Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении»
Муниципальное бюджетное образовательно учреждение
Верхнеобливская основная общеобразовательная школа
Программа
«Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении»
Составитель: педагог – психолог Ольховатова Н.Н.
2013 – 2014 уч. год
Информационная карта
Полное наименование Программы | «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» |
Сроки реализации Программы | 2014-2016 учебный год |
Учреждение - заявитель | МБОУ Верхнеобливская ООШ |
Автор-составитель Программы | Ольховатова Н.Н. |
Вид Программы | Комплексная |
Цель Программы | Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей. |
Задачи Программы | - Изучить литературу по теме социализации учащихся из проблемных семей. -Провести анализ организационно- педагогических условий для успешной социализации учащихся школы. -Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур. -Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей. -Провести анализ эффективности программы. |
Принципы разработки и реализации программы | 1. Принцип гуманизма 2. Принцип доверия и поддержки 3. Принцип сотрудничества 4. Принцип законности 5. Принцип индивидуального подхода. 6. Принцип ответственности |
Основные направления программы |
|
Предполагаемые результаты реализации программы |
|
1.Актуализация
Семья играет решающую роль в становлении человека. Это та малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, которая закладывает основы личности.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями СОП, просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального педагога, администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.
Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей, и процесс социализации ребенка. Тем самым и обозначена необходимость создания и внедрения данной программы. Созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов учителя, ученика и родителей способствует программа, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога в работе с родителями.
Цель Программы: Создание условий для реализации комплексных мероприятий в целях успешной социализации учащихся из проблемных семей и повышения ответственности родителей за воспитание детей.
Задачи Программы:
Изучить литературу по теме социализации учащихся из проблемных семей.
Провести анализ организационно- педагогических условий для успешной социализации учащихся школы.
Создать условия для социальной защищенности и адаптации учащихся, через организацию системы взаимодействия школы, родителей и вспомогательных структур.
Организовать просветительские мероприятия по повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей.
Провести анализ эффективности программы.
Принципы разработки и реализации Программы:
1. Принцип гуманизма
2. Принцип доверия и поддержки
3. Принцип сотрудничества
4. Принцип законности
5. Принцип индивидуального подхода.
6. Принцип ответственности
Основные направления Программы:
Диагностическое
Профилактическое
Организаторское
Просветительское
Данные направления реализуются через:
мероприятия с родителями: выступления на родительских собраниях, привлечение родителей к участию в мероприятиях школы;
мероприятия с педагогами: выступления на семинарах, педсоветах;
участие в заседаниях школьного совета профилактики
социально-психологическое сопровождение проблемных семей учащихся;
- тематические классные часы;
Методы и формы:
анкетирование;
собеседование;
родительское собрание
консультация;
тренинг;
мониторинг;
Предполагаемые результаты реализации Программы:
Положительная динамика развития способности адаптивного и положительного поведения учащихся (снижение числа правонарушений, фактов асоциального поведения).
Развитие умений и пополнение знаний родителей по вопросам воспитания детей, реальное повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
Принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализация прав и свобод личности.
Разработка социальным педагогом и психологом комплекса методических материалов по позитивному опыту семейного воспитания.
План работы с детьми и родителями из семей находящихся в социально – опасном положении
Работа с родителями
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Составление и пополнение банка данных семей, находящихся в социально-опасном положении, «группе риска». | В течение года | |
2. | Посещение на дому детей из семей СОП. Постановка на внутришкольный учет неблагополучных семей. | В течение года | |
3. | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания. | В течение года | |
4. | Выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально-опасном положении и группы риска. | В течение года | |
5. | Организация консультаций со специалистами (врач- нарколог, представителями ГИБДД, психологами, социальным педагогом Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции). | В течение года | |
6. | Проведение анкетирований и опросов родителей, законных представителей. - Общение в семье. - Псхологический климат в семье с ребёнком, находящимся под опекой. - Подвержен ли ваш ребёнок риску пристраститься к алкоголю и курению.(3-4 кл.) | Октябрь Ноябрь февраль | |
7. | Оформление памяток, презентаций, информации для родительских собраний, тематических стендов для родителей, законных представителей. - Родителям первоклассника (памятка) - Здоровый образ жизни залог успешной учёбы (памятка) - Как научить детей общаться (памятка) - Принципы отношения родителей с детьми (памятка) - Привычки родителей – пример для детей (памятка) - Памятка по разрешению конфликтных ситуаций. - Разговор ребёнку – ремень брюкам (стенд). - Ошибки семейного воспитания (стенд). | В течение года | |
8. | Рейды в семьи, находящихся в социально-опасном положении. | ежемесячно | классные руководители. |
Мероприятия
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Участие во всех межведомственных операциях, акциях:
| В течение года | |
2. | Совет профилактики А) По плану. Б) Отчет кл. руководителей о проделанной работе с учащимися, состоящими на учете. | - Один раз в месяц - 1 раз в четверть | |
3. | Месячник профилактики правонарушений и преступлений | Декабрь | |
4. | Месячник «Здоровое поколение». КТД «Здоровый образ жизни» - Привычки родителей – пример для детей (памятка для родителей). - Беседа-презентация «Что такое хорошо, что такое плохо». 1-2 классы. - Беседа-презентация «Здоровье сгубишь, новое не купишь». 3-4 классы. | Ноябрь | |
Методическая работа
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Пополнение педагогической копилки социального педагога. | В течение года | |
2. | Участие в городских семинарах, МО.МО классных руководителей школы. | В течение года | |
3. | Оказание методической помощи классным руководителям в работе с детьми: индивидуальное консультирование по возникшим проблемам | В течение года | |
4. | Оказание методической помощи классным руководителям по ведению документации. | В течение года | |
5. | Совместная деятельность в работе с проблемными детьми и семьями. | В течение года | |
6. | Оказание методической помощи в разработке классных часов, бесед, родительских собраний. | В течение года | |
7. | Совместное посещение детей на дому с целью изучения социально-бытовых условий жизни несовершеннолетних. | В течение года | |
8. | Оформление стенда для педагогов: «Рекомендации педагогам по работе с проблемными семьями». «Рука помощи». | октябрь декабрь | |
Исследовательская работа
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Корректирование списков учащихся, выбывших из школы и вновь прибывших. | В течение года | |
2. | Анкетирования родителей и уч-ся.
| Сентябрь октябрь октябрь ноябрь Февраль февраль | |
| Мониторинг «Изучение внутрисемейных отношений и уровня комфортности ребенка в неблагополучных семьях»
| Октябрь-май Октябрь Ноябрь – Апрель Ноябрь – Апрель Апрель | |
3. | Анализ работы за полугодие | Декабрь 2013 | |
4. | Анализ работы за учебный год | Май 2014 г. | |
Работа с уч-ся
№ | Содержание работы | Дата | Ответственные |
1. | Учет и контроль за движением учащихся, состоящих на учете. | В течение года | |
2. | Правовое сопровождение учащихся. | В течение года | |
3. | Обследования условий жизни и воспитания учащихся. | В течение года | |
4. | Индивидуальное консультирование учащихся по личным вопросам, проблемам. | В течение года | |
5. | Вовлечение учащихся в деятельность кружков, секций по интересам. | В течение года | |
6. | Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и уклоняющихся от обучения. | В течение года | |
7. | Осуществление контроля за учащимися по месту жительства. | В течение года | |
8. | Индивидуальные профилактические беседы. | В течение года | |
9. | Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций. | В течение года | |
10. | Индивидуальная работа по социально-педагогической реабилитации. | В течение года | |
11. | Контроль за успеваемостью и посещаемостью детей из семей СОП . | В течение года | |
12. | Анкетирование : - Семья и родители глазами ребёнка - Жестокое обращение. - Выявление отношения учащихся к алкоголю и табакокурению. | октябрь ноябрь февраль | |
13 | Организация занятости учащихся в период каникул. | В течение года | |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: