Программа «здоровьесберегающая деятельность школы»
ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ».
Цель:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
Отработать систему выявления уровня здоровья школьников и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
Пропагандировать здоровый образ жизни и расширить кругозор школьников в области физической культуры и спорта.
Проводить последовательное и просвещение родителей учащихся в вопросах сохранения здоровья детей.
Совершенствовать систему профилактической работы по предупреждению детского травматизма на дорогах.
Проводить комплекс мер по уменьшению заболеваемости учащихся школы.
Совершенствовать организацию горячего питания школьников с целью систематического формирования здорового подрастающего поколения.
Проблемы:
ухудшение социального положение семей в посёлке;
высокий уровень безработицы;
не всегда хорошая обеспеченность детей полноценным питанием;
невысокий уровень общей культуры в микросоциуме школы.
Участники:
учащиеся школы и их родители;
классные руководители;
учителя – предметники;
врачи – специалисты и медицинский персонал;
администрация школы.
Пояснительная записка.
Любая образовательная деятельность не может считаться эффективной, если в процессе её осуществления происходит ухудшение здоровья субъектов этой деятельности. В настоящее время особенно остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья человека. Необходимость работы по подпрограмме «Здоровьесберегающая деятельность школы» обусловлена рядом причин, среди которых немаловажное значение имеет тот факт, что в последнее время отмечается снижение уровня здоровья детей и подростков, распространение вредных привычек. Анализ материалов многочисленных исследований состояния здоровья школьников свидетельствует, что в настоящее время могут считаться здоровыми только 10% выпускников школ.
Эксперты всемирной организации здравоохранения утверждают, что здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% от экологии, на 20% от генетических факторов и 50% от образа жизни.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Подростки, чувствуя себя взрослыми, стремятся изменить отношение с ближайшим окружением, требуют признать себя взрослыми, не умея построить ответственные отношения, сохранить и укрепить своё психологическое и физическое здоровье.
Утрачивается духовно-нравственная сторона межличностных отношений. В газетах и на телеэкранах нередко можно увидеть откровенную пропаганду насилия. Подросток, будучи психологически незрелым, ещё не в состоянии критически осмыслить весь поток воспринимаемой им информации, дать сопротивление изощрённому психологическому давлению. Поэтому на сегодняшний день актуальной становится проблема духовного и физического здоровья молодёжи, здоровья общества.
Ухудшение социального положения семей в наших посёлках, высокий уровень безработицы приводит к тому, что увеличивается уровень необеспеченности детей полноценного питания. Зачастую многие дети получают достаточно полноценную пищу в школе, а не дома.
Анализируя результаты медицинского обследования учащихся школы, следует отметить, что происходит увеличение количества детей с нарушением осанки, хотя снижено количество учащихся с заболеваниями органов пищеварения, сердечно-сосудистых заболеваний.
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Организация полноценного горячего питания (школьных завтраков и обедов) должна соответствовать современным научным принципам оптимального (здорового) питания и обеспечивать детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Организация питания школьников является важной составляющей Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ и принадлежит к числу приоритетных направлений деятельности органов здравоохранения, госсанэпидслужбы и органов образования.
Немаловажное значение приобретает профилактика общих заболеваний, простудных заболеваний. Необходимо формирование установки на творчество, эмоционально-психическое развитие, т.е. формирование основ здорового образа жизни. Именно это позволит сохранить духовную ценность личности и, несмотря на жизненные трудности и вопреки им, укрепить физическое и психическое здоровье, столь необходимое для создания здорового окружения и полноценной семьи. Движение за здорового человека, духовно зрелую личность может принести плоды, если оно будет массовым и реальным, если в него будут вовлечены не только взрослые, но и дети.
Мероприятия и основные направления деятельности по реализации.
План мероприятий здоровьесберегающей деятельности школы.
1.Учебно – воспитательная работа:
№ | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Валеологический анализ расписания уроков. | Сентябрь, январь | Заместитель директора по УВР |
2. | Организация перемен, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся. | В течение года | Классные руководители учитель физической культуры |
3. | Обязательное пребывание детей (1-4 классов) на свежем воздухе. | В течение года | Классные руководители учитель физической культуры |
4. | Валеологический анализ отдельных учебных предметов. | В течение года | Заместитель директора по УВР |
5. | Контроль за правильным использованием ТСО. | Ноябрь, февраль | Уполномоченный по охране труда |
6. | Контроль за соблюдением учебной нагрузки. | В течение года | Заместитель директора по УВР |
7. | Осуществление координации между учителями – предметниками, медиками и родителями по использованию здоровьесберегающих технологий. | В течение года | Заместитель директора по УВР |
2.Профилактическая работа:
№ | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Плановый медосмотр учащихся: -индивидуальная оценка физического состояния. | Сентябрь, январь | Медицинский работник |
2. | Плановая диспансеризация учащихся. | Октябрь | Врачи - специалисты ЦРБ |
3. | Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом диспансеризации. | Ноябрь | Медицинский работник |
4. | Выработка рекомендаций по здоровье-сбережению для классных руководителей, родителей. | В течение года | Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры |
5. | Мониторинг санитарно – гигиенического состояния учебного здания (температурный режим, вентиляция, освещение). | В течение года | Медицинский работник |
6. | Контроль пищевого рациона, сбалансированности питания, витаминизации и питьевого режима. | Ежедневно | Директор, медицинский работник |
7. | Контроль качества готовой пищи. | Ежедневно | Медицинский работник, дежурный учитель, повар |
8. | Контроль ведения журналов установленного образца: -журнал бракеража готовых блюд; -журнал бракеража скоропортящихся продуктов; -журнал «С» - витаминизации; -журнал осмотра персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания; -журнал учёта проведения мероприятий по контролю; -журнал для замечаний представителей других контролирующих организаций и ведомств; -личные медицинские книжки персонала пищеблока; -товарно-транспортные накладные с указанием сортности, категории поступающего сырья, жирности молокопродуктов, датой конечного срока реализации, копиями ветсвидетельства на мясо, рыбу, птицу, яйцо. | Еженедельно | Директор, завхоз |
9. | Производственный лабораторный контроль по основным гигиеническим показателям качества выпускаемой продукции. | Ежемесячно | Директор, завхоз |
10 | Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил в школьной столовой. | Еженедельно | Директор, завхоз |
11. | Контроль за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока. | Ежедневно | Медицинский работник ФАПа |
12. | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности. | Каждую четверть | Медицинский работник |
13. | Организация классных часов по правилам дорожного движения и профилактике травматизма. | В течение года | Классные руководители |
3.Методическая и опытно – экспериментальная работа:
№ | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Проведение диагностики по изучению физического развития школьников: -выявление состояния опорно-двигательного аппарата; -определение остроты зрения; -определение Ж.Е.Л.; -антрополические исследования. | Сентябрь, май | Медицинский работник, учитель физической культуры |
2. | Проведение мониторинга психического развития (анкетирование). | Сентябрь, январь | Психологи центра «Семья» |
3. | Уточнение планов воспитательной работы классных руководителей по реализации Подпрограммы. | Сентябрь, январь | Заместитель директора по УВР |
4. | Апробирование новых методик, технологий для классных руководителей, родителей, касающихся укрепления здоровья учащихся. | В течение года | Заместитель директора по УВР |
5. | Обеспечение методическими рекомендациями, тестами, анкетами для проведения мониторинга состояния здоровья школьников. | Сентябрь | Заместитель директора по УВР |
4.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек:
№ | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Организация и проведение «Дней здоровья». | Сентябрь, май | Педагог - организатор, учитель физической культуры |
2. | Проведение спортивно – массовых мероприятий «Здоровая школа – здоровые дети». | В течение года | Педагог - организатор, учитель физической культуры, классные руководители |
3. | Антинаркотическая акция. | В течение года | Педагог - организатор, классные руководители |
4. | Организация и проведение тематических экскурсий, подвижных игр на свежем воздухе. | В течение года | Педагог - организатор, классные руководители |
5. | Использование здоровьесберегающих технологий на уроках, на занятиях ОДО и секциях. | В течение года | Учителя - предметники, руководители ОДО, учитель физической культуры |
6. | Проведение тематических классных часов на ступенях обучения по пропаганде здорового образа жизни. | В течение года | Классные руководители |
7. | Проведение тематических классных часов по питанию и здоровью. | В течение года | Классные руководители |
5.Функции различных категорий работников школы в контексте
реализации программы.
1.Функции медицинской службы:
проведение диспансеризации школы;
медосмотр учащихся, определение уровня физического здоровья;
выявление учащихся специальной медицинской группы;
контроль питания в школе.
2.Функции директора и заместителя:
общее руководство реализации подпрограммы; организация, координация, контроль;
общее руководство и контроль за организацией питания учащихся в школе;
организация контроля уроков физической культуры;
обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;
организация работы классных руководителей по подпрограмме «Здоровьесберегающей деятельности школы» и её контроль;
организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
организация работы с психологической службой Большечерниговского района на договорных началах.
3.Функции классного руководителя:
санитарно – гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании;
организация и проведение профилактической работы с родителями;
организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;
организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках подпрограммы;
организация и проведение исследования уровня психического и психофизического здоровья учащихся;
организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения.
Нормативно – правовая база:
Конвенция ООН о правах ребёнка, ч.1 ст. 29 и 31.
Закон РФ «Об образовании», гл.5 ст. 50 и 51.
ФЗ «О физической культуре и спорте РФ», гл.1 ст.1, 4; гл.2 ст. 5; гл.3 ст.14; гл.6 ст.34.
СанПиН 2.4.2.1178 – 02
Прогнозируемый результат.
создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
у учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья;
снижение уровня заболеваемости среди учащихся и педагогов (положительная динамика);
активное внедрение здоровьесберегающих технологий;
социальная адаптация детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;
повышение качества профилактической работы;
снижение пропусков уроков учащихся по причинам болезни;
увеличение охвата детей профилактическими формами оздоровительной направленности.
План реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».
№ | Мероприятия | Срок | Класс | Ответственный |
1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояние здоровья учащихся. Медицинская диагностика, оздоровление. | ||||
1. | Углубленное медицинское обследование учащихся. | Сентябрь | 1-11 | Врачи - специалисты, классные руководители |
2. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. | Сентябрь | 1-11 | Медицинский работник , классные руководители |
3. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни. | В течение года | 1-11 | Классные руководители |
4. | Анализ случаев травматизма в школе. | В течение года | 1-11 | Медицинский работник, директор |
5. | Оздоровление учащихся через санаторное лечение. | По согласованию с филиалом соц. страхования | 1-11 | Медицинский работник, директор |
6. | Организация работы летнего оздоровительного лагеря в школе. | Июнь | 1-6 | Администрация |
2.Мониторинг психофизического здоровья учащихся. | ||||
1. | Психологический мониторинг здоровья учащихся: -тест на адаптацию в начальной и средней школе; -тест на тревожность. | Сентябрь, январь | 1, 3, 5 | Психологи центра «Семья» |
2. | Анкетирование родителей учащихся. | Сентябрь, март | 1-11 | Психологи центра «Семья» |
3. | Составление социального паспорта школы. | Сентябрь | | Классные руководители, заместитель директора по УВР |
4. | Составление мониторинга представлений о ЗОЖ. | Ноябрь | 1-11 | Психологи центра «Семья» |
5. | Определение психологического климата в классе. | Октябрь | 7-11 | Психологи центра «Семья» |
6. | Изучение и анализ познавательной активности, эмоционального состояния, трудностей в обучении. | Ноябрь | 1-11 | Психологи центра «Семья» |
3.Контроль за соблюдением санитарно – гигиенического режима в школе. | ||||
1. | Эстетическое оформление класса и школы. | В течение года | 1-11 | Завхоз, заведующие кабинетами |
2. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа). | В течение года | 1-11 | Заместитель директора по УВР |
3. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: -проветривание; -освещение; -вентиляция; -отопление; -уборка. | 1 раз в неделю 1 раз в неделю; 2 раза в неделю; 2 раза в неделю; ежедневно ежедневно | Все помещения | Завхоз, медицинский работник |
4. | Контроль за качеством питания. | В течение года | | Директор, завхоз |
5. | Контроль за ведением соответствующей документацией. | В течение года | | Директор, завхоз |
6. | Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил в школьной столовой. | В течение года | | Директор, завхоз |
7. | Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями. | В течение года | | Заместитель директора по УВР |
8. | Организация активного отдыха на переменах. | Постоянно | 1-11 | Классные руководители, учитель физической культуры |
9. | Проведение физкультминуток на уроках, валеологических пауз. | Постоянно | 1-11 | Учителя – предметники |
4.Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний. | ||||
1. | Прививки детей согласно приказам МинЗдравСоцразвития. | В течение года | 1-11 | Медицинский работник |
2. | Профилактическая работа во время эпидемий. | В течение года | 1-11 | Медицинский работник |
3. | Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, сан.бюллетени, полезные советы. | В течение года | 1-11 | Медицинский работник |
4. | Организация контроля за горячим питанием учащихся. | В течение года | | Медицинский работник |
5. | Контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока. | В течение года | | Медицинский работник |
5.Физическое воспитание, организация активного двигательного досуга. | ||||
1. | Профилактика нарушений осанки на уроках. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, учителя – предметники |
2. | Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, классные руководители |
3. | 3-й двигательный урок физкультуры. Динамический час. | Еженедельно | 2-4 1 | Учитель физической культуры, |
4. | Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, |
5. | Организация индивидуального подхода и дифференциации заданий для детей, отнесённых к специальным и подготовительным группам по данным медиков. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, |
6. | Организация школьных соревнований и участие школьников в районных, окружных, областных соревнованиях. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, классные руководители |
7. | Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий. | В течение года | 1-11 | Классные руководители |
8. | Работа спортивных секций. | В течение года | 1-11 | Учитель физической культуры, |
6.Профилактика травматизма. | ||||
1. | Занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, конкурс рисунков и плакатов). | В течение года | 1-11 | Классные руководители, педагог – организатор |
2. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ. ОЖС «Человек и здоровье» | По программе | 8, 10-11 2-4 5-11 | Учитель ОБЖ Учителя начальных классов Учитель биологии |
3. | Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности. | Сентябрь | 1-11 | Директор, классные руководители |
4. | Статистика и анализ случаев травматизма в школе. | В течение года | 1-11 | Медицинский работник, директор |
7.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек. | ||||
1. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ. ОЖС «Человек и здоровье» | По программе | 8, 10-11 2-4 5-11 | Учитель ОБЖ Учителя начальных классов Учитель биологии |
2. | Тематические классные часы. | В течение года | 1-11 | Классные руководители |
3. | Тематические родительские собрания. | В течение года | 1-11 | Классные руководители |
4. | Встречи с врачами - специалистами (нарколог, психиатр, фтизиатр). | По плану | 1-11 | Заместитель директора по УВР |
5. | Оздоровительная работа: -дни здоровья; -сотрудничество с центром «Семья»; совместная работа с ресурсным центром округа по профориентации молодёжи; -проведение месячника здоровья; -внеклассные мероприятия по здоровому образу жизни. | Сентябрь, май В течение года В течение года Ноябрь, апрель В течение года | | Классные руководители, заместитель директора по УВР |
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: