Программа семейного воспитания составитель: Калина Н. Г
МОУ «Рыбинская средняя общеобразовательная школа»
"Сегодня - ученики,
завтра - родители"
ПРОГРАММА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Составитель: Калина Н.Г.
зам. по воспитательной работе
с.Рыбное
2011 г.
Пояснительная записка
Данная программа - "Сегодня ученики, завтра — родители" - представляет собой специальный цикл мероприятий по подготовке старшеклассников к семейной жизни. Она создана на базе воспитательной программы «Вокруг меня мир»
Семья является одной из самых важных ценностей, созданных человечеством на протяжении тысячелетий, обеспечивающая личностное и духовно-нравственное развитие человека на протяжении всей его жизни. Система воспитания и психологический климат семьи оказывают решающее влияние на формирование характера, жизненной позиции и ценностных ориентаций подрастающего поколения, а, следовательно, - и на дальнейшее развитие общества.
В современных условиях семья переживает большие трудности: заметна тенденция к увеличению количества неблагополучных семей, смещение моральных ценностей и ориентаций, ослабление педагогической деятельности по подготовке молодежи к семейной жизни, низкий уровень психолого-педагогической подготовки родителей к воспитанию детей.
Важным становится вопрос о формировании у детей и молодежи семейных духовно - нравственных ценностей, как общей культуры в аспекте брачно-семейного воспитания. Семейные духовно-нравственные ценности – это мировоззренческие представления и нравственные установки, основанные на понимании института семьи, отношений людей в семье, ответственного семейного поведения индивида в традиционной духовно-нравственной культуре народов России.
Сегодняшние ученики завтра станут родителями, и от того, насколько правдиво они смогут оценить реальную действительность, научатся ли распознавать добро и зло, разовьют ли в себе способность к самопознанию и самосовершенствованию, зависит будущее каждого из нас и целого государства.
Актуальность программы заключается в том, что она является воспитательным инструментом, противостоящим социальной опасности, исходящей из средств массовой информации в обстановке падения нравственности и неопределенной духовности. Программа может стать и надежной профилактикой социальной угрозы и патологии семейных отношений, принести психическое, социальное и духовное оздоровление благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни
Цель программы – подготовка учащихся школы к семейной жизни; профилактика рискованного сексуального поведения.
Задачи программы:
- знакомство учащихся с основными компонентами межличностного общения и их особенностями;
- формирование представлений о физиологическом, психологическом и нравственном аспектах развития личности;
- половое воспитание учащихся, формирование собственного отношения к проблемам секса и сексуальным отношениям;
- выработка установки на здоровый образ жизни.
Пути реализации программы:
- проведение методических семинаров для педагогов школы, работающих с детьми и родителями;
- проведение циклов занятий непосредственно с учащимися 1 раз в месяц;
Срок реализации программы: 2011- 2013 г.
Программная методика
Интеллектуальные и ролевые игры
Уроки с элементами психологического тренинга
Тематические классные часы
Встречи с медработниками
Дни здоровья
Родительские собрания и лектории
Семейные праздники
Дидактические и воспитательные возможности программы позволяют:
- учиться мыслить, понимать окружающий мир и себя в этом мире;
- научиться пониманию, взаимодействию и сотрудничеству с другими;
- научиться нести ответственность за свои решения и поступки;
- научиться быть собой, распознавать и реализовывать свои потенциальные возможности;
- понять, что такое зрелость - физическая, психическая, социальная и духовная;
- понять ценность и значение семьи и осознать ответственность за ее создание.
Предполагаемые результаты:
- выявление и коррекция индивидуальных особенностей в ситуациях межличностного взаимодействия;
- развитие уверенности в своих в своих возможностях и способностях принимать разумные решения, преодолевать жизненные трудности;
- приобретение навыков конструктивного взаимодействия как с родителями, так и с предполагаемыми партнерами;
Ключевые понятия: физиологическое, психологическое, социальное становление личности, репродуктивное здоровье, сексуальность, ответственность, планирование рождаемости, контрацепция, зависимость, любовь.
Тематика и основные формы работы:
| Мероприятия для детей | Мероприятия для родителей | Совместные мероприятия |
| 7 класс | ||
| История моей фамилии. (классный час) | Час общения «Друзья наших детей». | Семейные ценности и традиции – (собрание) |
| Бабушки, дедушки, внуки.(Фотопроекты) | Влияние семейных конфликтов на психологическое самочувствие ребенка. (встреча с психологом) | |
| Встреча с медработником. «Физиологические и психологические изменения в подростковом возрасте» | Доверяет ли вам ваш ребёнок? (Анкетирование) | Спортивный час |
| | Любовь и семья: законы и обычаи | |
8 класс | |||
| «Семья как группа». (Классный час) | Род, семья, очаг – фамильные ценности (Лекция) | |
| Тренинг для девушек «А если это любовь?» | Когда ваш ребёнок влюбляется … (Встреча с психологом) | Умение говорить и умение слушать. Похвала и поддержка – (круглый стол) |
| Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек.(Встреча психологом) | Влияние родительских отношений на психологическое развитие ребёнка. (Лекция) | |
| Отношения с родителями. Конфликты. ( Тренинговое занятие) | Отношения с ребёнком. Конфликты. ( Тренинговое занятие) | «Алкоголь и наркотики. Их влияние на репродуктивную функцию человека». Встреча с медработниками |
9 класс | |||
| Как быть красивой. (Серия бесед) | Мода и здоровье. Советы и рекомендации родителям. (Лекция) | Мир наших увлечений. (семейные посиделки) |
| Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.(Чтение и обсуждение) | Лишение и ограничение родительских прав.(Лекция) | Тренинговое занятие «Мужественность мальчиков и женственность девочек». |
| | Беседа « Мой ребенок влюбился…» | |
| Как украсить праздничный стол. (классный час) | О здоровом питании. | Культура домашнего стола. Конкурс на лучший рецепт от семьи |
| | Родительские права и обязанности.(Лекция) | |
10 класс | |||
| Час общения « Мой дочерний (сыновний ) долг | Искусство быть родителями. | Беседа - дискуссия «Какие они, послушные дети?» |
| «Случайные связи – оправдан ли риск»(Лекция – беседа) | Тренинговое занятие «Какой я отец? Какая я мама?» | Кто в доме хозяин? Роль в семье мужчины и женщины. (Ролевая игра) |
| Час общения. «Условия семейного счастья. Дом славен трудом» | Быт…или не быть? Радость совместного труда(лекция) | Беседа – дискуссия «Распределение обязанностей в семье» |
| Лучшая разработка программы конкурса «Мама, папа, я –счастливая семья» | Роль отца в воспитании ребенка .(Лекция). | Конкурс «Мама, папа, я –счастливая семья» |
| Тренинг – практикум для девушек «Женские хитрости» | Встреча с медработниками « Девочка, девушка, женщина» | |
| Любовью дорожить умейте.(классный час). Выставка свадебных фотографий моих родителей. | | Взаимоотношения знаменитых семейных пар. (А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова.) |
11 класс | |||
| Час общения Защита материнства и детства. | Роль матери в воспитании ребёнка.(лекция). | Праздничный вечер, посвящённый Дню Матери. |
| Психология семейных отношений. (лекция – диалог) | Советы психолога «Как строить отношения в семье» | Взаимоотношения знаменитых семейных пар. А.Блок и Л.Менделеева. (компьютерные презентации) |
| Как выбрать спутника жизни.(Беседа) | Советы психолога « С кем идти по жизни» | |
| Союз поколений. (Подготовка к празднику чествования семейных династий) | | Чествование семейных династий. (Праздничный вечер). |
| Сюжетно – ролевая игра «Свадьба и брачный контракт». | Расторжение брака или сохранение союза? (Лекция) | Неполные браки, повторные браки (Лекция) |
| Просмотр видеофильма «Контрацепция. Современные способы предохранения от нежелательной беременности» | Час общения детей и родителей Об активном отдыхе. | |
|
| Куда деть деньги? Поговорим о семейном бюджете.(Советы психолога) | Тренинговое занятие «Как рассчитать семейный бюджет?» |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: