NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол № И. о зав кафедрой /Т. А. Распопова/ Подпись, дата


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского

Кафедра теории и истории русского языка
Аттестационно - педагогические измерительные материалы
по дисциплине
«Стилистике русского языка»
блока ДПП. Ф. 05
для специальности 032900- «Русский язык и литература»

Утверждено на заседании кафедры

«__»________________ 2009 г.

Протокол №

И.о. зав. кафедрой ________________/Т.А. Распопова/

Подпись, дата

Начальник УМУ _________________/А.Н. Прядехо/

Брянск 2009 г.

Тестовые задания

1. Отметьте предложения со стилистическими ошибками, вызванными неоправданным употреблением тропов.

  1. В морозном обличье, как и полагается, набросив на плечи елей пышные шапки, пришел Новый год.

  2. Древние русские города явились цитаделью русского национального зодчества, животворным источником самобытной культуры нашего народа.

  3. Отдельные северные места, где льдины гложут валунные берега и только в узкие проемы летних месяцев отступает холодная Арктика, пропуская корабли по свинцовой дорожке ледяной воды, ложе наша земля.

  4. Стихи Маяковского горели ярким огнем на фоне строительства новой жизни.

  5. Год трудов и надежд, вот он понесся навстречу современнику, стуча колесами на стыках дней.


2. Отметьте предложения со стилистическими ошибками, вызванными неоправданным употреблением тропов.

  1. Забота о воспитании девушек и юношей, об их добром имени пронизывает вечерние беседы.

  2. Учителя не поленились зажечь огонь в моих глазах.

  3. Популярные трассы лесопарка допоздна звенят голосами, трудятся с максимальной нагрузкой.

  4. У розового зрения любви два глаза: глаз радужного мира и глаз глубинного взгляда.

  5. Северный олень неприхотлив, не требует ухода и с радостью отдаст человеку прекрасное оленье мясо, шкуры, рога.


3. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи:

Всякое размножение связано с увеличением живой массы. Что представляет собой живая масса? Ёе главная составная часть - белок, первооснова живых образований, который наряду с нуклеиновыми кислотами является самым универсальным компонентом живой материи. Объясняется это прежде всего тем, что белки служат двигателями того бесчисленного множества химических реакций, которые лежат в основе всех явлений жизни. Сами по себе эти реакции протекали бы так медленно, что ни о какой жизни не могло быть и речи. В живой клетке они идут с огромной скоростью, благодаря наличию биологических кагал и заторов-ферментов. А все ферменты являются белками.

  1. разговорному

  2. художественному

  3. газетном - публицистическому

  4. официально-деловому

5)научному

4. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи:

Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет. нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго, - не только физическое, по и умственное. В пароде говорят: чти отца своего и матерь свою - и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.

  1. разговорному

  2. художественному

  3. газетно-публицистическому

  1. официально-деловому

  2. научному


5. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи.

К нашему большому сожалению, мы должны сообщить Вам, что партия лакокрасочных материалов, отгруженных Вами на судне "Ленинград" по контракту 27-005/40289, не соответствует по качеству нашим спецификациям, на основании которых был заключен контракт.

Согласно параграфу №... в договоре, мы имеем право отказаться от приемки этой партии товара. Однако, принимая во внимание наши длительные деловые отношения и то обстоятельство, что предыдущие поставки лакокрасочных материалов в счет данного контракта были произведены в соответствии с условиями договора и надлежащего качества, мы согласны принять эту партию товара, если Вы предоставите нам скидку в 10%.

  1. разговорному

  2. художественному

  3. газетно-публицистическому

  4. официально-деловому

  5. научному


6. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

У ворог бабка Маланья повстречала соседку и стала громко рассказывать:

- Зовет Павел-то в Москву погостить. Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не приложу. "Приезжай, - говорит,- мама, шибко я по тебе соскучился".

Соседка что-то отвечала. Шурка не слышал что, а бабка ей громко:

- Оно, знамо дело, можно бы. Внучат пи разу не видела еще. только на карточке. Да шибко уж страшно...

Около них остановились еще две бабы, потом еще одна подошла, потом еще... Скоро вокруг бабки Маланьи собралось изрядно народа, и она снова и снова начинала рассказывать:

- Зовет Павел-то к себе, в Москву. Прямо не знаю, что делать... Видно было, что все ей советуют ехать.

  1. разговорному

  2. художественному

  3. газетно-публицистическому

  4. официально-деловому

  5. научному

7. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

"Я вырастал в глухое время..." - это сказано обо мне и моем поколении. Мне - тридцать три. Разберем, как говорят аппаратчики, по позициям. Десяток лет спишем на период розовощекой детской невинности. Три года совпали с перестройкой. Двадцать - точнехонько укладываются в эпоху застоя. К ним, этим двум десятилетиям, очень подходит строчка из Писания - "Суета и томление духа". Томление духа. Ныло оно, было - томление духа... Была бы одна только суета -и говорить что-либо нынче посовестился бы!

Очевидно, нельзя зачеркивать целые поколения только лить потому, что жили они в кровавые, несправедливые или выморочные годы. Человека можно обречь на бессмысленную суету, но заставить человека считать свою единственную, неповторимую жизнь бессмысленной, к счастью, невозможно.

  1. разговорному

  2. художественному

  3. газетно-публицистическому

  4. официально-деловому 5)научному


8. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

...Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева. - с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св.Лаврентия. Л "осень и зима хороши живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик". Потом бабьим летом паутины мною село на поля. Это тоже добрый знак: "Много тенетника на бабье лето - осень ядреная"... Помню ранее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправить их в город, -непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге.

  1. разговорному

  2. художественному

  3. газетно-публицистическому

  4. официально-деловому

  5. научному


9. Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи

Функциональные стили как системы речевых средств отличаются прежде всего тем, что эти средства обладают необходимым качеством - функциональной целесообразностью употребления. Эти специфические для каждого стиля средства определяются условиями, целями и задачами конкретного общения, т.е. экстралингвистическими факторами, и не разрушают единой системы общелитературного языка, который является нейтральной основой разных стилей. Специфические функциональные речевые средства и нейтральные общелитературные находятся в постоянном взаимодействии. Их соотношение между стилями и в пределах каждого функционального стиля изменчиво: общелитературные средства могут обособляться и закрепляться за определенной сферой общения, и. наоборот специфические средства - переходить в разряд нейтральных.

  1. разговорному

  2. художественному

  3. газетно-публицистическому

  4. официально-деловому 5)научному

10. Отметьте предложения, где слово употреблено без учёта его значения.

  1. Красивы весной березки в своем подвенечном саване.

  2. Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов.

  3. На привале мы читали отрывки из творчества любимых поэтов.

  4. Я решил стать офицером, но тому что у меня отец и дед офицеры, и я хочу продолжить семейную династию.

  5. На последней выставке нам было представлена целая плеяда новых компьютеров.

11. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

  1. Весной линяют зайцы и синицы, а у куниц появляется наследство.

  2. Специалисты нашего оздоровительною центра обладают как традиционными, так и новейшими методами диагностики.

  3. А когда ему говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он едет в этот дом и обхаживает его.

  4. Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.

  5. В течение февраля продолжительность суток в Подмосковье возрастает на два часа.


12. Отметьте предложения, где слово употреблено без учета его значения.

  1. Люди давно мечтали о покорении этих двух континентов - Арктики и Антарктики.

  2. Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю, получаемому при обычном способе посадки клубнями.

  1. Автор хрестоматии написал аннотацию.

  2. Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир должен быть окружен вниманием и почетом.

  3. Президент страны классифицировал эту акцию как неприкрытую международную агрессию против своего народа.



13. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

  1. Девочка будет играть заглавную роль в фильме "Голубой портрет".

  2. Экспертизу писем поручили сотруднику криминогенного отделения милиции.

  3. Арфа употребляется для сопровождения голоса или для аккомпанемента различным сольным инструментам.

  4. Близорукость может продолжать увеличиваться в течение всей жизни- это прогрессивная близорукость.

  5. Хорошо наезженный проселок был густо испещрен свежими отпечатками покрышек автомашин.

14. Отметьте нарушение лексической нормы, связанное со смешением паронимов.

  1. Эта книга имеет двойной характер.

  2. Модельеры и работники обувной промышленности всегда стремятся к тому, чтобы обувь была красивой и практической.

  3. Из-за большого количества приезжих число закоренелых москвичей невелико.

  4. Экранизировали один за другим разные рассказы Лавренева.

  5. В начале конференции трибуна была представлена гостям для приветствий.


15. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

  1. Собранный материал говорит о том, что шаровая молния- реалия(1) реальность(2)

  2. Ученик почувствовал себя полным невежей(3)невеждой(4)

3) Перед собранием встал (5) стал(6) такой принципиальный вопрос.

16 Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

1) Все экспонаты(1) экспоненты(2) были подготовлены и сложены в ящики.

  1. В декабре в обществе приняли акционерные(3) акционерские(4) взносы на особенно крупную сумму.

  2. Все его странные поступки продиктованы непомерным самомнением и гордыней(5) гордостью(6)


17. Из предложенных слов выберите вариант, соответствующий контексту.

  1. Он не понимает сущность( 1) существо(2) происходящих событий.

  2. От воспоминаний в душе явно(3)явственно(4) всколыхнулось чувство тоски.

  3. На мебель были надеты(5)одеты(6) чехлы.


18. Отметьте варианты, не нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

  1. взыскать материальный ущерб

  2. удовлетворять современным потребностям

  3. предпринять меры

  4. заслужить уважение

  5. выражать опасения


19. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

  1. неослабная помощь

  2. не играет значения

  3. повышать мастерство

  4. скрытная угроза

  5. изъявлять признательность


20. Отметьте варианты, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

  1. предпринимать усилия

  2. высказать гипотезу

  3. повысить потенциал

  4. обнаружить закономерность

  5. предвещать поражение


21. Отметьте предложения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов.

  1. Все верили в победу наших хоккеистов, но они одержали поражение.

  2. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.

  3. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе.

  4. Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.

  5. Ребята строили спортгородок как самые отъявленные специалисты.


22.Отметьте предложения, где есть плеоназм.

  1. Беседа, которую мы провели, подошла к своему завершающему концу.

  2. Наружная внешность героини достаточно привлекательна.

  3. Загрязнение атмосферного воздуха - животрепещущая и актуальная проблема нашего века.

  4. Имя Андрея Рублева широко известно не только в России, но и за рубежом.

  5. Посмотреть на иконы Андрея Рублева приезжают люди из многих стран мира.


23. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

  1. Внутренний интерьер комнаты отдыха располагал к приятному проведению времени: здесь можно было расслабиться после дневных трудов.

  2. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, радости нашей не было предела.

  3. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары.

  4. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

  5. Приходилось днем заниматься в техникуме, а вечером - в аэроклубе.

24. Отметьте предложения, где есть плеоназм.

  1. Площадь этого виноградника - около пяти квадратных гектаров.

  2. Вся его теория построена на зыбком песке.

  3. Там, где в недавнем прошлом были пустыри и свалки, теперь поднялись новые высотные дома.

  4. Бидструп создал эти карикатуры без малого почти 50 лет назад.

  5. Основная часть поставщиков территориально расположена в одном с вами районе.

25. Отметьте предложения, где есть тавтология.

  1. Герой целеустремленно стремится к намеченной цели.

  2. Чистое помещение новой школы производило своей чистотой приятное впечатление.

  3. Юрий Гагарин, который является первым космонавтом, является и примером для современной молодежи.

  4. Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получат пятерки.

  5. Грохотавшие орудия оглушали своим грохотом.


26. Отметьте предложения, где есть тавтология.

  1. Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

  2. Новый сплав - великолепный сварочный материал для электросварки стальных изделий

  3. Для дальнейшего изучения образа жизни этого племени участники экспедиции во главе со специалистом по проблемам бразильских индейцев намерены провести детальное изучение жизни этого племени.

  4. В конце 19 - начале 20 века появляются первые словари, толкующие не только заимствованные слова, но и исконную лексику русского языка.

5) Между различными традициями общей языковой дидактики существуют заметные различия.
27. Отметьте предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова.

  1. Сравним результаты первого кризиса со вторым.

  2. Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от рябчика обыкновенного.

  3. Вся поверхность земли представляла зелено-золотистый океан.

  4. Воспитанники нашего спортивного клуба выступили лучше, чем все другие клубы.

  5. Каждый конкретный речевой акт требует совершенно определенных средств выражения


28. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

  1. Мастер не раз по душам толковал( 1), говорил(2) со своими подчиненным.

  2. Тропинка вела от ворот к тому флигелю, из которого они только что убрали(З), унесли(4) ноги.

  3. Желание хорошо учиться у него есть, но не хватает способностей, - вот где собака зарыта(5), спрятана(6).



29. Отметьте слово, которое используется в составе приведенных фразеологизмов.

  1. Он все сделал так, чтобы провести(1), обвести(2) вокруг пальца.

  2. Он не хотел говорить этого, но неожиданное слово вырвалось(З), сорвалось(4) у него с языка.

  3. Он воспринял приказ о расформировании как несчастье, свалившееся(5), упавшее(6) ему на голову.


30. Отметьте предложения, где фразеологизмы употреблены без учета их значения.

  1. Изящно и просто фигуристы решили эту тяжелейшую проблему и поставили на ней крест.

  2. Провожали нашу туристскую группу в последний путь весело и верили в ее скорое возвращение.

  3. И на этот раз мой друг не ударил лицом в грязь и вышел победителем в труднейшем боксерском поединке.

  4. В те годы в таких соревнованиях наших призеров было - кот наплакал, не то что теперь.

  5. Выпускники, радостные и счастливые, на прощание спели свою лебединую песню.

31. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

  1. Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились.

  2. Виктор предупреждал: чем дальше в лес, тем больше щепки летят.

  3. Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

  4. От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало и в холод и в жар.

  5. Он взвалил мешок па себя и согнувшись, что называется, в три погибели, медленно, со множеством остановок стал карабкаться наверх.

  1. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

  1. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование народным судьей примеров, взятых из жизни.

  2. Приведенные показатели играют мало места для пашей экономики.

  3. Его не следовало бы на пушечный выстрел подпускать к общественному хозяйству.

  4. Опытный инженер быстро вошел в курс всех дел. связанных со строительством капала.

  5. Мы могли бы забить во все колокола, но сначала решили все спокойно обдумать.



33. Отметьте предложения, где есть ошибки в употреблении фразеологизмов.

  1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда.

  2. А вы легки на помине - мы с женой сейчас лишь о вас говорили.

  3. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки.

  4. Театр в Андреевском Воронцов организовал на более широкую ногу.

  5. Хотелось бы, чтобы эти случаи не прошли мимо внимания депутатов.


34. Отметьте варианты, где значение соответствует приведенным фразеологизмам.

  1. остаться с носом - потерпеть неудачу, быть одураченным

  2. попасть впросак - из-за своей оплошности или неосведомленности оказаться в неловком положении

  3. по воле судьбы - в зависимости от сложившихся обстоятельств

  4. опускать занавес - не принимать во внимание, не учитывать что-либо

  5. избитая колея - общепринятый, привычный, обычный способ действия, образ жизни

35. Отметьте фразеологизмы, которые представлены вариантами.

  1. приложить руки - приложить руку

  2. язык проглотишь - язык проглотил

  3. испить чашу до дна - испить горькую чашу

  4. браться за разум - взяться за разум

  5. пройти сквозь огонь и воду - пройти огонь и воду и медные трубы


36. Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.

  1. разъяснения о допущенных ошибках

  2. оперировать с точными данными

  3. подчеркнуть о необходимости строительства

  4. сдать рецензию на книгу

  5. извещать автора


37.Отметьте словосочетания, где допущены ошибки в управлении.


  1. занять место согласно боевого расписания

  2. сдать вовремя благодаря четкой работы

  3. сделать вопреки неблагоприятному прогнозу

  4. поступить наперекор установленных принципов

  5. плыть наперерез бурному течению


38. Отметьте предложения, где допущена ошибка в согласовании определении и приложений.

  1. Очень милый мальчик этот был круглый сирота.

  2. Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.

  3. В январе 2000 года запущен очередной спутник к планете Венере.

  4. В городе Петрозаводск у нее остались родные.

  5. Один грамм-молекула этого вещества содержит нужное количество белков.


39. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки, подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению, и укажите ваш вариант исправления каждой ошибки:
1. Судя из этого разговора, ответственность за случившееся несет директор.

2. Если бы все неукоснительно следовали правилам, жить было бы проще.

3. Депутат одел очки и начал читать проект резолюции.


  1. Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.

  2. При необходимости мы будем брать адекватные меры.



40. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки, подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению, и укажите ваш вариант исправления каждой ошибки:
1. Судя из этого разговора, ответственность за случившееся несет директор.
2. Если бы все неукоснительно следовали правилам, жить было бы проще.

3. Депутат одел очки и начал читать проект резолюции.


  1. Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.

  2. При необходимости мы будем брать адекватные меры.


41. Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормальные (при наличии нескольких вариантов замены записывайте их через косую черту).

1. Мы с главным инженером обсуждали о том, что необходимо повысит эффективность производства.
2. Президент попросил доложить все, что делается в этом направлении.

3. Этот проект занимает большое и важное значение в нашей работе.


  1. Многие утверждают о том, что у нас не соблюдают права человека.

  2. Люди свыклись к тому, что никто не интересуется их трудностями.

42. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки, подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению, и укажите ваш вариант исправления каждой ошибки:
1. Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.
2. Подходя к дому, мне показалось, что я слышу знакомый голос.

3. Кандидаты в депутаты помогают избирателям решать бытовые проблемы и
этим завоевывают ихние голоса.



5. После вмешательства цензора текст претерпел небольшие изменения, но ничем существенным жертвовать не пришлось.




4. В сырых овощах больше пользы, чем в вареных.

43. Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные (при наличии нескольких вариантов замены записывайте их через косую черту):
1. В Москве эпидемия гриппа угрожает в конце января.
2. Председатель собрания деликатно намекнул о необходимости соблюдать регламент.
3. Да что депутаты! Какие проблемы стоят перед бедными - им значения не
имеет.

4. Вопрос не в том, сколько тебе лет, а в том, как ты справляешь свои обязанности.

5. Нельзя допустить, чтобы нашими судьбами вершил необразованный человек.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: