Программа учебной дисциплины материаловедение 2011 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
2011 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 190631.01 Автомеханик, 190627.01 Водитель городского электротранспорта, 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум».
Разработчик:
С.В Растюшевская –преподаватель ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум».
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Материаловедение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 190000 Транспортные средства, по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов:
190623.01 Машинист локомотива
190623.03 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава;
190627.01 Водитель городского электротранспорта;
190627.02 Слесарь по ремонту электротранспорта;
190629.01 Машинист дорожных и строительных машин;
190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин;
190631.01 Автомеханик.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18452 Слесарь-инструментальщик, 18447 Слесарь аварийно-восстановительных работ, 18466 Слесарь механосборочных работ и др.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выбирать материалы для профессиональной деятельности;
- определять основные свойства материалов по маркам;
- подбирать материалы для смазки деталей и узлов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные виды металлических и неметаллических материалов;
- основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в профессиональной деятельности материалов;
- физические и химические свойства горючих и смазочных материалов.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;
самостоятельной работы обучающегося 21 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 63 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 42 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 10 |
практические занятия | 15 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 21 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 21 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Роль металлов, их сплавов и неметаллических материалов в машиностроении | 1 | |
Раздел 1. Металловедение | | 37 | |
Тема 1.1. Строение, свойства и производство металлов | Содержание | 2 | |
Классификация металлов. Атомно–кристаллическое строение металлов. Анизотропность и ее значение в технике. Аллотропические превращения в металлах. | 1 | ||
Плавление и кристаллизация металлов и сплавов. Механические, физические, химические, технологические свойства металлов. | 1 | ||
Понятие о сплаве, компоненте. Механические смеси, твердые растворы, химические соединения. Зависимость свойств сплавов от их состава и строения. | 1 | ||
Лабораторные работы | 2 | | |
Определение твердости металлов. | |||
Самостоятельная работа | 3 | ||
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов: «Производство чугуна и стали», «Применение основных свойств металлов в автомобильном транспорте» | |||
Тема 1.2. Сплавы железа с углеродом | Содержание | 2 | |
Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Виды чугунов, их маркировка и применение. | 1 | ||
Углеродистые стали и их свойства. Классификация, маркировка и применение углеродистых сталей. | 2 | ||
Легированные стали. Классификация, маркировка и применение легированных сталей. | 1 |
| Практические занятия | 6 | |
Исследование структуры железоуглеродистых сплавов, находящихся в равновесном состоянии. | |||
Расшифровка различных марок сталей и чугунов. | |||
Выбор сталей для изготовления деталей машин. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Решение вариативных задач «Графическое изображение диаграммы состояния «Fe-C» с определением критических точек для различных марок сталей и чугунов». Работа с учебной и справочной литературой по теме: «Стали и чугун, их свойства». Заполнение таблиц по теме: «Классификация сталей». | |||
Тема 1.3 Термическая обработка металлов | Содержание | 2 | |
Основы термической обработки металлов. Классификация видов термической обработки металлов. Превращения при нагревании и охлаждении стали. Химико-термическая обработка металлов: цементация, азотирование, цианирование и хромирование. | 2 | ||
Лабораторная работа | 4 | | |
Термическая обработка углеродистой стали. Закалка и отпуск стали. | |||
Самостоятельная работа | 3 | ||
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов по теме «Термическая обработка стали». Составление сканвордов. Решение задач прикладного и практического содержания по теме: « Изменение свойств сталей в результате термической обработки». | |||
Тема 1.4 Цветные металлы и сплавы | Содержание | 1 | |
Сплавы цветных металлов: сплавы на медной основе, сплавы на основе алюминия и титана. Маркировка, свойства и применение. | 2 | ||
Практическая работа | 4 | | |
Изучение микроструктур цветных металлов и сплавов на их основе. | |||
Расшифровка различных марок сплавов цветных металлов. | |||
Самостоятельная работа | 3 | ||
Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение рефератов: «Применение сплавов цветных металлов в автомобилестроении», «Производство цветных металлов и сплавов» | |||
Контрольная работа по теме: «Металловедение» | 1 | ||
Раздел 2. Неметаллические материалы | | 25 | |
Тема 2.1. Пластмассы и фрикционные материалы | Содержание | 1 | |
Виды пластмасс: термореактивные и термопластичные пластмассы. Способы переработки пластмасс и их применение в автомобилестроении и ремонтном производстве | 2 | ||
Характеристика и применение фрикционных материалов. | 2 | ||
Самостоятельная работа | 1 | | |
Выполнение реферата по теме «Применение полимерных материалов при ремонте автомобилей». | |||
Тема 2.2. Автомобильные эксплутационные материалы | Содержание | 3 | |
Автомобильные бензины и дизельные топлива. Характеристика и классификация автомобильных топлив. | 2 | ||
Автомобильные масла. Классификация и применение автомобильных масел. | 2 | ||
Автомобильные специальные жидкости. Классификация и применение специальных жидкостей. | 2 | ||
Практическое занятие | 2 | | |
Определение марки бензинов. Определение марки автомобильных масел. | | ||
Лабораторная работа | 4 | | |
Определение качества бензина. Определение качества дизельного топлива. | |||
Самостоятельная работа | 5 | ||
Работа с учебной и справочной литературой по теме «Альтернативные виды топлив. Применение пластичных смазок и моторных масел в различных узлах и агрегатах автомобилей». | |||
Тема 2.3. Лакокрасочные материалы | Содержание | 1 | |
Назначение лакокрасочных материалов. Компоненты лакокрасочных материалов. Способы приготовления красок и нанесение их на поверхности. | 2 | ||
Практическое занятие | 3 | | |
Подбор лакокрасочных материалов. Нанесение лакокрасочных материалов на металлические поверхности | |||
Определение маркировки лакокрасочных материалов и решение вопроса о его применении. | |||
Самостоятельная работа | 2 | ||
Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка реферата по теме «Автомобильные антикоррозионные покрытия». | |||
Тема 2.4. Резиновые материалы | Содержание | 1 | 2 |
Свойства резины, основные компоненты резины. Физико-механические свойства резины. Изменение свойств резины в процессе старения, от температуры, от контакта с жидкостями. | |||
Самостоятельная работа | 1 | | |
Подготовка рефератов, презентаций по темам: «Способы получения резины и резиновых изделий», «Применение резиновых материалов в автомобильной промышленности». | |||
| Контрольная работа по теме «Неметаллические материалы» | 1 | |
Всего | 63 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и лаборатории «Материаловедения».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- образцы смазочных материалов.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории:
- твердомеры Бринелля и Роквелла;
- лупа Бринелля;
- образцы металлов;
- микроскоп МБС-9;
- электропечи муфельные;
- закалочная ванна;
- вытяжная и приточная вентиляция.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Адаскин А. М., Зуев В. М. Материаловедение (металлообработка): учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2008. – 288 с. – Серия: Начальное профессиональное образование.
Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка) - ОИЦ «Академия», 2010
Рогов В. А., Позняк Г. Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: учеб. пособие. – ОИЦ «Академия», 2008. – 336 с.
Черепахин А.А., Материаловедение - ОИЦ «Академия», 2008.
Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Герасименко А. И. Материаловедение для автомехаников: учеб. пособие. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 408 с.
Дополнительные источники:
Заплатин В. Н., Сапожников Ю. И., Дубов А. В. Справочное пособие по материаловедению (металлообработка) : учеб. пособие для нач. проф. образования / под ред. В. Н. Заплатина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.
Заплатин В. Н., Лабораторный практикум по материаловедению в машиностроении и металлообработке – ООЦ «Академия», 2010.
Оськин В.А., Байкалова В.Н., Практикум по материаловедению и технологии конструкционных материалов. – М.:КОЛОСС, 2008. -160с.
Электронные ресурс. Форма доступа: http://metalhandling.ru
Интернет-ресурсы:
1. http://www.twirpx.com
2. http://gomelauto.com
3. http://avtoliteratura.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
выбирать материалы для профессиональной деятельности | практические работы, самостоятельная работа, тестовый контроль |
определять основные свойства материалов по маркам | лабораторные и практические работы, самостоятельная работа |
подбирать материалы для смазки деталей и | лабораторные работы, самостоятельная работа |
узлов | |
Знания: | |
основные виды металлических и неметаллических материалов | контрольная работа, тестовый контроль |
основные свойства, классификация, характеристики материалов, применяемых в профессиональной деятельности | устный опрос, тестовый контроль, контрольная работа, самостоятельная работа |
физические и химические свойства горючих и смазочных материалов смазочных материалов | практические и лабораторные работы, устный опрос, тестовый контроль |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: