NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Пронина Антонина Александровна 2013-2014учебный год пояснительная записка рабочая программа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Таремское


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______ /Е.И. Калиничева/

протокол №___

от «___» _________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское

________ /В.Г. Коробова/

«___»________________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. Таремское

_________ /Ю.А. Рукосуев/
Приказ №____ от «___»____ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу современная русская литература

10 класс

Составитель: учитель

Пронина Антонина Александровна

2013-2014учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе программы элективного курса Б.А. Ланина «Современная русская литература», допущена Министерством образования РФ. Издательский центр «Вентана- Граф», Москва, 2004 г.

На сегодняшний день задача образования - «...воспитание каждого школьника высоконравственной, культурной, творчески активной, предприимчивой и социально зрелой личностью».Кроме этого, задача учителя, преподающего литературу и русский язык в 10-11 классах – подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Программа факультативного курса «Современная русская литература» способствует осуществлению поставленных задач по формированию общей культуры личности и её творческого и социального развития, даёт материал для написания сочинения части С ЕГЭ в плане аргументации проблемы текста, данного на экзамене.

Поскольку сквозной темой школьной программы по литературе для 10 класса является тема «Темы и проблемы русской литературы 19 века»», для изучения на факультативе выбраны такие произведения, которые бы соответствовали нравственным исканиям десятиклассников и давали возможность решать жизненно важные для этического и идеологического воспитания проблемы, повысить уровень духовно - нравственного развития школьников.

Таким образом, объединение в рамках факультативной программы достаточно широко известных произведений современной русской литературы опирается на общие цели обучения, читательский круг школьников, их возрастные особенности и приоритеты современного образования.


2. Цели и задачи курса.
Задача курса литературы - опираться на общее развитие ученика и стимулировать его, способствуя усвоению традиционных нравственных ценностей.
В связи с вышесказанным задачей учителя будет развитие следующих умений у учащихся:
• находить основную проблему произведения;
• следить за развитием сюжета в эпическом произведении;
• сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторской позиции;
• видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
• обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
• видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
• сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
• написать отзыв на экранизацию произведения ( если таковая имеется)


3. Содержание курса.
Программа факультативного курса составлена таким образом, чтобы на литературном материале показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (послереволюционная эпоха, Великая отечественная война 1941-1945гг., современная реальность), подчёркивает социальный и исторический характер нравственных проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.


4. Межпредметные связи.
Литература как учебный предмет тесно связана с другими видами искусства. Так, например, при изучении произведений Б.Васильева «А зори здесь тихие» можно обратиться к их киноверсиям, сопоставить эпизоды фильма и текст с точки зрения выражения авторской позиции, а при изучении рассказа В. Маканина «Кавказский пленный» посмотреть фильм Ф. Бондарчука «9 рота». Полезным будет привлечение на уроках иллюстраций художников для составления портретной характеристики героя, для отработки умения сопоставлять стиль текста и иллюстраций к нему. Нельзя упускать из виду связь литературы с историей. Знания учащихся о Великой отечественной войне 1941-1945гг., о событиях революции 1917 года, о происходящем во второй половине XX века в нашей стране помогут лучше понять литературное произведение


5. Учебно- тематическое планирование

№ урока

Тема урока. Краткое содержание

Форма урока

 

 

 

1

 

Тема 1. Введение

 

Особенности литературного процесса конца ХХ века. Общественно-политическая обстановка в России. Влияние «возвращенной» отечественной и эмигрантской литературы на современный литературный процесс.

 

Лекция

2

Неоднородность русской прозы по своим эстетическим принципам и этико-философским установкам. Неореализм и постмодернизм. Три течения современной прозы: неоклассическое, условно-метафорическое и «другая проза»

Лекция

учителя.

 

 

Тема 2. Неоклассическая (традиционная) проза

 

3

«Эти непростые 30-е годы». Исторические события в России, нашедшие отражение в литературе

Лекция с элементами беседы.

4-5

В.Быков «Облава»

Семинар

6-7

Годы репрессий. Отражение эпохи 30-40-х годов в современной литературе Д. Гранин «Зубр»

Семинар

8

О. Волков «Погружение в тьму» Судьба российской интеллигенции.

Презентация книги учителем

9-10

Военная тема в неоклассической прозе К. Воробьев «Это мы, Господи»

Урок-исследование

11-12

Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты».

Анализ содержания романа.

13

Анализ эпизодов романа В. Астафьева «Прокляты и убиты»

Индивидуальные анализы, обсуждение

14

Толстовские традиции в изображении войны в романе «Прокляты и убиты»

Урок-исследование

15-16

Памятник мученикам и человеческому страданию в «Записках блокадного человека» Л. Гинзбург.

Семинар

17-18

Женщина и война С. Алексиевич «У войны не женское лицо».

Беседа

(представление эссе)

19

Борис Екимов «Ночь исцеления». Исцеление души человеческой.

Беседа

20-21

Нравственный выбор героев в повестях Б. Васильева «А зори здесь тихие», «Встречный бой»

Беседа

22-23

Повесть К. Воробьева «Сашка»

Беседа

24-25

Свет жертвенной любви в рассказе А. Платонова «Взыскание погибших».

Беседа

26-27

Цикл О. Ермакова «Афганские рассказы». Тема абсурдности всякой войны в рассказе «Последний рассказ о войне».

Исследование

28-29

«Чеченская проза». Разлад с миром в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный».

Семинар

30-31

Художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы. Повесть В. Распутина «Пожар».

Лекция

беседа

32-33

В. Распутин «Прощание с Матерой»

Практикум


34

Итоговый урок




Литература

1.Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.. Современная русская литература// Под. Ред. А. Г. Бочарова и Г. А. Белой.- М., 1987.
2. Методика преподавания литературы//Под. ред. О. Ю. Богдановой. - М., 2000.
3. Граник Г. Г., Концевая Л. А., Бондаренко С. М. Когда книга учит. - М., 1991.
4. Ершов Л. Ф. История русской литературы XX века. - М., 1988.
5. Педагогические технологии в школе и вузе. - Рязань, 199
6. Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно -воспитательного процесса ж.«Воспитание школьника», 1993, № 4.
7. Кутьёва Л. В. Педагогические этюды о литературном образовании. М., 2000.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: