Программа развития воспитания «надежда 2»
2010-2015год
Программа развития воспитания «НАДЕЖДА 2»
Министерство общего о профессионального образования РО государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г. Новошахтинска
Пояснительная записка.
«Воспитание - великое дело: им решается участь человека. Молодые поколения суть гости настоящего времени и хозяева будущего, которое есть их настоящее, получаемое ими как наследство от старейших поколений» В.Г. Белинский.
Рубеж XX-XXI веков характеризуется резкими изменениями в социально-историческом развитии нашего общества и мира в целом. Культурологический коллапс затронул и сферу образования. Воспитание как ключевой компонент образовательной системы и как фактор развития личности было сведено к нулю. И именно в эти годы из исторически обозримого прошлого были возвращены в педагогическую лексику понятия «новое воспитание» и «новая школа». Президент Российской Федерации Д.А.Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» сформулировал требования к современной школе. Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. Сегодня образ школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.
Потребность в свободной, творческой, активной и сильной личности, обладающей умением изменять обстоятельства и ценностные отношения, чьи интересы тесно переплетены с интересами российского общества, а с учётом процесса глобализации и всего человечества, и рождение педагогики, раскрывающей пути формирования человека-гуманиста, оказали значительное влияние на школу, приостановили её распад и разрушительные тенденции в образовании. Задачу воспитания детей в настоящее время взяла на себя именно школа, осуществляющая трудами педагогов-профессионалов историческую миссию подготовки молодого поколения к жизни.
«Школа должна возвращать детство тем,
кто в семье лишён его» В.А.Сухомлинский
Программа развития воспитательной системы определяет общую стратегию воспитательной деятельности школы, в ней отражены цели и задачи, приоритетные направления работы, принципы, условия для реализации поставленных задач. Воспитание есть процесс введения ребёнка в контекст современной культуры. И осуществляется оно в школе-интернате силами опытных педагогов, которые вместе с воспитанниками ежедневно совершают такое «вхождение» в культуру. Профессиональная миссия школы-интерната – содействовать подрастающему человеку в выстраивании полноценной, счастливой жизни в созидательном творчестве в гармонии с окружающим миром. Школа-интернат подчиняется законам мировой культуры с её
огромным наследием духовных и материально-технических достижений. Средства воспитательного процесса школа черпает из аккумуляторов культуры, фиксирующих, сохраняющих и передающих каждому новому поколению достижения в области науки, искусства, морали. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе разрешает главное противоречие в становлении личности - наличие объективно необходимых социальных норм, требующих неукоснительного исполнения, и стремление растущего человека к индивидуальной свободе как условию полного раскрытия и воплощения своего «Я»
«Воспитатель должен в каждом ребёнке заметит
всё наилучшее, развивать его, всячески поощрять»
В.А.Сухомлинский.
Целью воспитания является личность, способная строить достойную жизнь. Такая цель, отвечая интересам общества, предоставляет человеку свободу волеизъявлений в русле социальной жизни на достигнутом уровне культуры.
Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности воспитанников,- это идея интеграции в современное общество.
Образ выпускника школы-интерната - это собирательный образ юношества, осознающего социальные связи с обществом, своё место и роль в общественном развитии, оснащённого жизненно важными умениями созидательной деятельности и выстраивания собственной жизни на основании Добра, Истины, Красоты. Единственный способ добиться поставленной цели – организация деятельности самих воспитанников. Разновидная деятельность каждого ребёнка в школьный период выявляет его особенности и задатки и обеспечивает максимально возможное развитие индивидуальности. Во всех сферах школьной жизни культурологические основания лежат в основе организуемой деятельности – учебной, бытовой, досуговой, трудовой, художественной, спортивной и в сфере внеклассного свободного творчества.
«Школа – это социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность…»(И.С. Япиман)
Каждый ребёнок-солнце, только дайте ему светить.
Сократ.
Цель программы «НАДЕЖДА 2»:
Создание в школе-интернате единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого воспитанника, формирование духовно развитой, нравственно и физически здоровой, творческой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Главные задачи воспитательной деятельности:
Развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности воспитанника
Формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям
Формирование гражданского самосознания, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции
Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума
Развитие и упрочение детской организации как основы ученического самоуправления, социальной адаптации, социализации, творческого развития каждого воспитанника
Приоритетные педагогические принципы формирования воспитательных отношений.
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально адаптированную, трудолюбивую, нравственно и физически здоровую личность:
Принцип гуманистической направленности, предлагающий социальную защиту растущего человека, полное признание гражданских прав воспитанника и уважение к нему, отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, субъект - субъектный характер в отношении взаимодействия, психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации воспитанников;
Принцип целостности и непрерывности, предполагающий достижения единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического
процесса, обеспечивающий системность, преемственность, взаимосвязанность всех организационных форм и содержания воспитания
на различных уровнях;
Принцип природосообразности воспитания, предлагающий выстраивание стратегий воспитания согласно индивидуальным, возрастным, половым особенностям, взаимосвязь природных и социокультурных процессов, формирование ответственности за собственное развитие, развитие этических установок по отношению к природе, к биосфере в целом, природоохранное знание, мышление и поведение;
Принцип вариативности, предлагающий удовлетворение потребности воспитанников в различных личностно ориентированных моделях воспитания;
Принцип культуросообразности, предполагающий максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение, приобщение к общечеловеческим ценностям;
Принцип демократизма и коллегиальности, подразумевающий учёт интересов, прав, обязанностей, равенства всех участников воспитательного процесса, поддержку самодеятельности и самоуправления;
Принцип личностно ориентированного подхода, отражающий очень важные для воспитания характеристики: направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы и поведения.
Воспитательная система школы предполагает следующие функции:
развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений воспитанника и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы;
интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения воспитанника с целью предупреждения негативного влияния на
формирование личности;
компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности воспитанников и педагогов.
«Воспитание детей - самая важная область нашей жизни»
А.С.Макаренко
Содержание воспитательной работы
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность воспитанника и формирующая потребность в образовании профессиональном развитии;
художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном;
спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
трудовая деятельность, в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям;
ценностно-ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
свободное общение, осуществляемое как досуг воспитанника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком
Педагогический коллектив школы – интерната использует следующие методы воспитания:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение);
методы контроля, самоконтроля, самооценки в воспитании.
Решению поставленных цели и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
Направления | Подпрограммы, через которые реализуются данные направления | Ожидаемый результат |
Личностное развитие | «Я - человек» | Основы социализации и общение–развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции, «Я сам», «Я и другие», воспитание ответственности за свои поступки; формирования сочувствия к другим, развитие умения оказывать поддержку, принять помощь другого, адекватно реагировать на попытку другого вступить в контакт и т. д. |
Основы гражданского и патриотического воспитания | «Я – гражданин своей страны» | Осмысление себя как гражданина общества; усвоение прав и обязанностей, основ национальной культуры, основы правового просвещения, основы экономической грамотности, социальных взаимоотношений |
Трудовое воспитание. Жизнеобеспечение | «Домоводство» | Развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жильём; овладение элементарными профессиональными умениями и ознакомление с профессиями; освоение коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях, формирование навыков коллективной деятельности |
Охрана здоровья. Физическое развитие | «Здоровье» | Освоение отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно-гигиенических навыков; профилактика употребления психоактивных веществ, профилактика детского травматизма, правонарушений, вредных привычек, в том числе алкоголизма и наркомании |
Знакомство с истоками национальной культуры | «Краски Донской земли» | Познакомить с богатством и разнообразием природы родного края, о народах населяющих территории донской земли, история и быт казачества, их традиции и обычаи, приобретение новых знаний об истории Отечества через изучение истории Русской Православной церкви |
Творческое развитие и эстетическое воспитание | «Занятные увлечения» | Развитие навыков самостоятельного творческого подхода к решению различных жизненных ситуаций, как основа социальной реабилитации воспитанников, формирование духовных запросов личности каждого воспитанника, адекватной моральной самооценки на основе правильного представления воспитанника о собственном соответствии положительным моральным эталонам |
Профилактика травматизма | «ПДД» | Познакомить с правилами безопасного поведения в быту, на улице, формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье |
Основы профессионального самоопределения, экономического просвещения | «Мир профессий» | Осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться; овладение общей ориентировкой в мире профессий и навыками профессионального труда, профессионального самоопределения, анализа перспектив; развитие способности строить картинку воображаемого будущего, соотнося её с рядом факторов; экономической грамотности |
|
Используемые формы организации воспитательной деятельности (см. презентация «Формы воспитательной работы»)
Этапы реализации программы «Надежда 2»
Подготовительный(2010-2012 учебный год)
- аналитико-диагностическая деятельность;
- внедрение инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учётом личностно значимой модели образования;
- изучение современных технологий новаторов обобщение их педагогического опыта.
Практический(2012-2014 гг.)
- апробация и использование в учебно-воспитательном процессе современной нормативной и методической базы организации воспитания, приёмов, методов воспитания, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребёнка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;
Обобщающий(2014-2015гг.)
- обработка и интерпретация данных за 5 лет;
- соотношение результатов реабилитации программы с поставленными целью и задачами;
- определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
«Модель» выпускника школы-интерната VIII вида
Примерная модель выпускника школы-интерната
Воспитательная система в школе-интернате охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь воспитанников, разнообразную деятельность и общение за пределами школы в едином образовательно-воспитательном пространстве школы-интерната. Цель воспитательной системы школы – интерната - поэтапное создание в школе - интернате условий для развития личности воспитанника. Это означает создание условий для решения каждой личностью на возрастном этапе трёх задач:
I ЗВЕНО - 1-4 кл. – самопознание,
II ЗВЕНО - 5-8 кл. – самоопределение,
III ЗВЕНО - 9-11 кл. – самореализация.
Модель выпускника I звена
1.Уровень обученности:
Овладел соответственно возрасту основными учебными умениями и навыками, необходимыми для получения основного общего образования:
- учебными умениями и навыками:
а) умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;
б) составлять простой план деятельности, выделять главное;
в) осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, доказывать, запоминать);
д) обладать умением постановки учебной задачи;
- обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем);
- обладать основными компонентами языкового и речевого развития (овладением основными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу);
-учебно-информационные умения:
а) умение правильно и выразительно читать, пользоваться учебником;
б) различать элементы книги (обложка, иллюстрация и т.д.);
- учебно-организационные умения:
а) владеть гигиеной учебного труда;
б) уметь готовить рабочее место к занятиям, пользоваться учебными принадлежностями;
в) руководствоваться режимом дня;
г) осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с педагогом, в группах).
2.Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:
- начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:
а) умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, правила уборки помещений;
- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления,
глазомера.
3. Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья.
Овладел на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:
а) знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.);
б) правилами, нормами предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведения на водоёмах;
в) знаниями опасности курения, алкоголизма;
г) знаниями роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека;
д) знаниями правил и последовательности выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки.
4.Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной среды, человека и окружающего мира.
Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.
Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения).
Уровень освоения поведенческого компонента (доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению).
Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.
Уровень сформированности культуры личности:
- культуры внешнего вида, одежды;
- первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние человека на природу);
- восприятие и осознание ценностей музыки, народного творчества;
- уровень реализации творческого потенциала воспитанников через продукты детской деятельности: творчество, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд.
Модель выпускника II звена
1.Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:
Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:
а) знание и соблюдение норм здорового образа жизни;
б) знание и соблюдение правил личной гигиены и обихода;
в) знание опасности курения, алкоголизма и т.д.
г) знание и владение основами физической культуры человека.
2.Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных
с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира:
- уровень сформированности мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового аспекта, эмоционально-волевой регуляции процесса и результата компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями;
- уровень владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого, погашение конфликтов;
- уровень владения основами мобильности, социальной активности, умения адаптироваться в социуме;
- уровень владения знаниями, умениями, навыками общения: основами устного и письменного обучения, умением вести диалог, знанием и соблюдением традиций, этикета.
3. Уровень сформированности компетенции, связанной с грамотностью:
- правовая культура человека (права и обязанности гражданина, свобода и ответственность за свои поступки);
- нормы и правила поведения в социуме;
- гражданский долг, чувство патриотизма к своей Родине, гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
- осознание собственной индивидуальности (социальной взрослости, уверенности в себе).
4.Уровень сформированности культуры личности:
- культуры внешнего вида, одежды, оформление жилища, рабочего места;
- экологической культуры;
-восприятия, понимания и использования литературы, искусства, музыки, народного изобразительного творчества.
Модель выпускника III звена
1.Уровень обученности, сформированность ключевых компетенций, необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности.
2.Уровень ключевых компетенций, связанных с физическим развитием и укреплением здоровья:
Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:
а) знание и соблюдение норм здорового образа жизни;
б) знание опасности курения, алкоголизма;
в) знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;
г) знание особенностей физического, физиологического развития своего организма;
д) знание и владение основами физической культуры человека.
3.Уровень сформированности ключевых компетенций, связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира:
-владение знаниями, умениями и навыками социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьёй, друзьями;
- владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности;
-владение основами мобильности, социальной активности, умением адаптироваться в социуме;
- владение знаниями, умениями и навыками общения (коммуникативная компетенция);
- основы устного и письменного общения, диалог, знание и соблюдение традиций, этикета;
- владение знаниями, умениями и навыками, связанными с гражданственностью;
- знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; воспитание свободы и ответственности человека, уверенности в себе, чувства патриотизма к своей Родине, малой Родине, гордость за символы государства (герб, флаг, гимн).
4.Уровень сформированности культуры человека:
- знание и использование ценностей живописи, литературы, искусства, музыки;
- знание и использование истории цивилизации, собственной страны, религии;
- владение основами экологической культуры;
- знание ценностей бытия, жизни.
Школа должна стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания:
Периодизация развития и становления личности воспитанника
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | Направленность личности | Характеристика основных мотивов воспитанников |
Младший школьный возраст |
| Осознание себя как социального существа. Развитие мотива долга, удовлетворение от своих достижений |
|
Средний школьный возраст |
| Стремление утвердить «Я» в системе общественных отношений. Появление друга-первое личное достижение подростка. |
|
Старший школьный возраст |
| Формирование творческой индивидуальности, стремление к самореализации. Развитие инициативы и самостоятельности в жизнедеятельности |
|
Ожидаемые результаты реализации программы «НАДЕЖДА 2»
Успешное функционирование и развитие воспитательной системы в рамках единого воспитательного пространства, эффективность мониторинговых механизмов управления качеством воспитания в системе образования Ростовской области
Сформированность современной нормативной и методической базы организации воспитания
Создание информационной базы воспитательных программ для решения задач совершенствования методического обеспечения и обмена передовым опытом
Высокий уровень профессиональной компетентности педагогов в сфере воспитания
Создание банка опыта работы педагогов в сфере воспитания
страница 1
скачать
Другие похожие работы: