NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа учебной дисциплины



РаБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История

2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по всем специальностям начального профессионального образования (далее НПО).
Организация-разработчик: ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум»
Разработчики:

Шевкопляс Н.А., преподаватель ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум»;

Коньшина Е.В., преподаватель ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум»;

Галкина И.Ю., преподаватель ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум»,

Татаринцева О.Г., преподаватель ФГОУ СПО «Тамбовский политехнический техникум».
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20___ г.

номер

СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7
  1. условия реализации учебной дисциплины


35
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


37



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ
1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности сварщик НПО.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности

Задачи:

- рассмотреть основные этапы историко-цивилизационного развития России в контексте всемирной истории;

- сопоставить социальные, экономические, и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран;

- формировать целостное представление о месте и роли России в европейской и мировой истории;

- показать «диалог» цивилизаций, как наиболее характерную черту всемирно-исторического процесса XIX-XXI вв.;

- показать целесообразность учета исторического опыта России и зарубежных стран в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии Отечества.

В результате изучения учебной дисциплины «История»

обучающийся должен:

знать/понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

- основные исторические термины и даты;

уметь:

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

- соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 167 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

История
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

168

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

119

в том числе:




лабораторные работы

-

практические занятия

48

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49

в том числе:




изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

14

выполнение рефератов

7

составление исторических портретов

4

выполнение презентаций с использованием ТСО

4

составление и решение кроссвордов

2

составление глоссария

2

написание эссе

4

изучение учебного материала, составление конспекта

2

изучение материалов СМИ

2

выполнение практикоориентированных групповых проектов

8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

1




Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития.

1


Цивилизации, варианты их типологии.

Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др.

История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории.

Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории.

1

Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества



Содержание учебного материала

1





Формирование знаний о природном и социальном в человеке и человеческом сообществе пер-вобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Расселение людей по земному шару.

2

Характеристика среды обитания, социальной жизни, родовой общины. Распределение социальных функций между полами. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Формирование знаний о неолитической революции. Определение изменений в укладе жизни и формах социальных связей. Рассмотрение очагов возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете, социальных последствий перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Изучение предпосылок возникновения цивилизации, протоцивилизации.

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира.




8




Тема 2.1. Ранние цивилизации, их отличительные черты

Содержание учебного материала

1

Определение хронологических и географических рамок истории Древнего мира.

2

Изучение ранних цивилизаций: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай, Доколумбова Америка; материальной культуры и экономики ранних цивилизаций; социального строя, политической и военной организации; идеология, менталитета.

Тема 2.2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Содержание учебного материала

1




Формирование знаний о новоегипетской державе: экономике, общества, государства.

2

Изучение Вавилона времен Хаммурапи, Хеттов: индоевропейцев в Малой Азии, Эгейского мира эпохи бронзы, Минойской цивилизации на Крите, Ахейского государства.

Формирование знаний об Ассирийской военной державе и ее преемниках в Передней Азии, Персидском «царстве царств», Древней Индии, империи Маурьев. Изучение древнекитайской цивилизации, империи Цинь и Хань.

Тема 2.3. Античная цивилизация


Содержание учебного материала

1




Формирование знаний об античной цивилизации, становлении полисной цивилизации в Греции: географических и социальных предпосылках; сущности греческого полиса. Изучение Великой колонизации, ее причин, направлений и последствий. Рассмотрение роли Афин и Спарты в жизни греческого мира. Изучение греческой культуры классической эпохи. Характеристика Александра Македонского и периода эллинизма.

2

Изучение Древнего Рима: этапов становления общества и государства, экономики, общественного строя, государственного аппарата в республиканском и императорском Риме, особенности римской культуры

Тема 2.4.Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций


Содержание учебного материала

1



2

Углубление знаний о религии Древнего мира, язычестве на Востоке и на Западе.

2


Формирование знаний о мировых религиях, буддизме, конфуцианстве, религии древних евреев, раннем христианстве.

Практическое занятие

1




Сравнение древних мировых цивилизаций, выявление общих черт и различий.

Самостоятельная работа обучающихся

3



Изучение справочной, документальной, художественной литературы; работа с интернет-ресурсами

Выполнение презентаций с использованием ТСО по темам:

«Культура Древнего Египта»

«Культура Древней Греции»

«Культура Древнего Рима»

Раздел 3. Цивилизации Запада и Востока в Средние века



11




Тема 3.1. Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века


Содержание учебного материала

1


Изучение асинхронности развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологических рамок периода Средневековья для разных стран. Рассмотрение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни цивилизаций.

2

Тема 3.2. Китайско-конфуцианская цивилизация

Содержание учебного материала

1

Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни.

1

Изучение нашествий на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Формирование знаний о характере монгольского владычества.

2

Тема 3.3. Буддизм на Востоке в Средние века



Содержание учебного материала

1






Изучение периодизации средневековой истории Индии, правящих династий, столицы, границы, индийского общества в Средние века.

Исследование сущности буддизма, священных мест, связанных с Буддой. Рассмотрение этапов превращения буддизма в мировую религию, особенностей распространения буддизма в Китае и проникновения буддизма в Японию.

2


Тема 3.4. Арабо-мусульманская цивилизация

Содержание учебного материала







Формирование знаний о возникновении ислама, Мухаммаде.

Изучение особенностей государственного и общественного строя арабов; арабских завоеваний; исламизации: путей и методов, складывание мира ислама. Рассмотрение географических и политических границ мира ислама к концу ХV в.

2

Тема 3.5. Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Содержание учебного материала

1






Изучение хронологических рамок западного Средневековья.

2


Анализ встречи античной цивилизации и варварского мира, основных этапов взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).







Формирование знаний о Великом переселении народов и его исторических результатов.







Характеристика исторических итогов раннесредневекового периода, государства Европы VIII—XІ вв.; политической раздробленности и ее причин.

2

Практическое занятие

1






Заполнение контурной карты «Раздел Франкской империи»;

исправление ошибок и заполнение пропусков в индивидуальных заданиях.

Тема 3.6. Основные черты и этапы

восточнохристианской цивилизации

Содержание учебного материала

1

2

Изучение роли античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Формирование знаний о Византийском государстве, церкви, обществе, особенностях отношений земельной собственности. Сравнение городов и деревни, уровня развития.

2

Формирование знаний о культуре и православии, путях и этапах распространения православия.

Рассмотрение внутренних и внешних причин гибели Византии.

Практическое занятие

Составление конспекта с использованием учебной литературы.

Тема 3.7. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации

Содержание учебного материала

1






Формирование знаний о социально-экономических особенностях периода, складывание средневековых классов и сословий, отношений собственности, вассальных связях, о начале формирования «феодальной лестницы».

2

Изучение аграрного характера средневековой цивилизации, феномена средневекового города.

Формирование знаний об основных формах государственной власти, сословно-представительной монархии. Сопоставление церкви и светских властей, церкви и общества.

Изучение социальных конфликтов в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения

Практическое занятие

1




Составление схемы «Феодальная лестница»; выполнение тестовых заданий.

Тема 3.8. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов

Содержание учебного материала

1

Изучение Средиземноморья как главного ареала цивилизационных контактов, крестовых походов. Анализ встречи восточнохристианской, мусульманской и западнохристианской цивилизаций и их взаимное влияние в материальной жизни, науке, культуре.

2

страница 1страница 2 ... страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: