NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «Здоровье» на 2011 2013г. Тумашово Аналитическое обоснование программы



Приложение к Основной образовательной программе

начального общего образования

Комитет образования Заводоуковского городского округа

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа

«Тумашовская основная общеобразовательная школа»


Согласовано: Утверждаю:

Председатель Оздоровительного Совета Директор школы ____________О.Т.Сердитова

_____________О.П.Саклакова «____»_________________________2011г

«______» __________________ 2011

Программа
«Здоровье»
на 2011 – 2013г.
Тумашово

Аналитическое обоснование программы
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.

Все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления имеющей место тревожной тенденции в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.

Проблема здоровья нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем развития физкультуры и спорта.

Не остается в стороне и наша школа, поэтому особое внимание педколлектив уделяет вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся.

В школе разработана программа «Здоровье», которая основывается на:

1.Конвенцию ООН о Правах Ребенка;

2.Конституцию Российской Федерации;

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

4. Национальную Доктрину образования Российской Федерации;
Основные концептуальные положения Программы «Здоровье»:
1. Программа призвана реализовать основные положения Декларации Прав Ребенка, направленные на защиту здоровья и получение полноценного образования.

2. Программа является подтверждением особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.

3. Программа находится в числе приоритетных направлений деятельности органов власти, служит основой сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, школы и родителей.

Цели программы «Здоровье».



  • Формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся в процессе учебно-воспитательной деятельности ОУ через создание положительной мотивации учащихся к учению, духовное и интеллектуальное совершенствование, осмысление мира, понимание его законов и осознание себя частью единой системы мироздания;

  • Понимание учащимися принципов здоровья и изменения поведения с ориентацией на здоровье;

  • Создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп;

  • Привлечь внимание детей и их родителей к проблеме здоровья;

  • Использовать естественные оздоровительные факторы окружающей среды с.Тумашово (наличие соснового бора, аромофитотеропии, витаминизации);

  • Воспитание культуры здоровья учащихся;

  • Повышение здоровьсберегающей компетентности педпедагогов;

  • Просвещение родителей учащихся по вопросам культуры здоровья


Основные задачи и содержание работы в школе по реализации программы «Здоровье»

1. Школа ставит перед собой следующие задачи:

- поиск здоровьесберегающих оптимальных режимов учебно-воспитательной работы;

- разработка, внедрение в практику лучшего опыта использования, совершенствование здоровьесохраняющих технологий обучения и воспитания, адекватных возможностей детей;

- содействие гармоничному развитию детей путем профилактики и коррекции возможных отклонений физического состояния и здоровья на каждом возрастном этапе;

- вооружение педагогов необходимыми знаниями в области здоровья;

- оказание педагогам конкретной помощи в изучении физиологических возможностей организма детей, определении уровня физического развития, соответствия биологического возраста паспортному, ведение наблюдений за ростом и развитием ребенка;

- пропаганда среди родителей, педагогов и детей основ здорового образа жизни.

2. В соответствии с основными задачами содержание работы школы определяется следующими направлениями:

- научным, изучающим закономерности роста и развития, формирования личности ребенка с целью разработки способов, средств и методов применения валеологических знаний в условиях учреждений системы образования;

- прикладным, осуществляющим научно-методическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания. Направление предполагает подготовку кадров педагогических, ориентированных на ЗОЖ, создание учебных пособий, методических рекомендаций;

- практическим (работа с детьми, родителями, педагогами ОУ в рамках программы).
3. Основными видами деятельности по программе «Здоровье» в школе являются диагностика, развитие, профилактика и коррекция, консультирование.
3.1. Диагностическая деятельность.

Школа решает следующие конкретные диагностические задачи:

- диагностический мониторинг физического состояния, гармоничности развития, физической подготовленности и работоспособности детей, контроль за состоянием функций опорно-двигательного аппарата и органа зрения;

- диагностика готовности ребенка к поступлению в школу;

-диагностика состояния адаптационных механизмов, предупреждение психосоматической дезадаптации;

- контроль за сбалансированностью питания;
3.2. Развивающая деятельность ориентирована на оказание помощи педагогическому коллективу в осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании детей, развитии их способностей и склонностей.
3.3. Профилактическая и коррекционная деятельность определяется необходимостью формирования у педагогов и детей потребности в знаниях о здоровом образе жизни, желания использовать их в работе с ребенком, а также своевременным предупреждением и устранением возможных отклонений в состоянии здоровья и физического развития, обусловленных неумелым обучением и воспитанием. Профилактическая и коррекционная работа проводится как с отдельными детьми, педагогами, так и с их группами. В процессе профилактической и коррекционной работы осуществляются следующие конкретные мероприятия:
- прием детей в первые классы, диагностика физиолого-гигиенической готовности степень биологической зрелости с целью раннего выявления возможных отклонений в состоянии здоровья;


3.4. Консультативная деятельность ориентирована на повышение валеологической культуры педагогов и родителей; расширение кругозора по вопросам здорового образа жизни. При осуществлении консультативной работы необходимо решать следующие задачи:
- консультация педагогов, родителей по проблеме оздоровления детей. Консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;

- индивидуальные и коллективные занятия с детьми по вопросам здорового образа жизни;

- повышение валеологической грамотности через работу педагогического совета, методических объединений, общих и родительских собраний;

- на базе библиотеки комплектация библиотечки по проблемам здоровья и здорового образа жизни.
В соответствии с этим в школе вводится следующая модель школы здоровья:
1. Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная программа на весь школьный курс, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель – здоровье как необходимая составляющая общей культуры.
2. Физическое воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников.
3. Связь с медицинским учреждением по месту жительства. Система питания обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой.
4. Консультирование, социальная служба включают в работу базирующиеся в школе структуры социального обеспечения.
5. Здоровая среда направлена на формирование благоприятного физического и психологического климата в школе.
6. Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников.

Что будет достигнуто в процессе реализации программы «Здоровье» в школе:
1. Сформировано ценностное отношение к здоровью всех участников педагогического процесса.
2. Сформирована валеологическая культура педагогов, учащихся и их родителей.
3. Внедрены новые традиции, пропагандирующие и способствующие здоровому образу жизни.
4. Отслежены параметры личностного здоровья всех участников педагогического процесса (совместно с медицинскими работниками).
5. Создана школьная модель профилактики и коррекции социальных вредностей (табакокурения, алкоголизма, токсикоманией, наркомании).
6. Создана школьная модель социально-педагогической поддержки детей «группы риска» и детей-инвалидов.


Основные направления деятельности:
1. Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и развитие здоровья учащихся.

1.1. Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе.

1.2.Утверждение режима питания.

2. Создание комплекса управленческих условий, включающих: организационно-содержательные, информационно-аналитические, мотивационно-целевые, планово-прогностические, организационно-исполнительские, контрольно диагностические, регулятивно-коррекционные.

2.1.Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в первой половине дня (зарядка, физ­культминутки).

2.2.Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно- эмоционального фона на уроке).

2.3. Составление расписания уроков, предусматривающее чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся.

2.4. Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях, способствующих сохранению и развитию здоровья.

2.5. Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.

2.6. Проведение общешкольных родительских собраний по актуализации ценности здоровья.

3. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся

3.1. Оборудование спортзала.

3.2. Оборудование кабинетов школы.

3.3. Обеспечение учебно-методической литературой.

3.4. Приобретение ТСО.

3.5. Приобретение лекарственных препаратов для витаминизации детей.
4. Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся.

4.1. Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья
4.2. С целью контроля сохранения и развития здоровья учащихся: организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей и учителей; анализ способов и форм доведения информации до родителей; анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий; коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление психо­физического здоровья.

Методы и методики, используемые при реализации программы:


  • Индивидуальные и групповые консультации;

  • Тесты и анкетирование;

  • Диспуты;

  • Родительские лектории;

  • Рефераты;

  • Просмотр учебных фильмов;

  • Экскурсии;

  • Спортивные мероприятия.


Раздел I
Внешние связи
Тумашовской основной общеобразовательной школы



Тумашовская основная школа

Тумашовская сельская администрация

Тумашовский сельский дом культуры

Фельдшерский акушерский пункт

Сельская библиотека

Почта России

Комитет образования

Психолого-медико-педагогическая комиссия

ДОЦ им. Ю. А. Гагарина

ДЮЦ «Сибирь»

Центр развития творчества детей

Районный исторический музей


Спортивная школа

Районная детская поликлиника

ЗАО «Автомобилист»


ЗАО «Союз»

Южные электрические сети

Уралсвязьинформ


Раздел II
Характеристика динамики заболеваемости учащихся школы за последние три года

Анализ заболеваемости учащихся (по материалам медицинского осмотра) показал, что процент больных детей составил в:

  • в 2008 – 2009 учебном году – 72,7%

  • в 2009 – 2010 учебном году – 72%, т.е. в этом учебном году процент больных детей снизился на 0,7%

  • в 2010 – 2011 учебном году – 86,9%, т.е. в этом учебном году процент больных детей возрос на 14,9%

Заболевание

2008 – 2009 уч.год

2009 – 2010

Уч.год

2010 – 2011

Уч.год

Снижение остроты зрения

4чел

3чел

3чел

Миопия

-

-

3 чел

Нарушение осанки

5 чел

1чел

2 чел

Скалеоз

3 чел

-

-

Плоскостопие

-

1чел

-

Заболевание ЖКТ

-

-

-

Заболевание щитовидной железы

3 чел

4чел

1

Заболевание нервной системы

-

-

-

Заболевание сердечно-сосудистой системы

2 чел

1чел

4 чел

Цветоаномалия

1 чел

1чел

-

ИНП

-

-

1

Дефицит массы тела

1 чел

2чел

1

Избыток массы тела

1

1

-

Дефект грудной клетки

3чел

2чел

1

Кариес

11 чел

8чел

12

Урологические заболевания

-

4

1



Вывод:

Медицинский осмотр в 2010 – 2011 учебном году показал, что не наблюдается роста заболеваемости:

- сколиозом – нет

- с нарушением остроты зрения – 3 (было 3чел)

Но наблюдается рост заболеваемости:

- остается практически на прежнем уровне количество детей с кариесом – 12 человек

Появились дети с новыми заболеваниями:

- ФСШ (функциональные систолические шумы) –3 чел;
Оценка физической подготовленности учащихся (от осмотренных)


Физическая подготовка

2010 год

Высокий уровень

4

Средний уровень

17

Низкий уровень

2


Раздел 3

Направление деятельности школы
по сохранению и развитию здоровья



    1. Блок. Совершенствование нормативно-правовых условий, сохранение и развитие здоровья учащихся.

№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответственные

Финансирование

1.

Анализ состояния здоровья учащихся. Оформление аналитических и статистических отчетов о состоянии здоровья учащихся в школе

1 полугодие

Завуч, фельдшер.




2.

Подготовить документацию по разделу «Охрана жизни и здоровья учащихся»:
- заполнение листков здоровья в школьных журналах;

- диагностические карты здоровья на учащихся;

- приказ по школе «Об охране жизни и здоровья учащихся»

1 полугодие

в течение года

сентябрь

Классные руководители, фельдшер
Директор школы







    1. Блок. Развитие материально-технической базы с целью создания условий для сохранения здоровья учащихся.

№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответственные

Финансирование

1.

Оборудование спортзала




Директор

Школа

2.

Оборудование спортивной площадки во дворе школы




Директор

Школа

3.

Оборудование кабинетов школы




Директор

Школа

4.

Озеленение кабинетов




Заведующие кабинетами




5.

Обеспечение учебно-методической литературой




Директор, библиотекарь

Школа

6.

Приобретение ТСО




Директор

Школа

7.

Приобретение лекарственных препаратов




Директор

Школа


    1. Блок Формирование информационно-экспертных условий с целью обеспечения эффективности управления образовательным процессом по сохранению здоровья учащихся

№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответствен-ные

Финансирование

1.

Развитие системы информирования субъектов образовательного процесса по вопросам сохранения и развития здоровья

В течение года

Директор, завуч




2.

С целью сохранения и развития здоровья учащихся:

- организация социологических исследований, опросов, анкетирования учащихся, родителей, учителей;

- анализ использования информационного обеспечения для создания здоровьесберегающих условий;

- коллективный анализ качества педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепления психофизического здоровья.


В течение года



Завуч, директор







    1. Блок. Рациональная организация учебного процесса
      Создание комплекса управленческих условий, включающих: организационно-содержательные, мотивационно-целевые, контрольно-диагностические.


№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответственные

Финансирование

1.

Осуществлять регулярный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований согласно санитарным правилам и нормам САНПИН

В течение года

Завхоз, фельдшер, завуч




2.

Санитарно-гигиеническое состояние школьного учреждения, пищеблока, световой, питьевой, воздушный режим классных комнат, спортзалов, мастерских и других помещений

1 раз в месяц

Завхоз, фельдшер, завуч




3.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку:

- рассаживание учащихся согласно рекомендациям,

- валеологический анализ школьного расписания;

- предотвращение перегрузки учебными занятиями;

- дозирование домашних заданий;

- профилактика близорукости;

- учет двигательной активности в течение дня;

- обеспечение учащихся с 1 по 9 класс горячим питанием



1, 3 четв.


1 раз в месяц



Завуч по УВР,

Классные руководители, фельдшер

Завуч по УВР




4.

Организация льготного питания для малообеспеченных и многодетных детей

Сентяб.

администрация




5.

Проведение углубленного осмотра учащихся 1 класса

апрель

фельдшер




6.

Анализ заболеваемости учащихся 1 – 4, 5 – 9 классов

3 четв.

Завуч, фельдшер




7.

Организация проведения прививок

По плану

Фельдшер




8.

Соблюдение мер противопожарной безопасности

В течение года

Завхоз, завуч по УВР




9.

Организация и проведение планового медосмотра учащихся

По плану

Фельдшер




10.

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра

1 раз в год

Завуч, фельдшер




11.

Организация оздоровительных режимных моментов в организации занятий в 1половине дня (утренняя зарядка, физминутки, динамические паузы)

ежедневно

Учителя – предметники, учитель физкультуры




12.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках

ежедневно

Учителя- предметники





    1. Блок. Организация физкультурной деятельности

№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответственные

Финансирование

1.

Уроки физкультуры

1 –4 классы, 3 часа в неделю

5 – 9 классы

3 часа в неделю

Учитель физкультуры




2.

Организация ЛФК (индивидуальная работа)

На уроках

Учитель физкультуры




3.

Организация физминуток, динамических пауз

В течение дня

Учителя - предметники




4.

Проведение утренней зарядки

ежедневно

Дежурный учитель




5.

Организация спортивных секций:
- волейбол;

- баскетбол;

- футбол


4 ч/н

2 ч/н

2 ч/н

Руководители секций




6.

Организация спортивно-оздоровительных мероприятий:

- кросс;

- спортивные праздники;

- соревнования по различным видам спорта

- футбол

- шахматы, шашки

- волейбол

- баскетбол

- мини-футбол

- легкая атлетика

- футзал

- лыжные гонки

- настольный теннис

- пионербол

- Дни здоровья


По плану спортивно-массовых мероприятий

Учитель физкультуры, руководители секций




7.

Привитие навыков здорового образа жизни:

- проведение классных часов,

- уроки биологии

- уроки общения в 5 классе

- интегрированный курс ОБЖ «Профилактика наркомании» (3 – 4 классы)

- оформление уголка здоровье

- организация выставок, книг, журналов на тему «Наше здоровье в наших руках»


По плану

1 полуг.

По плану

В течение года


Кл. руководит.

Уч. биологии

Педаг.-психол.

Учителя-предметники

Организатор

Библиотекарь






    1. Блок. Организация работы с родителями

Лекторий для родителей

Первое полугодие

Второе полугодие

Родительское собрание «Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привития навыков ЗОЖ». Анализ анкетирования, результаты медосмотра 1 – 9 классы

Влияние учебного процесса на здоровье детей (учителя начальных классов).

Первые дни ребенка в школе, Психологические аспекты готовности ребенка к школе. 1 класс




Экология и здоровье ребенка:

  • Радиоактивность дома;

  • Электромагнитные поля и излучения в доме;

  • Телевизор – наш друг и враг.

5 – 7 классы

Гиподинамия у школьников:

  • Организация правильного двигательного режима ученика в школе и дома;

  • Роль динамических пауз в режиме труда школьника

(учителя начальных классов)

Физиологические резервы школьника и его физическая и умственная активность (учителя начальных классов)

1 – 4 классы

Основные принципы проведения оздоровительной физической тренировки (медицинский работник, учителя физкультуры)

5 – 9 классы

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, остеохондроза, опорно-двигательного аппарата учащихся (медицинский работник)

5 – 8 классы

Профилактика переутомления девятиклассников в последние месяцы учебы и в период подготовки к экзаменам (психолог).

9 класс

Наркомания – злейший враг молодежи

8 – 9 классы

Средства профилактики простудных заболеваний

(медицинский работник)

5 – 9 классы

Режим дня школьника
(классные руководители)

1 – 9 классы

Питание школьника и его здоровье. Основные правила и принципы оздоровительного питания: когда и сколько есть? Правильное сочетание пищевых продуктов. Роль школьного питания в поддержании умственной и физической работоспособности учащихся (медицинский работник) 5 – 9 классы

Соответствие уровня учебной и физической нагрузки состоянию здоровья ученика. Проблема дифференцированного образования

5 – 8 классы

Табакокурение – вредная привычка. Как избежать вовлечения Вашего ребенка в круг курильщиков (психолог)

5 – 8 классы

Работа с педагогами

№ п/п

Наименование содержания

Сроки

Ответственные

Финансирование

1.

Плановый медицинский осмотр

2 полугодие




Школа

2.

Проведение дней Здоровья

1 раз в четверть

Профсоюзный комитет

Профсоюз

3.

Проведение анкетирования:

- изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении

- эмоциональная выгараемость педагогов


1 четверть

2 четверть


Завуч

Завуч




4.

Проведение соревнований по волейболу между командами учителей и учащихся

3 четверть

Профсоюз




5.

Участие в районных спортивных мероприятий

По плану КО

Профсоюз




страница 1


скачать

Другие похожие работы:








Паспорт программы Обоснование

Паспорт программы: 1 стр.