NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «Социальная психология»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОМСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Государственного квалификационного экзамена

для магистров, обучающихся по направлению

030300.68 Психология

Магистерская программа «Социальная психология»
Форма обучения: очная

УТВЕРЖДЕНО

решением учебно-методического совета

НОУ ВПО «ОмГА»

протокол № 6 от « 25 » мая 2011 г.

Проректор по УР _________ доц. Э.Б. Хвецкович


Омск, 2011

Составители:

Рягин С.Н., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., Почетный работник образования РФ

Щербаков Е.П., профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, д.пс.н.

Карпова Л.Г., доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, к. пс.н.,
Рекомендована решением кафедры педагогики, психологии и социальной работы
протокол № _____ от «_____» _______________ 2011г.
Зав. кафедрой, д.п.н., профессор _____________________ С. Н. Рягин
(подпись)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ



Государственный междисциплинарный экзамен входит в состав итоговой государственной аттестации по направлению 030300.68 – Психология, профилю «Социальная психология». Он предназначен для того, чтобы выявить степень теоретической и практической подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению разнообразных профессиональных задач, установленных государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.

Настоящая Программа в своем содержании отражает основные требования к профессиональной подготовке магистров психологии, соответствует циклам «Дисциплины направления» и «Специальные дисциплины» действовавшего в период обучения выпускников учебного плана, полностью согласуется с Государственным образовательным стандартом и обязательным минимумом содержания профессиональной образовательной программы по направлению 030300.68 – Психология. Программа государственного междисциплинарного экзамена имеет обобщающий характер и ориентирует выпускников на закрепление в их профессиональном сознании комплексного и целостного знания. Это позволяет использовать при подготовке к экзамену те литературные источники, которые уже изучены студентами и на которые они опирались при подготовке к сдаче зачетов и экзаменов в процессе обучения. Структура программы включает в себя: содержание, перечни литературы к каждому разделу, критерии оценки вопросов.

На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области изученных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов (или индивидуально) и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧАСТЬ I. Дисциплины направления
Современные проблемы теоретической психологии
Тема 1. Предмет теоретической психологии. Ключевые проблемы психологии

Теоретическая психология как методологическая основа психологической науки. Категориальный строй психологии. Объяснительные принципы: детерминизм, системность, развитие. Теоретическая психология и эмпирическое знание. Ключевые проблемы психологии: психофизическая и психофизиологическая. Три сложившихся парадигмы в психологии (естественнонаучная, гуманистическая, психотехническая).

Тема 2. Методологические особенности психологии на современном этапе

Современные методологические проблемы психологической науки. Основные подходы к решению проблемы методологического кризиса: «Методологический либерализм» (напр., А.В. Юревич), «Переход к личностно-ориентированной парадигме» (напр., Г.А. Берулава), «Оформление психотехнического подхода» (напр., Ф.Е. Василюк, Г.А. Ковалев). Проблема открытия методологических перспектив. Прогноз развития методологии психологии. Значение методологии для психологической практики.

Тема 3. Анализ уровней категориальной системы психологии

Понятие и значение категориальной системы в психологии. Протопсихологические категории: организм, потребность, реакция, сигнал, различение, аффективность. Базисные психологические категории: индивид, мотив, действие, образ, отношение, переживание. Метапсихологические категории: «Я», ценность, деятельность, сознание, общение, чувство. Экстрапсихологические категории: личность, идеал, активность, логос, соучастие, смысл.

Тема 4. Психогенетическая проблема

Категории психогенетической проблемы: организм, индивид, «Я», личность. Потребность в персонализации и мотивы поведения индивида. Личность в общении и деятельности. Теория личности с позиций категориального анализа психологии. Методологические основания теории личности. Онтологическая модель личности.

Тема 5. Психоэнергетическая проблема

Категории психоэнергетической проблемы: потребность, мотив, ценность, идеал. Потребности и их развитие. Мотив в структуре личности и деятельности. Системно-смысловая природа мотива. Личностные ценности и потребности в структуре регуляции поведения и деятельности. Соотношение потребностей и личностных ценностей в ходе социогенеза.

Тема 6. Психопраксическая проблема

Категории психопраксической проблемы: реактивное поведение, действие, деятельность, активность. Активность как субстанция деятельности. Внутренняя организация активности. Мотивационная, целевая и инструментальная основы активности. Внешняя организация активности. Единство внешней и внутренней организации активности. Самодвижение активности.

Тема 7. Психогностическая проблема

Категории психогностической проблемы: сигнал, образ, сознание, логос. Условия и результаты процесса познания. Специфика процесса познания. Роль сознания в процессе познания. Закономерности познания. Мотивы познания. Соотношение сознательного и бессознательного в процессе познания. Рефлексия о научном знании. Принцип историзма как механизм самопознания науки.

Тема 8. Психосоциальная проблема

Категории психосоциальной проблемы: различение, отношение, общение, соучаствование.Формы общественного сознания: национальное, групповое, политическое. Связь форм общественного сознания с условиями жизни разных групп людей. Механизмы формирования разных форм общественного сознания. Свойства общественного сознания (биполярность, инерционность, цикличность, и т.п.).

Тема 9. Психоэмоциональная проблема

Категории психоэмоциональной проблемы: аффективность, переживание, чувство, смысл. Эмоции как форма субъективной презентации в образе личностного смысла. Эмоциональная индикация и трансформация психического образа. Представление о смысловых структурах и смысловой сфере личности. Смысл в структуре сознания, деятельности, личности.
литература для погодотовки
Основная литература


  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология М.: Академия, 2001.

  2. Мазилов В.А. Методологические и теоретические проблемы психологической науки. Ярославль: изд-во Ярославского педагогического ун-та, 2003 г.

  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – 3-е изд., доп. – М.: Смысл, 2007.


Дополнительная литература

1. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания // Методология и история психологии. Т.2. Выпуск 1, 2007. с. 86-99.

2. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса// Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000

3. Карпов А.В.Метасистемная организация уровневых структур психики. М. ИПРАН, 2004.

4. Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений. // Психологический журнал. Т.27, №5, 2006. с.92-100.

5. Мазилов В.А. Психология на пороге XXI века. Ярославль: изд-во Ярославского педагогического ун-та, 2001.
Интернет-ресурсы

  1. http://www.isras.ru/

  2. http://www.voppsy.ru/

  3. http://www.psychology.ru/

  4. http://www.psycheya.ru/

  5. http://psichology.vuzlib.net/

  6. http://www.psyche.ru/

  7. http://www.flogiston.ru/

  8. http://www.i-u.ru/biblio/

Преподавание психологии в высшей школе
Тема 1. Современное психологическое образование

Психология как научная и учебная дисциплина; отрасли психологии как научной дисциплины; учебные дисциплины по психологии. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов.

Основные тенденции развития психологии в мире и психологическое образование. Основные тенденции современного психологического образования в мире. Базовое психологическое образование; последипломное психологическое образование. Преподавание психологии студентам других специальностей. Обучение психологии в средних учебных заведениях.

Тема 2. Нормативно-правовое обеспечение психологического образования

Образовательные программы и преподавание психологии. Основные документы, регламентирующие учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях РФ. Понятия лицензирования, аттестации и аккредитации.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). ФГОСы высшего профессионального образования (ВПО). Особенности ФГОС ВПО по направлению «Психология». Профили направления «Психология». Бакалавриант. Магистратура. Формы обучения и их специфика. Дистанционные технологии в обучении

Тема 3. Планирование учебной деятельности преподавателя высшей школы

ФОС ВПО и учебный план; примерный учебный план. Принципы планирования учебной деятельности. Структура и содержание учебного плана по направлению «Психология». Блоки учебных дисциплин и компоненты (федеральный, национально-региональный или вузовский, по выбору) в учебном плане. Понятие трудоемкости. Рабочий учебный план. Тематический план. Расписание занятий.

Тема 4. Организация учебных занятий по психологии в вузах

Способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней и высшей школе.

Процесс обучения психологии в высших и средних учебных заведениях.

Подразделения и должностные лица вуза, отвечающие за организацию учебных занятий (проректор по учебной работе, заместитель декана факультета по учебной работе; учебный отдел, отдел планирования и мониторинга учебного процесса). Профессорско-преподавательский состав (ППС) вуза. Требования к ППС. Кафедра как подразделение вуза и научно-педагогическая единица.

Учебно-материальная база вуза. Санитарно-гигиенические требования к материальной базе и организации учебных занятий. Принципы составления расписания учебных занятий. Продолжительность учебных занятий, перемены.

Виды учебных занятий по психологии в вузе. Виды аудиторных занятий по психологии в вузе (лекция, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, консультация). Повышение эффективности учебных занятий по психологии в вузе.

Тема 5. Разработка учебного курса(дисциплины) по психологии

Технология разработки учебного курса по психологии. Разработка формата курса. Постановка учебных задач. Выбор учебных пособий и отбор содержания курса; критерии отбора. Разработка учебной программы курса; структура и содержание учебной программы. Подготовка тематического плана занятий; значение тематического плана в деятельности преподавателя. Разработка критериев оценки знаний и умений. Планирование отдельных учебных занятий. Разработка опросного листа для оценки курса студентами.

Тема 6. Методы обучения психологии

Таксономия учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания: репродуктивная, продуктивная, логическая, риторическая, рефлексивная, социальная. Типология методов обучения психологии. Словесные методы: устные и письменные, монологические и диалогические. Наглядные методы. Виды наглядности: предметная, изобразительная (художественная, символическая, текстовая), словесная. Практические методы: моделирование исследовательских и иных ситуаций, деловая игра, упражнение. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся: продуктивный (объяснительно-иллюстративный) метод, репродуктивный метод, проблемный метод, частично-поисковый метод, исследовательский метод.

Технологии обучения психологии: традиционное обучение, проблемное обучение, программированное обучение. Обучение на расстоянии (дистанционное). Понятие дистанционных технологий в обучении.

Тема 7. Лекции по психологии

Лекция как форма учебных занятий. Особенности современной вузовской лекции по психологии. Виды лекций. Использование методов и приемов обучения психологии на лекции. Подготовка содержания лекции. План-конспект лекции. Методические основы чтения лекции. Повышение эффективности лекций по психологии в вузе.

Тема 8. Подготовка и проведение семинарских занятий по психологии

Семинар как форма учебных занятий. Особенности современного вузовского семинара по психологии. Виды семинарских занятий по психологии.

Использование методов и приемов обучения психологии на семинарских занятиях. Подготовка семинарского занятия. План семинарского занятия. Методические основы проведения семинарского занятия. Повышение эффективности семинарских занятий по психологии в вузе.

Тема 9. Подготовка и проведение практических и лабораторных занятий по психологии

Практическое занятие как форма учебных занятий. Особенности практических занятий по психологии. Виды практических занятий по психологии. Использование методов и приемов обучения психологии на практических занятиях. Подготовка практического занятия. План практического занятия. Методические основы проведения практического занятия. Повышение эффективности практических занятий по психологии в вузе.

Лабораторная работа как форма учебных занятий. Особенности лабораторной работы по психологии в вузе. Виды лабораторных работ по психологии. Структура лабораторной работы по психологии. Подготовка к лабораторной работе. Выполнение программы лабораторной работы. Оформление результатов лабораторной работы.

Тема 11. Самостоятельная работа студентов-психологов и руководство ею

Роль самостоятельной работы в учебной деятельности студентов-психологов. Виды самостоятельной работы.

Самостоятельная работа в аудитории (на лекции, под руководством преподавателя). Опорный конспект. Совместное решение учебных задач. Использование фрагментов лекций подготовленных студентами.

Самостоятельная работа вне аудитории. Специальные задания для осмысления пройденного материала. Изучение отдельных тем и вопросов по учебникам. Мини-исследования. Описание эксперимента. Конспектирование первоисточников или составление тезисов. Написание и оформление курсовых и дипломных работ.

Тема 12. Проверка и оценка знаний по психологии

Функции проверки и оценки знаний. Основные принципы проверки и оценки знаний. Виды аттестации (текущая промежуточная, итоговая). Организация проверки знаний по психологии. Виды проверки знаний. Формы проверки знаний. Выработка критериев оценки знаний по психологии. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов-психологов.

Тема 13. Курсовые и дипломные работы по психологии

Общее представление о курсовых и дипломных работах по психологии. Виды курсовых и дипломных работ. Научное психологическое исследование и его этапы. Научное руководство курсовыми и дипломными работами. Структура и содержание курсовой и дипломной работы. Оформление курсовой и дипломной работы. Защита курсовой и дипломной работы.

Тема 14. Практика студентов-психологов

Практика студентов-психологов как составная часть основных образовательных программ высшего профессионального образования. Объемы, сроки и виды практики (учебно-ознакомительная, педагогическая, производственная, научно-исследовательская и квалификационная). Положение о практике. Содержание практики. Руководство практикой. Форма и вид отчетности студентов-психологов о прохождении практики.

Тема 15. Профессиональная подготовка и деятельность преподавателя психологии

Подготовка преподавателей психологии. Переподготовка и повышение квалификации преподавателей психологии.

Феномен организационной (корпоративной) культуры в научной и педагогической среде. Организационная культура вуза. Культура самоорганизации и деятельности преподавателя психологии. Профессиональная этика преподавателя психологии. Личностные качества преподавателя психологии. Профессиональная деформация и профессиональное выгорание преподавателя. Профилактика профессиональной деформации и выгорания.
литература для погодотовки
Основная литература:

  1. Бадмаев Г.А. Методика преподавания психологии. - М, 2010.

  2. Гинецинский В. И. Введение в методику преподавания психологии: Курс лекций. — Л.: ЛГУ, 1983.

  3. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. М., СПб., 2006

  4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., Изд-во УРАО, 2007, 3-е изд. Доп. и изм.

Дополнительная литература:

  1. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной дея­тельности и самостоятельной работы студентов. М., МГУ, 1981. 78с.

  2. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по дис­циплине. М., 1994. 265с.

  3. Ляудис В.Я. (ред.) Инновационное обучение: стратегия и практика/ М., 1994. 205с.

  4. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., Знание, 1979. 45с.

  5. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992. 50с.

  6. А.А Бодалев,В.Я.Ляудис (ред.) Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и уча­щегося/ М., 1980. с.6-53.

  7. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. (ред) Раз­вивающаяся психология — основа гуманизации образования: Материалы I Все­российской научно-методической конференции 19-21 марта 1998 г. /. - М.: РПО, 1998.

  8. Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе: Учебное методическое пособие. - М: ВЛАДОС, 2000. - 288 с.

  9. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. М., МГУ, 1981. 24с.

  10. Толлингерова Д., Голоушева Д., Канторкова Г. Психология проекти­рования умственного развития детей. М. -Прага, 1994. 48с.

  11. Турусова О.В. Сборник задач и упражнений по психологии. Самара, 1994 (в трех томах).


Избранные проблемы общей психологии
Тема 1. Становление предмета психологии как науки

Исторический подход к пониманию предмета психологии. Представления о душе в античной философии. Предпосылки образования психологии как науки. Становление экспериментальной психологии и выделение психологии в самостоятельную науку. Сознание как предмет психологического исследования. Метод интроспекции, его сущность и варианты. Понятие ассоциации в психологии, принцип ассоцианизма и ассоциативная психология.

Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме. Обоснование объективного подхода и объективного метода исследования.

Проблема неосознаваемых психических явлений. Психоанализ, его значение для фундаментальной и практической психологии.

Целостный подход в понимании психической жизни и возникновение гештальтпсихологии.

Основные идеи гуманистического подхода в психологии, предшественники и представители гуманистической психологии.

Проблема социальной обусловленности сознания. Культурно-историческая теория развития высших психических функций и ее значение для психологической науки. Развитие представлений о предмете психологии в отечественной науке (в трудах И.М.Сеченова, И.П.Павлова, Г.И.Челпанова, К.Н.Корнилова, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева и их последователей). Современные подходы к определению предмета психологии. Основные принципы психологии, сформулированные в отечественной науке (принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, принцип развития, личностный принцип, принцип системности и другие).

Тема 2. Происхождение и развитие психики в филлогенезе

Роль психики в эволюции живых существ. Формы отражения, особенности психического отражения на разных стадиях эволюции. Значение психического отражения для регуляции поведения. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики. Проблема критериев психического, понятия раздражимости и чувствительности. Основные стадии развития психики и поведения животных: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Видовое и индивидуально-изменчивое поведение животных. Навык и интеллект, функциональное использование орудий у животных. Связь уровня развития психики с особенностями нервной системы.

Предпосылки развития сознания человека. Сравнение психики человека и животных. Сознание человека как высшая форма развития психики. Значение таких особенностей трудовой деятельности как целенаправленность, социальный характер, орудийная опосредованность, продуктивность, для возникновения сознания. Особенности общения у животных и человека. Значение языка для передачи общественно-исторического опыта.

Тема 3. Развитие психики человека в онтогенезе

Человек как природное и как общественно-историческое существо. Понятие знака как психологического орудия в культурно-исторической концепции Л.С.. Выготского. Механизм интериоризации. Закономерности социализации индивида.

Закономерности развития психики в филогенезе и онтогенезе: общее и различное. Соотношение процессов созревания и развития в онтогенезе человека.

Стадиальность и гетерохронность в развитии психики человека. Значение противоречий и кризисов для развития личности. Обучение и воспитание как факторы развития личности. Развитие сознания и самосознания личности.

Тема 4. Проблема типологизации индивидуальных различий

Индивидуально-психологические особенности человека. Проблема природы индивидуальных различий между людьми. Содержательные и формально-динамические индивидуальные особенности личности.

Понятие о типологии и типах в психологии. Различные основания построения типологий индивидуальных различий. Типологии темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), конституциональные (Э.Кречмер, У.Шелдон). Связь психических особенностей с физиологическими, морфологическими, соматическими особенностями человека. Генетические предпосылки индивидуальных различий. Преимущества и недостатки типологического подхода в психологии.

Учение И.П. Павлова о типе высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента, его значение для психологии. Исследования связи свойств нервной системы и типов высшей нервной деятельности с психическими свойствами личности в трудах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С .Мерлина.

Сравнительный обзор различных типологий характера (К.Леонгард, А.Е. Личко, Э.Фромм и др.) и типологий личности (Э. Шпрангер, А.Ф. Лазурский, К.Юнг и др.).

Тема 5. Темперамент

Понятие темперамента, различные представления о природе темперамента в истории психологии. Темперамент как базовый компонент личности. Связь темперамента со свойствами нервной системы и типом высшей нервной деятельности (Мерлин В.С.).

Активность и эмоциональность как основные составляющие темперамента. Выделение компонентов темперамента в различных психологических теориях (эргичность, пластичность, ригидность и др.). Выделение предметного и коммуникативного аспектов темперамента (В.М.Русалов). Признаки темперамента. Интроверсия - экстраверсия и нейротизм как свойства темперамента (Г.Айзенк).

Темперамент и психическое развитие (Я.Стреляу). Понятие реактивности и ее значение для развития личности. Закономерности проявления различных свойств и типов темперамента в деятельности и общении. Особенности взаимодействия с представителями разных типов темперамента.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности (Е.А.Климов). Проблема воспитания индивидуального стиля. Методы исследования темперамента.

Тема 6. Характер

Представления о характере в отечественной и зарубежной психологии. Соотношение понятий «характер» и «личность», «характер» и «темперамент».

Характер как система отношений человека к другим людям, к миру, к самому себе. Становление характера в процессе социализации индивида. Структура характера. Характер и волевые свойства личности. Характер и мотивация поступков человека. Проблема формирования и воспитания характера.

Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко. Отличие акцентуаций от психопатий. Понятие «слабого звена» или «места наименьшего сопротивления». Факторы, способствующие проявлению акцентуаций характера. Способы взаимодействия с представителями различных типов акцентуаций характера.

Понятие социального характера Э. Фромма. Выделение типов характера в теориях и Э. Фромма и Э Шостром.

Методы исследования характерологических особенностей личности.

Тема 7. Способности

Понятие и роль способностей в жизни человека. История развития представлений о природе способностей. Соотношение способностей, знаний, умений, навыков. Биологическое и социальное в природе способностей. Понятие задатков. Роль задатков в развитии способностей.

Структура способностей. Общие и специальные способности. Особенности педагогических, музыкальных, математических и других видов способностей. Развитие и формирование способностей в деятельности. Взаимосвязь и компенсация различных способностей. Связь способностей с индивидуально-типологическими особенностями человека.

Понятия одаренности, таланта, гениальности. Различные взгляды на причины гениальности. Психологические особенности развития личности одаренных детей. Специфика работы с одаренными детьми.

Понятие интеллекта в психологии. Модели интеллекта. Представления о структуре интеллекта. Проблема оценки способностей. Оценка общих способностей. Тесты интеллекта, измерение коэффициента интеллекта. Интеллект и личность человека. Соотношение интеллекта и творческих способностей. Развитие и оценка творческих способностей.

Тема 8. Проблема личности в психологии

Сложность определения понятия «личность» в психологии. Сравнительный анализ теорий личности (персонализм, психоанализ, гуманистическая психология и др.). Представления о личности в отечественной психологии (А.Ф.Лазурский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов и др.). Подходы к классификации теорий личности.

Проблема биологических и социальных детерминант в развитии личности. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Различные представления о структуре личности. Общие закономерности развития личности. Развитие и жизненный путь личности.

Методы изучения и исследования личности.

Тема 9. Направленность личности

Понятие мотивации в психологии. Основные подходы к изучению мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Психологические теории мотивации. Проблема биологической и социальной детерминации мотивации.

Исследования мотивации в деятельностном подходе (А.Н.Леонтьев). Потребности как основа мотивации деятельности. Виды мотивов. Внешние и внутренние мотивы человека. Интересы и склонности как виды мотивов. Иерархия мотивов. Понятие смыслообразующих мотивов.

Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Соотношение мотивов и целей, мотивов и условий деятельности. Эмоции и мотивы у человека.

Развитие мотивационной сферы в онтогенезе человека. Кризисы детского возраста и смена ведущей мотивации. Исследования мотивации различных видов деятельности – мотивации обучения, мотивации труда.

Определения понятия направленности личности в отечественной психологии. Желания, влечения, стремления, склонности, убеждения, идеалы, мировоззрение как различные проявления направленности. Проблема социальных потребностей, мотивов. Ценностные ориентации и установки. Мотивация достижений. Самооценка, уровень притязаний, фрустрации в развитии личности. Методы исследования мотивационной сферы личности.
Тема 10. Социализация. Социальные установки. Социальные роли.

Социализация. Понятие социализации. Стадии: дотрудовая, трудовая. Фазы социализации индивида: адаптация, индивидуализация, интеграция. Механизмы и институты социализации. Роль формальных и неформальных организаций в социализации. Результат социализации. Ответственность личности как один из основных критериев личностной зрелости: концепция локуса контроля. Понятие социальной и гендерной роли. Социальные установки личности.

Тема 11. Проблема личности в социальной психологии.

Отличие постановки проблемы личности в социальной психологии от постановки ее в социологии и общей психологии. Теории социализации и развития личности. Становление личности в условиях вхождения в социальную группу. Социально-психологические качества личности.

Тема 12. Общение. Общение как обмен информацией.

Понятие общения. Сущность, содержание. Взаимосвязь общения и деятельности. Функции (стороны) общения. Виды и уровни общения.

Специфика коммуникативного процесса между людьми: развитие и обогащение информации в ходе ее "движения", активная позиция партнеров в коммуникативном процессе, наличие единой или сходной системы кодификации и декодификации информации, наличие тезауруса, одинаковое понимание ситуации общения. Коммуникативные барьеры на пути движения информации (социальные, политические, идеологические, физические, смысловые, эмоциональные, речевые, когнитивные, организационно-психологические). Проблема фильтрации и фасцинации в коммуникативном процессе. Средства коммуникативного процесса: вербальные и невербальные, их соотношение.

Вербальные средства коммуникации: речь, структура речевого общения: значение и смысл слов. Невербальная коммуникация. Паралингвистическая система: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм речи, тембр речи, интонация, дикция. Экстралингвистическая система (речевые звуковые явления).

Оптико-кинетическая коммуникация, ее особенности Пространственно-временная организация коммуникации. Проксемика о роли пространственно-временной организации коммуникативного процесса. Роль предметно-контактных, тактильных действий для коммуникации. Роль ольфакторных средств в коммуникативном процессе.

Проблема эффективности коммуникативного процесса: умение владения словом, силой убеждения, грамотной речью; способность предвидеть и преодолевать коммуникативные барьеры; овладение способностью использования невербальных средств; стремление к взаимопониманию. Психотехника речи.

Тема 13. Общение как взаимодействие. Социальное поведение.

Проблема взаимодействия людей в социальной психологии. Социально-психологические теории социального поведения. Виды взаимодействия. Проблемы кооперации и конкуренции в социальной психологии. Конфликт: функции, структура, динамика. Методы разрешения конфликтов.

Тема 14.Общение как восприятие людьми друг друга. Социальное познание.

Роль межличностного восприятия в процессе общения. Механизмы взаимопонимания: идентификация, эмпатия, рефлексия. Социальный интеллект. Эффекты восприятия: «эффект ореола», эффект «первичности» и «новизны». Содержание и значение процесса стереотипизации. Понятие атрибуции. Каузальная атрибуция: личностная, объектная, обстоятельственная. Эмоциональная сторона межличностного восприятия – явление межличностной аттракции Уровни межличностной аттракции: симпатия, дружба, любовь. Проблемы точности межличностного восприятия.

Тема 15 Групповые феномены.

Понятие «малой группы». Классификация малых групп, их структура. Динамические процессы в малой группе. Модели развития групп. Механизмы групповой динамики. Феномен группового давления. Условные и реальные большие группы. Организованные и стихийные группы. Толпа, масса, публика, аудитория. Психологические особенности больших социальных групп. Групповое сознание. Психология массовидных явлений. Заражение, внушение, убеждение, подражание.

литература для погодотовки

Основная литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2010.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2010.- 583 с.

  3. Немов Р.С. Психология: учебник для вузов: в 3 книгах. книга 1 :Общие основы психологии/ Р.С. Немов.-3-е изд.-М.: ВЛАДОС, 1998.- 688 с.

  4. Нуркова В.В. Психология: учебник для вузов / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. – М.: Юрайт, 2004.- 484 с.

  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер Ком, 1998.- 688 с.

  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособия для вузов / Л.Д. Столяренко.- 3-е изд., доп. –М.- Ростов-н/Д: Феникс, 1999.- 672 с.


Дополнительная литература

  1. Годфруа Ж. Что такое психология: учебник: в 2-х т./ Ж. Годфруа; пер. с франц.- М.: Мир, 1992.

  2. Еникеев М.И. Общая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев.- М. : ПРИОР, 2002.- 400 с.

  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы; учебное пособие / Е.П. Ильин.- СПб.: Питер, 2006.- 512 с.

  4. Изард К.Е. Эмоции человека /К.Е. Изард.- СПб.: Питер, 2004.

  5. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие / В.М. Козубовский.- 2-иез., перераб и дополн..- Минск: Амалфея, 2006.- 368 с.

  6. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие / А.Р. Лурия.- СПб.: Питер, 2004.- 319 с.

  7. Общая психология: учебник для вузов /Под ред. А.В. Карпова.- М.: Гардарики, 2002.- 232 с.

  8. Общая психология: учебник: в 7т. Т.1: Введение в психологию /под ред. Б.С. Братуся.- М.; Академия, 2005.- 352 с. Общая психология: учебник для вузов /Под ред. А.В. Карпова.- М.: Гардарики, 2002.- 232 с.

  9. Психология мотивации и эмоций: учебное пособие / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман.- Изд. 2-е, стереотип.- М.: ЧеРо, 2006.- 752 с.

  10. Психология ХХI века: учебник для вузов / Под ред. В.Д.Дружинина.- М.: ПЕР СЭ, 2003.-863 с.

  11. Психология эмоций: учебное пособие / автор составитель В. Вилюнас.- СПб.: Питер, 2004.- 496 с.

  12. Психология внимания: хрестоматия/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2005.-858 с.

  13. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие / О.К. Тихомиров.- 2-е издание, стериотипное.- М.: Академия, 2005.- 288 с.



Методологический практикум по социальной психологии
Тема 1. Качественный и количественный подходы к исследованию

Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований. Исследование в психологии. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии.

Виды исследований в психологии. Типы данных, получаемых в исследовании. Проблема качества данных.

Общий обзор методов. Методы эмпирического исследования. Методы воздействия. Взаимосвязь между методами исследования и воздействия.
Методы обработки и анализа данных исследования.

Определение понятий: качественная методология, качественные методы исследования, качественный анализ. Исследовательский потенциал качественных методов. Практические задачи, решаемые с помощью качественных исследований. Дихотомия качественного и количественного подхода. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов. Смешанные методы исследования. Сочетание количественных и качественных методов в конкретных психологических исследованиях. Качественные исследования как основание количественного анализа.

Принцип интерпретации в качественной методологии. Принцип единства языка и познания. Постструктурализм (М.Фуко): язык как дискурс и технология власти.
Тема 2. Теоретико- методологическое основание качественной методологии.

Прообразы качественных исследований до возникновения психологии как науки. Период ранних классических исследований (1900-1950). Чикагская школа социологии. Исследование У.Томаса и Ф.Знанецкого, Р.Парка и др. Франкфуртская школа (Адорно, Фромм, Маркузе и др.). Этнографические исследования Боаса, Мид, Бенедикт, Бейтсона, Эванса-Притчарда, Радклифф-Брауна, Малиновски. Вклад психоанализа: использование глубинных психоаналитических интервью, кейс-стади, проективных методов и интерпретативного подхода. Исследование Л.Бинсвангера «Случай Элен Вест». Г.Олпорт и методы анализа личных документов в психологии.

Период оформления исходных традиций (1950-1970): феноменология, герменевтика, этнометодология, структурализм, семиотика, культуральные исследования, критическая теория, феминистские теории. Идея «гуманистического типа науки» у А.Маслоу и К.Роджерса. Исследование А. Ван Каама и формулирование принципов феноменологического исследования в психологии.

Период пересмотра оснований и парадигмы исследований (1970-1990). Классические работы по качественным исследованиям: В.Филстид «Качественная методология», Дж.Лофлэнд «Анализ социальных обстоятельств», Л.Шацман и А.Страусс «Полевое исследование», Р.Богдан и С.Тэйлор «Введение в качественные исследовательские методы», Дж.Спрэдли «Этнографическое интервью», М.Хаммерсли и П.Аткинсон «Этнография». А.Джорджи и «Дюкеснские исследования по феноменологической психологии». Интерпретативный (текстуальный) поворот в социальных науках.

Период новой систематизации методов, процедур и стандартов (1990-наст. время). Критика фундаменталистских критериев оценки качественных исследований и переосмысления понятий валидность, обобщаемость, надежность данных. Расширение области использования качественных исследований.

Проблема качества данных. Критерии объективности качественного исследования. Понятия валидности и надежности качественного исследования. Традиционные типы валидности: внутренняя, внешняя, конструктная, операциональная.
Тема 3. Построение эмпирического исследования

Проблема и проблемная ситуация. Житейская и научная формулировки проблемы. Взаимодействие психолога и «заказчика» в прикладном исследовании.
Постановка проблемы исследования. Теоретический анализ проблемы исследования. Выбор методологии.
Определение и соотношение понятии «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. в социальной психологии. Основные понятия выборочного метода. Способы построения выборки. Репрезентативная выборка. Принцип случайного отбора респондентов.

Подбор (разработка) и обоснование методов исследования и способов обработки его результатов. Основные принципы и типичные ошибки при подборе методического инструментария исследования.

Рабочий план исследования. Пилотаж методик и других элементов программы исследования. Выбор ситуации исследования.
Тема 4. Количественные методы исследования: анкетный опрос, стандартизированное интервью.

Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.
Особенности индивидуальных опросных методов. Планирование и организация личных интервью. Подготовка вопросника (гайда). Вопросы в глубинном интервью. Бриф для интервьюеров. Этика проведения индивидуального интервью. Фазы интервью. Проблема установления и поддержания контакта ме­жду интервьюером и респондентом. Подготовка интервьюеров

Характеристики и процедура глубинных интервью. Методические приемы, используемые в глубинном интервью. Особенности анализа полученных данных.

Преимущества и недостатки структурированных и неструктурированных интервью. Особенности проведения и анализа результатов нарративных интервью.

Специфика этнографического интервью с использованием видеосъемки, аудиозаписи, фотографирования.

Преимущества и ограничения on-line интервью. Особенности выборки и анализа данных. Способы регистрации данных. Классификация ошибок. Источники систематических ошибок.
Специфика заочного (телефонного, он лайн) интервью. Виды анкет. Структура анкеты. Формальные, содержательные и формально-содержательные характеристики анкеты.
Виды вопросов, требования к ним. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.

Экспертные опросные листы. Отличительные характеристики экспертных опросных методов. Экспертные интервью и фокус-группы, client visits. Планирование, организация, рекрутирование. Процедурные особенности.

Креативные экспертные группы: брейнсторминг, дельфи, синектика. Формирование экспертных групп. Выбор и обоснование исследовательской процедуры. Приемы повышения креативности в экспертных опросах.

Тема 5. Обработка и анализ количественных данных

Способы кодировки данных. Методы построения шкал и индексов из первичных индикаторов. Математические и логические индексы.
Три типа данных и их соотношение (целевые вопросы, анкетные вопросы, показатели статистической обработки).
Оценка достоверности и полноты данных на этапе кодировки.

Уровни измерения и допустимые статистики.

Первичное описание и упорядочивание данных: простая (одномерная) группировка. Абсолютные значения и проценты.

«Укрупнение» интервала шкал. «Свертка» данных.
Показатели центральной тенденции и рассеивания.

Взаимосвязи показателей: перекрестная (двухмерная) группировка.
Меры статистической взаимосвязи признаков (коэффициенты корреляции): общая классификация.

Многомерная эмпирическая классификация признаков и поиск общих зависимостей: метод факторного анализа.
Эмпирическая типологизация испытуемых: метод кластерного анализа.

Графики, гистограммы, полигоны распределений, таблицы, корреляционные и факторные матрицы и др.

Интерпретация и анализ статистических данных, проверка гипотез. Переход от статистических выводов к содержательным.

Тема 6. Анализ документов

Определение понятия «документ» в социальной психологии. Виды документов. Общие особенности методов анализа документов. Способы оценки достоверности данных документов. Основные типы традиционного анализа документов. Сравнительный анализ методов традиционного и контент-анализа документов: области использования, достоинства и недостатки. Процедура и этапы контент-анализа.

Тема 7. Социометрия

История метода. Виды данных, диагностируемых с помощью социометрического метода. Типы социометрических критериев. Параметрическая и непараметрическая процедуры социометрии: сравнительный анализ. Этапы обработки данных социометрии; социоматрица, социограмма, социометрические индексы. Этические проблемы социометрии.
Модификации социометрического метода.

Тема 8. Эксперимент в психологическом исследовании

Области использования и специфика метода. Типы причинно-следственных связей в психологии. Основные понятия эксперимента. Параметры экспериментальной процедуры. Виды экспериментов. Экспериментальные схемы (планы). Проблема качества эксперимента: основные понятия и критерии оценки. Особенности эксперимента в психологии. Лабораторный и полевой эксперимент. Способы измерения зависимой переменной.

Тема 9. Наблюдение

Общая характеристика метода, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения. Этапы построения программы наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения.
Типичные ошибки и пути повышения качества данных наблюдения.
Подготовка исследования.

Тема 10. Проективные методические приемы и исследовательские техники

Этапы качественного исследования. Подготовительный этап. Запрос на исследование. Разработка программы исследования. Анализ проблемы. Определение целей, задач и объекта исследования. Подготовка предложений. Брифинг. Разработка и согласование программы. Обоснование выбора методов, выборки, критериев рекрутирования. Подготовка скринера и топик-гайда.

Этап полевого исследования. Расписание исследовательских процедур. Технологии проведения исследования.

Заключительный этап. Анализ полученных результатов и подготовка отчета. Полный отчет, краткий отчет, отчет модератора, основные выводы, рекомендации. Подготовка и проведение презентации результатов исследования.

Компьютерные программы качественного анализа данных (ATLAS.ti, Transana, Folio VIEWS, NUD-IST и др.)Рекрутирование участников. Критерии отбора респондентов. Количество участников группы. Способы рекрутирования: по спискам, случайная выборка, телефонные и уличные экспресс-интервью, метод снежного кома. Приглашение на группу. Ограничения на участие в группе.

Тема 11. Групповые методы качественного исследования

Преимущества и ограничения групповых опросных методов. Групповая динамика и социально-психологические процессы и феномены в фокус-группе. П Специфика телефонных и on-line фокус-групп. Групповые методы: групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйнсторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы.

Психологические характеристики участников фокус-группы. Управление фокус-группой (модерирование).

Планирование и организация фокус-группового исследования. Правила рекрутирования. Подготовка топик-гайда.

Модификации фокус-групп: расширенные креативные группы; десантные группы; парти-группы; группы конфликта; номинальные группы. Процедурные особенности, планирование, рекрутирование.

Области применения качественных методов психологического исследования: психологическая экспертиза различных социальных программ, социальные исследования, политика, финансы, маркетинг, реклама, средства массовой информации, здравоохранение.

Тема 12. Роль модератора. Организация работы фокус-группы.

Личностные характеристики хорошего модератора. Внутренняя подготовка модератора к исследованию. Профессиональная подготовка модератора. Факторы, определяющие стиль модерирования. Возможные ошибки модерирования. Стратегия поведения модератора в ходе работы группы. Начало работы. Вступительное слово модератора. Реакция модератора на высказывания участников. Тактика модератора по отношению к различным категориям участников группы. Окончание работы группы.

Требования к месту и времени проведения группы. Необходимое техническое оснащение. On-line качественные исследования.

Критерии эффективной фокус-группы. Очевидная и предсказательная валидность результатов качественного исследования.

Тема 13. Теоретические предпосылки групповых качественных методов.

Преодоление субъект-объективной дихотомии в психологии (К.Роджерс, А.Пузырей). Система базисных психотехнических действий. “Групповая динамика” (К.Левин). Групповая дискуссия как основной методический прием качественных социально-психологических методов.

Переменные, влияющие на “зоны комфорта” участников группы. Внутриличностные переменные: демографические, физические, личностные. Межличностные переменные: сплоченность группы, групповая совместимость, социальная власть, невербальное взаимодействие. Экологические переменные: территориальность, личное пространство, организация пространства.

Модератор - руководитель группы. Самораскрытие участников группы.

Тема 14. Этнографические методы.

История применения этнографических методов в психологии. Основные характеристики и специфика этнографических методов. Классификация методов: дневниковые методы, анализ документов, эвристические методы. Отбор респондентов для этнографического исследования. Методы регистрации данных. Визуальная социология. Обработка и анализ данных этнографического исследования.

Тема 15. Анализ и представление результатов качественного исследования

Анализ качественных данных. Феноменологический и герменевтический принципы анализа. Уровни анализа данных качественного исследования: уровень исходного материала, уровень описания, уровень интерпретации. Проблема контекстуализации качественного анализа.

Основные подходы к анализу качественных данных: метод обосновывающей теории А. Страусса и Дж. Корбин, метод матриц Майлса и Хабермана, Q-методология, нарративный анализ, дискурсивный анализ. Проблема интеграции качественной методологии.

Принцип объективности качественного анализа. Подходы к пониманию объективности качественного анализа (Дензин, Линкольн). Критерии объективности данных в качественном исследовании. (Д.Сиверман). Проблема адаптации критериев объективности для качественных методов. Обобщение и экстраполяция в качественном исследовании. Виды валидности в качественном исследовании. Виды надежности в качественном исследовании. Приемы повышения валидности и надежности качественного исследования. Репрезентативность и целевая выборка. Триангуляция как основная процедура валидизации качественного исследования.

Уровни анализа результатов качественного исследования. Различные стратегии анализа результатов. Выбор единиц и методов анализа данных качественного исследования. Классификация типов анализа. Компьютерный анализ результатов качественных исследований.

Процесс и этапы анализа результатов: непосредственные данные (транскрипты, стенограммы), описательные утверждения, интерпретации. Возможные уровни обобщения результатов.

Формы представления результатов: графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, комментарии, технический отчет, рекомендации, развернутый аналитический отчет. Требования, предъявляемые к аналитическому отчету. Презентация отчета.

литература для погодотовки
Основная литература


  1. Андреева Г.М., Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. Зарубежная социальная психология XX cтолетия. М.: Аспект Пресс, 2001.

  2. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект-прогресс, 1995. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003.

  3. Квале С. Исследовательское интервью. – М.: Смысл, 2003. – 301 с.

  4. Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

  5. Мельникова О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование. М.: Аспект Пресс, 2007.

  6. Мельникова О.Т. Фокус-группы: методы, методология, модерирование. Учебное пособие для вузов – М.: Аспект Пресс, 2007. – 320.

  7. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. – М.: Добросвет, 1998.

  8. Социальная психология: Практикум: Учеб.пособие для студентов ВУЗов / Под ред. Т.В. Фоломеевой. - М.: Аспект пресс, 2006.

  9. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники – М.: КомКнига, 2007. – 256 с.

  10. Страус А., Корбин Д. Основы качественного исследования: Обоснованная теория, процедуры и техники – М.: КомКнига, 2007. – 256 с.

  11. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков: Гуманитарный, центр, 2009.

  12. Улановский А.М. История и векторы развития качественных исследований в психологии // Методология и история психологии. 2008, №2. С.129-139.

  13. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал, 2009, №2. С.18-28.

  14. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования М.: Добросвет, 1998.


Дополнительная литература


  1. Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001. – 320 с.

  2. Белановский С.А. Метод фокус-групп. Учебное пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001. – 280 с.

  3. Богомоловa Н.Н., Петpовскaя Л.A. Гpупповaя дискуссия// Социaльно-психологический климaт коллективa/ Под pед. Ю.М.Жуковa. М., 1981.

  4. Богомолова Н.Н., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования. М.: Магистр, 1997. – 80 с.

  5. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М.: Наука, 1994. – 255 с.

  6. Власова М.Л. Социологические методы в маркетинговых исследованиях. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005 – 710 с.

  7. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. Спб: Питер, 2007.

  8. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и социологии. – М.: Центр, 1998. – 144 с.

  9. Ильин В.И. Драматургия качественного полевого исследования. – СПб.: Интерсоцис, 2006.

  10. Кемпбелл Д. Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С.34-191, М., 2000.

  11. Крюгер Р., Кейси М.Э. Фокус-группы. Практическое руководство. : Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. – 256 с.

  12. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасин Ф. Психология креативности. – М.: Когито-Центр, 2009. - 215 с.

  13. МакКуэрри Э.Ф. Методы маркетингового исследования. – СПб.: Питер, 2005. – 176 с.

  14. Методы социально-психологического исследования. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – Кемерово: Юнити, 2002.

  15. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Прогресс. 1978. 2-е изд. М.: Ава-эстра, 1993.

  16. Общий практикум по психологии. Метод наблюдения. М.: Изд-во МГУ. 1985. Часть 2.

  17. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998.


Социально-психологический тренинг
Тема 1. Тренинг. Подходы к понимаю. Классификация тренингов. Социально-психологический тренинг.

Тренинг. Виды тренингов и принципы их классификации. Компетенциарный и экспериментальный подходы (обучение, сфокусированное на компетенциях, обучение, сфокусированное на опыте). Подходы к пониманию сущности социально-психологического тренинга Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, П.В. Растянникова, Ю.Н. Емельянова, В.Ю. Большакова, И.В. Вачкова, Г. И. Марасанова и др. Модели тренинга.

Тема 2. Активные методы обучения. Дискуссия и ее место в коммуникативном тренинге.

Разнообразие методов активного обучения и использование их в контексте социально-психологического тренинга. Дискуссия как форма активного обучения. Виды дискуссий (естественная, производная, дискуссия со скрытыми ролями и др.). Дискуссия как метод эффективного формирования коммуникативных навыков. Фассилитация дискуссии в контексте тренинга.

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы:

Документы

архив: 1 стр.