NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа учебной дисциплины



ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общие основы технологии металлообработки

и работ на металлорежущих станках

2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) / профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 151902.03 Станочник (металлообработка)
Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум»
Разработчик:

Евтеев С.А., преподаватель. ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум»

Растюшевская С.В., преподаватель. ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум»

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.

номер


СОДЕРЖАНИЕ





стр.

1. Паспорт программы учебной дисциплины





4
  1. Структура и примерное содержание учебной дисциплины





6

3. Условия реализации примерной программы учебной дисциплины


11

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


12



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках
1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка.

По направлению подготовки 150700 Машиностроение, 150709.02 Сварщик.

По направлению подготовки 1519000 Конструкторско-технологическое

обеспечение машиностроительных производств, 151902.03 Станочник (металлообработка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) по профессиям рабочих: 18452 Слесарь- инструментальщик, 18466 Слесарь механосборочных работ и др.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять режим резания по справочнику и паспорту станка;

- рассчитывать режимы резания по формулам, находить требования к режимам по справочникам при разных видах обработки;

- составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;

- оформлять техническую документацию.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы;

- правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка;

- общие сведения о проектировании технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки;

- принцип базирования;

- порядок оформления технической документации;

- основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин;

- наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;

- устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов;

- правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы;

- назначение и правила применения режущего инструмента;

- углы, правила заточки и установки резцов и сверл;

- назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки;

- грузоподъемное оборудование, применяемое в металлообрабатывающих цехах;

- основные направления автоматизации производственных процессов

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 час, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

- самостоятельной работы обучающегося 17часов.



  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:




лабораторные занятия

2

практические занятия

21

контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:




Проработка конспектов занятий

13

Подготовка и оформление практических работ

2

Выполнение рефератов

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



    1. 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Общие основы технологии металлообработки и работ на металлорежущих станках»




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Цели и задачи учебной дисциплины. Общее ознакомление с разделами программы и методами их изучения. Связь с другими дисциплинами. Развитие машиностроения. Роль металлообрабатывающей промышленности в развитии народного хозяйства. Обработка материалов резанием и ее значение в современном производстве. Роль отечественных и зарубежных ученых в создании и развитии учения о физике и механике процесса резания. Задачи и направление технического прогресса в машиностроительной промышленности

1

2

Раздел 1.

Основы резания

металлов




15




Тема 1.1

Сущность и методы обработки резанием

Содержание учебного материала

1

2

1

Сущность процесса резания. Классификация движений в металлорежущих станках. Методы обработки металлов резанием: точение, сверление, строгание, фрезерование, шлифование. Схемы обработки резанием.

Практические занятия

2




1

Изучение схем обработки резанием.

Самостоятельная работа обучающихся


1

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Тема 1.2

Геометрия режущего инструмента

Содержание учебного материала

1


2

1

Основные части резца, поверхности резца, геометрия режущих элементов .Координатные плоскости для определения углов резца. Углы резца в главной секущей плоскости. Углы резца в плане. Изменение углов резца в зависимости от его установки. Классификация резцов, сверл, зенкеров и разверток.

Лабораторная работа

2




1

Измерение углов режущих инструментов.

Практические занятия

2

1

Изучение геометрических элементов резцов, сверл, зенкеров и разверток.







Самостоятельная работа обучающихся


1





1


Выполнение реферата по теме: «Классификация токарных резцов по конструктивным и технологическим признакам.

Тема 1.3

Физические явления при резании.

Элементы режимов резания

Содержание учебного материала

1


2

1

Процесс стружкообразования. Типы стружек. Элементы режима резания: скорость, глубина, подача. Силы, действующие на резец, их причины возникновения. Влияние различных факторов на величину сил резания.
Нарост и его влияние на процесс резания. Явление наклепа при резании и его значение

Тепловые явления при резании материалов.
Охлаждение и смазка при обработке резанием.

Практические занятия

2




1
2

Решение технико-технологических задач по определению режимов резания при различных видах обработки по справочникам и паспорту станка

Решение технико-технологических задач по определению режимов резания по формулам

Самостоятельная работа обучающихся


2

1
2


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Выполнение рефератов по темам: «Высокопроизводительные методы резания», «Современные конструкции резцов».

Раздел 2 Основы технической механики




4

Тема 2.1

Основные сведения о машинах и механизмах

Содержание учебного материала

1

2

1

Определения: машина, механизм. Типы машин, их назначение. Кинематические пары, кинематические цепи, кинематические схемы.

Определения: детали и сборочные единицы; их назначение, классификация, предъявляемые требования. Определение и классификация деталей и сборочных единиц специального назначения, предъявляемые к ним требования.

Определение, классификация, требования к деталям и сборочным единицам общего назначения.

Практические занятия

1




1

Чтение кинематических схем узлов металлорежущего оборудования




Самостоятельная работа обучающихся

2




1

Выполнение опорных конспектов по темам: «Классификация механических передач», «Классификация, назначение, область применения подшипников качения и подшипников скольжения», «Классификация, конструктивные особенности, назначение валов и осей, применяемых в металлорежущем оборудовании».

Раздел 3

Основы общей технологии машиностроения




25

Тема 3.1

Основные понятия и определения технологии машиностроения


Содержание учебного материала

1

2

1

Производственные и технологические процессы в машиностроении. Элементы технологического процесса и их назначение. Типовой технологический процесс. Виды производств. Виды заготовок. Припуски на обработку (общие и межоперационные).

Понятия о точности изделия. Факторы, влияющие на точность при изготовлении: точность станка, жесткость системы «Станок-приспособление-инструмент-деталь».

Практические занятия

4





1

2

3


Решение технико-технологических задач:

Определение типа производства по объему выпуска и коэффициенту загрузки оборудования.

Решение технико-технологических задач:

- определение метода получения заготовки по виду;

- выбор метода получения заготовки в зависимости от материала и назначения

Решение технико-технологических задач:

-назначение и расчет общих и межоперационных припусков по справочникам

Самостоятельная работа обучающихся


2




1
2


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Выполнение опорного конспекта-таблицы по теме «Факторы, влияющие на точность при изготовлении деталей машин»

Тема 3.2 Принципы базирования


Содержание учебного материала

1

2

1

Установка заготовок при обработке. Классификация баз по назначению (конструкторская, основная и вспомогательная, технологическая, измерительная), по лишаемым степеням свободы (установочная, направляющая, опорная.

Совмещение баз. Принципы постоянства баз. Погрешность базирования и установки деталей, их определение. Понятие о размерной цепи. Влияние выбора баз на точность.







Практические занятия

2




1

Решение технико-технологических задач:

- выбор базовых поверхностей в зависимости от назначения детали;

-определение погрешности базирования и установки;

Самостоятельная работа обучающихся


1

1


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Тема 3.3

Приспособления

для механической обработки

Содержание учебного материала

1

2

1.


Общие сведения о приспособлениях. Классификация: по назначению (станочные, сборочные, контрольные; для захвата, перемещения и перевертывания обрабатываемых заготовок и узлов); по степени специализации (универсальные, специализированные и специальные). Приспособления в зависимости от типа производства.

2.

Базирование деталей в приспособлениях. Установочные детали и механизмы. Опоры (регулируемые и постоянные, самоустанавливающиеся и подводимые, стопорящиеся при помощи гидропласта, призмы. Установочные пальцы (цилиндрические, корпусные). Оправки (цилиндрические, конические и разжимные). Цанги.

Практические занятия

3




1

Изучение основных конструктивных элементов приспособлений.

Расчет погрешности установки на призмах и пальцах.

Самостоятельная работа обучающихся


2

1
2


Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Выполнение рефератов и опорных конспектов по темам: «Установочно-зажимные механизмы», «Приводы приспособлений».

Тема 3.4

Проектирования

технологических

процессов



Содержание учебного материала

1

2

1

Этапы проектирования технологических процессов: выбор заготовки, технологических баз, определение последовательности и содержания технологических операций, назначение и расчет режимов обработки.

2

Построение технологического маршрута. Выбор способа получения заготовки в зависимости от конструкции детали, типа производства и размера партии изделий, определение технологической последовательности изготовления и контроля детали, выбор оборудования, приспособлений, режущего, измерительного, контрольного и вспомогательного инструментов. Понятие о технологичности конструкции

Практические занятия

4




12

Чтение технологических процессов обработки деталей

Составление технологических процессов обработки деталей

Самостоятельная работа обучающихся


3

1


Выполнение опорных конспектов по темам: « Автоматизация производства: понятие, классификация, цель, значение», «Средства автоматизации. Управление. Система управления. Средства управления. Система автоматического контроля, регулирования, сигнализации и защиты. Автоматизированные системы. АСУ: понятие, классификация, применение. Гибкие производственные системы. ГАЛ, ГАП, АРМ: понятие, классификация, состав, принципы построения, применение».

Раздел 4

Грузоподъемное

оборудование




6

Тема 4.1.

Грузоподъёмные

механизмы

Содержание учебного материала

1

2

1

Классификация, назначение, принцип действия и область применения ГПМ. Типы и технические характеристики ГПМ. Основные параметры грузоподъёмных устройств: грузоподъёмность, производительность, режим работы. Расчётные нагрузки и допускаемые напряжения.

Грузозахватные приспособления.

2

Назначение, применение, конструктивные особенности, достоинства и недостатки грузозахватных приспособлений.

Крюки и петли; специальные захваты; выбор материалов, методов изготовления, область применения, принцип действия. Ковши, бадьи, грейферы; конструкция, принцип действия, область применения.

3

Элементы грузоподъёмных машин и механизмов.

Устройства, обеспечивающие безопасность работы.

Практические занятия

2




1

2

Расчёт механизма подъёма груза

Расчёт крюка на прочность


1
2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Выполнение конспектов по вопросам: классификация перемещаемых грузов, правила строповки и знаковая сигнализация при перемещении грузов ГПМ. Ознакомление с таблицами, необходимыми для расчётов элементов ГПМ.


3

Контрольная работа

1

Всего:

51



3. условия реализации учебной дисциплины



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Технологии металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах» и лаборатории по дисциплинам общепрофессионального цикла.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по предмету.

Технические средства обучения:
  1. - компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения


-мультимедиапроектор;

- комплекты учебно-методической документации;

- методические пособия

3.2. Информационное обеспечение обучения



Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы

Основные источники:

1. Вереина Л.И. Техническая механика. - М.: Академия, 2008

  1. Шандров Б.В., Чудаков А.Д. Автоматизация производства.- М.: Академия, 2007

  2. Келим Ю.М. типовые элементы систем автоматического управления. -М.: ИНФРА М.2007

  3. Павлючков С.А. Автоматизация производства (металлообработка). Рабочая тетрадь. -М. :Академия , 2009

  4. Аркуша А.И. Техническая механика, теоретическая механика и сопротивление материалов.- М.:ВШ, 2008

  5. Холодкова А.Г. Общая технология машиностроения. -М. :Академия, 2005

  6. Багдасарова Т.А. Основы резания металлов.- М.:Академия ,2007

  7. Чернов Н.Н. Фрезеровщик. - Ростов на Дону.: Феникс, 2006.

  8. Багдасарова Т.А. Токарь – технология обработки. - М.: Академия, 2007

  9. Багдасарова Т.А. Токарь – оборудование и технологическая оснастка. М.: Академия,2007

  10. Багдасарова Т.А. Токарь – универсал. -М.: Академия,2006

  11. Попов С.А. Шлифовальные работы. -М.: ВШ, 2002.

  12. Вереина Л.И. Справочник токаря.- М.: Академия, 2006

Дополнительные источники:

1. Максимов Н.В. Автоматизация производства на основе электронно-вычислительной техники.-М.: ВШ, 1987

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Уметь:




Определять режим резания по справочнику и паспорту станка

практическая работа


Рассчитывать режимы резания по формулам, нахождение требования к режимам по справочникам при разных видах обработки

практическая работа


Составлять технологический процесс обработки деталей, изделий на металлорежущих станках;

практическая работа


Оформлять технической документации.

практическая работа

Знать:




Основы теории резания металлов в пределах выполняемой работы

практическая работа,

тестовый контроль, контроль выполнения индивидуальных домашних работ

Правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка

практическая работа,

тестовый контроль

Общие сведения о проектировании технологических процессов изготовления деталей и режимов обработки

практическая работа

контроль домашних опорных конспектов, тестовый контроль

Принцип базирования

практическая работа,

тестовый контроль

Порядок оформления технической документации

практическая работа

Основные сведения о механизмах, машинах и деталях машин

практическая работа, тестовый контроль,

контроль домашних опорных конспектов

Наименование, назначение и условия применения наиболее распространенных универсальных и специальных приспособлений;

практическая работа, тестовый контроль

Устройство, кинематические схемы и принцип работы, правила подналадки металлообрабатывающих станков различных типов

практическая работа, тестовый контроль

Правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной, фрезерной, расточных и шлифовальной группы

практическая работа, тестовый контроль

Назначение и правила применения режущего инструмента;

практическая работа, тестовый контроль

Углы, правила заточки и установки резцов и сверл;

лабораторная и практическая работа,

тестовый контроль

Назначение и правила применения, правила термообработки режущего инструмента, изготовленного из инструментальных сталей, с пластинками твердых сплавов или керамическими, его основные углы и правила заточки и установки

практическая работа, тестовый контроль






страница 1


скачать

Другие похожие работы: