в образовательной среде.



Медперсонал осуществляет контроль:

  1. Режима учебной работы, отдыха, организации питания.

  2. Физического воспитания и закаливания.

  3. Проведения противоэпидемических мероприятий.



А также осуществляет:

  1. Проведение прививок.

  2. Работу по профилактике травматизма и заболеваний ЛОР-органов.

  3. Амбулаторный прием больных детей и оказание лечебной помощи нуждающимся.

  4. Работа по профессиональной консультации и ориентация школьников и их родителей с учетом здоровья учащихся.




  1. Коррекционный блок.


Задачи:

  1. Коррекция затруднений и консультация по проблемам, возникающим в процессе социального становления и личностного роста учащихся, смягчение или полная компенсация препятствий для индивидуального развития последних.

  2. Выявление ресурсов развития детей.

  3. Организация дифференцированного и индивидуального обучения с целью максимальной помощи ученикам.

  4. Проведение методобъединений по отработке коррекционных технологий педагогами и воспитателями.

  5. Исследование и максимальное использование сенсорной основы восприятия устной речи у детей с нарушенной слуховой функцией.


Направления работы:

  • Развитие остаточного слуха, формирование на его основе устной речи и аудирование, включающего в себя акт понимания, осмысления принимаемого речевого сообщения.

  • Развитие компенсаторных возможностей зрительного анализатора как одного из составляющих в слухо-зрительном восприятии устной речи.

  • Опора на костный и двигательный анализаторы как возможность восприятия элементов речи с опорой на дополнительные признаки.


Коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным, различия между ними существуют на уровне целей, педагогических приемов и результатов обучения.

Работа по РСВ и ФП продолжается весь период обучения ребенка в школе и предполагает:

  • Проведение слуховой тренировки и обучение произношению;

  • Охват работой по РСВ и ФП всех воспитанников школы с разной степенью потери слуха, соблюдение речевого режима;

  • Систематичность работы по РСВ и ФП;

  • Оснащенность процесса обучения стационарной звукоусиливающей аппаратурой и индивидуальных аппаратов.


Задачи I ступени (0 - 4 классы)

  1. Коррекция словесной речи на основе использования развивающейся слуховой функции и навыков слухо-зрительного восприятия.

  2. Накопление словарного запаса.

  3. Практическое овладение грамматическими закономерностями языка, навыками связной речи.

  4. Развитие внятной речи, приближенной к естественному звучанию.


Задачи II ступени (основная школа)

  1. Коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения.

  2. Овладение самостоятельной устной и письменной речью.


Формы реализации коррекционных задач:

  1. Общеобразовательные уроки.

  2. Индивидуальные и фронтальные занятия по коррекции произношения и развитию слухового восприятия.

  3. Школьный психолого- медико – педагогический консилиум.

  4. Воспитательские занятия.

  5. Внеклассные мероприятия.

  6. Организация досуга во внеурочное время.



  1. Профессионально-трудовой блок, социализация.


В СКОШИ № 4 - трехэтапная система профориентационной работы, включающая в себя:



  • Профессиональное просвещение – ознакомление воспитанников с профессиями через беседы, экскурсии (начинается с начального звена и продолжается на протяжении всего обучения учащихся в интернате, согласно природосообразности возраста воспитанников).

  • Предварительную профессиональную диагностику – выявление профессионально значимых свойств (способности, склонности, интересов, ценностной ориентации и т.д.) через анкетировании, тестировании, беседы с родителями.

  • Профессиональную консультацию – через консультации медработников, психологов, советы родителей, изучение проспектов УЗ


Задачи:

  1. Формирование личности учащегося, способного адаптироваться в постоянно меняющихся социальных и экономических условиях, знающего свои юридические обязанности и права и умеющего ими пользоваться.

  2. Организация профориентационной работы с учащимися и их родителями, обучение начальным профессиональным навыкам.

  3. Оказание практической помощи в трудоустройстве выпускникам школы-интерната №4.


Виды деятельности:

  • Мероприятия, направленные на ознакомление с основами экономических знаний.

  • Организация встреч с представителями юридических служб, знакомство с КЗОТ(ом).

  • Встречи с людьми интересных профессий, экскурсии в УЗ и предприятия.

  • Работа с центром профориентации с целью выявления профессиональной ориентации выпускников школы-интерната №4.

  • Помощь родителям и учащимся в оформлении документации при поступлении в учебные заведения.

  • Работа психолога по выявлению профинтересов и профмотивов учащихся.


Приоритетные направления реализации программы.

- комплексный подход и долговременная система коррекционно-образовательной работы с воспитанниками;

- максимально возможное развитие потенциала социальных и профориентационных возможностей учащихся;

- преемственность процесса образования во всех звеньях: урок, коррекционное занятие, внеклассные мероприятия;

- совершенствование системы управления коррекционным учреждением;

- приведение в соответствие с основными направлениями программы развития уставных документов школы;

- обеспечение условий для повышения профессионального уровня, овладения методами информационных технологий.


  1. Предполагаемые результаты.


При условии успешного решения поставленных перед педколлективом задач предполагается получение следующих результатов:

  1. Повышение уровня учебных компетенций учащихся.

  2. Расширение познавательного кругозора, общей эрудиции, повышение культурного уровня как учащихся, так и педагогов.

  3. Достижение уровня восприятия и понимания речи как высшей психической функции человека.

  4. Овладение учащимися устной и письменной речью, необходимой для интеграции их в общество.

  5. Снижение процента заболеваемости учащихся и учителей.

  6. Физическое совершенствование и улучшение антропометрических характеристик учащихся и повышение на этой основе уровня обученности школьников.

  7. Ориентирование на здоровый образ жизни, преодоление и исключение вредных привычек (курения, алкоголизма и т.д.).

  8. Улучшение взаимодействия семьи со школой, повышение ответственности родителей за воспитание детей.

  9. Осуществление более осознанного профориентационного выбора, самоопределения выпускников школы с ориентацией на социальный заказ.


Социальный заказ нашей школы таков, чтобы из ее стен выходили социально адаптированные личности. Поэтому вся деятельность коллектива СКОШИ №4 направлена на выполнение коррекционной программы, а именно: на реализацию потенциальных возможностей детей с нарушениями слуха с учетом их первичного и вторичного дефекта, воспитание у детей внутренней убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, нормами поведения, умениями и навыками.
Коррективы в программу развития ГСКОУ «СКОШИ №4, I и II вида»


    1. На основе национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» внесены дополнения в блоки:

Учебно-методический:

- развитие и поддержка талантливых детей с нарушениями слуха,

- совершенствования учительского корпуса (получение специального образования и овладение современными ИКТ).

Лечебно-оздоровительный блок:

- дополнительные занятия по плаванию в городском бассейне и СОЦ « Скала» с

тренером.


    1. Внесены изменения в образовательную область «Коррекционный блок»

- во фронтальные занятия введена фонетическая ритмика.

    1. Внесены изменения в школьный компонент:

- Курс «Основы информатики» изучается с 4 по 10 классы.

страница 1


скачать

Другие похожие работы:






Принято утверждаю

Протокол: 1 стр.