NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении»



Муниципальное бюджетное образовательно учреждение

Верхнеобливская основная общеобразовательная школа


Программа


«Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении»

Составитель: педагог – психолог Ольховатова Н.Н.

2013 – 2014 уч. год

Информационная карта


Полное наименование Программы

«Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении»

Сроки реализации Программы

2014-2016 учебный год

Учреждение - заявитель

МБОУ Верхнеобливская ООШ

Автор-составитель Программы

Ольховатова Н.Н.

Вид Программы

Комплексная

Цель Программы

Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.

Задачи Программы



- Изучить литературу по теме социализации учащихся из проблемных семей.

-Провести анализ организационно- педагогических условий для успешной социализации учащихся школы.

-Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур.

-Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.

-Провести анализ эффективности программы.

Принципы разработки и реализации программы

1. Принцип гуманизма

2. Принцип доверия и поддержки

3. Принцип сотрудничества

4. Принцип законности

5. Принцип индивидуального подхода.

6. Принцип ответственности

Основные направления программы

  • Диагностическое

  • Профилактическое

  • Организаторское

  • Просветительское

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения).

  2. Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение психолого-педагогической культуры родителей.

  3. Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

  4. Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности.

  5. Разработка социальным педагогом и психологом комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания.


1.Актуализация

Семья играет решающую роль в становлении человека. Это та малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, которая закладывает основы личности.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.

Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями СОП, просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального педагога,  администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.

Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей, и процесс социализации ребенка. Тем самым и обозначена необходимость создания и внедрения данной программы. Созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога в работе с родителями.

Цель Программы: Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Задачи Программы:

  1. Изучить литературу по теме социализации учащихся из проблемных семей.

  2. Провести анализ организационно- педагогических условий для успешной социализации учащихся школы.

  3. Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур.

  4. Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.

  5. Провести анализ эффективности программы.


Принципы разработки и реализации Программы:

1. Принцип гуманизма

2. Принцип доверия и поддержки

3. Принцип сотрудничества

4. Принцип законности

5. Принцип индивидуального подхода.

6. Принцип ответственности
Основные направления Программы:

  • Диагностическое

  • Профилактическое

  • Организаторское

  • Просветительское



Данные направления реализуются через:

  • мероприятия с родителями: выступления на родительских собраниях, привлечение родителей к участию в мероприятиях школы;

  • мероприятия с педагогами: выступления на семинарах, педсоветах;

  • участие в заседаниях школьного совета профилактики

  • социально-психологическое сопровождение проблемных семей учащихся;

- тематические классные часы;
Методы и формы:

  • анкетирование;

  • собеседование;

  • родительское собрание

  • консультация;

  • тренинг;

  • мониторинг;


Предполагаемые результаты реализации Программы:


  1. Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения).

  2. Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение психолого-педагогической культуры родителей.

  3. Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

  4. Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности.

  5. Разработка социальным педагогом и психологом комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания.


План работы с детьми и родителями из семей находящихся в социально – опасном положении

Работа с родителями




Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Составление и пополнение банка данных семей, находящихся в социально-опасном положении, «группе риска».

В течение

года




2.

Посещение на дому детей из семей СОП.

Постановка на внутришкольный учет неблагополучных семей.

В течение

года




3.

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания.

В течение

года




4.

Выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально-опасном положении и группы риска.

В течение

года




5.

Организация консультаций со специалистами (врач- нарколог, представителями ГИБДД, психологами, социальным педагогом Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции).

В течение

года




6.

Проведение анкетирований и опросов родителей, законных представителей.

- Общение в семье.

- Псхологический климат в семье с ребёнком, находящимся под опекой.

- Подвержен ли ваш ребёнок риску пристраститься к алкоголю и курению.(3-4 кл.)


Октябрь

Ноябрь

февраль




7.

Оформление памяток, презентаций, информации для родительских собраний, тематических стендов для родителей, законных представителей.

- Родителям первоклассника (памятка)

- Здоровый образ жизни залог успешной учёбы (памятка)

- Как научить детей общаться (памятка)

- Принципы отношения родителей с детьми (памятка)

- Привычки родителей – пример для детей (памятка)

- Памятка по разрешению конфликтных ситуаций.

- Разговор ребёнку – ремень брюкам (стенд).

- Ошибки семейного воспитания (стенд).

В течение

года




8.

Рейды в семьи, находящихся в социально-опасном положении.

ежемесячно

классные руководители.

Мероприятия




Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Участие во всех межведомственных операциях, акциях:

  • Май-Август – сентябрь - операция «Подросток»

  • Сентябрь - Операция «Контакт»

  • Сентябрь - Акция «Внимание – дети!»

  • Ноябрь-выявление фактов жестокого обращения.

  • Ноябрь, январь, март – операция «Каникулы»

  • и др.

В течение

года




2.

Совет профилактики

А) По плану.

Б) Отчет кл. руководителей о проделанной работе с учащимися, состоящими на учете.

- Один раз

в месяц

- 1 раз

в четверть




3.

Месячник профилактики правонарушений и преступлений

Декабрь




4.

Месячник «Здоровое поколение».

КТД «Здоровый образ жизни»

- Привычки родителей – пример для детей (памятка для родителей).

- Беседа-презентация «Что такое хорошо, что такое плохо». 1-2 классы.

- Беседа-презентация «Здоровье сгубишь, новое не купишь». 3-4 классы.


Ноябрь





Методическая работа




Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Пополнение педагогической копилки социального педагога.


В течение

года




2.

Участие в городских семинарах, МО.МО классных руководителей школы.

В течение

года




3.

Оказание методической помощи классным руководителям в работе с детьми:

индивидуальное консультирование по возникшим проблемам

В течение

года




4.

Оказание методической помощи классным руководителям по ведению документации.

В течение

года




5.

Совместная деятельность в работе с проблемными детьми и семьями.

В течение

года




6.

Оказание методической помощи в разработке классных часов, бесед, родительских собраний.

В течение

года




7.

Совместное посещение детей на дому с целью изучения социально-бытовых условий жизни несовершеннолетних.

В течение

года




8.

Оформление стенда для педагогов:

«Рекомендации педагогам по работе с проблемными семьями».

«Рука помощи».


октябрь

декабрь




Исследовательская работа




Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Корректирование списков учащихся, выбывших из школы и вновь прибывших.

В течение

года




2.

Анкетирования родителей и уч-ся.

  • Составление социального паспорта школы.

  • Анкета для родителей «Общение в семье».

  • Анкетирование «Жестокое обращение в семье».

  • Анкета для родителей «Подвержен ли Ваш ребенок риску пристраститься к алкоголю и курению».

  • Анкета для учащихся «Выявление отношения учащихся к алкоголю и табакокурению». 3-4 классы


Сентябрь

октябрь
октябрь

ноябрь

Февраль
февраль







Мониторинг «Изучение внутрисемейных отношений и уровня комфортности ребенка в неблагополучных семьях»

  1. Анкетирование детей, проживающих в неблагополучных семьях «Семья и родители глазами ребёнка».

  2. Анализ анкет.

  3. Индивидуальные беседы с детьми, их родителями, классными руководителями по выявленным проблемам. Консультации психолога.

  4. Повторное анкетирование детей с целью определения эффективности проведенных мероприятий.

  5. Анализ анкет.

Октябрь-май
Октябрь
Ноябрь – Апрель
Ноябрь – Апрель

Апрель





3.

Анализ работы за полугодие

Декабрь 2013




4.

Анализ работы за учебный год

Май 2014 г.





Работа с уч-ся




Содержание работы

Дата

Ответственные

1.

Учет и контроль за движением учащихся, состоящих на учете.

В течение

года




2.

Правовое сопровождение учащихся.

В течение

года




3.

Обследования условий жизни и воспитания учащихся.

В течение

года




4.

Индивидуальное консультирование учащихся по личным вопросам, проблемам.

В течение

года




5.

Вовлечение учащихся в деятельность кружков, секций по интересам.

В течение

года




6.

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и уклоняющихся от обучения.

В течение

года




7.

Осуществление контроля за учащимися по месту жительства.

В течение

года




8.

Индивидуальные профилактические беседы.

В течение

года




9.

Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

В течение

года




10.

Индивидуальная работа по социально-педагогической реабилитации.

В течение

года




11.

Контроль за успеваемостью и посещаемостью детей из семей СОП .

В течение

года




12.

Анкетирование :

- Семья и родители глазами ребёнка

- Жестокое обращение.

- Выявление отношения учащихся к алкоголю и табакокурению.


октябрь

ноябрь

февраль




13

Организация занятости учащихся в период каникул.

В течение

года




страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы:




Памятка для педагога

Памятка: 1 стр.