NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа развития ученика моу «Лицей №2»


Индивидуальная программа развития

ученика МОУ «Лицей №2» г. Чебоксары Чувашской Республики Никифорова Ивана «Хочу быть успешным»
1.Пояснительная записка к Программе индивидуального развития ребёнка.

Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей. Данный принцип опирается на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей ребёнок живёт с врождённой потребностью и возможностью ставить и достигать их. Великий русский учёный И.П.Павлов рассматривал постановку человеком целей на уровне его инстинктов. В своей работе "Рефлекс цели" И.П.Павлов называет акт стремления человека к цели одним из главных условий его жизни, а условием плодотворного проявления рефлекса цели считает наличие напряжения в виде определённых препятствий: "Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы".

Беря за основу позицию И.П.Павлова, мы считаем необходимым включить принцип личностного ученического целеполагания в число ведущих дидактических принципов личностно-ориентированного типа обучения, так как это ключевой гуманистический принцип, обеспечивающий продуктивную образовательную деятельность и самореализацию ученика.

Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания целей учебной творческой работы, как учеником, так и учителем. Когда их цели различны, это обязывает творческого учителя не добиваться изменения целей ученика в выбранной им теме или проблеме, а помочь ученику осознать, сформулировать и достичь своих целей. Индивидуальные цели учеников постепенно занимают всё больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступает поводом для первичного целеполагания ученика, определяющего характер и содержание его дальнейших действий.

Творчество учащихся возможно лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности; для этого учитель обеспечивает ученика правом выбора целей занятия, способов их достижения, темы творческой работы, форм ее выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ученика на проблему, его аргументированные выводы и самооценки. Данный принцип устанавливает рядоположность создаваемого учеником личностного содержания образования, в том числе и его целей, и задаваемых ему извне целей и содержания, имеющих характер базовых образовательных стандартов. Практически любой элемент образования обеспечивается через собственный выбор или поиск учеников. Ученик может не только выбирать образовательные компоненты из имеющегося набора, но и создавать собственные структурные элементы образовательной траектории.

Свобода творческого самовыражения и выбора образовательной траектории ученика предполагают организационно-технологическую заданность методологии его деятельности. Школьник создаёт творческий образовательный продукт и получает качественное образовательное приращение тогда, когда овладевает основами креативной, когнитивной и оргдеятельностной деятельности. Поэтому учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием. Чем большую степень включения учеников в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается их индивидуальная творческая самореализация.

Личностный подход к познанию реальных образовательных объектов приводит к выходу учеников за рамки обычных учебных предметов и переходу на межпредметный уровень познания. На межпредметном уровне обычное многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов - категорий, понятий, символов, принципов, законов, теорий, отражающих определённые области реальности.

Ученику даётся право на созерцательный, интуитивный, нелогический подход к их познанию. Такой подход предусматривает получение учащимся продуктов познания, имеющих индивидуальные смысловые или чувственные ударения. Единая для всех учеников обобщенная логическая схема как результат обучения в данном случае не используется, поскольку сужает границы проявления творческой индивидуальности учащегося.

Личностное продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение учеником собственного образовательного продукта. В процессе создания внешних образовательных продуктов в изучаемых дисциплинах у ученика происходит развитие внутренних навыков и способностей, которые могут быть свойственны специалистам в соответствующей науке или области деятельности. Внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств ученика, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и её "взрослого" прообраза деятельности.

К образовательной продукции ученика относятся творческие работы не только по учебным предметам, но и по методологии его деятельности. Сформулированные учеником цели обучения, составленные планы, алгоритмы деятельности, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами его эвристической образовательной деятельности наряду с исследованиями, сочинениями, поделками и т. д.

Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области. Этот принцип конкретизирует личностную ориентацию и природосообразность обучения, приоритет внутреннего развития ученика перед усвоением внешней заданности. Ученик, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией деятельности, создаёт образовательный продукт, подчас, более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.

На мой взгляд, традиционная деятельность «по изучению знаний» должна уступить место предметной деятельности «по добыванию знаний».

Образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение ученика и личный поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении. Чтобы организовать деятельность ученика, учитель создаёт или использует возникшую образовательную ситуацию. Её цель - вызвать мотивацию и обеспечить деятельность ученика в направлении познания фундаментальных образовательных объектов и решения, связанных с ними проблем. Роль учителя на перечисленных этапах - организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение ученика созданного образовательного затруднения.

Любое положительное проявление творчества ученика находит поддержку и сопровождение учителя. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, основной смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученика, когда педагог внимательно анализирует возможности ученика и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать, всякий раз исходя из текущей ситуации, и обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения учеником своей образовательной траектории.

Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования. Рефлексия - это осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя. Формы образовательной рефлексии различны - устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Учащимся обычно нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, например, график изменения их интереса (самочувствия, уровня познания, личной активности, самореализации и др.).

Рефлексия - необходимое условие для того, чтобы ученик (и учитель) видел схему организации собственной образовательной деятельности, конструировал её в соответствии со своими целями и программами, осознавал и усваивал способы образовательной деятельности.

Рассмотренные выше принципы характеризуют способы реализации на практике личностно-ориентированного обучения ученика.


  1. Цель программы:

    1. помочь ученику И-10-2 Никифорову Ивану в подготовке к самостоятельной жизни и формировании психологической культуры.

    2. научить старшеклассника решать свои жизненные проблемы самостоятельно.

  2. Задачи программы:

    1. сформировать у учащегося правильное представление и понимание понятия «что значит быть успешным».

    2. помочь учащемуся выявлять качества, мешающие достижению успеха.

    3. дать конкретные рекомендации в составлении программы саморазвития.

  3. Основные направления реализации программы:

    1. Мониторинг

    2. Встречи с успешными людьми разного уровня

    3. Деловая игра

    4. Создание страницы программы на сайте класса и его обсуждение на соответствующей теме форума.

    5. Встречи учащегося- учащихся с профессиональными психологами

    6. Участие в семинарах, видеоконференциях

    7. Спецкурс по французскому языку

  4. Анализ ситуации:

    1. Выявление уровня мотивации достижения успеха в жизни учащегося МОУ «Лицей №2» Никифорова И.

    2. Определение категории лиц, на которые ориентируется учащийся для достижения успеха

    3. Осознание учащимся собственных барьеров на пути к достижению успеха.


5. Основные этапы работы

1 этап - информационно – аналитический

Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:

- наблюдение

-анкетирование (самого подростка, его родителей)

-собеседование

-изучение документации (характеристики с бывшего места учебы и учреждений дополнительного образования, личного дела, медицинской карты и т.д.)

По результатам работы составляется «Характеристика учащегося»

Характеристика

ученика МОУ «Лицей №2» города Чебоксары

Никифорова Ивана

1.Дата рождения – 26 апреля 1994 года

2.Место жительства – город Чебоксары, ул. Кукшумская д.21 кв. 288

3.Родители – мать Никифорова Любовь Ивановна

отец Никифоров Валерий Николаевич

4.Другие члены семьи – Никифорова Ирина Валерьевна (младшая сестра, ученица)

5.Дополнительное образование – спецкурсы в школе, заочное обучение в ФЗФТШ

6. Итоги прошлого уч. года - на «4» и «5».

7.Особенности личности – любознательный, коммуникабельный, с удовольствием берется за любое дело и доводит его до конца, самокритичный, творческий, неугомонный.

2 этап – организационно - деятельностный

Цель – составление и реализация индивидуального плана развития «Хочу быть успешной»

Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается:

-постановка цели на каждую четверть

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

 

( В данном плане отводится место для анализа учеником собственной деятельности и выводов по итогам года. Эта работа проводится также при совместной встрече родителей, ребенка и классного руководителя в конце года)

 

 

 

 

«Хочу быть успешным»

                                      индивидуальный план развития

                                ученика И-10-2  класса

Никифорова Ивана

1.Какие цели ты ставишь в этом учебном году?

Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

 Закончить 10 классов как можно лучше: больше пятерок и не более 2-х четверок..

2. Что нужно тебе сделать, чтобы цель была достигнута?

1 четверть.

Упорно работать на занятиях заочной школы МФТИ, успешно принять участие в школьной олимпиаде по химии.

Заняться переводами с английского языка статей по нанотехнологиям.

Очень хочется всюду поучаствовать, чтобы проверить свой возможности

2 четверть

Успешно принять участие в городской олимпиаде по химии.

Держать высокий уровень результатов учебы по всем предметам.

Определиться с темой научно-исследовательской работы. Включиться в работу научно -исследовательской конференции. Думаю, что потребуется помощь со стороны классного руководителя – учителя химии Мокеевой Н.Л.

3 четверть

Успешно принять участие в школьной, городской НПК по химии, английскому языку.

Думаю, что мне необходимо выйти на дополнительные занятия по химии, русскому языку.

А не заняться ли мне еще и французским языком?... Нужна помощь педагогов.

4 четверть

Основательно подготовиться к сдаче переводных экзаменов: алгебра, физика, информатика. Успешно принять участие в республиканской НПК по химии

3.Проанализируй результаты по четвертям. Сделай выводы. Наметь пути собственного самосовершенствования.

                                                                                 Подпись ученика

                                                                       Подпись родителей

                                                                                     Подпись кл. руководителя     

3 этап – контрольно-диагностический

Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психологического развития, соответствия развития возрастным нормативам. Приоритетные направления:

- диагностика познавательной деятельности учащихся;

- исследования эмоционально-личностной сферы;

- диагностика межличностных отношений;

- диагностика психологического здоровья;

- исследование в области профориентации.

      2.  Анализ  результатов исследований с целью получения банка психологической информации.

4 этап – коррекционно-развивающий

 

      Его цель – реализация индивидуальных программ развития ребенка.

На основе диагностических данных  (классного руководителя и родителей) ребенком определяются  те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.

Включение подростка во внеклассные и внеурочные мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

     Воспитанник,  самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.

 

5 этап - направления воспитательной работы

Здоровьесберегающий блок

Девиз: “Здоровый человек – здоровая нация”

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;

  • обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и тобакокурения.

Формы реализации:

  • лекции и беседы;

  • акция “Открытый микрофон”;

  • встречи с работниками здравоохранения;

  • конкурсы плакатов и газет;

  • ток- шоу;

  • диспуты;

  • спортивные соревнования.

Интеллектуально-познавательный блок

Девиз: “Ученье - свет, а неученье - тьма”

Цель: способствовать развитию самостоятельности и активности детей в учебном процессе.

Задачи:

  • изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией;

  • на основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами определить приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.

  • изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения;

  • организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.

Нравственно-эстетический блок

Девиз: “Каждый ученик – источник нравственности”

Цель: содействовать формированию у школьников ценностного отношения к себе и другим людям.

Задачи:

  • способствовать развитию осмысленного усвоения подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;

  • способствовать формированию основ культуры общения;

  • способствовать сплочению классного коллектива;

  • создание благоприятного психологического климата в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности);

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • воспитание эстетического вкуса.

Формы реализации:

  • КТД;

  • праздники;

  • встречи с поэтами города;

  • экскурсии;

  • библиотечные уроки;

  • практикум по культуре общения;

  • трудовой десант;

  • поход.

Гражданско-патриотический, правовой блок

Девиз: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”

Цель: Сформировать потребность в необходимости соблюдения правовых норм общества.

Задачи:

  • воспитывать патриота своей Родины;

  • воспитывать законопослушного гражданина своей страны;

Формы реализации:

  • дискуссия;

  • вечер встречи;

  • экскурсии;

  • КВН;

  • устный журнал;

  • конференции;

  • разговор по душам;

  • поход.

Профориентационный блок:

Девиз: “Все работы хороши – выбирай на вкус”

Цель: помочь учащимся в выборе профессий.

Задачи:

  • познакомить учащихся с различными видами профессий, востребованными на рынке труда;

  • формировать у учащихся культуру понимания выбора профессии.

Формы реализации:

  • круглый стол;

  • экскурсии;

  • проект;

  • анкетирование;

  • конференция.

Блок “Семья”

Девиз: “В дружбе взрослых и детей – сила класса и семей”

Цель: содействовать укреплению связи семьи со школой.

Задачи:

  • изучение семей учащихся;

  • привлечение родителей в различную деятельность классного коллектива;

  • организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Формы реализации:

  • анкетирование;

  • лектории;

  • тематические родительские собрания;

  • индивидуальные консультации;

  • собеседования;

  • классные праздники;

  • походы и экскурсии.



    1. Ожидаемые результаты

Предполагаю, что мой ученик Никифоров Иван с поставленными задачами успешно справится. Мне не придется за него краснеть!

страница 1


скачать

Другие похожие работы:





Документы

архив: 1 стр.



Документы

архив: 1 стр.