NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа учебной дисциплины материаловедение 2011 г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение

2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 Автомеханик, 190627.01 Водитель городского электротранспорта, 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум».
Разработчик:

С.В Растюшевская –преподаватель ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум».


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.

номер

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5
  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


10
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


11



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Материаловедение

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства, по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов:

190623.01 Машинист локомотива

190623.03 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава;

190627.01 Водитель городского электротранспорта;

190627.02 Слесарь по ремонту электротранспорта;

190629.01 Машинист дорожных и строительных машин;

190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин;

190631.01 Автомеханик.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18452 Слесарь-инструментальщик, 18447 Слесарь аварийно-восстановительных работ, 18466 Слесарь механосборочных работ и др.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- выбирать материалы для профессиональной деятельности;

- определять основные свойства материалов по маркам;

- подбирать материалы для смазки деталей и узлов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные виды металлических и неметаллических материалов;

- основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;

- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;

самостоятельной работы обучающегося 21 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:




лабораторные занятия

10

практические занятия

15

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:




внеаудиторная самостоятельная работа

21

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Роль металлов, их сплавов и неметаллических материалов в машиностроении

1




Раздел 1. Металловедение




37




Тема 1.1. Строение, свойства и производство металлов

Содержание

2

Классификация металлов. Атомно–кристаллическое строение металлов. Анизотропность и ее значение в технике. Аллотропические превращения в металлах.

1

Плавление и кристаллизация металлов и сплавов. Механические, физические, химические, технологические свойства металлов.

1

Понятие о сплаве, компоненте. Механические смеси, твердые растворы, химические соединения. Зависимость свойств сплавов от их состава и строения.

1

Лабораторные работы

2




Определение твердости металлов.

Самостоятельная работа

3

Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов: «Производство чугуна и стали», «Применение основных свойств металлов в автомобильном транспорте»

Тема 1.2. Сплавы железа с углеродом

Содержание

2

Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Виды чугунов, их маркировка и применение.

1

Углеродистые стали и их свойства. Классификация, маркировка и применение углеродистых сталей.

2

Легированные стали. Классификация, маркировка и применение легированных сталей.

1







Практические занятия

6




Исследование структуры железоуглеродистых сплавов, находящихся в равновесном состоянии.

Расшифровка различных марок сталей и чугунов.

Выбор сталей для изготовления деталей машин.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Решение вариативных задач «Графическое изображение диаграммы состояния «Fe-C» с определением критических точек для различных марок сталей и чугунов». Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Стали и чугун, их свойства». Заполнение таблиц по теме: «Классификация сталей».

Тема 1.3 Термическая обработка металлов


Содержание

2

Основы термической обработки металлов. Классификация видов термической обработки металлов. Превращения при нагревании и охлаждении стали.

Химико-термическая обработка металлов: цементация, азотирование, цианирование и хромирование.

2


Лабораторная работа

4




Термическая обработка углеродистой стали. Закалка и отпуск стали.

Самостоятельная работа

3

Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов по теме «Термическая обработка стали». Составление сканвордов. Решение задач прикладного и практического содержания по теме: « Изменение свойств сталей в результате термической обработки».

Тема 1.4 Цветные металлы и сплавы


Содержание

1

Сплавы цветных металлов: сплавы на медной основе, сплавы на основе алюминия и титана. Маркировка, свойства и применение.

2


Практическая работа

4




Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их основе.

Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов.

Самостоятельная работа

3

Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов: «Применение сплавов цветных металлов в автомобилестроении», «Производство цветных металлов и сплавов»

Контрольная работа по теме: «Металловедение»

1

Раздел 2. Неметаллические материалы




25

Тема 2.1. Пластмассы и фрикционные материалы

Содержание

1

Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы. Способы переработки пластмасс и их применение в автомобилестроении и ремонтном производстве

2

Характеристика и применение фрикционных материалов.

2

Самостоятельная работа

1




Выполнение реферата по теме «Применение полимерных материалов при ремонте автомобилей».

Тема 2.2. Автомобильные эксплутационные материалы

Содержание

3

Автомобильные бензины и дизельные топлива. Характеристика и классификация автомобильных топлив.

2

Автомобильные масла. Классификация и применение автомобильных масел.

2

Автомобильные специальные жидкости. Классификация и применение специальных жидкостей.

2

Практическое занятие

2




Определение марки бензинов. Определение марки автомобильных масел.




Лабораторная работа

4




Определение качества бензина.

Определение качества дизельного топлива.

Самостоятельная работа

5

Работа с учебной и справочной литературой по теме «Альтернативные виды топлив. Применение пластичных смазок и моторных масел в различных узлах и агрегатах автомобилей».

Тема 2.3. Лакокрасочные материалы

Содержание

1

Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных материалов. Способы приготовления красок и нанесение их на поверхности.

2

Практическое занятие

3




Подбор лакокрасочных материалов. Нанесение лакокрасочных материалов на металлические поверхности

Определение маркировки лакокрасочных материалов и решение вопроса о его применении.

Самостоятельная работа

2

Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка реферата по теме «Автомобильные антикоррозионные покрытия».

Тема 2.4. Резиновые материалы

Содержание

1

2

Свойства резины, основные компоненты резины. Физико-механические свойства резины. Изменение свойств резины в процессе старения, от температуры, от контакта с жидкостями.

Самостоятельная работа

1




Подготовка рефератов, презентаций по темам: «Способы получения резины и резиновых изделий», «Применение резиновых материалов в автомобильной промышленности».




Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы»

1




Всего

63



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и лаборатории «Материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов;

- образцы смазочных материалов.
Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории:

- твердомеры Бринелля и Роквелла;

- лупа Бринелля;

- образцы металлов;

- микроскоп МБС-9;

- электропечи муфельные;

- закалочная ванна;

- вытяжная и приточная вентиляция.

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

  1. Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.

  2. Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка) - ОИЦ «Академия», 2010

  3. Рогов В. А., Позняк Г. Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.

  4. Черепахин А.А., Материаловедение - ОИЦ «Академия», 2008.

  5. Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Герасименко А. И. Материаловедение для автомехаников: учеб. пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 408 с.


Дополнительные источники:

  1. Заплатин В. Н., Сапожников Ю. И., Дубов А. В. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка) : учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.

  2. Заплатин В. Н., Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке – ООЦ «Академия», 2010.

  3. Оськин В.А., Байкалова В.Н., Практикум по материаловедению и технологии конструкционных материалов. – М.:КОЛОСС, 2008. -160с.




  1. Электронные ресурс. Форма доступа: http://metalhandling.ru


Интернет-ресурсы:

1. http://www.twirpx.com

2. http://gomelauto.com

3. http://avtoliteratura.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:




выбирать материалы для профессиональной деятельности


практические работы, самостоятельная работа, тестовый контроль


определять основные свойства материалов по маркам

лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

подбирать материалы для смазки деталей и

лабораторные работы, самостоятельная работа

узлов

Знания:




основные виды металлических и неметаллических материалов

контрольная работа, тестовый контроль

основные свойства, классификация, характеристики материалов, применяемых в профессиональной деятельности

устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа

физические и химические свойства горючих и смазочных материалов смазочных материалов

практические и лабораторные работы, устный опрос, тестовый контроль



страница 1


скачать

Другие похожие работы: