NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа развития школьного Музея Боевой и Трудовой Славы «Память»



Программа развития школьного

Музея Боевой и Трудовой Славы «Память»
муниципального общеобразовательного учреждения

Верхнеобливская основная общеобразовательная школа


«Чем дальше в будущее смотрим,

тем больше прошлым дорожим».

Пояснительная записка
Будущее любого государства зависит от того, как оно относится к своему прошлому. Хранителем истории нашего государства является школьный музей - центр дополнительного образования и воспитания школьников, который проводит поисково-исследовательскую, организационно-просветительскую, экскурсионную и краеведческую работу.

Современное общеобразовательное учреждение - это важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи и роль школы в данном процессе находятся в центре внимания общественности и государства. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности.

Система гражданско - патриотического воспитания в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами и общественными организациями. Создание системы гражданско-патриотического воспитания предполагает совместную деятельность школы с учреждениями дополнительного образования, военно-патриотическими клубами, школьными музеями, Советом ветеранов и другими организациями по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания. В основу разработки программы положены следующие нормативно-правовые документы:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 22.08.2004 № 122

2. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393).

3. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 422).

4. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

Обоснование актуальности и востребованности программы


Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность системы нравственного воспитания. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является незаменимым помощником школ в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания. Для успешного воспитания в нашем обществе ПАТРИОТА и ГРАЖДАНИНА своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. А эти задачи призван решать в первую очередь школьный музей. Музей создает особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребенка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств. Школьный музей является хранителем бесценного фонда историко-культурного наследия.
Цели и задачи :
Особенно актуальной сегодня становится проблема памяти поколений и сохранения традиций. Для решения данной проблемы поставлена следующая цель:

* гражданское и патриотическое воспитание учащихся, через краеведческую и музейную деятельность.

* воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.
Для достижения этой цели необходимо решать следующие задачи:
• Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;

• Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

• Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии;

• Формирование научных и профессиональных интересов;

• Привлечение к сотрудничеству организаций, ставящих перед собой сходные цели;

• Увеличение музейной аудитории за счет реализации программы.
Основные направления деятельности
- Поисковая, научно-исследовательская работа:

сбор материалов о земляках - участниках Великой Отечественной войны, истории

освобождении населенных пунктов.
- Работа с музейным фондом

формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной Войны;
-Экскурсионно-просветительская работа

проведение экскурсий в школьном музее, уроков мужества, уроков истории и др

.

- Развитие сетевого взаимодействия

связь музея с государственными учреждениями, общественными организациями: Советом ветеранов, Военным комиссариатом, архивом, музеями других образовательных учреждений и др.
- Организационная работа

обеспечение учета и условий сохранности фондов школьного музея;

оформление экспозиций школьного музея, работа с активом музея, досуговая деятельность
Основные методы работы, технологии реализации программы :
Для реализации программы используются следующие методы работы по гражданско-патриотическому воспитанию:

- Поисковая деятельность;

- Встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны и локальных войн;

- Экскурсии по музейным выставкам;

- Музейные уроки;

- Уроки Мужества;

- Экскурсионная деятельность;

- Подготовка экскурсоводов;

- Уроки истории;

- Шефство над ветеранами войны и труда;

- Диспуты, круглые столы;

- Оформление тематических выставок.

Система управления

Сроки реализации программы
2010 – 2013 г.г.


Основные направления

2010 - 2011г.

2011-2012г.

2012-2013г.

Работа с музейным фондом

1. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.
2. Создание инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
3. Систематизация музейных предметов по разделам и темам.
4. Создание нормативно-правовых актов и документов по деятельности музея (программа развития музея, устав музея)
5. Анализ деятельности музея

1. Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.
2. Создание инвентарной книги поступлений предметов временного хранения.
3. Создание сборника материалов по ВОВойне.
4. Создание сборника материалов и рекомендаций в помощь классному руководителю.
5. Систематизация материалов рекомендательного характера по направлениям деятельности музея.
6. Начать картотеку музейных предметов.

1.Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами.
2. Поиск и сбор материалов о директорах школы, руководивших ей в разные годы.
4. Продолжение картотеки музейных предметов.

Поисковая, научно-исследовательская работа

1.Поиск адресов выпускников школы для организации переписки с ними.
2. Поиск адресов бывших учителей школы для организации переписки с ними.
3. Встречи со старожилами, интервьюирование.
4. Организация поисковой работы в рамках Всероссийского конкурса «Отечество», определение тем исследований поисковым отрядам

- «Опаленное детство»

(детях войны)

- о почетных гражданах, знаменитых земляках в рамках областного конкурса «Галерея Славы Юга России»

5. Анкетирование "Что ты хотел бы видеть в школьном музее".

1.Расширить поиск и сбор информации о выпускниках школы.
2. Продолжить сбор информации о бывших учителях школы.

1.Исследование темы "Моя родословная".



Экскурсионно-просветительская.

1.Обнавление школьного музея витринами для размещения музейных предметов.
2.Создание новой экспозиции: "Природа родного края"

3. Организация экскурсий в школьный музей учащихся

1 - 9 классов( по графику).

4. Экскурсия в музей Скосырской средней школы
5. Экскурсия в районный музей

6. Проведение уроков Мужества.

1.Организовать экскурсию в районный краеведческий музей к экспозиции о Великой Отечественной войне.
2.Разместить на сайте школы информацию об истории школы и школьного музея..
7..Провести слайдовую презентацию творческой группы музея по исследовательской работе.

1. Создание "музейного чемоданчика", организация "выездных" экскурсий для учеников начальной школы.
2. Организация выставок творческих работ ребят и учителей в течение года.
3. Закончить экспозицию "География наших выпускников"

Развитие сетевого взаимодействия

1. Переговоры о сотрудничестве с музеями других школ.
2. Участие в семинарах по вопросу «Гражданское и патриотическое воспитание детей и подростков"

3. Пригласить музееведов других школ в наш музей для обмена опытом музейной деятельности.



1. Заключить Соглашение о сотрудничестве с районным краеведческим музеем.

Кадровое обеспечение программы
Для реализации данного программы необходимо участие заинтересованных лиц:
- Директор школы

- Руководитель музея;

- Учитель истории и обществознания

- Библиотекарь школы

- Руководитель Детской организации МБОУ Верхнеобливской оош «Великая Галактика»
Ожидаемые результаты :
В результате реализации программы ожидается, что:
- увеличится количество учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности;

- появится интерес к истории своего отечества и родного края;

- у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;

- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с архивными документами и другими историческими и литературными источниками;

- учащиеся получат основы научно-исследовательской работы исторической направленности
Перспективность:
В дальнейшей работе школьного музея планируется:
1. Расширять экспозиции школьного музея;

2. Приглашать представителей поисковых отрядов других школ района по обмену опытом;

3. Наладить сотрудничество с государственными музеями, архивами и профильными общественным организациями, музеями других образовательных учреждений

4. Продолжать поисковую деятельность;

5. Обновить экскурсионный материал.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: