Протокол № И. о зав кафедрой /Т. А. Распопова/ Подпись, дата
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского
Кафедра теории и истории русского языка
Аттестационно - педагогические измерительные материалы
по дисциплине
«Старославянский язык»
блока ДПП
для специальности 032900- «Русский язык и литература»
Утверждено на заседании кафедры
«__»________________ 2009 г.
Протокол №
И.о. зав. кафедрой ________________/Т.А. Распопова/
Подпись, дата
Начальник УМУ _________________/А.Н. Прядехо/
Брянск 2009 г.
Введение
АПИМ по старославянскому языку для направлений подготовки филологического профиля разработан для использования в процедурах самообследования и аккредитации вуза с целью оценки уровня подготовки студентов, завершивших изучение курса старославянского языка.
Уровни сложности заданий и их содержание полностью соответствует требованиям ГОС по старославянскому языку для направлений подготовки 032900 – Русский язык и литература.
АПИМ разработала кандидат филологических наук, доцент И.Н. Клеутина.
АПИМ утвержден на заседании кафедры теории и истории русского языка 6 марта 2009 года, протокол № 7.
Тест по старославянскому языку для специальности 032900 – Русский язык и литература.
Назначение: итоговый контроль знаний.
Время выполнения: 80 минут.
Количество заданий: 84.
Тип заданий: открытый, закрытый.
Форма тестовых заданий
Тест состоит из заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных, заданий с выбором нескольких вариантов ответов из четырех предложенных, заданий на соответствие, заданий с пропуском слова.
Алгоритм проверки:
- за правильный ответ тестируемый получает 1 балл;
- за неправильный ответ тестируемый получает 0 баллов.
№ | ДЕ ГОС | № | Наименование темы |
1. | Старославянский язык – первый письменный литературный язык славян. | 1.1. | Понятие о старославянском языке. |
1.2 | Возникновение и развитие старославянской письменности. | ||
1.3 | Первые славянские просветители Константин Философ и Мефодий. | ||
1.4 | Вопрос о диалектной (народной) основе старославянского языка. | ||
2. | Первые славянские азбуки | 1.1 | Дискуссионные вопросы, связанные с созданием старославянских азбук: вопрос о старшинстве их и об их создателях. |
| | 1.2 | Черты сходства и различия между глаголицей и кириллицей. |
| | 1.3 | Древнейшие глаголические и кириллические памятники. |
| | 1.4 | Общая характеристика кириллической азбуки, лежащей в основе современного письма восточно - и южнославянских народов: звуковое и числовое значение букв. Надстрочные знаки. |
3. | Фонетическая система старославянского языка | 1.1 | Система гласных фонем. Классификация гласных по месту и способу образования, полноте артикуляции, участию / неучастию губ и носовой полости |
| | 1.2 | Позиции редуцированных. Изменение гласных (ъ, ь, и, ы) в напряженные редуцированные при определенных фонетических условиях. |
| | 1.3 | Система согласных фонем. Характеристика согласных по месту и способу образования, глухости – звонкости, твердости – мягкости. |
| | 1.4 | Строение слога. Расположение звуков в слоге по принципу возрастающей звучности. Закон открытого слога. |
| | 1.5 | Позднейшие звуковые процессы, отразившиеся в памятниках письменности X – XI веков. |
4. | Понятие о праславянском языке. Фонетическая система старославянского языка в сравнительно-историческом освещении. | 1.1 | Звуковая система раннего периода праславянского языка. Изменения в системе гласных звуков. Утрата количественных противопоставлений гласных звуков. |
| | 1.2 | Звуковые процессы, связанные с законом открытого слога: монофтонгизация дифтонгов и дифтонгических сочетаний. |
| | 1.3 | Происхождение согласных звуков старославянского языка. Судьба сочетаний согласных с j. Упрощение групп согласных. |
| | 1.4 | Сущность I, II, III палатализации. |
5. | Морфология старославянского языка. | 1.1 | Имя существительное в старославянском языке. |
| | 1.2 | Грамматические категории имени прилагательного. Именные и местоименные прилагательные. Образование и склонение прилагательных. |
| | 1.3 | Глагол в старославянском языке. Основы глагола. Классы глаголов. |
| | 1.4 | Изъявительное наклонение. Значение, спряжение глаголов настоящего, будущего и прошедшего времен. |
| | 1.5 | Ирреальные наклонения. Образование форм повелительного и сослагательного наклонения. |
6. | Особенности синтаксиса старославянского языка. | 1.1 | Простое предложение. Конструкции с «двойными падежами». |
| | 1.2 | Оборот дательный самостоятельный. |
| | 1.3 | Сложное предложение (сложносочиненное и сложноподчиненное). Средства связи их частей. |
3 Соответствие содержательной структуры теста требованиям ГОС специальности 032900 – «Русский язык и литература»
№ | Дидактическая единица | Тестовые задания |
1. | Старославянский язык – первый письменный литературный язык славян | 1-13 |
2. | Первые славянские азбуки | 14-26 |
3. | Фонетическая система старославянского языка | 27-45 |
4. | Понятие о праславянском языке. Фонетическая система старославянского языка в сравнительно-историческом освещении | 46-57 |
5. | Морфология старославянского языка | 58-73 |
6. | Особенности синтаксиса старославянского языка | 74-84 |
4. Тестовые задания
Вставьте пропущенное слово.
Старославянский язык – это язык древнейших славянских переводов богослужебных книг с … языка, которые были выполнены в середине IX века.
а) латинского;
б) греческого;
в) еврейского;
г) болгарского.
2. Выберите правильный вариант ответа.
В памятниках старославянской письменности словенским языком называли:
а) болгарский язык;
б) греческий язык;
в) старославянский язык;
г) латинский язык.
3. Выберите два правильных варианта ответа.
Старославянский язык является:
а) разговорным языком;
б) первым письменным литературным языком славян;
в) научным языком;
г) мертвым языком.
4. Возникновение старославянского языка связано с деятельностью:
а) Наума Охридского;
б) Кирилла и Мефодия;
в) Саввы Славяноболгарского;
г) Климента Охридского.
5. Год возникновения старославянского языка и старославянской письменности:
а) 869г.,
б) 885г.,
в) 863г.
г) 865 г.
6. Установите соответствия
Имена | Титулы |
1. Михаил III | а) византийский император |
2. Адриан II | б) папа римский |
3. Симеон | в) болгарский царь |
4. Ростислав | г) великоморавский князь |
7. Выберите правильный вариант ответа.
Константин и Мефодий были уроженцами города
а) Велеграда;
б) Блатнограда;
в) Солуня;
г) Рима.
8. Опровергните утверждение или согласитесь с ним:
«Мефодий работал хартофилаксом при патриаршей библиотеке»
а) да;
б) нет.
9. Опровергните утверждение или согласитесь с ним:
«За свою ученость Константин был прозван современниками Философом»
а) да;
б) нет.
10. Выберите 2 правильных варианта ответа.
24 мая – это…
а) День славянской письменности;
б) День возникновения старославянского языка и старославянской письменности;
в) День памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских;
г) День возникновения великоморавского государства.
11. Выберите правильный вариант ответа.
В основу старославянского языка легли:
а) словенский язык;
б) греческий язык;
в) латинский язык;
г) македонские говоры древнеболгарского языка.
12. Выберите правильный вариант ответа.
Родоначальником паннонской теории является
а) В. Копитар;
б) Й. Добровский;
в) Ф. Миклошич;
г) В. Облак.
13. Установите соответствия
Языки | Языковые группы |
1. болгарский, македонский, сербохорватский, словенский | а) южнославянская |
2. русский, украинский, белорусский | б) восточнославянская |
3. польский, кашубский, чешский, словацкий, верхнелужицкий, нижнелужицкий. | в) западнославянская |
14. Выберите правильный вариант ответа.
Константин и Мефодий создали:
а) глаголицу;
б) латиницу;
в) кириллицу.
15. Выберите правильный вариант ответа.
Древнейшим славянским письмом является
а) кириллица;
б) латиница;
в) греческий унциал;
г) глаголица.
16. Установите соответствия
Теории | Сторонники этой точки зрения |
1.Славянская письменность существовала до Кирилла и Мефодия. Это глаголица, а создание кириллицы связывают с именем Кирилла | а) Григорович В.И., Черных П.Я и др. |
2. Глаголица – древнейшая славянская азбука, созданная Кириллом, а кириллица – его учениками | б) Ягич И.В., Щепкин В.Н., Селищев А.М. и др. |
3. Кириллица – древнейшее письмо. Глаголицу создал Кирилл. | в) Е. Георгиев, Е.Э. Гранстрем |
4. Кириллица – древнейшее славянское письмо, созданное Кириллом; возникновение глаголицы как славянской тайнописи относится к более позднему времени, когда славянская письменность подвергается гонению со стороны католического духовенства. | г) Й. Добровский, И.И. Срезневский, А.И. Соболевский, Е.Ф. Карский. |
17. Выберите правильный вариант ответа.
В основу кириллицы положен:
а) византийский минускул;
б) греко-византийский минускул;
в) византийский унциал;
г) греко-византийский унциал.
18. Опровергните утверждение или согласитесь с ним:
«Названия славянских букв, их порядок в глаголице и кириллице одинаковы»
а) да;
б) нет.
19. Выберите два правильных варианта ответа.
Назовите согласные кириллицы, которые отсутствовали в глаголице.
а) т (тврьдо);
б) j (пси);
в) k (кси);
г) ш (ша).
20. Выберите правильный вариант ответа.
Перечислите буквы глаголицы, которые отсутствовали в кириллице.
а) п (покой);
б) н (нашь);
в) ћ (ће);
г) р (рьци).
21. Установите соответствия между понятиями и содержанием.
Понятие | Содержание |
1. Апостол | а) книга, содержащая деяния и послания апостолов – учеников Иисуса Христа |
2. Евангелие | б) книга, содержащая рассказы о жизни и учении Иисуса Христа |
3. Псалтырь | в) книга, содержащая песнопения (псалмы), во славу Бога, приписываемые библейскому царю и пророку Давиду. |
22. Установите соответствия
| |
1. Киевские листки, Зографское евангелие, Сборник Клоца, Синайская псалтырь и т.д. | а) глаголические памятники |
2. Остромирово евангелие, Саввина книга, Супральская рукопись, Надпись царя Самуила и т.д. | б) кириллические памятники |
23. Опровергните утверждение или согласитесь с ним:
«Остромирово евангелие получило свое название по имени новгородского посадника Остромира, которым оно было переписано на Руси в 1056-1057 гг. с восточноболгарского оригинала»
а) да;
б) нет.
24. Выберите 2 правильных варианта ответа.
Буква v (ижица) может обозначать следующие звуки:
а) е;
б) и;
в) у;
г) в.
25. Установите соответствия между цифрами и их буквенными обозначениями.
Цифры | Их буквенные обозначения |
1. 40 | а) •м• |
2. 14 | б) •дi• |
3. 1 | в) •а• |
26. Установите соответствия между понятиями и их содержанием.
Понятия | Содержание |
1. Титло | а) надстрочный (диакритический) знак, используемый для обозначения чисел, а также для указания на сокращенное написание слова |
2. Паерок | б) надстрочный (диакритический) знак, используемый для обозначения пропуска букв ъ, ь. |
3. Апостроф | в) надстрочный (диакритический) знак, используемый для обозначения мягкости согласных |
27. Выберите два правильных варианта ответа. Перечислите редуцированные гласные:
а) а;
б) ъ;
в) ~;
г) ь.
28. Выберите два правильных варианта ответа. Выделите носовые гласные:
а) о;
б) h$;
в) ;
г) @.
29. Выберите три правильных варианта ответа. Перечислите лабиализованные гласные:
а) о;
б) ы;
в) оу;
г) @.
30. Выберите три правильных варианта ответа. Укажите гласные заднего ряда среднего подъёма:
а) ы;
б) @;
в) ъ;
г) о.
31. Выберите два правильных варианта ответа. Перечислите условия сильной позиции:
а) в абсолютном конце неодносложных слов;
б) перед слогом с редуцированным гласным в слабой позиции;
в) под ударением.
32. Выберите три правильных варианта ответа. Перечислите условия слабой позиции:
а) в абсолютном конце неодносложных слов;
б) перед слогом с гласным полного образования:
в) перед слогом с редуцированным гласным в сильной позиции;
г) перед слогом с редуцированным гласным в слабой позиции.
33. Выберите два правильных варианта ответа.
Кроме гласных ъ, ь редуцированными в определенных условиях могли выступать:
а) е;
б) ы;
в) #;
г) и.
34. Выберите три правильных варианта ответа. Укажите заднеязычные согласные:
а) г;
б) ц;
в) х;
г) к.
35. Выберите три правильных варианта ответа. Укажите фрикативные согласные:
а) д;
б) в;
в) х;
г) ш.
36. Выберите три правильных варианта ответа. Перечислите твердые согласные:
а) г;
б) х;
в) ц;
г) к.
37. Выберите два правильных варианта ответа. Перечислите аффрикаты:
а) ч;
б) ж'д';
в) ц;
г) д.
38. Выберите правильный вариант ответа. Указать среднеязычный согласный:
а) н;
б) к;
в) ј;
г) р.
39. Выберите три правильных варианта ответа. Перечислите исконно мягкие согласные:
а) ж;
б) ц;
в) ч;
г) л.
40. Выберите три правильных варианта ответа. Перечислите непарные глухие согласные:
а) ш;
б) ц;
в) ч;
г) х.
41. Выберите два правильных варианта ответа.
Закон открытого слога – это когда слог заканчивается на:
а) гласный;
б) согласный;
в) слоговой плавный ръ, рь, лъ, ль;
г) редуцированный.
42. Выберите правильный вариант ответа.
Слоговым плавным ръ, лъ, рь, ль в современном русском языке соответствуют сочетания:
а) ро, ло, ре;
б) ор, ол, ер;
в) оро, оло, ере;
г) ра, ла, ре.
43. Установите соответствия.
Слова | Расположение согласных звуков внутри слога |
1. выдра | а) взрывной +плавный |
2. слеза | б) фрикативный +плавный |
3.млhко | в) носовой + плавный |
44. Выберите три правильных варианта ответа.
Следствия падения редуцированных:
а) изменяется слогораздел в словах;
б) становится возможна ассимиляция по глухости – звонкости;
в) отвердевают исконно мягкие шипящие;
г) появляются вторичные слоговые плавные.
45. Выберите два правильных варианта ответа.
Перечислите изменения, не связанные с утратой редуцированных:
а) слияние двух согласных в один;
б) упрощение сочетаний бл’, пл’, вл’, мл’;
в) отвердение аффрикаты (д’з’);
г) сокращение количества гласных фонем.
46. Задания с пропусками частей предложения.
Дифтонги – это сочетания двух … звуков в пределах одного слога.
47. Опровергните утверждение или согласитесь с ним:
Дифтонгические сочетания – это сочетания гласных ă, ā, ĕ, ē, ō, ŏ, ĭ, ī, ŭ, ū с согласными m, n, r, l.
а) да;
б) нет.
48. Установите соответствия между понятиями и их содержанием
Чередования | Определения |
1. количественные | а) чередования по долготе и краткости гласных одной артикуляции |
2. качественные | б) чередования гласных, различных по артикуляции, но одинаковых в количественном отношении. |
3. качественно-количественные | в) чередования гласных, различных и по артикуляции, и продолжительности звучания |
49.Выберите два правильных варианта ответа. Укажите дифтонгические сочетания, которые в положении закрытого слога преобразовались в праславянском языке в носовые гласные (,@):
а) ān,ăn,ŏn,ōn, ām, ăm, ŏm,ōm, ūm, ŭm ūn, ŭn;
б) ār,ăr,ŏr,ōr, ĭr, īr, ūr, ŭr, ĕr, ēr;
в) āl,ăl,ŏl,ōl, ĭl, īl, ūl, ŭl, ēl, ĕl;
г) ĭn, īn, ĭm, īm, ēn, ĕn, ēm, ĕm.
50. Установите соответствия между архетипами и их старославянскими соответствиями.
Архетип | Старославянское слово |
1. *būteі | а) быти |
2. *bĭrāteі | б) бьрати |
3. *bŭdētei | в) бъдhти |
51. Установите соответствия между архетипами и их старославянскими соответствиями.
Архетип | Старославянское слово |
1. *kǒnpēlĭs | a) к@пhль |
2. *kāiātei | б) ка"ти |
3. *krūtei | в) крыти |
52. Установите соответствия между словами и фонетическими процессами
Примеры | Фонетические процессы |
1. доуша | а) изменения согласных в сочетании с j |
2. отроци | б) II палатализация |
3. отроч# | в) I палатализация |
4. отърицати | г) III палатализация |
53. Выберите правильный вариант ответа.
Согласный жд в слове сажда образовался из сочетания
а) *zdj;
б) *dj;
в) *zgj;
г) *gj.
54. Выберите правильный вариант ответа.
Согласные ст в слове мести образовались в результате упрощения групп согласных:
а) *pt;
б) *ts;
в) *tt;
г) *kst.
55. Опровергните суждение или согласитесь с ним:
«Первая палатализация – это изменение заднеязычных согласных в переднеязычные шипящие перед гласными переднего ряда»
а) да;
б) нет.
56. Выберите два правильных варианта ответа.
Перечислите слова, в которых нашел отражение процесс I палатализации.
а) ноша;
б)тишина;
в) боже;
г) кожа.
57. Выберите три правильных варианта ответа.
Результаты II палатализации представлены в формах:
а) Д.п. и М.п. существительных ж. р.;
б) Звательного падежа существительных м.р.;
в) повелительного наклонения;
г) И.п. мн.ч. существительных м.р.
58. Установите соответствия между существительными и категорией рода.
Существительные | Род |
1. камы | а) мужской род |
2. точило | б) средний род |
3. кры | в) женский род |
59. Установите соответствия между существительными женского рода и их типом склонения.
Существительные | Тип склонения |
1. рабыни | а) с основой на *ā, *jā |
2. мати | б) с основой на согласный |
3. милость | в) с основой на *ǐ |
4. боукы | г) с основой на *ū |
60. Установите соответствия между существительными м.р. и их типом склонения.
Существительные м.р. | Тип склонения |
1. воевода | а) с основой на *ā, *jā |
2. грътань | б) с основой на *ǐ |
3. даръ | в) с основой на *ŭ |
4. дьнь | г) с основой на согласный |
5. старьць | д) с основой на *ǒ, *jǒ |
61. Установите соответствия между существительными ср.р. и их типом склонения .
Существительные ср.р. | Тип склонения |
1. врhм# | а) с основой на согласный (*n) |
2. агн# | б) с основой на согласный (*nt) |
3. вино | в) с основой на * ǒ, *jǒ |
4. оухо | г) с основой на согласный (*s) |
62. Установите соответствия между прилагательными и их разрядами
Прилагательные | Разряды прилагательных |
1. кожанъ | а) относительное |
2. адамовъ | б) притяжательное |
3. кр@глъ | в) качественное |
63. Выберите правильный вариант ответа.
Прилагательные называются именными потому, что они
а) образуются от имен существительных;
б) сочетаются с именами существительными;
в) изменяются так же, как имена существительные;
г) изменяются так же, как местоимения.
64. Выберите правильный вариант ответа.
Прилагательные называются местоименными потому, что они
а) изменяются так же, как личные местоимения;
б) образуются путем присоединения к краткой форме местоимений и, ", ~;
в) сочетаются с местоимениями.
65. Установите соответствия между формами полного прилагательного м.р. и их значениями.
Формы прилагательного | Падеж, число |
1. добры> | а) В.п., мн.ч. |
2. добра" | б) И.п., дв.ч.. |
3. добра~го | в) Р.п., ед.ч |
66. Установите соответствия между формами полного прилагательного ж.р. и их значениями.
Прилагательные | Падеж, число |
1. добра" | а) И.п., ед.ч. |
2. добрыима | б) Д.п., дв.ч. |
3. добрыихъ | в) Р.п., мн.ч. |
67. Выберите правильный вариант ответа
От основы настоящего времени образуются:
а) формы настоящего времени;
б) формы настоящего времени и причастия настоящего времени;
в) формы настоящего времени, причастия настоящего времени и формы повелительного наклонения.
68. Установите соответствия между глаголами и их классами.
Глаголы | Классы |
1. дремати | а) 3 тематический класс |
2. вести | б) 1 тематический класс |
3. платити | в) 4 тематический класс |
4. вhдhти | г) 5 нетематический класс |
5. гасн@ти | д) 2 тематический класс |
69. Выберите правильный вариант ответа.
Начьнетъ читати - это форма 3 л, ед.ч:
а) будущего 1 сложного времени;
б) будущего простого времени;
в) настоящего времени;
г) будущего 2 сложного времени.
70. Установите соответствия между формами настоящего времени нетематического глагола быти.
Формы глагола быти | Лицо, число |
1. с@тъ | а) 3 л., мн.ч. |
2. ~свh | б) 1л., дв.ч. |
3. ~си | в) 2л., ед.ч. |
71. Установите соответствия между формами имперфекта глагола знати.
Формы глагола знати | Лицо, число |
1. знаахъ | а) 1 л., ед.ч. |
2. знаах@ | б) 3 л., мн.ч. |
3. знааховh | в) 1л., дв.ч. |
4. знаахомъ | г) 1л., мн.ч. |
72. Опровергните утверждение или согласитесь с ним:
«»» « «Мози – форма повелительного наклонения 2 л., ед.ч. от глагола мошти»
а) да;
б) нет.
73. Установите соответствия между формами глагола и наклонением.
Формы глагола | Наклонение |
1. бы носилъ | а) сослагательное |
2. носитъ | б) изъявительное |
3. неси | в) повелительное |
74. Установите соответствия между предложениями и их видами (по цели высказывания).
Предложения | Виды предложений по цели высказывания |
1. и съниде дъждъ, и прид@ рhкы. и вьзвhюш# вhтри (Савв.кн.) | а) повествовательное |
2. w жено. вельh естъ вhра твоh (Мар. ев.) | б) восклицательное |
3. i приимъ чаш@... дастъ iмъ гл#. пиiте отъ не> вси (Зогр. ев.) | в) побудительное |
4. къде хоштеши оутотоваемъ ти hсти пасха (Зогр.ев.) | г) вопросительное |
75. Установите соответствия между простыми предложениями и их типами.
Предложения | Типы простых предложений |
1. что же видиши с@чецъ въ оцh братра твоего а бръвъна еже естъ въ оцh твоемь не чюеши (Мар. ев.) | а) обобщенно-личное |
2. ни вьлива\тъ вина новы въ мhхы ветъхы…... нъ вино ново въ мhхы новы вълива\тъ (Мар. ев.) | б) неопределенно-личное |
3. оудобhе естъ вельб@доу• сквозh оуши игълинh проити• неже богатоу въ црьствие бжие вьнити | в) безличное |
4. село коупихъ и имамь н@жд@ изити и видhти е (Мар. ев.) | г) определенно-личное |
76. Выберите правильный вариант ответа.
В современном русском языке на месте старославянского «второго винительного падежа» употребляется:
а) винительный падеж;
б) творительный падеж;
в) родительный падеж.
77. Выберите правильный вариант ответа. В современном русском языке на месте старославянского «второго именительного падежа» употребляется:
а) второй именительный падеж;
б) родительный падеж;
в) творительный предикативный падеж.
78. Задание с пропусками частей предложения.
Оборот «дательный самостоятельный» - это сочетание существительного или местоимения в форме дательного падежа с … в той же форме.
а) причастием;
б) именным прилагательным;
в) местоименным прилагательным;
г) числительным.
79. Установите соответствия между предложениями и значением оборота дательный самостоятельный
Предложения | Значения |
1. не им@штоу же емоу чесо въздати повелh господь его да продад#тъ и (Асс.) | а) причинное значение |
2. позде же бывъшю припад@ оученици его гл@mе поусто е мhсто и годъ юже мин@ (Савв.кн.) | б) соответствует безличному предложению |
3. иждивъшоу же ~моу вьса бысть гладъ крhпъкъ на странh тои и тъ нач#тъ лишатис# (Остр.) | в) временное |
4. И извлhче мрhж# на земл’@. плън@ велиихъ рыбъ. съто и п#ть дес#тъ и три. толикоу с@ штю. не протръже с# мрhжа (Зогр.ев.) | г) уступительное значение |
80. Выберите правильный вариант ответа.
Оборот «дательный самостоятельный в предложении: i мин@въшю часоу прист@пьше къ немоу оученици его (Зогр. ев.) – имеет следующее значение:
а) временное;
б) уступительное;
в) причинное;
г) соответствует безличному предложению.
81. Выберите два правильных варианта ответа:
Сочинительный союз обаче имеет значение:
а) где;
б) однако, впрочем;
в) или;
г) но, но кроме чего.
82. Выберите правильный вариант ответа.
Укажите тип придаточного предложения:
Блжаниi ниmиi lдхомь "ко ваше есть црствие бжие.
а) изъяснительное;
б) образа действия;
в) причинное;
г) цели.
83. Выберите два правильных варианта ответа.
Союз доньдеже в предложении:
И ероусалимъ б@детъ попираемъ >зыкы доньдеже съконьча\тъ с# врhмена >зыкъ (Мар.ев.) - имеет следующее значение:
а) до тех пор, пока;
б) когда;
в) с тех пор, как;
г) пока, пока не.
84. Установите соответствия между предложениями и типом придаточных предложений.
Предложения | Тип придаточного предложения |
1. Аmе не обратите с# ни б@дете "ко дhти, не имате вьнити вь црствие нбское (Сав. кн.). | а) условное |
2. и проз#бъ (проросши) оусъше зане не имhаше влагы (о зерне) (Остр. ев.). | б) причинное |
3. вhдhаше бо "ко зависти ради прhдаш# и (Остр. ев.). | в) изъяснительное |
4. бh свhтъ истиньныи иже просвhmаеть вс"кого члка (Остр. ев.). | г) определительное |
Ключ
1. б
2. в
3. б, г
4. б
5. в
6. 1а, 2б, 3в, 4г.
7. в
8. б
9. а
10. а, в
11. г
12. а
13. 1а, 2б, 3в
14. а
15. г
16. 1а, 2б, 3в, 4г
17. г
18. а
19. б, в
20. в
21. 1а, 2б, 3в
22. 1а, 2б
23. б
24. б, г
25. 1а, 2б, 3в
26. 1а, 2б, 3в
27. б, г
28. в, г
29. а, в, г
30. б, в, г
31. б, в
32. а, б, в
33. б, г
34. а, в, г
35. б, в, г
36. а, б, г
37. а, в
38. в
39. а, б, в
40. б, в, г
41. а, в
42. б
43. 1а, 2б, 3в
44. а, б, г
45. б, в
46. гласных
47. а
48. 1а, 2б, 3в
49. а, г
50. 1а, 2б, 3в
51. 1а, 2б, 3в
52. 1а, 2б, 3в, 4г
53. б
54. в
55. а
56. б, в
57. а, в, г
58. 1а, 2б, 3в
59. 1а, 2б, 3в, 4г
60. 1а, 2б, 3в, 4г, 5д
61. 1а, 2б, 3в, 4г
62. 1а, 2б, 3в
63. в
64. б
65. 1а, 2б, 3в
66. 1а, 2б, 3в
67. в
68. 1а, 2б, 3в, 4г, 5д
69. а
70. 1а, 2б, 3в
71. 1а, 2б, 3в, 4г
72. а
73. 1а, 2б, 3в
74. 1а, 2б, 3в, 4г
75. 1а, 2б, 3в, 4г
76. б
77. в
78. а
79. 1а, 2б, 3в, 4г
80. а
81. б, г
82. в
83. а, г
84. 1а, 2б, 3в, 4г
страница 1
скачать
Другие похожие работы: