NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа воспитательной работы Содержание. Самоанализ. Iy. Список литературы y. Приложения


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лодейнопольская начальная общеобразовательная школа»



Учителя начальных классов

МОУ «Лодейнопольская начальная

общеобразовательная школа»

Савиной Анны Геннадьевны

г. Лодейное Поле

2010 год

Содержание:

I.Психолого - педагогическая характеристика класса МОУ «ЛНОШ» ………..….…..……… 1 - 3

II.Аналитическая часть...................…………….4- 13

III. Программа реализации ………….…….…..16 - 36

  1. Программа воспитательной работы

  2. Содержание.

  3. Самоанализ.

IY.Список литературы ………………………….37

Y. Приложения.

YI. Отзывы родителей.

YII. Фотографии.

I. Психолого-педагогическая характеристика класса

МОУ «ЛНОШ»


Дети поступили в 1 класс 1 сентября 2008 года. В классе 23 учащихся, из них 13 девочек и 10 мальчиков. Большинство детей 2001 года рождения. Есть учащиеся, которые живут в неполных семьях (5).

В классе нет детей из многодетных семей. В целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Детей, склонных к правонарушениям нет. В 1 классе дети не аттестовывались.

Функции органов самоуправления  в основном исполнительская. Нет того актива, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение детей. В отношении друг к другу преобладает неуверенность и равнодушие. К делу приступают неохотно, нет веры в успех задуманного. Осуществление дела возможно только при  условии контроля. Дети общаются друг с другом, играют вместе, но бывают и конфликты между ними. Иногда наблюдается недоброжелательное отношение друг к другу. Дети пришли из разных детских садов. Проанализировав уровень воспитанности, знания учащихся по патриотическому воспитанию, знанию своего края, я решила, что с 1 класса мы будем изучать свой край. Для этого есть все предпосылки: богатая история г. Лодейного Поля, мои личный опыт и знания (я 7 лет работаю экскурсоводом).

Во 2 класс  поступили 29 человек, из них 12 мальчиков и 17 девочек (был расформирован 1 класс).

В классе трое отличников – Сухова Карина, Игнатьева Полина, Малиновская Диана; 20 хорошистов, среди которых можно отметить Голошубина Никиту, Мосолова Юрия, Панкратьеву Викторию, Пугачеву Александру Ревякину Марию. Низкая успеваемость у Еремеевой Алены, Новожилова Олега.

У учеников обнаружились такие типы мышления, как теоретический, наглядно-образный, интуитивный и репродуктивный.

В классе есть одаренные дети. Пробует писать стихи Кипрушова Маша, артистичны и посещают театральную студию Пугачева Саша, Савкин Саша, Коротаев Глеб. Еремеева Алена и Климшин Антон занимаются в музыкальной школе. Есть в классе спортивные дети, 6 человек ходят в спортивные секции (карате, рукопашный бой, футбол, хоккей, волейбол) Панкратьева Виктория, Левкина Екатерина Пугачева Александра хорошо рисуют, принимают участие в художественных конкурсах.

Класс активный, дети принимают участие во всех школьных мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера. Игнатьева Полина, Ревякина Мария, Воронкова Вероника, Мосолов Юрий. Они являются первыми помощниками во всех делах и начинаниях класса.

На уроках дети активные участники учебного процесса, хорошо воспринимают материал, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности,  ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.

В целом, согласно данным социометрии структура класса такова: «Звезды» (3) – Мосолов Юрий, Воронкова Вероника, Ревякина Мария. Исходя, из наблюдений, бесед мне представляется, что авторитет их основан на большей эрудиции среди других учеников и наличием у них организаторских способностей при проведении различных конкурсов, соревнований и игр, в которых они принимают активное участие. Принимают решения на равных, соперничества между ними не выявила. Дружба их объединяет и в случае необходимости, готовы помочь друг другу. Выбирали их как мальчики, так и девочки.

«Предпочитаемые» (6) – Еремеева А., Панкратьева В., Игнатьева П., Голошубин Н., Белялов С., Иванова Д.

«Пренебрегаемые» (17) -  Булавина Т., Воронков В.,Коротаев Г., Гончаров Д., и др.

Изолированные» (3) – Кузьмина Елена, Новожилов Олег, Пятачкова Екатерина. Социметрия не позволяет установить мотивы изоляции, поэтому предполагаю что попали в число изолированных из-за трудностей в освоении учебного материала. Возможно, родители уделяли внимание преимущественно формированию у них практических навыков, усвоению правил поведения с окружающими, но не стимулировали познавательные интересы. Однако сейчас стали требовать хорошей успеваемости как проявления соответствия школьным нормам, а в качестве примера и ориентира ставят отличников класса. Доброжелательное отношение к ним с моей стороны и со стороны учителей-предметников с учетом индивидуальных особенностей может помочь преодолеть возникающие трудности, повысить свой уровень развития.

На социограмме (см. приложение 1) очень хорошо видны 2 группы по 3 человека. Большинство учащихся объединены по своим группкам насчитывающим 2 человека.

Проблема сохранения и укрепления здоровья своих детей касается семьи и учителей.  Надо научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Я проанализировала здоровье своих учащихся по данным медицинского осмотра в 1 и во 2 классах. (см. приложение 2). По представленной диаграмме хорошо видно, что здоровье детей улучшилось. Дети, имеющие III группу здоровья занимаются во внеурочное время лечебной физкультурой. (Левкина К., Пугачева А., Панкратьева В.). В классе постоянно проводятся спортивные мероприятия, беседы по здоровьесбережению.

Внеурочная деятельность детей обладает большими возможностями в деле всестороннего развития учащихся. В понятие внеурочная деятельность включается система занятий и общения учащихся в школе после уроков, в учреждениях дополнительного образования. Во внеурочной деятельности своего класса я, как учитель использую свои личные увлечения. Я много лет являюсь актрисой Народного Театра. Свою любовь к театральному искусству стараюсь передать детям, прививая им чувства прекрасного. Соприкосновение с искусством помогает нравственному становлению человека, воспитанию таких важных качеств, как чуткость, отзывчивость, внимательное отношение к людям. Недаром говорится, что прекрасное пробуждает доброе. Вместе с детьми постоянно посещаем не только спектакли и концерты творческих коллективов нашего города, но и выездные спектакли театров г. Санкт-Петербурга и области. На развитие творческих способностей ребенка и его самоорганизацию влияет занятость учащихся в учреждениях дополнительного образования. (см. приложение 3.) По сравнению с 1 классом детей, посещающих кружки и секции стало больше.

Большую роль в воспитательной системе я уделяю работе с родителями. Взаимодействие с родителями в нашей классе носит характер «встречного» движения, которое совпадает по своей направленности и целевым установкам, по формам организации совместных дел и праздников. Родители всё чаще с пониманием (а часто и с воодушевлением) воспринимают все изменения, происходящие в классе. Родители участвуют в проведении классных часов, походах, спортивных и творческих мероприятиях. Так, проведение в классе праздника «День именинника», стал возможен благодаря участию родителей.

В 1 классе 1 сентября 2008 года на уроке «Мой дом – моя Родина» мною были сделаны выводы о том, что дети недостаточно знают историю своего города, своей семьи. Проанализировав результаты наблюдений, бесед и работы с классом я пришла к выводу, что основной целью моей работы с детьми должно быть привитие любви к родному краю, заботы и уважительного отношения к старшему поколению, т.к. большинство людей стремятся уехать в крупные города. Пусть они еще маленькие, но я очень хочу, чтобы мои ученики в будущем остались жить и работать на своей родной земле.

Нельзя только призывать к патриотизму,
его нужно воспитывать -
воспитывать любовь к родным  местам,
воспитывать духовную оседлость.


Лихачев Д.С.

  1. Аналитическая часть.

Коренные преобразования в стране конца XX - начала XXI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

«Реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним условиям. Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма». 1

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.

«В современной России воспитание осуществляется в ситуации необратимости социально-экономических и политических преобразований, перехода к демократическому и правовому государству, в ситуации снижения уровня нравственных барьеров, способствующих формированию циничного отношения растущего человека к людям, родине, миру. Современное общество в России находится в мучительном процессе обретения гуманистического мировоззрения, признающего человека высшей ценностью как в политике государства по отношению к своим гражданам, так и в отношениях между людьми, позволяющим им сохранить человеческое достоинство и реализовать свой потенциал, не ущемляя при этом интересов другого человека. ________________________________________________________________ 1 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» УТВЕРЖДЕНА  Указом Президента  Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537
Гуманистический характер образования предполагает, что в центре образовательного процесса находится ребенок, развивающийся человек, а также означает уважение всех участников этого процесса к ребенку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства.» («Современное воспитание в контексте модернизации образования» Маркина Л. Н., 2007)

Изменения, происходящие в современном мире, затрагивают человека, его сознание и образ жизни. Влияние современного мира на мировосприятие человека может быть обусловлено глобальными и региональными кризисами, разнообразными конфликтами, угрожающими человеку, его жизни и здоровью. Современный мир сложен, сложен и сам человек, вхождение человека в мир – сложный процесс.

Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

  • создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

  • формирование у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

  • создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни;

  • развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

В настоящее время существенная роль в разрешении противоречий глобального и регионального уровня отводится образованию человека, которое понимается как целостный процесс и результат обучения и воспитания. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма. Н. К. Крупская писала: «Прежде всего школа обязана пробудить в ребенке пытливый, активный энтузиазм к окружающему, энтузиазм исследователя к явлениям и фактам как в области естествознания, так и в области публичной жизни».

Важной теоретико-методологической позицией современной педагогики является то, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Поэтому для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет.

Малая родина - это, прежде всего, люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам-воспитателям, специалистам разных ведомств, принимающим участие в воспитании молодого поколения, формировать эффективное воспитательное пространство на территории Ленинградской области и воспитательных систем образовательных учреждений региона 2.


2 Концепция воспитания в Ленинградской области. От 25.01. 2010 г.
Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. МОУ «ЛНОШ» расположена в городе Лодейное Поле районном центре северо-востока Ленинградской области. Город Лодейное Поле был основан Петром I в 1702 году как корабельный поселок Олонецкой верфи. Здесь были построены первые военные корабли, принявшие участие в Северной войне (всего более 100 парусных и гребных судов). В 1785 году, Указом Екатерины Великой Лодейное Поле получило статус города. Лодейнопольская судоверфь действовала до 1830 года. На ней были построены такие знаменитые суда, как фрегат “Штандарт” (участник Северной войны), шлюп “Диана”, на котором В.М.Головин совершил переход из Кронштадта на Камчатку (1807-1809гг.). Спустя десятилетие знаменитые русские мореплаватели Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев на шлюпах “Мирный” и “Восток” совершили кругосветное путешествие, в результате которого была открыта Антарктида.

Велико было значение города в годы Великой Отечественной войны.

Мужество защитников города не дало возможности сомкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда. Оборона Свирского рубежа продолжалась 1005

дней и завершилась Свирско-Петрозаводской операцией, которая предопределила выход Финляндии из Второй Мировой войны.

Находится г.Лодейное Поле в центре «духовного треугольника». По трем его сторонам находятся три действующих монастыря: Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, Введено-Оятский женский монастырь, Покрово-Тервенический женский монастырь.

Лодейнопольская городская начальная школа работает в тесном контакте с учреждениями дополнительного образования: детской библиотекой; Домом народного творчества (ДНТ); Детским центром эстетического развития (ДЦЭР); детской художественной школой; спортивными секциями, клубами «Форвард», «Славатор»; студией декоративно-прикладного искусства «Домовушка». Недалеко от школы расположен Лодейнопольский историко-краеведческий музей, парк «Свирская победа», общественный музей истории блокады Ленинграда, музей авиационного истребительного полка имени Героя СССР Виктора Талалихина.

С 2007 г. приоритетным направлением работы школы является внедрение в организацию педагогического процесса здоровьесберегающих технологий.

Набирая учеников в первый класс, проведя анкетирование среди родителей, тестирование учащихся, я столкнулась со следующими трудностями:

1. Формируются две группы: одна – дети, активно посещающие детский сад. Они знают город, в котором они живут, свой домашний адрес. Вторая группа – «домашние» (дети, которые по ряду объективных причин – чаще всего по состоянию здоровья - мало посещали детский сад). В большинстве случаев такие дети не владеют этими знаниями.

2. Обеспокоенность родителей коммуникативными навыками детей. В анкетах часто встречаются фразы: «робок», «нерешителен», «легко раним», «чересчур застенчив», «часто замыкается в себе», «плохо ориентируется в малознакомой среде»;

В основу моей концепции воспитательной деятельности я положила представление о направленной деятельности современной школы, изложенной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.:

«Школа - в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.


«
На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества – общества с высоким уровнем жизни, гражданскоправовой, профессиональной и бытовой культурой». 3
Патриотическое воспитание направлено на создание условий формирования и развития чувства хозяина своей Родины – города, области, страны. Патриотизм предполагает осознание и прочувствование человеком ценности культуры, традиций и жизненного уклада своей родины, понимание неразрывности связей нашего государства, его культуры и истории с другими странами и народами. Настоящий патриот – не националист, он с уважением и заинтересованностью относится к другим странам и народам, признает равноценность и равноправие разных мировых культур и цивилизаций.



3 Концепция модернизации Российского образования в период до 2010 г.


На основании анализа

- особенностей современного мира;

- исторических, социокультурных условий территории;

- социально-психологических особенностей учащихся класса,

руководствуясь

- Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.;

- Концепцией воспитания в Ленинградской области;

- Уставом школы,

определяю цель и задачи своей воспитательной системы:
Целью организации воспитательного процесса: формирование физической, нравственной и социально здоровой личности, гражданина и патриота России.

Задачи:

  • создавать условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;

  • способствовать формированию основ культуры поведения, общения, построения межличностных и деловых отношений;

  • воспитывать эстетический вкус;

  • воспитывать патриотизм и интернационализм, уважительное отношение к окружающим;

  • развивать навыки самоуправления в классе, школе, проявление инициативы;

  • создавать условия для полноценного физического развития школьников, формировать ценности здоровья и навыки здорового образа жизни;

  • воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком;

  • формировать представление об общечеловеческих нормах морали;

  • формировать потребность участвовать в коллективных творческих делах класса;

Модель выпускника начальной школы.

К концу обучения в начальной школе у ребенка должны быть сформированы следующие качества:

- восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим».

- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними;

- использование начал эстетической, духовной, правовой культуры, экологической грамотности при анализе простейшей жизненной ситуации;

- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная);

- желание и умения учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

- инициативность, самостоятельность и навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

- бережное отношение к результатам труда, самостоятельность, осознание значимости труда.

Для решения поставленных задач организую деятельность по следующим направлениям:

  1. Нравственное воспитание – формирование нравственной культуры и миропонимания; приобщение школьников к национальным и общечеловеческим ценностям; знакомство с историей своей Родины;

2. Патриотическое воспитание – формирование у учащихся любви к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам.

3. Спортивно-оздоровительное воспитание – развитие духовных и физических возможностей личности младшего школьника. Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни;

  1. Интеллектуальное воспитание – определение «зоны ближайшего развития» учащегося, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, оказание помощи в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал;

5. Трудовое воспитание – формирование у учащихся знаний о видах современного труда и навыков самообслуживания

В соответствии с целями и задачами концепции, условиями её реализации выделяю следующие основные принципы воспитания:

Принцип нравственной позиции воспитателя — означает наличие личной и профессиональной ответственности педагога-воспитателя. Личность педагога является нравственным ориентиром для воспитанников. Педагог-это человек, нацеленный на продуктивное взаимодействие с воспитанниками, коллегами и родителями, видящий в своей работе нравственный смысл.

Принцип природосообразности воспитания — предполагает, что воспитание должно основываться на глубоком понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, воспитатель должен учитывать пол и возраст ребенка, а также развивать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип поликулътуросообразности воспитания — предполагает, что воспитание должно основываться на культурно-исторических традициях своей страны, региона, где живет человек, в контексте общемировых тенденций развития культуры.

Принцип развития личности в процессе воспитания — предполагает помощь детям, в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее стремления к адекватному взаимодействию с разными группами людей, общественными институтами. Этот принцип означает, что каждый человек на различных этапах своего развития сохраняет возможность изменения и самоизменения.

Принцип биологичности воспитания означает, что становление и развитие личности осуществляется в процессе взаимодействия всех участников воспитательного процесса, при котором происходит обмен духовно-интеллектуальным содержанием (взглядами, пониманием, ценностями и др.).

Принцип единства воспитания и обучения предполагает целостность образовательного процесса, взаимосвязь и взаимодополнение обучения и воспитания. Содержание каждого учебного предмета должно быть использовано учителем-предметником в целях воспитания. Особое значение в воспитании имеют гуманитарные предметы школьной программы (окружающий мир., литературное чтение и др.). Вместе с тем, отношение к учебе, познавательной деятельности зависит от мотивации и установок ученика, его взаимоотношений с учителем-предметником.

Принцип открытости в воспитании означает:

взаимодействие различных воспитательных систем государственной, региональной, муниципальной, воспитательных систем образовательных учреждений разных типов и видов, городских и сельских);

взаимодействие и взаимовлияние социокультурной образовательной среды, окружающей молодого человека, и воспитательного пространства, организуемого педагогами;

взаимодействие различных систем ценностей – традиционных и инновационных, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр. 4


4 Концепция воспитания в Ленинградской области. От 25.01. 2010 г.
Проанализировав ведущие концепции воспитания, теоретическую основу своей воспитательной системы представляю в виде совокупности следующих концептуальных подходов к современному воспитанию:

  • системный подход к построению воспитательного процесса (А. С. Макаренко, В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н.А. Селиванова)

  • деятельностный подход в воспитании (Л. В. Выгодский, В. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. П. Иванов)

  • средовый подход в воспитании учащихся (А. С. Макаренко, Г. А. Ковалёв, В. В. Рубцов, С. В. Тарасов).

Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником начальных классов школы можно систематизировать следующим образом:

- Я и природа;

- Я и мой город;

- История и традиции;

- Я и мое Отечество.

Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм военно-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите Родины.

Исходя из цели и задач концепции воспитания, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, программу реализации воспитательной процесса подразделяю на следующие подпрограммы:

Класс

Название подпрограммы

Приоритетные уровни освоения социального пространства

1 класс

Охранять природу – значит охранять Родину.

Я и природа


2 класс

Люби свою Малую Родину.

Я и мой город.

3 класс

История, традиции, обряды, ритуалы земли родной

История и традиции

4 класс

Широка страна моя родная.

Я и мое Отечество

Организация воспитательной работы в классе включает в себя следующие уровни взаимодействия:

А. Работа с коллективом воспитанников.

Б. Индивидуальная работа с воспитанниками.

В. Работа с родителями:

  • собрание родителей;

  • родительский комитет;

  • индивидуальная работа с родителями.

Г. Работа с коллективом педагогов, работающих в классе.

Д. Работа с досуговыми центрами культуры города и района.

Для достижения целей и задач, поставленных в концепции, определяю:

-формы работы с коллективом воспитанников:

  • классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального, творческого содержания;

  • проведение совместных праздников (родители, педагоги, учащиеся);

  • экскурсии по городу, Лодейнопольскому району и Ленинградской области;

  • участие в акциях благотворительной направленности;

  • тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);

  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

  • проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых игр;

- формы индивидуальной работы с учащимися:

  • беседы;

  • контроль успеваемости и посещаемости уроков;

  • вовлечение в коллективные дела класса и школы;

- формы работы с родителями:

  • организационные и тематические родительские собрания;

  • лекторий для родителей;

  • День открытых дверей;

  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);

  • анкетирование и тестирование родителей;

  • индивидуальные консультации специалистов: (социального педагога, психолога);

  • совместные с родителями праздники, именины детей.

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.



страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы: