NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «Спортивные игры на основе общей физической подготовки»



Пояснительная записка.

Программа «Спортивные игры на основе общей физической подготовки» имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана на основе программы «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2000 года выпуска – авторы Е.Н.Литвинов и М.Я.Виленский.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06 -1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в творческом объединении «Спортивные игры на основе общей физической подготовки» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» с. Грузино.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она создана на основе курса обучения играм: баскетбол, волейбол, стритбол, настольный теннис, лапта, подвижные игры. Игровая деятельность обладает уникальной возможностью для физического и нравственного воспитания детей, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности, воспитания чувства коллективизма.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент. Она составлена с учетом слагаемых физической культуры, а именно, крепкого здоровья, хорошего физического развития, оптимального уровня двигательных способностей, знаний и навыков в области физической культуры. Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся.

Цель программы:

создание условий для развития у учащихся быстроты, гибкости, силы, выносливости, двигательной активности.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

  • обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • освоить знания в области медицины и гигиены;

  • освоить понятия и теоретические сведений по физической культуре и спорту.

Развивающие:

  • развить двигательные ( координационные) качества;

  • развить гармоничные физические качества;

  • укрепить здоровье;

  • повысить работоспособность учащихся;

  • развить психические процессы и свойства личности.

Воспитывающие:

  • воспитывать нравственные и волевые качества;

  • воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

  • воспитывать сознательное применение физических упражнений в целях отдыха, тренировки, укрепления здоровья.

Отличительной особенностью программы является то, что она модифицированная – адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В рамках модификации увеличено количество часов:

  • 1 год обучения, увеличено количество часов с 136 часов до 144.

Данные изменения обусловлены необходимостью введения в образовательный процесс большего количество двигательных форм занятий, что позволяет более качественно развивать физические качества обучающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы, 7-15 лет.

Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения.

  • 1 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год:

  • 1-я группа –2 часа в неделю;

  • 2-я группа – 2 часа в неделю.

Форма и режим занятий. Содержание программы ориентировано на 2 добровольные разновозрастные группы детей:

1-я группа – 7 – 11 лет;

2 – я группа – 12 – 15 лет.

1 год обучения – наполняемость обеих групп до 30 человек;

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПин и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях». Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

  • учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;

  • смена места жительства, противопоказания по здоровью и в других случаях.

Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой занятий также осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся. Такой подход поддерживает мотивацию к предмету, способствует физическому развитию учащихся, а также мотивирует их на занятия физическими упражнениями.

Продолжительность занятий:

1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности.

По окончании учащийся должен знать:

  • правила безопасности при занятии спортом;

  • о взаимосвязи между физическим и эмоциональным состоянием и духовным развитием;

  • сведения о соблюдении гигиенических требований;

  • влияние водных процедур на организм человека;

  • об успехе здоровья – доброте и сердечном отношении людей друг к другу;

  • сведения о правилах игры в баскетбол, стритбол, волейбол, лапту, теннис.

Учащийся должен уметь:

  • выполнять общеразвивающие упражнения по индивидуальным комплексам;

  • лазать по гимнастической стенке канату;

  • выполнять кувырки, перекаты, стойку на лопатках;

  • выполнять вис на согнутых руках, согнув ноги;

  • выполнять кувырки назад, мост с помощью или у стены, стойку на лопатках с перекатом назад;

  • выполнять бег с высокого старта, бег до 3 км;

  • метать мяч на дальность.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • диагностика уровня физической подготовленности учащихся;

  • сдача зачетных упражнений, участие в школьной и районной спартакиадах школьников начальных классов;

  • участие в смотре «Президентское тестирование уровня физической подготовленности»;

  • участие в школьных и районных соревнованиях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 – я группа




п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.

Теоретическая подготовка.

1 ч.

1 ч.




Раздел 2.

Спортивные игры: баскетбол.

Школа мяча.

8 ч.

1 ч.

7 ч.

Раздел 3.

Спортивные игры: стритбол

6 ч.

1 ч.

5 ч.

Раздел 4.

Спортивные игры: волейбол

6 ч.

1 ч.

5 ч.

Раздел 5.

Спортивные игры: лапта

7 ч.

1 ч.

6 ч.

Раздел 6.

Спортивные игры: настольный теннис

5 ч.

1 ч.

4 ч.

Раздел 7.

Спортивное ориентирование

6 ч.

2 ч.

4 ч.

Раздел 8.

Легкая атлетика

9 ч.

1 ч.

8 ч.

Раздел 9.

Гимнастика

8 ч.

1 ч.

7 ч.

Раздел 10.

Подвижные игры

8 ч.

1 ч.

7 ч.

Раздел 11.

Лыжная подготовка

8 ч.

1 ч.

7 ч.




Итого:

72 ч.

12 ч.

60 ч.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 – я группа


№ п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.

Теоретическая подготовка.

1 ч.

1 ч.




Раздел 2.

Спортивные игры: баскетбол.

Школа мяча.

8 ч.

1 ч.

7 ч.

Раздел 3.

Спортивные игры: стритбол

6 ч.

1 ч.

5 ч.

Раздел 4.

Спортивные игры: волейбол

6 ч.

1 ч.

5 ч.

Раздел 5.

Спортивные игры: лапта

7 ч.

1 ч.

6 ч.

Раздел 6.

Спортивные игры: настольный теннис

5 ч.

1 ч.

4 ч.

Раздел 7.

Спортивное ориентирование

6 ч.

2 ч.

4 ч.

Раздел 8.

Легкая атлетика

9 ч.

1 ч.

8 ч.

Раздел 9.

Гимнастика

8 ч.

1 ч.

7 ч.

Раздел 10.

Подвижные игры

8 ч.

1 ч.

7 ч.

Раздел 11.

Лыжная подготовка

8 ч.

1 ч.

7 ч.




Итого:

72 ч.

12 ч.

60 ч.


СОДЕРЖАНИЕ

1 – я группа
Раздел 1. Теоретическая подготовка. (1 ч)

Теория: правила поведения на занятиях, требования к форме и обуви.

Раздел 2. Спортивные игры: баскетбол. Школа мяча. (8 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях с мячами. Основные линии спортивного зала.

Практическое задание: упражнение с малыми мячами. Жонглирование мячами. Броски, ловля мячей, передача партнеру. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча. Проведение диагностики уровня физической подготовленности.

Раздел 3. Спортивные игры: стритбол. (6 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях с мячами. Эмоции (приятные и неприятные). Ответственное и безответственное выражение эмоций.

Практическое задание: различные игры и игровые упражнения с малыми и большими мячами. Комплексы упражнений. Стойка игрока. Передвижение игрока в стойке. Остановка по звуковому сигналу (свистку). Ведение мяча, ловля и передача мяча.

Раздел 4. Спортивные игры: волейбол (6 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях с мячами. Основные правила игры. Правила передвижения в игре.

Практическое задание: различные игры и игровые упражнения с мячами. Комплексы упражнений на развитие силы, ловкости, точности броска. Передвижение игроков в игре.

Раздел 5. Спортивные игры: лапта (7 ч)

Теория: Основные правила игры, техника безопасности в игре. Игровые упражнения с малым мячом. Техника броска.

Практическое задание: упражнения на развитие ловкости, точности броска малого мяча. Передвижение игроков в игре. Техника подачи мяча. Броски, ловля мячей, передача партнеру.

Раздел 6. Спортивные игры: настольный теннис (5 ч)

Теория: Соблюдение правил игры и техники безопасности. Игровые упражнения с малым мячом и ракеткой. Техника броска. Особенности игр парами.

Практическое задание: Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловли и передачи мяча. Владение ракеткой при подаче мяча.

Раздел 7. Спортивное ориентирование (6 ч)

Теория: Техника безопасности при ориентировании и при пользовании различным спортивно – туристическим оснащением. Правила спортивного ориентирования. Работа с компасом и картой. Умение анализировать обстановку и принимать правильное решение.

Практическое задание: упражнения по правильному использованию спортивно – туристического оснащения, преодоление препятствий и упражнения на выносливость при преодолении длительных дистанций. Определение азимута и парковое ориентирование.

Раздел 8. Легкая атлетика (9 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях на улице. Отношение к закаливающим факторам. Индивидуальные потребности в упражнениях. Способы самоконтроля. Влияние бега на состояние здоровья. Правила соревнований в беге и метании мяча.

Практическое задание: ходьба и бег с изменением длины и частоты шагов, с преодолением 3-4 препятствий, ходьба и бег изменением длины и частоты шагов по зданию. Кросс 500, 1000 метров. Прыжки в длину с места, в длину и высоту с разбега. Прыжки со скакалкой. Метание малого мяча с места на дальность и в цели: горизонтальную и вертикальную. Броски набивного мяча. Техника челночного бега.

Раздел 9. Гимнастика (8 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях гимнастикой. Сведения о соблюдении гигиенических требований. Правильная осанка, причины нарушения осанки и ее профилактика.

Практическое задание: Строевые упражнения. Построение и перестроение в две шеренги и обратно. Акробатические упражнения. Переворот в сторону. Упражнение в равновесии, висах. Опорный прыжок через козла. Полоса препятствий. Упражнение в лазании и перелезании. Комплекс упражнений на формирование осанки и развитие гибкости.

Раздел 10. Подвижные игры (8 ч)

Теория: техника безопасности при подвижных играх. Соблюдение правил игры. Об успехе здоровья – доброте и сердечном отношении людей друг к другу.

Практическое задание: игры: «Белые медведи», «Космонавты», «Прыжки по кочкам», «Волк во рву», «Удочка», «Квадрат», «Пионербол», «Гонка мячей по кругу», «Вызов номеров», «Подвижная цель», «Мяч - ловцу», «Охотники и утки», «Снайперы», «Борьба за мяч», «Круговая эстафета», «Встречная эстафета»; игры и эстафеты «Веселые старты» с предметами, «Метание в цель», «Перестрелка», перебежка с выручкой, круговая эстафета, челночный бег, гонка мячей по кругу, «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Быстро и точно», «Мини баскетбол».

Раздел 11. Лыжная подготовка (8 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях лыжной подготовкой. Значение закаливающих процедур для укрепления здоровья. Требования к одежде и инвентарю. Признаки обморожения и их профилактика.

Практическое задание: выполнять одноопорное скольжение на лыжах;

выполнять на лыжах подъем «лесенкой», спуск с гор в низкой стойке;

проходить на лыжах в равномерном темпе 3-3,5 км. Освоение техники лыжных ходов. Попеременный двухшажный ход. Спуски, подъемы «лесенкой», «елочкой», торможение «плугом» и «упором».

2 – я группа
Раздел 1. Теоретическая подготовка. (1 ч)

Теория: правила поведения на занятиях, требования к форме и обуви.

Раздел 2. Спортивные игры: баскетбол. Школа мяча. (8 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях с мячами. Основные линии спортивного зала.

Практическое задание: упражнение с малыми мячами. Жонглирование мячами. Броски, ловля мячей, передача партнеру. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловлей и передачей мяча. Проведение диагностики уровня физической подготовленности.

Раздел 3. Спортивные игры: стритбол. (6 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях с мячами. Эмоции (приятные и неприятные). Ответственное и безответственное выражение эмоций.

Практическое задание: различные игры и игровые упражнения с малыми и большими мячами. Комплексы упражнений. Стойка игрока. Передвижение игрока в стойке. Остановка по звуковому сигналу (свистку). Ведение мяча, ловля и передача мяча.

Раздел 4. Спортивные игры: волейбол (6 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях с мячами. Основные правила игры. Правила передвижения в игре.

Практическое задание: различные игры и игровые упражнения с мячами. Комплексы упражнений на развитие силы, ловкости, точности броска. Передвижение игроков в игре.

Раздел 5. Спортивные игры: лапта (7 ч)

Теория: Основные правила игры, техника безопасности в игре. Игровые упражнения с малым мячом. Техника броска.

Практическое задание: упражнения на развитие ловкости, точности броска малого мяча. Передвижение игроков в игре. Техника подачи мяча. Броски, ловля мячей, передача партнеру.

Раздел 6. Спортивные игры: настольный теннис (5 ч)

Теория: Соблюдение правил игры и техники безопасности. Игровые упражнения с малым мячом и ракеткой. Техника броска. Особенности игр парами.

Практическое задание: Подвижные игры и различные упражнения, развивающие двигательные качества и совершенствующие владение ловли и передачи мяча. Владение ракеткой при подаче мяча.

Раздел 7. Спортивное ориентирование (6 ч)

Теория: Техника безопасности при ориентировании и при пользовании различным спортивно – туристическим оснащением. Правила спортивного ориентирования. Работа с компасом и картой. Умение анализировать обстановку и принимать правильное решение.

Практическое задание: упражнения по правильному использованию спортивно – туристического оснащения, преодоление препятствий и упражнения на выносливость при преодолении длительных дистанций. Определение азимута и парковое ориентирование.

Раздел 8. Легкая атлетика (9 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях на улице. Отношение к закаливающим факторам. Индивидуальные потребности в упражнениях. Способы самоконтроля. Влияние бега на состояние здоровья. Правила соревнований в беге и метании мяча.

Практическое задание: ходьба и бег с изменением длины и частоты шагов, с преодолением 3-4 препятствий, ходьба и бег изменением длины и частоты шагов по зданию. Кросс 500, 1000 метров. Прыжки в длину с места, в длину и высоту с разбега. Прыжки со скакалкой. Метание малого мяча с места на дальность и в цели: горизонтальную и вертикальную. Броски набивного мяча. Техника челночного бега.

Раздел 9. Гимнастика (8 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях гимнастикой. Сведения о соблюдении гигиенических требований. Правильная осанка, причины нарушения осанки и ее профилактика.

Практическое задание: Строевые упражнения. Построение и перестроение в две шеренги и обратно. Акробатические упражнения. Переворот в сторону. Упражнение в равновесии, висах. Опорный прыжок через козла. Полоса препятствий. Упражнение в лазании и перелезании. Комплекс упражнений на формирование осанки и развитие гибкости.

Раздел 10. Подвижные игры (8 ч)

Теория: техника безопасности при подвижных играх. Соблюдение правил игры. Об успехе здоровья – доброте и сердечном отношении людей друг к другу.

Практическое задание: игры: «Белые медведи», «Космонавты», «Прыжки по кочкам», «Волк во рву», «Удочка», «Квадрат», «Пионербол», «Гонка мячей по кругу», «Вызов номеров», «Подвижная цель», «Мяч - ловцу», «Охотники и утки», «Снайперы», «Борьба за мяч», «Круговая эстафета», «Встречная эстафета»; игры и эстафеты «Веселые старты» с предметами, «Метание в цель», «Перестрелка», перебежка с выручкой, круговая эстафета, челночный бег, гонка мячей по кругу, «Вызови по имени», «Овладей мячом», «Быстро и точно», «Мини баскетбол».

Раздел 11. Лыжная подготовка (8 ч)

Теория: техника безопасности при занятиях лыжной подготовкой. Значение закаливающих процедур для укрепления здоровья. Требования к одежде и инвентарю. Признаки обморожения и их профилактика.

Практическое задание: выполнять одноопорное скольжение на лыжах;

выполнять на лыжах подъем «лесенкой», спуск с гор в низкой стойке;

проходить на лыжах в равномерном темпе 3-3,5 км. Освоение техники лыжных ходов. Попеременный двухшажный ход. Спуски, подъемы «лесенкой», «елочкой», торможение «плугом» и «упором».

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.

Обеспечение программы методическими видами продукции:

  • Положение о проведении «Недели спорта»;

  • Правила и содержание подвижных игр;

  • Сценарий соревнований «Веселые старты»;

  • Разработки диагностики уровня физической подготовленности.

Рекомендации по организации практики:

Практические занятия проводятся в течение всего периода обучения по данной образовательной программе дополнитеного образования «Спортивные игры на основе общей физической подготовки». Практические занятия позволяют развить у детей хорошую двигательную активность, динамику, ориентацию в пространстве, здоровьесберегающие факторы. Занятия проводятся как в помещении (спортивном зале), так и на свежем воздухе. Чередование различных видов спортивной подготовки, разнообразие спортивных подвижных игр приводят к положительному эмоциональному состоянию и снятию стресса после общеобразовательной нагрузки в первой половине учебного времени.

Дидактический материал представлен:

  • Таблица по физической культуре «Баскетбол»;

  • Таблицы «Легкая атлетика»;

  • Таблица «Техника лыжных ходов»;

  • Таблица «Лыжи»;

  • Карточки по технике безопасности «По видам спорта»;

  • Карточки по подвижным играм;

  • Карточки на развитие двигательных качеств;

  • Карточки «Комплексы упражнений на развитие двигательных качеств (быстрота, сила, гибкость, ловкость, координационные способности, выносливость)»;

  • Карточки комплекса упражнений с мячами.

Лекционный материал представлен:

  • Беседа о строении тела человека;

  • Беседа о различии между болезнью и здоровым состоянием организма;

  • Беседа о закаливании организма;

  • Беседа о здоровом образе жизни и факторах, влияющих на здоровье и настроение человека;

  • Беседа об эмоциональном состоянии человека и факторах, влиящих на эмоциональное состояние человека;

  • Беседа о хорошей осанке, причины нарушения осанки и ее профилактика;

  • Беседа о правилах игры в баскетбол, волейбол, теннис, лапту ит.д., взаимодействии игроков во время игры.

Материально-техническое оснащение занятий:

Спортивный зал для занятий:

  • Специальный пол (разметка);

  • Стойки баскетбольные – 2 штук;

  • Корзины баскетбольные – 2 штук;

  • Гимнастические стенки – 4 штуки;

  • Гимнастические скамейки – 4 штуки;

  • Гимнастические маты – 7 штук;

  • Скакалки – 20 штук;

  • Мячи набивные – 2 штуки;

  • Мячи баскетбольные – 10 штук;

  • Рулетка – 1 штука;

  • Флажки – 2 штуки;

  • Свисток – 1 штука;

  • Секундомер – 1 штука.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Богословский В.П. «Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе» М.-«Просвещение», 1985;

  2. Кенеман А.В. «Детские подвижные игры» М.-«Просвещение», 1988;

  3. Ковалёв В.Д. «Спортивные игры» М.-«Просвещение», 1988;

  4. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. Ростов-на Дону.; 2001;

  5. Христиан Пери «Футбол» М «Астрель», 2002;

  6. Родиченко В.С. «Твой олимпийский учебник» М.-«Просвещение», 2001;

  7. Скачков И.Г. «Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на свежем воздухе» М.-«Просвещение», 1991.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Бронему Э., Харнес Э. Прыгай, метай. Школа легкой атлетики для детей 7-12 лет М.; 1992;

  2. Клюев М.Е. Формирование осанки ребенка. Рига.;1983;

  3. Перевощиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре (для учащихся 1-4 классов). Минск.;1998.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Грузино
Рассмотрена на Утверждаю

педагогическом совете школы директор школы

(протокол № 1 от 31.08.11 ) Парушкина Т.И.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

НА ОСНОВЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

Автор программы:

Е.Н.Литвинов, М.Я.Виленский

Возраст обучающихся: 7 – 16 лет

Срок реализации программы: 1 год

Педагог дополнительного образования:

Агафонов Александр Сергеевич

Чудово

2011 год

страница 1


скачать

Другие похожие работы:


«Спортивные игры»

Методическая разработка: 1 стр.