NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «здоровьесберегающая деятельность школы»


ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ».

Цель:

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья школьников и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

  2. Пропагандировать здоровый образ жизни и расширить кругозор школьников в области физической культуры и спорта.

  3. Проводить последовательное и просвещение родителей учащихся в вопросах сохранения здоровья детей.

  4. Совершенствовать систему профилактической работы по предупреждению детского травматизма на дорогах.

  5. Проводить комплекс мер по уменьшению заболеваемости учащихся школы.

  6. Совершенствовать организацию горячего питания школьников с целью систематического формирования здорового подрастающего поколения.

Проблемы:

  • ухудшение социального положение семей в посёлке;

  • высокий уровень безработицы;

  • не всегда хорошая обеспеченность детей полноценным питанием;

  • невысокий уровень общей культуры в микросоциуме школы.



Участники:

  • учащиеся школы и их родители;

  • классные руководители;

  • учителя – предметники;

  • врачи – специалисты и медицинский персонал;

  • администрация школы.

Пояснительная записка.

Любая образовательная деятельность не может считаться эффективной, если в процессе её осуществления происходит ухудшение здоровья субъектов этой деятельности. В настоящее время особенно остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья человека. Необходимость работы по подпрограмме «Здоровьесберегающая деятельность школы» обусловлена рядом причин, среди которых немаловажное значение имеет тот факт, что в последнее время отмечается снижение уровня здоровья детей и подростков, распространение вредных привычек. Анализ материалов многочисленных исследований состояния здоровья школьников свидетельствует, что в настоящее время могут считаться здоровыми только 10% выпускников школ.

Эксперты всемирной организации здравоохранения утверждают, что здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20% от экологии, на 20% от генетических факторов и 50% от образа жизни.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» предусматривает создание в учебных заведениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Подростки, чувствуя себя взрослыми, стремятся изменить отношение с ближайшим окружением, требуют признать себя взрослыми, не умея построить ответственные отношения, сохранить и укрепить своё психологическое и физическое здоровье.

Утрачивается духовно-нравственная сторона межличностных отношений. В газетах и на телеэкранах нередко можно увидеть откровенную пропаганду насилия. Подросток, будучи психологически незрелым, ещё не в состоянии критически осмыслить весь поток воспринимаемой им информации, дать сопротивление изощрённому психологическому давлению. Поэтому на сегодняшний день актуальной становится проблема духовного и физического здоровья молодёжи, здоровья общества.

Ухудшение социального положения семей в наших посёлках, высокий уровень безработицы приводит к тому, что увеличивается уровень необеспеченности детей полноценного питания. Зачастую многие дети получают достаточно полноценную пищу в школе, а не дома.

Анализируя результаты медицинского обследования учащихся школы, следует отметить, что происходит увеличение количества детей с нарушением осанки, хотя снижено количество учащихся с заболеваниями органов пищеварения, сердечно-сосудистых заболеваний.

Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Организация полноценного горячего питания (школьных завтраков и обедов) должна соответствовать современным научным принципам оптимального (здорового) питания и обеспечивать детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Организация питания школьников является важной составляющей Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ и принадлежит к числу приоритетных направлений деятельности органов здравоохранения, госсанэпидслужбы и органов образования.

Немаловажное значение приобретает профилактика общих заболеваний, простудных заболеваний. Необходимо формирование установки на творчество, эмоционально-психическое развитие, т.е. формирование основ здорового образа жизни. Именно это позволит сохранить духовную ценность личности и, несмотря на жизненные трудности и вопреки им, укрепить физическое и психическое здоровье, столь необходимое для создания здорового окружения и полноценной семьи. Движение за здорового человека, духовно зрелую личность может принести плоды, если оно будет массовым и реальным, если в него будут вовлечены не только взрослые, но и дети.

Мероприятия и основные направления деятельности по реализации.

План мероприятий здоровьесберегающей деятельности школы.

1.Учебно – воспитательная работа:



Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Валеологический анализ расписания уроков.

Сентябрь, январь

Заместитель директора по УВР

2.

Организация перемен, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся.

В течение года

Классные руководители учитель физической культуры

3.

Обязательное пребывание детей (1-4 классов) на свежем воздухе.

В течение года

Классные руководители учитель физической культуры

4.

Валеологический анализ отдельных учебных предметов.

В течение года

Заместитель директора по УВР

5.

Контроль за правильным использованием ТСО.

Ноябрь, февраль

Уполномоченный по охране труда

6.

Контроль за соблюдением учебной нагрузки.

В течение года

Заместитель директора по УВР

7.

Осуществление координации между учителями – предметниками, медиками и родителями по использованию

здоровьесберегающих технологий.

В течение года

Заместитель директора по УВР


2.Профилактическая работа:




Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Плановый медосмотр учащихся:

-индивидуальная оценка физического состояния.

Сентябрь, январь

Медицинский работник

2.

Плановая диспансеризация учащихся.

Октябрь

Врачи - специалисты ЦРБ

3.

Ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом диспансеризации.

Ноябрь

Медицинский работник

4.

Выработка рекомендаций по здоровье-сбережению для классных руководителей, родителей.

В течение года

Заместитель директора по УВР, учитель физической культуры

5.

Мониторинг санитарно – гигиенического состояния учебного здания (температурный режим, вентиляция, освещение).

В течение года

Медицинский работник

6.

Контроль пищевого рациона, сбалансированности питания, витаминизации и питьевого режима.

Ежедневно

Директор, медицинский работник

7.

Контроль качества готовой пищи.

Ежедневно

Медицинский работник, дежурный учитель, повар

8.

Контроль ведения журналов установленного образца:

-журнал бракеража готовых блюд;

-журнал бракеража скоропортящихся продуктов;

-журнал «С» - витаминизации;

-журнал осмотра персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания;

-журнал учёта проведения мероприятий по контролю;

-журнал для замечаний представителей других контролирующих организаций и ведомств;

-личные медицинские книжки персонала пищеблока;

-товарно-транспортные накладные с указанием сортности, категории поступающего сырья, жирности молокопродуктов, датой конечного срока реализации, копиями ветсвидетельства на мясо, рыбу, птицу, яйцо.

Еженедельно

Директор, завхоз

9.

Производственный лабораторный контроль по основным гигиеническим показателям качества выпускаемой продукции.

Ежемесячно

Директор, завхоз

10

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил в школьной столовой.

Еженедельно

Директор, завхоз

11.

Контроль за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока.

Ежедневно

Медицинский работник ФАПа

12.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности.

Каждую четверть

Медицинский работник

13.

Организация классных часов по правилам дорожного движения и профилактике травматизма.

В течение года

Классные руководители


3.Методическая и опытно – экспериментальная работа:



Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Проведение диагностики по изучению физического развития школьников:

-выявление состояния опорно-двигательного аппарата;

-определение остроты зрения;

-определение Ж.Е.Л.;

-антрополические исследования.

Сентябрь, май

Медицинский работник, учитель физической культуры

2.

Проведение мониторинга психического развития (анкетирование).

Сентябрь, январь

Психологи центра «Семья»

3.

Уточнение планов воспитательной работы классных руководителей по реализации Подпрограммы.

Сентябрь, январь

Заместитель директора по УВР

4.

Апробирование новых методик, технологий для классных руководителей, родителей, касающихся укрепления здоровья учащихся.

В течение года

Заместитель директора по УВР

5.

Обеспечение методическими рекомендациями, тестами, анкетами для проведения мониторинга состояния здоровья школьников.

Сентябрь

Заместитель директора по УВР


4.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек:



Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Организация и проведение «Дней здоровья».

Сентябрь, май

Педагог - организатор, учитель физической культуры

2.

Проведение спортивно – массовых мероприятий «Здоровая школа – здоровые дети».

В течение года

Педагог - организатор, учитель физической культуры, классные руководители

3.

Антинаркотическая акция.

В течение года

Педагог - организатор, классные руководители

4.

Организация и проведение тематических экскурсий, подвижных игр на свежем воздухе.

В течение года

Педагог - организатор, классные руководители

5.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках, на занятиях ОДО и секциях.

В течение года

Учителя - предметники, руководители ОДО, учитель физической культуры

6.

Проведение тематических классных часов на ступенях обучения по пропаганде здорового образа жизни.

В течение года

Классные руководители

7.

Проведение тематических классных часов по питанию и здоровью.

В течение года

Классные руководители


5.Функции различных категорий работников школы в контексте

реализации программы.

1.Функции медицинской службы:

  • проведение диспансеризации школы;

  • медосмотр учащихся, определение уровня физического здоровья;

  • выявление учащихся специальной медицинской группы;

  • контроль питания в школе.

2.Функции директора и заместителя:

  • общее руководство реализации подпрограммы; организация, координация, контроль;

  • общее руководство и контроль за организацией питания учащихся в школе;

  • организация контроля уроков физической культуры;

  • обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

  • разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;

  • организация работы классных руководителей по подпрограмме «Здоровьесберегающей деятельности школы» и её контроль;

  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

  • организация работы с психологической службой Большечерниговского района на договорных началах.

3.Функции классного руководителя:

  • санитарно – гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике табакокурения, токсикомании, наркомании;

  • организация и проведение профилактической работы с родителями;

  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками, наркологами;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках подпрограммы;

  • организация и проведение исследования уровня психического и психофизического здоровья учащихся;

  • организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения.

Нормативно – правовая база:

    1. Конвенция ООН о правах ребёнка, ч.1 ст. 29 и 31.

    2. Закон РФ «Об образовании», гл.5 ст. 50 и 51.

    3. ФЗ «О физической культуре и спорте РФ», гл.1 ст.1, 4; гл.2 ст. 5; гл.3 ст.14; гл.6 ст.34.

    4. СанПиН 2.4.2.1178 – 02


Прогнозируемый результат.


  • создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;

  • у учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья;

  • снижение уровня заболеваемости среди учащихся и педагогов (положительная динамика);

  • активное внедрение здоровьесберегающих технологий;

  • социальная адаптация детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях;

  • повышение качества профилактической работы;

  • снижение пропусков уроков учащихся по причинам болезни;

  • увеличение охвата детей профилактическими формами оздоровительной направленности.



План реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».




Мероприятия

Срок

Класс

Ответственный

1.Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояние здоровья учащихся. Медицинская диагностика, оздоровление.

1.

Углубленное медицинское обследование учащихся.

Сентябрь

1-11

Врачи - специалисты, классные руководители

2.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.

Сентябрь

1-11

Медицинский работник , классные руководители

3.

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

В течение года

1-11

Классные руководители

4.

Анализ случаев травматизма в школе.

В течение года

1-11

Медицинский работник, директор

5.

Оздоровление учащихся через санаторное лечение.

По согласованию с филиалом соц. страхования

1-11

Медицинский работник, директор

6.

Организация работы летнего оздоровительного лагеря в школе.

Июнь

1-6

Администрация

2.Мониторинг психофизического здоровья учащихся.

1.

Психологический мониторинг здоровья учащихся:

-тест на адаптацию в начальной и средней школе;

-тест на тревожность.

Сентябрь, январь

1, 3, 5

Психологи центра «Семья»

2.

Анкетирование родителей учащихся.

Сентябрь, март

1-11

Психологи центра «Семья»

3.

Составление социального паспорта школы.

Сентябрь




Классные руководители, заместитель директора по УВР

4.

Составление мониторинга представлений о ЗОЖ.

Ноябрь

1-11

Психологи центра «Семья»

5.

Определение психологического климата в классе.

Октябрь

7-11

Психологи центра «Семья»

6.

Изучение и анализ познавательной активности, эмоционального состояния, трудностей в обучении.

Ноябрь

1-11

Психологи центра «Семья»

3.Контроль за соблюдением санитарно – гигиенического режима в школе.

1.

Эстетическое оформление класса и школы.

В течение года

1-11

Завхоз, заведующие кабинетами

2.

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа).

В течение года

1-11

Заместитель директора по УВР

3.

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

-проветривание;
-освещение;
-вентиляция;
-отопление;

-уборка.

1 раз в неделю
1 раз в неделю;

2 раза в неделю;

2 раза в неделю;

ежедневно

ежедневно

Все помещения

Завхоз, медицинский работник

4.

Контроль за качеством питания.

В течение года




Директор, завхоз

5.

Контроль за ведением соответствующей документацией.

В течение года




Директор, завхоз

6.

Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил в школьной столовой.

В течение года




Директор, завхоз

7.

Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями.

В течение года




Заместитель директора по УВР

8.

Организация активного отдыха на переменах.

Постоянно

1-11

Классные руководители, учитель физической культуры

9.

Проведение физкультминуток на уроках, валеологических пауз.

Постоянно

1-11

Учителя – предметники

4.Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний.

1.

Прививки детей согласно приказам МинЗдравСоцразвития.

В течение года

1-11

Медицинский работник

2.

Профилактическая работа во время эпидемий.

В течение года

1-11

Медицинский работник

3.

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, сан.бюллетени, полезные советы.

В течение года

1-11

Медицинский работник

4.

Организация контроля за горячим питанием учащихся.

В течение года




Медицинский работник

5.

Контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.

В течение года




Медицинский работник

5.Физическое воспитание, организация активного двигательного досуга.

1.

Профилактика нарушений осанки на уроках.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры, учителя – предметники

2.

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры, классные руководители

3.

3-й двигательный урок физкультуры.

Динамический час.

Еженедельно

2-4
1

Учитель физической культуры,

4.

Привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры,

5.

Организация индивидуального подхода и дифференциации заданий для детей, отнесённых к специальным и подготовительным группам по данным медиков.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры,

6.

Организация школьных соревнований и участие школьников в районных, окружных, областных соревнованиях.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры, классные руководители

7.

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий.

В течение года

1-11

Классные руководители

8.

Работа спортивных секций.

В течение года

1-11

Учитель физической культуры,

6.Профилактика травматизма.

1.

Занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, конкурс рисунков и плакатов).

В течение года

1-11

Классные руководители, педагог – организатор

2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ.

ОЖС
«Человек и здоровье»

По программе



8, 10-11

2-4
5-11



Учитель ОБЖ

Учителя начальных классов

Учитель биологии

3.

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности.

Сентябрь

1-11

Директор, классные руководители

4.

Статистика и анализ случаев травматизма в школе.

В течение года

1-11

Медицинский работник, директор

7.Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

1.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ.

ОЖС
«Человек и здоровье»

По программе



8, 10-11

2-4
5-11



Учитель ОБЖ

Учителя начальных классов

Учитель биологии

2.

Тематические классные часы.

В течение года

1-11

Классные руководители

3.

Тематические родительские собрания.

В течение года

1-11

Классные руководители

4.

Встречи с врачами - специалистами (нарколог, психиатр, фтизиатр).

По плану

1-11

Заместитель директора по УВР

5.

Оздоровительная работа:

-дни здоровья;
-сотрудничество с центром «Семья»;

совместная работа с ресурсным центром округа по профориентации молодёжи;

-проведение месячника здоровья;

-внеклассные мероприятия по здоровому образу жизни.


Сентябрь, май

В течение года

В течение года
Ноябрь, апрель

В течение года





Классные руководители, заместитель директора по УВР

страница 1страница 2


скачать

Другие похожие работы:







Программа развития

Программа: 1 стр.